Главная / Дошкольное образование / Разное

Опыт работы

Скачать
45.67 КБ, 1149461.docx Автор: Михеева Наталия Николаевна, 3 Авг 2015

Опыт работы

Тема: «Песенное творчество детей как средство формирования у дошкольников музыкальной культуры»

Музыкальный руководитель:

Михеева Н.Н.

Слайд №1

Слайд №2

«Музыка является самым чудодейственным, самым тонким

средством привлечения к добру, красоте, человечности...

Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка

выпрямляет душу человека»

В.А. Сухомлинский.

Россия – страна с богатейшими музыкальными традициями. В современных социокультурных условиях сохранение и развитие этих традиций, приобщение к ним подрастающего поколения выдвигается в число первоочередных задач, стоящих перед педагогами – музыкантами. Современному ребенку, который живет в непростых условиях музыкального социума, не прививается интерес к классической музыке, фольклору, ослабло стремление к творческому проявлению.

Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры – т. е. музыкальное воспитание нужно начинать в дошкольном возрасте. Чтобы полюбить музыку, ребенок должен иметь опыт восприятия музыкальных произведений разных эпох и стилей, привыкнуть к ее интонациям, сопереживать настроения

Слайд №3

Дошкольный возраст чрезвычайно важен для овладения музыкальной культурой. «Искусство очень широко и глубоко захватывает самые различные стороны человека — не только воображение и чувство, что представляется само собою разумеющимся, но и мысль, и волю. Отсюда его огромное значение в развитии сознания и самосознания, в воспитании нравственного чувства и формировании мировоззрения.

Слайд №4

Поэтому считаю, что проблема формирования музыкальной культуры на основе песенного творчества, над которой я работаю, актуальна и современна.

Основная идея моего опыта работы - развитие песенного творчества детей во всех видах музыкальной деятельности. Детям необходимо творить и переживать, чтобы понимать. Определила следующие задачи:

Слайд № 5

-развивать творческое воображение (образные высказывания о музыке, проявления творческой активности);

-побуждать детей выражать свои музыкальные впечатления в исполнительской и творческой деятельности;

-развивать природную музыкальность детей и первоначальные навыки музицирования, способность к спонтанному творческому поведению;

-побуждать дошкольников к различным проявлениям творчества: в музыкально ритмических движениях, ритмопластике, дирижировании, певческих импровизациях, игре на детских музыкальных инструментах;

-создать предпосылки к формированию творческого мышления.

Слайд 6

Выделяю несколько последовательных этапов работы над данной проблемой:

1. «До» - воспитание у детей любви и интереса к певческой деятельности;

2. «Ре» - развитие эмоциональной отзывчивости у детей;

3. «Ми» - формирование певческих навыков;

4. «Фа» - развитие исполнительского мастерства;

5. «Соль» - расширение музыкального кругозора и представления об окружающем мире;

6. «Ля» - усвоение навыков хорового пения;

7. «Си» - развитие детского песенного творчества.

В работе с дошкольниками использую программу «Гармония» под редакцией К.Тарасовой, «Малыш» В.А. Петровой.

Слайд №7

Над озвученной темой работаю в трёх направлениях: работа с детьми, родителями и педагогами.

Слайд № 8

С детьми работаю в трёх видах деятельности , в организованной, совместной и самостоятельной. При построении совместной образовательной деятельности учитываю принцип интеграции образовательных областей, специфику и возможность образовательных областей (музыка, художественное творчество, познание, чтение художественной литературы).

Слайд № 9

Голос ребенка - естественный инструмент, которым он обладает с ранних лет. Вот почему пение присутствует в жизни ребенка, заполняет его досуг, помогает организовывать творческие игры.

Во многом успех музыкального развития детей зависит от качества используемого репертуара. Репертуар должен соответствовать физическим, психическим особенностям ребёнка и удовлетворять двум требованиям:

Художественности. Очень важно воспитывать детей на шедеврах мирового искусства, музыка должна быть художественной, яркой, вызывающей эмоциональный отклик у детей, разнообразной по жанрам, стилю, исполнению. Использую произведения П. И. Чайковского, Р. Шумана, А. Хачатуряна, Г. Свиридова, М. Глинки, С. Прокофьева, Э Грига, И. Штрауса.

Следующее требование: Доступности.

Доступность содержания музыкального произведения определяю тем, насколько это произведение близко и понятно дошкольникам, их жизненному опыту. (Например, для младших дошкольников - мир игрушек, окружающей природы, произведения, которые вызывают положительные эмоции; для старших - мир волшебных сказок, динамика переживания различных состояний и т. д.)

