Музыка и танец как средство оздоровления.
О том, что искусство лечит, знали в глубокой древности. Швейцарский этнограф О. Штель описал случаи, когда в древнем Хорезме табибы с помощью танцевальной музыки, звуков сурны, дойры, нагоры оживляли человека, считавшегося умершим. Они хорошо знали, звуки каких инструментов наиболее благоприятны при тех или иных болезнях. Знали, что медленная, спокойная по характеру музыка влияет на ритм сердца, снижает давление, а быстрая танцевальная — повышает его. Доказано, что звуки могут быть как созидательными, так и разрушительными. Известно, что человеческий голос может разбить вдребезги винный стакан — и не только, достаточно напомнить о библейском событии — разрушении стен города Иерихона, которые пали от звука труб (Книга Иисуса Навина, глава 6). Сейчас когда мы говорим о необходимости духовного оздоровления общества, не мешает, в связи с музыкой, вспомнить мысли великих философов древнего мира.
Платон считал, что музыкальное воспитание — более действенное средство, чем все другие, потому что ритм и гармония находят свой путь в глубину души. Пророческими, как откровение, для нас являются и другие слова Платона: «Нужно избегать введения нового рода музыки, — это подвергает опасности все государство, так как изменение музыкального стиля всегда сопровождается влиянием на важнейшие политические области». Неслучайно Китай сохраняет древние музыкальные традиции. Аристотель утверждал, что музыка обладает силой формировать характер.
Английский композитор и пианист нашего столетия К. Скотт отмечает, что чрезмерное подчеркивание однообразных ритмов в музыке, наблюдающееся у многих музыкальных творцов нашего времени, напоминает боевую музыку праотцов, которая применялась для возбуждения воинственности и жажды убивать.
Именно такая музыка часто звучит теперь и в наших дискотеках, радио- и телеэфирах.
Автор: Зубцова Людмила Константиновна