Семинар -практикум "Игры -занятия со строительным материалом" для дошкольников от 1,5-7 лет
Семинар – практикум для воспитателей
МБДОУ ДС №23 «Ромашка»
Тема: «Игры – занятия со строительным материалом» для дошкольников от 1,5 -7 лет
Подготовила и
провела: воспитатель
Окунева Н.В.
План семинара-практикума :
1.Вступительное слово.
1.1 Значение конструирования для всестороннего развития дошкольников.
1.2.Основные задачи воспитателя на занятиях конструирования.
1.3.Игры со строительным материалом. (Приложение 1.)
1.4.Художественное конструирование.
2.Практический материал.
3.Вывод.
Подготовка к семинару – практикуму:
1. Составить конспект семинара- практикума.
2. Подготовить иллюстрации для проведения мероприятия.
3. Подобрать практический материал для педагогов.
Цель: Развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в вопросах конструирования; повысить профессиональное мастерство педагогов, установить тесное сотрудничество между педагогами сада.
Подготовка к семинару – практикуму:
4. Составить конспект семинара- практикума.
5. Подготовить иллюстрации для проведения мероприятия.
6. Подобрать практический материал для педагогов.
Сообщение воспитателя
1.Вступительное слово.
Воспитатель:
Уважаемые педагоги, сегодня я пригласила вас на семинар –практикум одной из продуктивных видов деятельности- конструирование. Учитывая его огромное развивающее значение , несложно понять, для чего мы выбрали именно этот вид встречи.
1.1. Значение конструирования для всестороннего развития дошкольников
Слово конструирование (от лат. construo - строю, создаю) обозначает построение вообще, приведение в определенное взаимоположение различных предметов, частей, элементов и процесс создания модели, машины, сооружения т.д.
Детское конструирование обозначает процесс сооружения построек, таких конструкций, в которых предусматривается взаимное расположение частей и элементов, способы их соединения. Как правило, процесс конструирования проходит в форме игры, дабы заинтересовать дошкольника.
Конструктивная деятельность ребенка - достаточно сложный процесс: ребенок не только практически действует руками и воспринимает возводимую постройку, но и обязательно при этом мыслит. Это одна из самых интересных видов деятельности для детей дошкольного возраста: она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции.
Изобразительная деятельность - это специфическое образное познание действительности. Овладение умением изображать невозможно без развития целенаправленного зрительного восприятия - наблюдения. Для того, чтобы построить какой либо предмет, предварительно надо хорошо с ним познакомиться, запомнить его форму, величину, конструкцию, цвет, расположение частей. Дети воспроизводят в своих постройках то, что восприняли раннее, с чем они уже знакомы. Наличие такого рода представлений дает пищу работе воображения. Формируются эти представления в процессе непосредственного познания объектов изображения в играх, на прогулках, и т.п.
В процессе самой конструктивной деятельности представления детей о свойствах и качествах предметов уточняются. В этом участвуют зрение, осязание, движения рук.
Для умственного развития детей большое значение имеет постепенно расширяющийся запас знаний на основе представлений о разнообразных формах и пространственном положении предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов. Обучение конструктивной деятельности в настоящее время невозможно без формирования таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение. На занятиях по конструированию развивается речь детей: усвоение названий форм, цветов и оттенков, пространственных обозначений способствует обогащению словаря; высказывания в процессе наблюдений предметов и явлений, при обследовании предметов, построек положительно влияют на формирование связной речи.
Сенсорное развитие в процессе конструктивной деятельности приобретает особое значение в дошкольном детстве, так как именно в этот период ребенок интенсивно развивается.
Сенсорное развитие (от лат. sensus - чувство), целенаправленное развитие и усовершенствование сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений), включает в себя формирование восприятия формы, величины, пространственных отношений между предметами, что очень важно при конструктивной деятельности. Таким образом, конструктивная деятельность содействует сенсорному воспитанию, развитию наглядно-образного мышления.
НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ
Конструктивная деятельность должна быть использована для воспитания у детей любви ко всему лучшему, справедливому, для углубления тех благородных чувств, которые возникают у них. Ребенок строит постройки не только для себя, но и для окружающих. Ему очень хочется, чтобы его строение что-то рассказало, чтобы в нем узнали дом, в котором он живет, памятник, музей, или его детский сад.
ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ
В конструктивной деятельности сочетаются умственная и физическая активность. Для сооружения конструкции необходимо применить усилия, осуществить трудовые действия, овладеть умением строить предмет определенной конструкции, а также овладеть навыками обращаться с деталями конструктора. Усвоение умений и навыков связано с развитием таких волевых качеств личности, как внимание, упорство, выдержка.
Эстетическое воспитание - процесс формирования развития эстетического эмоционально-чувственного и ценностного создания личности. В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического восприятия и эмоций, которые постепенно переходят в эстетические чувства, содействующие формированию эстетического отношения к действительности. Эстетическое восприятие направляется в первую очередь на предмет в целом, на его стройность формы, красоту цвета, пропорциональность частей и т.п.
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСТВА
В конструировании дети передают свои впечатления об окружающем и выражают свое отношение к нему. Обучение должно быть направлено на то, чтобы научить детей художественной деятельности, выразительному изображению предметов, а не просто их передаче.
Таким образом, выяснилось, что конструктивная деятельность детей дошкольного возраста влияет не только на техническую сторону развития ребенка, но и на его нравственную и эмоционально-чувственную сферу.
1.2. ОСНОВНЫМИ ЗАДАЧАМИ ВОСПИТАТЕЛЯ ЯВЛЯЮТСЯ:
Сотрудничество воспитателя с детьми в первой группе раннего возраста и содержание его работы заключается в основном в развитии у малыша интереса к новым игрушкам, предметам, желания взять их в руки, положить, постукать, покрутить. Это способствует более быстрому усвоению формы, величины, цвета, количества предметов.
Воспитателю необходимо создавать условия для развития целенаправленных действий, умения самостоятельно сосредотачиваться на определенной деятельности.
Игры-занятия со строительными игрушками, проводимые воспитателем, учат детей узнавать и различать кубики и кирпичики, ставить детали одну на другую, выкладывать их в ряд, снимать со стержня кольца и надевать их обратно по величине.
Во второй группе раннего возраста к задачам воспитателя добавляется: воспитание у деток интереса к отображению несложных игровых действий со строением и образными игрушками; привлечение малышей к складыванию строительного материала в коробку, что формирует в детях основы трудового воспитания.
В четыре года, во второй младшей группе, воспитатель проводит конструирование, на ряду с играми, и в форме занятий, где ребенок получает уже определенные «легкие» знания (Построить дом для куклы - Маши). Воспитатель вместе с детьми проговаривает этапы строительства, обсуждает форму деталей. Дети учатся экспериментировать с формой, работать в коллективе.
В средней группе, на основе полученных знаний, дети при помощи воспитателя приучаются к аккуратности и качественности построения конструкций. По детальному рассказу и показу дети вместе с воспитателем учатся создавать конструкции из различных природных и бросовых материалов, проявлять творческие способности в конструировании.
На шестом году жизни, в старшей группе, обязанность воспитателя состоит в том, чтобы стимулировать у детей творческую инициативу, фантазию, находчивость, экспериментирование, желание усовершенствовать уже готовую конструкцию.
В подготовительной к школе группе, основной задачей воспитателя является, закрепление полученных знаний и умений детей и введение в работу нового строительного материала - технического конструктора. Воспитатель применяет для конструирования схемы, чертежи, фотографии, рисунки.
1.3.Игры со строительным материалом
Игры-занятия со строительными игрушками, учат детей узнавать и различать кубики и кирпичики, ставить детали одну на другую, выкладывать их в ряд, снимать со стержня кольца и надевать их обратно по величине.( Приложение 1.)