Слайд №10

В период разучивания песни использую следующие методические приемы: проигрываю трудные мелодические обороты, пропеваю их без музыкального сопровождения, предлагаю прохлопать сложные в ритмическом отношении места, одновременно помогаю детям осваивать текст и мелодию. Прием тихого пения. Работая над чистотой интонации, использую такие методические приемы: пение в полголоса, пение подгруппами, по одному, пение закрытым ртом (мм), слогами (ду-ду, ла-ла), вокализируя мелодию (а-а-а).

Необходимое условие для развития песенного творчества - взаимосвязь обучения и творчества. Для проявления песенного творчества детей важным является накопление слухового опыта и развитие на его основе музыкально-слуховых представлений. Этому способствуют различные творческие задания, выполняемые детьми в игровой форме.

Например, игровые задания на звукоподражание , использую задания, направленные на подражание звучания сигналов больших и маленьких детских игрушек, пения птиц, движения транспорта и т.д.

Первоначальным этапом формирования музыкально-творческих проявлений детей выступают игровые ситуации, в ходе которых предлагаю ребенку покачать куклу, напевая ей колыбельную на слово «баю», или показываю, как кукла танцует, находя соответствующие интонации.

Так же использую игровые задания на произнесение имен с различной эмоциональной окраской и интонацией (нежно, ласково, сердито, весело, испуганно и т.д., и с различной силой звука).

Использую дидактическую игру «Времена года в цвете и звуке». Четыре времени года - это прямоугольники разного цвета. Ребенку предлагаю исполнить песню, соответствующую времени года, которую он выберет. При этом можно себе аккомпанировать на любом музыкальном инструменте. Можно исполнять на слог, а остальные дети определяют, о каком времени года пелось.

Задания на импровизацию музыкальных вопросов и ответов, певческую перекличку. Задаю «музыкальный вопрос», а ребенок импровизирует музыкальный ответ». Тексты вопросов и ответов могут предлагаться. Например, «Что-то Машеньки не слышно?» - «Погулять наверно вышла». «Мышка, мышка, что не спишь, что соломкою шуршишь?» - «Я боюсь уснуть, сестрица - кот усатый мне приснится». А могут быть ответы, придуманные самим ребенком.

Вопросы могут быть разными, например: «Ты куда идешь?»,или «Ау ты где?» или «Зайка, зайка, где бывал?». Также дети могут вести певческую перекличку, например: «Ау, где ты?» -ответьте мне пропевая «Я здесь!». «Иди ко мне» - «Иду, иду».

Для развития детского песенного творчества использую музыкальное лото. На карточках лото изображены 1-2-3 картинки, (мишка, лягушка, машина, гусь, петух и т.д.). Ребенок, выбравший одну, две карточки, сочиняет по содержанию картинки на карточке песню на заданный текст. Например: «Утром на опушке квакали лягушки». Ребенок, у которого на карточке лягушка, пробует сочинить попевку, после чего получает от ведущего карточку-дубликат и закрывает на карточке лягушку. Игра продолжается. Если ребенок не сочинил, дубликат не отдается. Правила игры - тот, кто первым закроет карточку (не менее двух картинок), становятся ведущим.

Вместе с детьми сочиняем детские музыкальные спектакли. В таком спектакле, наиболее ярко проявляются усвоенные ими способы творческих действий в области певческой деятельности. Основой для организации вокально-творческой деятельности ребенка в данной ситуации может выступать тот или иной сказочный сюжет. Например « Колобок», Петушок» и т.

Здесь важно также распределить роли, выявить характер персонажей спектакля. Процесс воплощения художественного замысла включает поиск детьми средств музыкальной выразительности, при создании музыкальных образов действующих лиц спектакля. Можно предложить детям сочинить продолжение, начало, либо середину музыкальной сказки.

Музыкальному творческому развитию ребенка наиболее успешно способствует метод моделирования. Например, предлагаю детям мимикой изобразить свое настроение, а затем сочинить песню, соответствующую настроению. Записать - «закодировать» ее и исполнить. Даю установку: «Сочини свою оригинальную песню, так как не сочинит никто другой». Можно предложить детям сочинить польку, марш, вальс и т.д.

Необходимо создавать при этом проблемные ситуации, которые будут творчески активизировать детей. Например: «Ребята, недавно мне позвонил Дед Мороз. Вы же знаете, что он любит танцевать, особенно польку. Но его любимый диск с танцами потерялся. Как же быть?» В процессе мозгового штурма дети высказывают предположения. Тактично подвожу дошкольников к тому, что нужно сочинить - «закодировать» и исполнить.

