Сюжетно-ролевые игры в развитии детей раннего возраста.
План работы
1)вступление
2) Основная часть
«Сюжетно-ролевые игры в обучении детей раннего возраста»
3) Заключение
«сюжетно-ролевые игры в обучении детей раннего возраста»
Вступление
Игровая деятельность имеет исключительно важное значение в развитии ребенка. Она оказывает влияние на все стороны его психического развития..
Игра - одно из важных средств познания окружающего мира. Это сложная, внутренне мотивированная, но в то же время легкая и радостная для ребенка деятельность. Она способствует поддержанию у него хорошего настроения, обогащению его чувственного опыта, развитию наглядно-образного мышления, воображения, речи. В ней закладываются основы творчества. Дети с хорошо развитым воображение обладают более высоким интеллектом, лучше ориентируются в нестандартных ситуациях, успешнее учатся. Игра способствует развитию у детей произвольного поведения и самостоятельности.
Игра является важным условием социального развития детей; в ней они знакомятся с разными видами деятельности взрослых, учатся понимать чувства и состояния других людей, сопереживать им, приобретают навыки общения со сверстниками и старшими детьми.
Игра способствует физическому развитию детей, стимулируя их двигательную активность. Она обладает прекрасным психотерапевтическим эффектом, так как через игровые действия ребенок может неосознанно и непроизвольно высвободить накопившиеся негативные переживания. Игра, если она не превращается в формальное занятие, доставляет ребенку удовольствие, даёт ему особое ощущение свободы.
Игра- наиболее естественный и продуктивный способ обучения детей; усвоение различных знаний и умений осуществляется в привлекательной и мотивированной для них деятельности.
В игре ребенок живет и действует не только в зримом, реальном пространстве, но и в пространстве воображаемом. Главной отличительной особенностью детской игры является наличие воображаемой ситуации, благодаря которой расширяется жизненный мир малыша и становятся возможными самые необыкновенные превращения. В игре происходит(оживление) игрушек: куклы, мишки и зайчики начинают говорить друг с другом, ходить в гости, прятаться; знакомая комната может стать океаном, больницей или магазином; носовой платок превращается в одеяло или в плащ для куколки, а карандаш в градусник. Фантазируя, ребенок комбинирует свои знания и впечатления,(создает) новую действительность, отвечающую его интересам и потребностям.
Однако столь сильный эффект в развитии ребенка имеет только полноценная игра, которая не возникает сама по себе, а развивается во взаимодействии с теми, кто уже умеет играть-со взрослыми и старшими детьми. В дошкольной педагогике игра издавна использовалась для обучения и воспитания детей. Она являлась непременным атрибутом народной педагогики. Ее образцы передавались самым маленьким детям из поколения в поколение через взрослых и старших детей.
Для того , чтобы игра стала действительно развивающей, ребенка сначала нужно научить играть. Сензитивным периодом для зарождения игры является именно ранний возраст. Для ребенка привлекательно всё, что делают взрослые, воспроизвести же их действия в реальности малыш еще не может. Но у него есть возможность действовать в условном плане, понарошку, с помощью игрушек и предметов-заместителей. В этих играх ребенок чаще всего воспроизводит ситуации, знакомые ему по собственному опыту, перенося реальные бытовые действия на игрушечные персонажи(кукол, медвежат, собачек и пр.).
Как правило, ребенок отражает в игре то, что видит вокруг себя , то , что с ним происходит, о чем узнает из книжек и детских фильмов.
На третьем году жизни ребенка процессуальная игра достигает своего расцвета. Обогащается её эмоциональная окраска, увеличивается продолжительность , игра становиться всё более самостоятельной. Теперь участие взрослого в игре не так важно; игрушки сами начинают побуждать ребенка к игре.
Но, пожалуй, главное достижение этого возраста-бурный росто воображения , для которого игра-самая благоприятная почва.
Большое значение в процессе развития творческой сюжетной игры имеет речь, которая позволяет ребенку лучше осмыслить то, что он делает, развивает его способность строить диалог с партнёром, помогает планировать дальнейшие действия.
Процессуальная игра является важно предпосылкой к переходу ребенка на следующий этап развития, на котором ведущей деятельностью становиться сюжетно- ролевая игра.
Основная часть
Сюжетно-ролевая игра
Третий год жизни дошкольника характеризуется как период развития сюжетно-отобразительной игры, которая предшествует сюжетно-ролевой игре. В начале года игры детей непродолжительны(3-6 минут), но постепенно, при условии правильного педагогического руководства, направленного на совершенствование игровых умений, игры становятся более длительными(8-10 минут).
По мере развития игровых умений становятся более разнообразными игровые действия и способы употребления предметов , ребенок охотно использует преметы-заместители , передает в игре поведение окружающих его людей. Малыш 2-3х лет часто еще действует подражательно, но его действия существуют в рамках определенной роли; мамы, водителя, машиниста поезда. Если в начале года ребенок в игре называет себя своим именем(Игорь везет поезд), то к концу года, как правило, он отождествляет себя с тем взрослым, действия которого изображает( я-машинист поезда).
Отдельные игровые действия(например, кормление куклы, укладывание спать) объединяются в единую сюжетную линию(кормить-укладывать спать). Поначалу цепочки игровых действий осуществляются довольно хаотично; ребенок может укладывать куклу спать, потом снова её кормить. С приобретением жизненного опыта в этих цепочках появляется определенная логика(кормить-укладывать спать), затем цепочки становятся более продолжительными(готовить обед-кормить-укладывать спать), обогащается содержание игры(готовить обед –для куклы и её подружек- самостоятельно сервировать стол-кормить всех кукол- укладывать их спать под колыбельную).