На 3-м году жизни можно использовать игры с пирамидкой, в которых под руководством воспитателя участвуют несколько детей (четверо-шестеро). В этих играх все действия дети выполняют одновременно и по показу воспитателя. Общность решаемой игровой задачи сближает, способствуя развитию согласованности и взаимопонимания. Кроме того, наблюдая действия других, малыши лучше осознают свои аналогичные действия. Вот несколько примеров таких игр.
«Разберем и соберем». В этой игре дети объединены общей целью - разобрать и собрать пирамидку. Число колечек пирамидки должно соответствовать числу участников игры. Пригласив детей сесть за общий стол, воспитатель привлекает их внимание к новой пирамидке. Проводя руками по игрушке сверху вниз, показывает, как постепенно по мере приближения к основанию раздвигаются руки. Это потому, что сверху колечки совсем маленькие, а внизу - самые большие. Взрослый предлагает каждому так же провести руками по пирамидке и ощутить различия в величине колечек. Затем, обращаясь к одному из детей от имени игрушки, предлагает: «Сними, пожалуйста, мой колпачок»; потом к следующим, сидящим рядом. Так постепенно игрушка разбирается. Перед каждым ребенком на столе лежит колечко, а в руках воспитателя - пустая палочка с подставкой. Начинается вторая часть игры.
От имени пирамидки воспитатель обращается к детям: «Надоело палочке одной стоять, холодно ей без одежды, и позвала она колечки домой. "У кого мое самое большое колечко?"». Если никто не отвечает, можно обратиться к тому, у кого самое большое кольцо: «Пожалуйста, дай мне свое самое большое колечко и надень на мою палочку». После того как малыш наденет свое кольцо, обратитесь к следующему с той же просьбой: «От-дай, пожалуйста, мое большое колечко». Таким образом постепенно собираются и надеваются на палочку все кольца и колпачок. Игра начинается сначала.
Кратковременность и повторяемость игровых действий в неизменном виде очень нравятся малышам. И вот почему. Ребенок знает, что будет делать дальше, и знает, что будут делать его товарищи. Следовательно, он лучше осознает свои действия. Кроме того, преобразования внешнего вида пирамидки - у него на глазах и при его активном участии - наводят на мысль об изменяемости внешнего вида одного и того же предмета и о его обратимости. А это уже способствует развитию умственного плана. Самое главное при проведении этой игры - увлечь детей ее содержанием и совместным решением общей задачи. Если у ребенка пропадет интерес, предложите ему заняться чем-то иным и пригласите на его место другого, того, кто изъявит желание.
«Солнышко». Игра эта направлена на формирование устойчивого образа величины предметов независимо от их положения в пространстве. При явном изменении внешнего вида пирамидки и ее положения в пространстве соотношение величины колечек остается неизменным. Игра проводится с небольшой группой - пять-шесть детей. Все игровые действия выполняются одновременно, по показу воспитателя. Для игры потребуются одноцветные пирамидки с толстыми кольцами по числу участников, включая воспитателя. Для обозначения центра, к которому сходятся лучи, из картона оранжевого цвета вырезается круг.
Дети садятся вокруг общего стола. Каждый получает по одинаковой пирамидке. В центре стола - картонный круг. Воспитатель обращается к детям с такими словами: «Вот стоят пирамидки и смотрят на вас. Надоело им стоять, захотелось полежать. Поможем им отдохнуть! Смотрите, как это можно сделать». Подавая детям пример игровых действий, взрослый снимает колпачок со своей пирамидки и ставит к краю стола. Затем предлагает снять верхнее колечко (обращает внимание на то, что оно самое маленькое) и придвинуть его к своему колпачку, после него - следующее. Когда все колечки сняты и разложены на столе в порядке возрастания, воспитатель старается подровнять ряды колечек, так чтобы лучи, исходящие из центрального круга, получились ровными. На столе образуется узор в виде лучей, которые отходят от центра круга и сужаются к краям стола. Взрослый обращает внимание: получилось солнышко с разноцветными лучами; причем каждый игрок сделал свой лучик. Дав детям возможность полюбоваться солнышком, спрашивает: «А где же наши пирамидки? Посмотрите, от них остались только палочки да подставочки. Надоело им голыми стоять. Позовем колечки домой и опять поставим их, как раньше! Какое колечко позовем сначала?». Воспитатель напоминает: внизу, у основания пирамидки, всегда самое большое кольцо. Дети выбирают большие колечки и надевают их на свои пирамидки. «А теперь какое кольцо позовут палочки? - спрашивает взрослый. - Правильно, тоже большое, но чуть поменьше, вот такое». И т.д. Так, действуя по образцу, дети собирают свои колечки по уменьшающейся величине и собирают свои пирамидки. Собранные пирамидки «гуляют, прыгают, кружатся» в руках детей, потом снова ложатся отдыхать. Игра повторяется.
