«Нетрадиционные техники рисования как средство развития творчества у детей дошкольного возраста»
«Нетрадиционные техники рисования как средство развития творчества у детей дошкольного возраста»
Рисование входит в число наиболее любимых занятий для детей дошкольного возраста. Эта любовь объясняется очень просто – процесс интересный и веселый. Так рисование выглядит с точки зрения детей. С точки же зрения педагогики и психологии – это очень важный вид деятельности, направленный на развитие творческого начала, фантазии, внимательности, мышления и восприятия, а также мелкой моторики. Поэтому занятия рисованием в детском саду вносят огромный вклад в процесс формирования и становления полноценной личности. И использование нетрадиционных техник играет при этом немаловажную роль, так как оно помогает стимулировать у ребенка интерес и желание к творчеству, формирует навыки работы с различными материалами.
Для начала, следует пояснить, что же скрывается под словосочетанием «нетрадиционные техники рисования». Это способ изображения окружающей действительности или внутренних переживаний посредством не только стандартных и привычных инструментов (кисти, бумага, карандаши, краски, фломастеры), но и с использованием разнообразных предметов и материалов. Это необходимо для того, чтобы в процессе рисования по возможности были задействованы все органы чувств. Это позволит ребенку лучше понять картину окружающей действительности.
Давайте подробно рассмотрим основные техники нетрадиционного рисования, которые я использую в своей работе в детском саду, через призму возрастных особенностей разных групп детей-дошкольников.
Итак, техники наиболее подходящие для младшей группы:
1.Рисование пальчиками.
Для этой техники лучше всего использовать гуашь, так как она дает более насыщенный цвет, нежели например акварель. В качестве холста подойдет лист ватмана. В процессе участвуют непосредственно пальчики.
2.Рисование ладонями.
Данная техника подразумевает создание рисунков из отпечатков детских ладошек. Можно использовать один цвет или несколько. Используется, как и в предыдущем методе, гуашь и ватман.
Далее рассмотрим способы, подходящие для средней возрастной группы.
1.Техника под названием «тычок кистью». Использовать лучше жесткую кисть, чуть смоченную водой, если используется акварель, или сухую, если используется гуашь. В качестве бумаги для рисования используется обычный альбомный лист, или ватман, так же подойдет картон.
2.Печать пробкой или картофелем с использованием поролона.
Заранее изготавливается печать из пробки или картофеля. Кусочек поролона пропитывается гуашью. Необходимо прижать печать к поролоновой подушечке, а затем сделать ею оттиска на бумаге.
3.Оттиск смятой бумагой. Используется также кусочек поролона, пропитанный гуашью. Ребенок сминает лист бумаги, прижимает его в смятом состоянии к подушечке с краской и делает оттиск на листе плотной бумаги.
4.Ниткография – это техника выкладывания фигур из ниток разного цвета и длины, начиная от простейших и постепенно переходя к силуэтам животных, птиц и человека.
5. Отпечаток листика. Лист дерева покрывается гуашью с одной стороны, далее он плотно прижимается к бумаге окрашенной стороной. В результате получается интересный отпечаток.
В старшей группе будет уместным использование усложненных и интересных техник нетрадиционного рисования, таких как:
1.Метод проступающего рисунка – на лист бумаги наносится рисунок восковым мелком, далее наносится слой акварели, в итоге появляется эффект проступания мелка через акварель.
2.Печать через трафарет. На лист бумаги помещается готовый трафарет. Один квадратик поролона пропитывается гуашью, из второго изготавливается подобие мешочка, внутрь которого для плотности можно положить шарик из ткани. Поролоновый мешочек прижимают к пропитанному гуашью, а затем аккуратно наносят на трафарет. После этого трафарет убирается, а на бумаге остается рисунок.
3.Кляксография. Ребенок набирает ложечку гуаши и разливает ее на лист бумаги. Сверху кладется другой лист и прижимается. После чего листы разъединяют, а полученную кляксу дорисовывают в зависимости от того, на что она больше похожа.
4.Пластилинография - это одна из самих интересных техник. На лист бумаги наносится рисунок. Далее части рисунка покрываются соответствующего цвета пластилином, а границы замазываются пальчиком, получается очень красивый рисунок. Можно так же довершить его зернышками или горошинами (например, в качестве глаз).
5.Нанесение рисунка обычным или цветным песком или другими сыпучими материалами. Эта методика замечательно развивает художественный взгляд на вещи. На бумаге и деревянной подложке наносится рисунок, вместо карандаша используется прозрачный канцелярский клей (слой должен быть толстым). Сразу же после нанесения клея, на этот рисунок дети насыпают сухой песок или соль. После высыхания, излишки мягко стряхиваются. Получается оригинальная картинка.
6. Метод набрызга. На зубную щетку наносится густой слой гуаши, далее над листом бумаги по щетке проводят однорядной расческой или зубочисткой, на бумаге образуется рисунок из брызг. Лучше использовать несколько цветов.
8.Монотопия. Для этой техники лист бумаги складывается вдвое, на одной половине до самого сгиба акварелью рисуется половина фигуры. После чего, лист складывается так, чтобы рисунок соединился с чистой половиной, в результате получается целая фигура из рисунка и его отпечатка. Эту же методику можно использовать для пейзажа, получится пейзаж с отражением в воде.
Абсолютно все перечисленные выше техники носят развлекательно – игровой характер. Ведь просто сесть и рисовать может показаться ребенку скучным занятием, поэтому очень помогает антураж и окружающая атмосфера – это музыка, возможно костюмы героев сказок и даже декорации. Например, чтобы спасти принцессу нужно нарисовать ключ от башни пластилином, и тому подобное. Дети увлеченно и с удовольствием принимают участие в такой игре, проявляя инициативу, учатся работать в команде. После занятия они переполнены позитивными впечатлениями и с нетерпением ждут следующего сеанса.
Подводя итог, хочется еще раз отметить, что рисование, а в частности применение его нетрадиционных техник, играют важную роль не только в формировании творческого мышления, но и личности в целом.
Автор: Баркова Татьяна Сергеевна