Очень полезны игровые ситуации (воплощение игрового образа); например, пришел гость, предлагает спеть, придумать для него песню; или кукла не может уснуть, можно устроить соревнования, «Чья колыбельная лучше укачает куклу?».

Использую домашнее задание здесь (могут принять участие родители, старшие братья, сестры и т.д.). Детям предлагается сочинить песню на интересный стихотворный текст. Чья песня окажется интереснее, содержательнее, с более точно подобранными средствами музыкальной выразительности, та и будет записана на диск, станет «хитом» недели.

Предметом сочинительства может быть рисунок, аппликация, поделка из пластилина, сказки или стихотворения, придуманные детьми. Это хороший способ побуждения детей к пению и творчеству. Например, в младшей группе детям даю задание нарисовать веселого, больного петушка (по содержанию знакомых детям песен). Затем спрашиваю «Какое настроение у твоего петушка?», «Как он поет?».

Прием использования звуков природы, который так же использую в работе способствуют эмоциональному настрою ребенка, вызывает его непосредственную реакцию и помогает проникнуться настроением ситуации, более точно передать в пении свои чувства. (шум леса, пение птиц, шум моря).

Слайд №10

В работе с дошкольниками использую метод проекта. Мною совместно с преподавателем Детской школы искусств разработан и реализован творческий проект «Классическая музыка детям», целью которого является приобщение детей дошкольного возраста к музыкальной классике , способствующей музыкальному и общекультурному развитию детей.

Музыка является одним из важнейших средств воспитания духовности человека. Главная задача педагога - увлечь ребенка музыкой, сделать так, чтобы слушание музыки стало его потребностью. Это возможно лишь при погружении детей в мир классической музыки, воспитании на ее классических образцах.

В воспитательно образовательный процесс включаю здоровьесберегающие технологии. Начинаю занятия со свободного входа детей. Затем друг друга приветствуем «по трезвучию» ( «Здравствуйте, ребята», «Добрый день»), или исполняем валеологические песенки-распевки «Доброе утро», «Здравствуйте!»

Слайд №

Один из важнейших компонентов пения - дыхание. Для развития диафрагмального дыхания применяю игровые упражнения, позволяющие детям овладеть дыханием «животиком»: «Собачки» - дышать, как собачка; «Насос» - надуть «мячик»; «Ветер» - рисовать своим дыханием разные образы ветра (порывами, сильного, спокойного, мягкого и т.д.); «Задуваем свечи на торте» и т.д.

В работе над дыханием важно использовать показ или жест, помогающий вовремя взять дыхание. Предлагаю детям после вступления к песне “понюхать цветок” и сразу начать петь.

Сделать музыкальное занятие привлекательным и по-настоящему современным, осуществлять индивидуализацию обучения, объективно и своевременно проводить контроль позволяет применение компьютерной техники. Использование ИКТ очень важно не только для усвоения музыкального материала, но и воспитания интереса к музыкальной культуре, формирования духовного мира. Считаю необходимым развивать у детей умение вслушиваться в чужое и собственное исполнение. Для этого часто использую микрофон и минусовые записи различных детских песен.

Созданные мною или готовые (из интернета) презентации позволяют за короткое время занятия охватить огромный временной период культуры одной или нескольких стран. Они способны не только прекрасно иллюстрировать занятие произведениями живописи, музыки, но и развивать способности сравнивать, сопоставлять произведения искусства различных эпох и стилей; проводить проверку знаний произведений композиторов и художников и умения определять их творческий почерк; расширить рамки работы с увлеченными искусством детьми. Вынесенный для запоминания материал (определения стилевых направлений, имена композиторов, художников) дает возможность использовать презентацию в качестве наглядного пособия.

Для проведения праздников создаю тематические презентации. « День Победы» , « День знаний», « День матери» к 23 февраля и т.д.

На собственном опыте, убедилась, что использование ИКТ в разных формах организации детей приносит большую пользу. Мероприятия становятся яркими, интересными, творческими, а ребенок из пассивного слушателя превращается в активного участника процесса.

