Педагогические технологии организации процесса восприятия музыки детьми дошкольного возраста.
Технология( учение о мастерстве)—
продуманная во всех деталях модель
совместной педагогической деятельности с безусловным обеспечением
комфортных условий для педагога и детей.
(В.М. Монахов)
Использование педагогических технологий в ДОО обусловлено переходом от процесса познания как функции запоминания (механического) к процессу познания, направленного на умственное развитие, позволяющее использовать полученные знания на практике. Переход от ориентации на усреднённого ребёнка к дифференцированным и индивидуализированным программам обучения—от внешней к внутренней нравственно-волевой регуляции. В ДОО используются: личностно- ориентированные (творческие),в центре которых личность ребёнка; технологии сотрудничества (с родителями, с кол легами ), технологии свободного воспитания ( самостоятельная деятельность детей), здоровьесберегающие, информационные, игровые, дидактические. «Восприятие музыки» раздел сложный, но очень важный для музыкального развития детей, так как он лежит в основе всех других видов музыкальной деятельности. С первой младшей группы применимо образное слушание, в котором ребёнок находит образные ассоциации в музыке. В старшем дошкольном возрасте используют вариативные технологии, основанные на принципах:
--гуманизации
-- учёта возрастных и индивидуальных особенностей
--субьект-субьективного взаимодействия
--педагогической поддержки
--сотрудничества и сотворчества
--целенаправленности процесса восприятия
--отбора музыкальных произведений
--систематичности и последовательности
--продуктивности
--синкретичности (обьединении методов организации процесса восприятия)
Вариативные технологии содержат определённый алгоритм действий:
1.Привлечение внимания, настрой на восприятие
2.Повторное слушание с анализом, разбором впечатлений
3.Закрепление впечатлений о прослушанной музыке, готовность слушать ещё
4.Создание условий для выражения ребёнком результатов в игровой, художественной, двигательной деятельности.
Педагогическая технология организации восприятия музыки детьми старшего дошкольного возраста , направленная на развитие познавательного процесса дошкольников—творческого воображения.
Цель: развитие творческого воображения в процессе восприятия музыки.
Этапы технологии:
1.Организация развивающей среды в группе
2.Накопление музыкального опыта
3.Самостоятельная продуктивная деятельность.
Логика образовательного процесса:
Вводная часть. Разминка. Игры и упражнения на активизацию творческого воображения ( музыкальные загадки)
Основная часть. Звучат музыкальные произведения (1-2), беседа о них, дидактическая игра на тему.
Заключительная часть. Проведение нескольких игр (2-3) на развитие творческого воображения в изобразительной деятельности.
Для диагностики творческого воображения используется метод наблюдения: --интерес к слушанию
--готовность рассказать о музыке
--стремление передать характер в движениях
--самостоятельность детей в процессе слушания, организация слушания по их собственной инициативе
Заключительный этап данной технологии—интегрированные музыкально- изобразительные занятия.
Педагогическая технология организации восприятия музыки детьми, направленная на развитие эмоциональной сферы, успешную социализацию.
Цель: обогащение и развитие представлений детей об эмоциях и чувствах.
Этапы технологии:
1 этап — развитие музыкально-слухового опыта детей, его расширение и обогащение в процессе знакомства с различными музыкальными произведениями.
2 этап — обучение приемам отражения результатов восприятия в различных видах художественно-творческой деятельности.
3 этап — организация деятельности по самостоятельному отражению продуктов восприятия в различных видах деятельности.
Основу содержания системы интегрированных занятий составляет репертуарное планирование музыкальных и художественных произведений, которое включает в себя различные виды искусства (музыка, изобразительное искусство, литература, хореография).
Содержание интегрированных занятий объединяется в блоке тем «Времена года», доступном и интересном детям данного возраста. Занятия проводятся в течение 2 месяцев.
