Проект «Поликультурное воспитание детей дошкольного возраста, как средство воспитания у них основ толерантности через игры драматизации (старший дошкольный возраст)
Проект
«Поликультурное воспитание детей дошкольного возраста, как средство воспитания у них основ толерантности через игры драматизации (старший дошкольный возраст)
Составила: воспитатель
Вербицкая Е. В.
П. Михайловка
Актуальность.
Поликультурное воспитание ребенка с самых ранних лет формируется как семьей, так и системой общественного дошкольного воспитания. Здесь особенно велика роль взрослых – родителей, воспитателей.
Давно ушло в прошлое, некогда бытовавшее убеждение, что дети не доросли, до понимания некоторых сложных и взрослых вопросов и нет смысла говорить с ними о политике, о социальных проблемах, о высоких гражданских истинах, о национальных взаимоотношениях. Некоторые взрослые думают, что нет необходимости особо заботиться о том, чтобы ребенок четко определял жизненные позиции. Дескать, придет время – цели определятся сами собой. Как же глубоко они заблуждаются!
Каждый взрослый обязан сознавать свою ответственность за воспитание в детях толерантности к людям других национальностей. Среди важнейших средств воспитания: личный пример, слово, художественная литература, произведение устного народного творчества, изделия декоративно – прикладного искусства, музыкальные произведения, разнообразные виды игр. Так, игры – драматизации активно влияют на мотивационно – эмоциональную сферу дошкольников, привлекают внимание к жизни других людей.
С введением в действие закона РФ «Об образовании» произошли существенные изменения в развитии системы образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края.
Задачи поликультурного воспитания у детей старшего дошкольного возраста.
1. Характеризовать отношение детей к людям ближайшего национального окружения (русские, буряты, татары и т.д.)
2. Определить возможности игр – драматизаций, разыгрываемые на основе сказок народов мира, формирующих позитивное отношение к этнокультуре и ее создателям.
3. Уточнить и дополнить принципы отбора фольклорных сказок.
4. Разработать методику проведения игр – драматизаций (на основе сказок) русских сказок и сказок других народов, формирующих у детей эмоционально – положительное отношение к своему и другим национальностям.
Гипотеза.
Если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории родного народа, его культуре и культуре других национальностей, их языку истории, творчеству и будут отражать свои впечатления в играх – драматизациях, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.
Предполагаемый результат:
1. У детей будет сформировано положительное отношение к народам мира, прежде всего через познание своей национальной культуры. Именно благодаря этому – ценности, выбранные культурой других народов, становятся более понятными и почувствованными.
2. Педагогические воздействия на детей будут направлены на развитие и проявление когнитивного (познавательного, эмоционального, поведенческого компонента.
3. Будут сформированы эмоционально положительные отношения к другим национальностям: от гуманных переживаний до сформированного отношения к реальной жизни.
Продукт проекта Разработан и внедрен, воспитателем отработан в процессе.
Игры – драматизации по сказкам (легендам) русской, бурятской, тафаларской этнокультуры (Богатырь Байкал) Гавриила Кунгурова «Ты – тофалар, и я – тофалар».
Участники проекта
1. Дети.
2. Воспитатели.
3. Специалисты ДОУ.
4. Родители.
Сроки реализации.
Сентябрь – май
I этап: Социологическое исследование детей 6лет (могут ли они правильно определить свою этническую принадлежность (65% самостоятельно, 35% - с помощью вопросов): но принадлежности родителей – 59%, родному языку – 31%, где живут – 10%.
II этап: знакомство со сказкой, знакомство с бытом, жизнью народа сочинившего данное произведение. Определение длительности периода подготовки
Этап: работа над этюдами, работа над развитием эмоциональности, а также коммуникативных особенностей детей, над развитием артистизма и навыков сценических воплощений.
Этап: слушание детей музыки, содержащие изделий декоративно – прикладного искусства (в том числе и национальных костюмов, его элементов), их собственную активную деятельность: импровизацию на народных инструментах, исполнение народных песен, вождение хороводов, изображение героев, эпизодов из сказок непосредственной деятельности: художественное творчество (рисование, лепка, конструкторская деятельность).
Этап: Изготовление атрибутики и реквизита для драматизаций с помощью родителей. Тем самым активизировалась самостоятельная художественная деятельность. Дети учились сопереживать, сочувствовать героям и, что самое главное, получали представления о социальной действительности. Теперь они могли устанавливать «интеллектуально – эмоциональные связи».
III этап: на этом этапе основное внимание уделялось организации игр – драматизаций. «Интеллектуально – эмоциональные связи» в поведении детей наиболее ярко проявлялись в момент принятия ими роли, выполнение собственно игровых, ролевых действий, развития сюжета их волновала настолько, что они порой отождествляя себя с ним, ярче воплощали любимый образ, его нравственные качества, национальный колорит. Иными словами, мы добились того , что эмоционально – положительный настрой перерастал в целостное отношение к сказке, как элементу культуры определенного народа
IV этап: основная задача этого этапа – перенос пережитых детьми чувств во время слушания сказок, в ходе игр драматизаций в реальную жизнь путем дискуссий, оценочных суждений, поддержки инициативы, изготовление атрибутики. Комплекс взаимосвязанных средств и методов, непосредственные контакты с детьми других национальностей, знакомство с их культурой, на наш взгляд закрепляют симпатии, доброжелательные чувства, зародившиеся в ходе игр. Свидетельство тому – результаты данного проекта:
1. Расширились знания детей о культуре, быте людей других национальностей, появилось желание общаться со сверстниками других национальностей.
Проект носит не только эмоциональный характер, но и содержательный, отражающий знания и представления детей о данном народе. Следовательно.
· В сфере эмоциональных отношений важный компонент культурного воспитания.
· Единство формирования позитивного отношения к родному народу, его культуре и другим национальностям, их языку, истории, творчеству.
· В процессе роста сознания ребенка формируется основа его отношения к культуре, к людям ближайшего национального окружения.
· При повышенной эмоциональности восприятия национальных и межнациональных проблем в обществе приобщения детей к общечеловеческим нравственным ценностям родного и других народов – оптимальный путь формирования эмоционально – положительного отношения.
· Сказки народов мира – кладезь общечеловеческих, нравственных ценностей, их воспитательный потенциал наиболее полно раскрывается при подготовке и организации, выполняя стержневую функцию, одновременно расширяют знания и представления детей, на основе которых под влиянием целенаправленных педагогических воздействий формируется положительное отношение к сказки – элементу любой этнической культуры, представителям народа, ее сочинившего.
Автор: Вербицкая Елена Владимировна