«ЗНАКОМСТВО С НАТЮРМОРТОМ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ »
ТЕМА : «ЗНАКОМСТВО С НАТЮРМОРТОМ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ »
Искусство есть такая же потребность
Для человека, как есть и пить.
Потребность красоты и творчества,
Воплощающего ее, неразлучна с человеком.
Ф. М. Достоевский.
Актуальность: натюрморт — первый жанр живописи, с которымнужно знакомить дошкольников, ибо он не только вызывает наибольший эмоциональный отклик детей уже с 3-4 лет, ассоциации с их собственным жизненным опытом, но привлекает внимание детей к средствам выразительности живописи, помогает им пристальнее вглядываться в красоту изображенных предметов, любоваться ими.
Художественные натюрморты могут быть доступны эстетическому восприятию детей. Отдельные дети способны воспринимать этот жанр живописи в какой-то мере эстетически, осмысливать и выражатьсвоиэстетические чувства и эмоции.
Дети старшего возраста, выбирая «самую красивую» художественную открытку, способны руководствоваться при выборе не случайными, а стойкими эстетическими чувствами, вызываемыми яркостью красок, их сочетанием; при этом ребенок надолго сохраняет в памяти воспринятый художественный образ.
Н.М. Зубаревой установлены три уровня эстетического восприятия детьми дошкольного возраста живописного натюрморта. Напервом уровне, самом низком, ребенок радуется изображению знакомых предметов, которые он узнал на картине, но еще не образу. Мотив оценки носит предметный или житейский характер. На этом уровне стоят дети примерно трехлетнего возраста, но если с ними не ведется педагогическая работа, то на этом же уровне они остаются не только в 6 - 7 лет, но и в более старшем возрасте.Второй уровень: ребенок начинает не только видеть, но и осознавать те элементарно-эстетические качества произведения, которые делают картину привлекательной для него. При условии внимания со стороны педагога значительная часть детей в возрасте 5 лет уже способна получать элементарное эстетическое наслаждение, оценивая в картине как красивое и цвет, и цветовые сочетания изображенных предметов и явлений, реже - форму и композицию. Натретьем, самом высоком уровне эстетического развития дети-дошкольники поднимаются до способности воспринимать больше, чем заложено во внешних признаках изображаемого явления. На этом уровне ребенок оказывается способным уловить внутреннюю характеристику художественного образа, не лежащую на поверхности. Это еще частичное, не полное постижение художественного образа, но оно позволяет ребенку эстетически переживать хотя бы часть замысла художника. На таком уровне восприятия оказываются дети в основном старшего дошкольного возраста при условии проведения с ними целенаправленной педагогической работы по развитию их эстетических чувств и восприятий.
Огромное значение имеет методика общения с детьми и рассматривания вместе с ними художественной картины. Основным методом общения является метод свободного диалога, доброжелательной поддержки высказываний ребенка, творчески интерпретирующего свои эстетические переживания. Взрослый при рассматривании художественной картины должен анализировать произведение. Велика роль вопроса, с которым обращается взрослый к ребенку. Вопрос «что?» ориентирует ребенка на перечисление предметов. Вопрос «что делают?» побуждает детей к раскрытию функциональных связей. Когда же ребенка просят рассказать о событиях, изображенных на картине («о чем художник хотел нам рассказать), ребенок пытается истолковать увиденное.
В старшей группе по ознакомлению детей с натюрмортом. Детям предлагаются разные виды натюрмортов, более сложных по содержанию: одновидовые, но не только цветы, плоды, а и предметы быта, труда, произведения искусства, одежда и др.; натюрморты смешанного типа, сюжетные; натюрморт как часть произведений других жанров. Показываем им произведения, разные по характеру и манере изображения, средствам выразительности. Главной же задачей является формирование эмоционально-нравственной отзывчивости детей на настроение и содержание картины, сопереживания им, соотнесения увиденного с собственным опытом и чувствами, вызванными натюрмортом, а уже отсюда дети подводятся к пониманию единства содержания, смысла картины и средств выразительности; найденных художником. Обращаем их внимание не только на то, что изображено, но и как изображено, и почему именно так. Постепенно и последовательно приобщаем детей к элементарным искусствоведческим знаниям, языку искусства, видению индивидуальной творческой манеры художника, умению выражать свои чувства в речи, используя эмоционально-эстетические, искусствоведческие термины. Учим использовать познанное в собственной творческой изобразительной деятельности.
Первый этапработы может быть связан с уточнением и расширением представлений детей об искусстве (и изобразительном в частности).
Второй этапсвязан с расширением и закреплением представлений детей о натюрморте. Они приобретают знания о сюжетном натюрморте - типа «накрытый стол» и натюрморте как части других жанров живописи, его роли в картине, о средствах выразительности натюрморта, о разных по характеру изображения натюрмортах, узнают имена художников, пишущих натюрморты, особенности их манеры письма. Особое внимание уделяется развитию у детей ассоциативного мышления, эмоциональной отзывчивости, использованию в речи искусствоведческих, эмоционально-эстетических терминов, умению общаться по поводу увиденного и использовать полученные знания в собственном творчестве.
Третий этапработы может включать несколько занятий, направленных на ознакомление детей со средствами выразительности натюрморта: цветом, композицией, рисунком. С детьми этого возраста ведется целенаправленная и более углубленная работа по ознакомлению их со свойствами цвета. Дети уже знают, что цвет помогает передать время года, суток, состояние погоды, освещенность; что он может говорить и о настроении художника или отношении его к изображаемому. Они уже на практике умеют составлять нужный цветовой тон, превращать его в более теплый или холодный, яркий, звонкий или глухой, нежный.
Автор: Пузырева Светлана Валерьевна