Первый этап работы направлен на развитие музыкально-слухового опыта детей и предполагает знакомство с различными музыкальными произведениями русских и зарубежных композиторов: П. Чайковского, Г. Свиридова, А. Вивальди, В. Моцарта, Р. Шумана и других. На данном этапе рассматривается возможность знакомства детей с музыкой через призму ознакомления с произведениями других видов искусства (живописи, литературы, хореографии), объединенных тематикой, созвучных по образному содержанию. Этап состоит из 12 занятий. Каждое занятие включает:
• прослушивание музыкальных произведений, просмотр репродукций картин, чтение художественной литературы;
• беседы с детьми. Первые беседы направлены на развитие целостного восприятия — определение эмоционально-образного содержания музыки, осознание детьми чувств, настроений, выраженных в музыкальном произведении. Последующие беседы посвящены развитию дифференцированного восприятия — выделения выразительных средств, с помощью которых создан музыкальный образ;
• музыкальные игры и игровые задания, такие, например, как «Музыкальные сыщики», совместное художественное моделирование содержания музыкального произведения и его характера, задания на сравнение — нахождение аналогий в музыкальных произведениях и произведениях изобразительного искусства: настроение в картине и настроение в музыке, краски в живописи и краски (тембры) звучания музыкальных инструментов, созвучность музыкальных и поэтических произведений.
В конце первого этапа работы проводится музыкальная викторина «Угадай-ка» с целью закрепления и актуализации знаний и представлений, полученных детьми.
Второй этап работы включает 5 занятий по обучению приемам отражения продуктов восприятия в различных видах художественной деятельности.
Структура занятий:
1. прослушивание детьми музыкальных произведений;
2. беседы с детьми, направленные на анализ музыкальных произведений (эмоционально-образного содержания, характера, настроения, оттенков);
3. творческие задания, способствующие развитию умения выражать свои музыкальные впечатления, свое отношение к эмоционально-образному содержанию музыкального произведения в творческой художественной исполнительской деятельности (пластика, рисунок, оркестровка и т.д.). Например, «Нарисуй музыку», «Сочини музыкальную сказку», «Я танцую музыку», «Ожившие картинки», «Оркестр» и др.
В конце второго этапа работы проводится интегрированное занятие «Путешествие в зимний лес», с целью развития эмоциональной отзывчивости на музыку, формирования музыкальных, словесных и зрительных образов, привития умения отражать их в различных видах художественно-творческой деятельности.
Заключительный, третий, этап работы предполагает создание условий для самостоятельного отражения результатов восприятия музыки в различных видах художественной деятельности.
Педагогическая технология организации восприятия музыки детьми старшего дошкольного возраста, направленная на развитие игровой деятельности и игровых умений
Цель: обогащение и развитие сюжетов детских игр старших дошкольников посредством восприятия музыкальных произведений.
1 этап — обогащение музыкально-слухового опыта детей новыми музыкальными впечатлениями и образами в ходе слушания музыкальных произведений.
2 этап — обучение детей умениям переноса музыкального образа в игровой с дальнейшим развитием сюжетной игры.
3 этап — развитие игровой деятельности дошкольников за счет восприятия новых музыкальных произведений.
Количество детей, участвующих в процессе восприятия музыки — 6—8 человек .
Реализация педагогической технологии. Алгоритм действий педагога на каждом из этапов педагогической технологии. Формы педагогического
взаимодействия и организация детской деятельности.
1. Введение. Беседа с детьми с целью установки на восприятие музыкального произведения и активизация реакций на музыку.
2. Организация восприятия музыки. Слушание музыки.
3. Реагирование на музыку в движении.
Передача образа и сюжетной линии музыки через игровое действие под музыку (или через свободное манипулирование с игрушкой).
4. Реагирование на музыку в слове. Сочинительство. Разгадывание сюжетной линии (от действия к слову).
5. Игровой. Коллективная игра-фантазия под музыку с помощью педагога.
6. Итоговый. Раскрытие детьми сюжета коллективной игры-фантазии через коллективный рассказ.
Пространство взаимодействия с педагогом: музыкально-игровая среда (удобное для прослушивания музыкальных произведений место в групповой комнате, расположение детей свободное — на ковре, на подушечках, на мягких игрушках).