Слайд №11

Певческая и творческая деятельность на занятиях должна плавно переходить в такую же деятельность в группе. Значит, здесь должна быть создана такая предметная среда, которая бы способствовала развитию ребенка, провоцировала его на музыкальную деятельность. Поэтому детям важно иметь в группе свой «музыкальный центр». В группах, вместе с воспитателями и родителями создали творческую среду. В музыкальных уголках размещены: детские музыкальные инструменты (металлофон, дудочки, свистульки, барабан, бубен), звучащие предметы – заместители, магнитофон, аудиокассеты и диски с записью детских песенок, портреты композиторов, графическое пособие «Эмоции». Дети любят импровизировать, музицировать, исполнять полюбившиеся им песни в свободной обстановке (в группе, на прогулке). В самостоятельную деятельность дети часто включают музыкально – дидактические игры: «Узнай песенку по двум звукам», «Маленькие лесенки», которые развивают звуковысотный слух детей; «Ритмическое лото» развивает у детей чувство ритма; играют в «музыкальные занятия» и концерты, основанные на опыте, приобретенном детьми во время совместной образовательной деятельности. Придумывают песенки, «озвучивают» роли, придумывают музыкальные мини-сценки и т.д.

Песни становятся основой проводимых в детском саду разнообразных развлечений и праздников. Они представляют собой наиболее яркие события в повседневной жизни детей, доставляющие радость и эстетические переживания. В своей работе использую различные виды развлечений, праздников, музыкальные сказки, концерты, театрализованные постановки по сказкам, которые организовываю по инициативе детей, подбираю наиболее любимые из разученных ими песни; драматизации; фольклорные праздники, где дети исполняют русские казачьи народные песни, некоторые из которых - в сопровождении шумовых инструментов. Это (Масленица, Рождественские колядки, театрализованные постановки по сказкам, использование различных видов театров). Сезонные праздники (Осенние встречи, Весенние развлечения), где песни исполняют не только дети, но и взрослые; праздники, посвященые знаменательным датам (Выпуск в школу , Новый год, День защитников Отечества День Победы и др.).

Огромное внимание уделяю индивидуальной работе с детьми. Индивидуальная работа дает мне возможность полнее выявить возможности ребенка, раскрыть его музыкальные способности в пении. Работа с отстающими детьми позволяет мне найти причину задержки в музыкальном развитии. Выявив склонности детей в певческой деятельности, занимаясь с ними индивидуально , я советую родителям обучать детей в школе искусств пению. И многие мои воспитанники обучаются в дальнейшем музыкальной школе. Это Соловьёва И., Наймушина А., Лоскутова К. Аккуратнов В. и др.

За годы работы мною накоплен большой опыт в области певческой деятельности с детьми и достигнуты определенные результаты. Дети с огромным желанием поют, проявляют интерес к песням, услышанным не только на занятиях, но и дома, по радио, телевизору и т.д. С большим желанием дети старшей и подготовительной групп участвуют в праздниках младших групп.( Например Роль Маши на новогоднем утреннике во 2 мл. группе исполнила Бутакова К.) На развлечениях, на основе праздничного материала, выступают по желанию дети даже малоактивные, не обладающие особыми вокальными данными.

Слайд № 12 и13

Большую помощь мне в работе оказывают воспитатели. На занятия всегда приходят подготовленными, записывают задания для работы в группе, активно участвуют в проведении утренников и развлечений для детей. Всегда советом и делом помогают как лучше организовать развлечение в группе или на участке. Активно помогают в оформлении зала к праздникам, в решении организационных вопросов. Используя свой опыт и знания, и я помогаю им в проведении различных мероприятий. Работаю в тесном контакте с инструктором по физической культуре (совместные мероприятия, утренняя гимнастика под музыку, Уроки Здоровья), учителем-логопедом ( проведение логоритмики, помощь в подборе музыкального материала, запись музыки).

Слайд №14

Считаю, что только совместными усилиями ДОУ и семьи можно добиться положительных результатов в воспитании и обучении детей. Планируя систему работы с родителями, определяю направление и формы работы. Обучаю родителей практическим умениям; вовлекаю в образовательный процесс (совместные мероприятия, дни открытых дверей); провожу мастер-классы; выступаю на родительских собраниях; устраиваю совместные праздники «День матери», «Поле чудес», КВН; готовлю материалы для родительского уголка, провожу консультации. Чтобы ответить на все интересующие вопросы провожу консультации, в основном индивидуально. Консультации для родителей по своему характеру близки к беседам. Тематика консультаций разнообразна. Она определяется задачами музыкального воспитания и потребностями родителей. Однако, планируя консультации, учитываю уровень подготовленности родителей в вопросах музыкального воспитания.