Основной задачей педагога является формирование у детей первой младшей группы игровых умений, способствующих восстановлению самостоятельной сюжетной игры.
Исследователи, в частности Е.В.Зворыгина, отмечают, что игра носит развивающий характер, если организуется взрослыми по принципу решения игровых задач. При формулировке игровой задачи могут использоваться как прямые, так и косвенные методы педагогического руководства. Так, игровая задача может быть поставлена прямо:(Уложи куклу спать), а затем и менее конкретно:(Кукла устала)- в этом случае ребенок ищет решение сам.
Она игровая задача решается разными способами. Например, воспитатель сообщает:(Света, твой мишка хочет спать, он плачет), показывая и(или) называя игровое действие:(Уложим его в кровать); затем предложить ребенку сделать это самостоятельно. Усложняя решение, можно посоветовать малышу перед укладыванием мишки(сыночка, дочки) напоить молоком, приготовить постель, рубашку. Далее следует поставить ребенка в условия необходимости использования премета-заместителя: взять палочку вместо ложки, кружочки вместо тарелки. При успешном решении простых игровых задач перед ребенком нужно ставить следующие, более сложные задачи. С усложнением задач их решение также постепенно усложняется:
А) Один и тот же заместитель может использоваться в качестве разных предметов(листок используется как тарелка, шляпка; кружочек- как монетка, блюдце);
Б) Использование заместителей сопровождается словом, пояснением(например, воспитатель берет брусочек и говорит:(возьму мыло, вымою руки);
В) Используется несколько заместителей
Г) Используются нарисованные предметы(ребенок кормит куклу нарисованным пирожным, моет нарисованным мылом); воспитатель показывает ребенку новые обобщенные способы рашения игровых задач.
Таким образом, взрослый тщательно продумывает рад постепенно усложняющихся игровых задач, которые он будет решать с ребенком в совместной игре. Для этого он заранее предусматривает наводящие вопросы, примерные советы по ходу игры, вызывающие у ребенка желание решить игровую задачу.
Для развития у ребенка умения планировать свои действия воспитатель должен грамотно ставить вопросы, побуждающие к простейшим замыслам:(Что делает твой мишка?), (Куда едет твоя машина?),( Не слишком ли горячий суп у куклы?). Необходимо организовывать общение взрослого с ребенком в игре как эмоциональную ситуацию, вызывающую у малыша подлинный интерес, желание участвовать в ней.
Н.Я. Михайленко одним из главных к руководству детской игрой считает владение воспитателем грамотной игровой культурой, без которого он не сможет научить детей играть. Это значит, что педагог должен уметь оперировать элементами игровых сюжетов( действиями, событиями, персонажами, ролями), развертывать сюжеты с детьми разных возрастных групп. Для этого необходимо учиться фантазировать, придумывать сюжеты, изучать соответствующую литературу, одним словом – знать игру и быть творческим человеком. Исследователи предлагают использовать для формирования игровой деятельности детей такие приёмы работы, как втягивание, подключение и обучение взаимодействию в играх.
Втягивание детей в игру происходит следующим образом: педагог, желая обучить их каким-либо способом построения игры, делает это не в виде прямого обучения, показа, образца, а вовлекает исподволь, создавая определённую эмоциональную ситуацию, притягивающую внимание играющих неподалеку ребят. Постепенно малыши всё больше заинтересовываются игрой взрослого, которую он разворачивает у них на глазах, непосредственно к ним не обращаясь. Дети подходят ближе и потихоньку втягиваются в игру, в которой воспитатель может отводить им разные роли, как подчиненные(например, роль пассажира) так и главные (например, роль машиниста), побуждать к различным игровым действиям в зависимости от поставленных целей.
Приём подключения используется взрослым для внедрения в уже начатую детьми игру, которая не находит продолжения и затухает:(оживление) игры возможно путём присоединения педагога к игре детей(как бы изнутри), органично ,ненавязчиво, не нарушая атмосферу необязательности, нерегламентированности и свободу игры.
Обучение взаимодействию в играх предполагает организацию совместной игры детей от простейших парных взаимодействий, до взаимодействий в рамках общего сюжета(дети кормят кукол в одной столовой, помогают друг другу готовить для кукол обед, накрывать на стол в кукольном уголке). Это позволяет ориентировать ребенка на сверстника, будущего партнера в ролевой игре, способствует вхождению в роль, учит вести диалог. Исследователи считают, что следует обучать детей взаимодействию уже на раннем этапе развития игры именно в рамках предметно-игровой деятельности.
Педагог должен создать условия предметно-игрово й среды. В групповой комнате должны быть игрушки и различные материалы, способствующие созданию замысла; своеобразной зоны, направляющие мысль ребенка в направлении самостоятельной игры( куклы, машинки, конструкторы, фигурки людей и животный, игрушки на бытовые темы, природный и разнообразный материал: шишки, бруски, камешки). Воспитатель периодически меняет эти условия (меняет зоны, выставляет новые игрушки).
В первой младшей группе усилия воспитателя должны быть направлены на создание предпосылок перехода к сюжетно-ролевой игре: появления обобщенных действий, использования предметов- заместителей, объединения предметных действий в единый сюжет, называния себя именем героя, обогащения содержания игры.
Заключение
В режиме дня детского сада воспитатель организует игры детей в утренние, дневные и вечерние часы. Важно намечать определенную стратегию в развитии игровой деятельности, оценивая возможности детей, степень овладения игровыми умениями, общее состояние игры.
Литература
Автор: FilatovaNA