Необходимый инструментарий: магнитофон или музыкальный центр, кассеты, иллюстрированные картинки, куклы, элементы костюмов. (фото №3)
Игра-фантазия «Полет шмеля» на музыку Н. А. Римского-Корсакого «Полет шмеля»
Воспитатель приглашает детей занять удобные места на ковре, который «перенесет» их в волшебную страну. Появляется шмель.
Воспитатель. Ребята, в стране, куда мы с вами попали, шмель не может говорить на человеческом языке, но он может рассказывать о своих приключениях с помощью музыки.
О том, где шмель побывал, что с ним произошло, с кем он повстречался, мы сейчас услышим. Слушайте внимательно, а потом покажите своими действиями то, что услышали (звучит «Полет шмеля» Н. А. Римского-Корсакого).
После прослушивания произведения дети-«шмели» по очереди движениями, мимикой «рассказывают» историю, которую они представили себе при прослушивании данного произведения. Остальные разгадывают «немые» комментарии своих сверстников. Таким образом ,сочиняется коллективный сюжет. Далее воспитатель предлагает всем «шмелям» выйти на полянку. Звучит «Полька», и дети под музыку начинают танцевать, сопровождая танец разными действиями, на которые их побуждает музыка. Затем все возвращаются на волшебный ковер.
Воспитатель. Расскажите, что происходило на полянке, где встретились шмели?
Дети рассказывают о том, во что они сейчас играли.
Таким образом, отдельные сюжетные линии соединяются в один игровой сюжет.
Игра-фантазия «Приключение бабы-яги и ее подружки бабки-ёжки» с использованием произведений А. Лядова «Баба-яга» и П. Чайковского «Баба-яга» .
Рекомендуемый материал: коробка, в ней две игрушечных бабы-яги. Дети сидят на удобных подушечках полукругом.
Воспитатель. Ребята, у меня в коробочке кто-то спрятался и не хочет выходить до тех пор, пока вы не отгадаете кто это. Чтобы легче было угадать, я включу музыку, которая подскажет вам.
Послушайте пьесу композитора Анатолия Константиновича Лядова и скажите, какой характер изображен в музыке?
(Дети слушают отрывок из оркестровой пьесы А. Лядова «Баба-яга».)
Дети. Характер музыки злой, колючий, прыгающий.
Воспитатель. Как вы думаете, кого изобразил композитор такой «злой», «колючей» музыкой?
Дети. Наверное, Бабу-ягу. Она злая, хитрая, прыгает и летает в ступе.
Воспитатель. Послушайте музыку еще раз и убедитесь, что вы правы (звучит отрывок из пьесы Лядова).
Воспитатель (вынимает игрушечную бабу-ягу из коробки). Надоело Бабе-яге прятаться, захотелось ей на волю выбраться да с подружкой своей, Бабкой-ёжкой, повидаться, в силах помериться (вынимает из коробки вторую игрушку). Послушайте, как композитор Петр Ильич Чайковский рассказал про нее в своей музыке. (Дети слушают фортепианную пьесу П. Чайковского «Баба-яга».) А теперь давайте подумаем, что общего в музыке первой и второй пьес? В чем отличие? Дети. И в том и в другом произведении музыка недобрая, мрачная. Первую пьесу исполняет оркестр, вторая звучит на фортепиано, и она не такая страшная.
Воспитатель. Попробуем подвигаться под музыку, показать, как ведут себя Бага-яга и Бабка-ёжка. (Звучат отрывки из музыки Лядова и Чайковского, дети в движениях демонстрируют поведение персонажей.)
Воспитатель. Итак, у нас есть две подружки Баба-яга и Бабка-ёжка, они такие разные, но обе получили приглашение на праздник к Кощею Бессмертному. Давайте разделимся на две группы: одна будет представлять Бабу-ягу, а другая — Бабку-ёжку. (Воспитатель берет на себя роль Кощея.)
Игра продолжается...
Таким образом можно реализовать формы педагогического взаимодействия и организации детской деятельности.
Автор: Воробьева Маргарита Михайловна