Игры на переменах.
Два сигнала.
Играющие делятся на 2 команды и встают в шеренги лицом одна к другой на расстоянии 3-4 см. Одна команда выполняет заранее указанные движения при названии овощей, другая – при названии фруктов. При каждой ошибке играющего соответствующая команда получает штрафное очко.
Указания к игре. Тематика названий может быть различной, например «Звери и птицы», «Дерево и металл» и т.д. Для подсчета очков руководитель может привлечь ребят.
Найди предмет.
Все играющие отворачиваются лицом к стене. В это время руководитель игры кладет на видное место предмет: ключ, карандаш, мел, свисток и т.д. По команде «Можно искать!» играющие начинают искать предмет. Тот, кто заметит предмет, подходит к руководителю и тихо ему сообщает об этом. И так до тех пор, пока все учащиеся не найдут предмет. Играющий, нашедший предмет последним, проигрывает. Играющий, нашедший предмет первым, считается самым внимательным. Он имеет право быть руководителем при повторении данной игры.
Бой петухов.
Двое играющих становятся в начерченный на полу круг диаметром 1.5 – 2 м на расстоянии полшага друг от друга, слегка наклоняются вперед, сгибают одну ногу и придерживаю ее сзади рукой за стопу, другую руку закладывают за спину. Задача состоит в том, чтобы, прыгая на одной ноге, толчком плеча вывести соперника из равновесия и заставить его хотя бы опустить руку или вытолкнуть из круга.
Указания к игре. Игра может идти на первенство команды или до выявления одного победителя (по системе выбывания).
У кого мяч!
Играющие образуют круг, встав плечом к плечу. Рук у играющих за спиной. Они передают друг другу теннисный мяч. Один их играющих в удобный момент когда водящий повернется к нему спиной, старается дотронутся мячом до спины и быстро передать его стоящему рядом товарищу. Водящий должен узнать того, кто дотронулся до него мячом, или определить, у кого в данный момент находится мяч. Если водящий заподозрит игрока с мячом, он громко говорит: «Руки!» - и тот сейчас же обязан показать обе руки. Указанный становится на место водящего, а последний идет в большой круг. Если водящий ошибается, он продолжает водить.
Туннель.
Играющие делятся на две команды и строятся в колоны на два, взявшись за руки, одна колонна параллельно другой. По команде руководителя дети, стоящие последними в своих командами, по туннелю под поднятыми руками играющих бегут вперед, встают впереди колоны и поднимают руки вверх. Как только это увидят оставшиеся последними в каждой команде играющие, они выполняют то же, что и предыдущая пара. Выигрывает та команда, играющие которой окажутся более быстрыми и ловкими.
Указания к игре. Расстояние от первого до последнего играющего в командах н должно уменьшаться. Как только играющие начинают бежать вперед, остальные передвигаются на одно место назад.
Товарищ командир.
Играющие стоят полукругом, или рядами. Руководитель предупреждает, что по его команде со словами «товарищ командир» ученики должны выполнить движение. По
команде без слов «товарищ командир» учащиеся не должны выполнять движение. Ученик, выполнивший движение без команды, считается проигравшей.
Неслышно за мячом.
Играющие располагаются по кругу. В центре круга водящий, вокруг которого лежат несколько больших или малых мячей или других предметов (булав, скакалок, флажков и т.д.). Глаза водящего закрыты.
По сигналу руководителя один, двое или трое играющих неслышно подползают или подходят к лежащим предметам, тихо берут по одному предмету и возвращаются на свое место. Водящий старается услышать или угадать, когда играющий берет предмет. Если это ему удается, он говорит: «Стой!» - и показывает рукой в направлении играющего, а то выходит их игры. Игра продолжается до тех пор, пока не истечет намеченное на игру время. Затем выбирается новый водящий.
Указания к игре. Играющие не должны создавать ложного шума, при котором водящему трудно будет услышать приближающегося играющего.
Не урони палку.
Играющие встают в круг и рассчитываются по порядку по порядку. В центре встает водящий, в руке у него гимнастическая палка. Водящий ставит палку вертикально на пол и, отпуская ее, называет любой номер. Играющий, номер которого был назван, должен быстро подбежать к палке и подхватить ее, прежде чем она упадет. Если ему это удалось, он возвращается на свое место, а водящий называет другой номер. Если же вызванному не удалось поймать палку до ее падения, то он меняется ролью с водящим.
Что изменилось!
Руководитель ставит на видное место стенд, на котором развешаны 10-15 различных открыток. Играющим предлагается в течении 1-2 мин запомнить расположение открыток. Затем щит поворачивается тыльной стороной к ученикам и производится перемещение на нем нескольких открыток. Повернув щит снова лицевой стороной к играющим, руководитель предлагает им определить, какие открытки были перемещены. Выигрывает тот, кто называет большее число перевешанных открыток.
Делай этак, делай так.
Играющие встают лицом по кругу, либо свободно (в рассыпную). Руководитель игры предупреждает, что учащиеся должны выполнять показанные им упражнения при словах «делай этак», а при словах «делай так» упражнение не повторять. Играющие, не сделавшие ни одной ошибки, считаются победителями.