При повторном проведении игры, возможно, уже не придется каждый раз подсказывать величину нужных колечек - дети научатся выбирать самостоятельно,- в чем, собственно, и состоит цель.
1.4. Художественное конструирование
В настоящее время в большинстве государственных детских садах в связи с недостаточным финансированием воспитатель для работы с детьми может использовать новые методики развития компонентов строительных игр , используя необычные способы конструирования из бросового материала. Дети от 4 до 7 лет учатся работать с плоскими геометрическими фигурами из бумаги.
Художественное конструирование – один из продуктивных видов деятельности, который позволяет ребенку с помощью символических средств создать художественный образ окружающего мира и передать свое эмоциональное отношение к нему. Отмечается доступность метода моделирования детям дошкольного возраста. Она определяется тем, что в основе моделирования лежит принцип замещения – реальный предмет может быть замещен в деяте льности детей другим знаком, предметом, изображением.
Дети, конструируя изображения объектов объективной
реальности, передают не столько общий вид предмета, сколько то, что знают о его строении, отношении между основными частями, т.е. строят изображение, значительно более близко к модели, чем к фотографии. В процессе конструктивной деятельности дошкольник овладевает широким спектром изобразительных средств – т.е. “языком” изобразительной деятельности (линией, формой, цветом, фоном, ритмом, композицией и др.) – благодаря чему строит изображение и выражает свои чувства в зрительно воспринимаемых образах. Обучение детей геометрической аппликации способствует развитию сенсорного восприятия; точных движений рук и мелкой моторики пальцев; пространственного восприятия; художественно -– графических умений; художественного воображения и эстетического вкуса; становлению некоторых организационных навыков художественного творчества; воспитанию зрительской культуры. Введение ребенка в мир художественного конструирования предполагает одновременное развитие познавательных творческих, художественных и конструктивных способностей. Дети создают конструкции на разноцветных фонах: фланелеграфах, цветных листах, работах по рисованию.В среднем возрасте помимо работы с бумагой совместная деятельность предусматривает использование природного, бросового и нестандартного материала.
2.Практический материал.
(Воспитателям предлагаются конверты с образцами художественных образов и набором геометрических фигур) для выполнения практического задания).
3.Вывод:
Я с удовольствием отмечаю, что цель семинара- практикума достигнута. Научившись художественному конструированию, Вы сможете помочь детям создавать художественные образы, передавать им свое эмоциональное отношение ,т.е . будете всесторонне развивать детей.
Конструктивная деятельность связана не только с пространственным мышлением, но и благотворно влияет на умственное, сенсорное, нравственное, трудовое, творческое и эстетическое воспитание, способствует их развитию. Что касается содержания работы воспитателя по развитию строительных игр детей дошкольного возраста, то она обязана определяться государственными программными требованиями, однако проявление инициативы и творческого подхода к процессу конструирования делает занятия не только разнообразными, но и эмоционально насыщенными.
Список используемой литературы:
З.В. Лиштван «Игры и занятия со строительным материалом в детском саду»,М.,1971г. Давидчук А.Н.Конструктивное творчество дошкольника / А.Н. Давидчук. – М.: Просвещение, 1975.
Дошкольная педагогика /Под ред. В.И. Ядэшко, Ф.А. Сохина. – М. Просвещение, 1986.
Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – М.: Академия, 2000.
Автор: Окунева Наталья Владимировна