Вариант 2. Эту игру можно проводить, разделив играющих на две, три команды. Тогда команды соревнуются друг с другом. Играющие, которые сделают ошибку, не выходят из игры, но приносят команде штрафное очко. Выигрывает команда, получившая наименьшее количество штрафов.
Ручеек.
Дети идут в колонне по два. По команде учителя «ручеек» дети останавливаются, берутся за руки и поднимают их вверх. Каждая пара, начиная с последней одна за другой пробегает внутри (под руками) и становится впереди, поднимая руки вверх.
Кто подходил?
Играющие встают в одну или две шеренги. Спиной к ним стоит водящий с закрытыми глазами. Руководитель игры знаком вызывает одного из играющих, который тихо подходит к водящему, и громко назвав его имя так же тихо уходит на его место. По сигналу руководителя водящий поворачивается к играющим и старается угадать того, кто подходил. Если он угадает, подходящий идет водить.
Руки соседа.
Играющие встают в круг. Руководитель игры ходи внутри круга и, остановившись около какого-нибудь играющего, говорит «руки». Играющий, к кому обращены слова, стоит спокойно, но играющий, стоящий справа от него, должен поднять в верх правую руку, а стоящий с лева – левую. Если кто-либо из троих ошибется, то выбывает из игры.
Игра продолжается до тех пор, пока останется только трое играющих. Они объявляются победителями.
Под хлопки.
Играющие свободно располагаются по залу. Руководитель выбирает водящего и, удалив его из помещения, где играют, прячет предмет. Возвратившийся по сигналу водящий под хлопки учащихся ищет спрятанный предмет. Если он находится далеко от предмета, учащиеся хлопают тихо, если идет по направлению к предмету – громче, если подходит близко, очень громко. После того как предмет найден, выбирается другой водящий.
Хоровод.
Играющие образуют два круга, один внутри другого, и берутся за руки. По сигналу учителя они начинают движение в заданную сторону (ходьба или бег). Можно предложить ритмическую ходьбу под песню или музыкальное сопровождение.
Летает не летает.
Играющие встают в круг или играющие свободно располагаются по залу. Учитель называет разные предметы. Если предмет лает, например самолёт, птица, то дети должны поднять в стороны руки и взмахнуть ими, как крыльями, если предмет не летает, то они не должны поднимать рук. Тот, кто неправильно поднял руки, считается проигравшим.
Кто ушёл?
Дети стоят в кругу. Водящий встаёт в центре круга и закрывает глаза. Учитель дотрагивается до одного из играющих, стоящих в круге, и он тихо выходит из зала. Учитель разрешает водящему открыть глаза и спрашивает у него: « Отгадай, кто ушёл?». Если водящий отгадал, то он встаёт в круг и выбирает другого водящего. Если не отгадал, снова закрывает глаза, выходящий из зала занимает своё прежнее место в кругу.
Мышеловка.
Дети делятся на две неравные группы. Одна треть детей образует круг – мышеловку, остальные изображают мышей и находятся вне круга. Дети, изображающие мышеловку, берутся за руки и начинают ходьбу по кругу вправо, влево, приговаривая:
Ах, как мыши надоели,
Развелось их просто страсть.
Всё погрызли, всё поели,
Всюду лезут – вот напасть.
Берегитесь же, плутовки,
Доберёмся мы до вас.
Вот поставим мышеловки –
Переловим сразу вас.
По окончании текста дети останавливаются и поднимают сцепленные руки вверх. Мыши вбегают вкруг и тут же выбегают из него с другой стороны. На слово учителя «хлоп!» дети, стоящие в кругу, опускают руки и приседают – мышеловка захлопывается. Мыши, не успевшие выбежать из круга, считаются пойманными. Когда большая часть мышей поймана, дети меняются ролями и игра продолжается.
Море волнуется.
Дети встают в круг на расстоянии одного – двух шагов один от другого, и каждый чертит вокруг себя кружок. С помощью считалки выбирается водящий. Он идёт мимо играющих «змейкой». Те дети, которым водящий сказал: «Море волнуется», идут за ним, образуя постепенно цепочку. Такая цепочка огибает каждый кружок. По словам учителя: « Море спокойно» все отпускают руки и стараются быстрее занять любой свободный кружок.
Затейники.
Дети встают вкруг. Один из играющих выбирается затейником и встаёт в середину круга. Дети идут по кругу вправо ( влево) и произносят текст:
Ровным кругом,
Друг за другом,
Мы идём за шагом шаг.
Стой на месте,
Дружно, вместе
Сделаем вот так.
По окончании текста дети останавливаются. Ведущий показывает какое- либо движение, и все стоящие в кругу повторяют его. Затем ведущий меняется и игра продолжается. Тот, кому не удаётся повторить движение ведущего, считается проигравшим.
Эхо.
Дети идут в колонне по одному. Учитель произносит какую- либо фразу, а дети, как эхо, повторяют последнее слово. Например, ведущий говорит: «Кукареку» - дети отвечают протяжно: «ку-ку».
Автор: Токарева Алена Анатольевна