Слайд №15

Включая в свою деятельность практически весь арсенал существующих методических приемов, считаю, что начинать любую исследовательскую работу необходимо с выявления общих музыкальных способностей ребенка. Поэтому два раза в год (в сентябре, мае) провожу диагностику. Такой анализ певческих данных у детей даёт возможность определить основную задачу для дальнейшей работы, а именно: разнообразить методы и приемы с учетом индивидуальных особенностей детей. Исходя из получных результатов, делаю выводы, как развивается каждый ребенок, на кого направить особое внимание. Если у ребенка заметны новые успехи, то их надо развивать до полного их раскрытия. Если же наоборот, ребенок в чем-то затрудняется - помочь ему преодолеть трудности, заниматься индивидуально. Диагностика развития каждого ребенка дает возможность увидеть, какие вокальные возможности имеются у него, какие способности развиваются и на основе диагностики планировать работу, варьировать и искать новые приемы и формы работы с детьми. Анализ проведенной диагностики наглядно показал, что работа по программе дает положительный результат.

Слайд № 16 и 17

Наши дети постоянно участвуют в городских мероприятиях, являясь активными участниками ежегодного городского фестиваля « Пою тебе, моя Россия!», проводимом в ДШИ, городских фестивалях « Гвоздики Отечества», « Шолоховская весна - 2012», праздниках «День защиты детей», «День города», «День шахтёра». Выступают в концертах, посвящённых Дню учителя, на августовской конференции и др.

Слайд №18

Мы тесно сотрудничаем с Детской школой искусств, Центром социального обслуживания, краеведческой библиотекой- музеем, СКЦ « Маяк».

Результативность по опыту моей работы подтверждена:

  • Положительной динамикой обследования певческих, творческих навыков детей.
  • Победами воспитанников детского сада в городских, районных конкурсах детского творчества.
  • Победами бывших моих воспитанников, ныне учащихся школы искусств, отделения «Народное пение» в городских , областных, конкурсах детского творчества.
  • Слайд № 19 , 20, 21
  • За годы работы мною накоплен достаточно большой опыт в области певческой деятельности с детьми и достигнуты определенные результаты. Опытом работы делюсь на Сайте нашего детского сада, имею свой мини сайт в социальной сети работников образования, на образовательном портале МАААМ.ru. Выступаю на ГМО музыкальных руководителей, на педсоветах в ДОУ.

    Слайд № 22 и 23

    Сама являюсь активным участником городских мероприятий. С номерами художественной самодеятельности неоднократно выступала на августовской конференции, концертах, посвящённых Дню Учителя , 8 марта, на конкурсе «Учитель года». Наш дуэт с Г. Антоновой занял 2 место на конкурсе « Гвоздики Отечества». Являюсь участницей городского казачьего хора.

    В настоящее время с преподавателем детской школы искусств по народному пению разрабатываем совместный долгосрочный проект по выявлению и работе с одарёнными детьми.

    В своей работе придерживаюсь высказывания В. Сухомлинского “Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта. Это воспитание человека».

    И я считаю,что песенное творчество является важнейшим условием развития не только музыкальной, но и общей культуры ребенка. Оно формирует у детей эстетическое мировосприятие, обогащает эмоциональный опыт, побуждает осознавать окружающий мир в его звуковых проявлениях.

    Слайд №24


    Автор: Михеева Наталия Николаевна
    Похожие материалы
    Тип Название материала Автор Опубликован
    разное опыт работы Бордова Елена Борисовна 31 Мар 2015
    разное Опыт работы Торба Эльвира Фаридовна 30 Мар 2015
    разное Опыт работы Лушникова Ольга Вячеславовна 21 Мар 2015
    разное Опыт работы Лушникова Ольга Вячеславовна 21 Мар 2015
    разное Опыт работы Лишанова Елена Викторовна 1 Апр 2015
    разное опыт работы (часть) Мельникова Ульяна Романовна 31 Мар 2015
    документ Опыт работы Капустина Наталья Вячеславовна 20 Мар 2015
    документ Мой опыт работы Светлакова Светлана 20 Мар 2015
    документ Мой опыт работы Светлакова Светлана 20 Мар 2015
    разное Опыт работы Опалева Ольга Адольфовна 20 Мар 2015
    документ опыт работы новое Халабузарь Александра Борисовна 20 Мар 2015
    документ Опыт работы Манаенко Лидия Викторовна 20 Мар 2015
    разное Адаптация учащихся первых классов (Опыт работы) Блинова Екатерина Александровна 20 Мар 2015
    документ опыт работы Иванова Инна Николаевна 20 Мар 2015
    документ опыт работы Русских Ирина Борисовна 20 Мар 2015
    разное опыт работы Дьякова Анастасия Александровна 20 Мар 2015
    разное Опыт работы Леньшина Наталья Ивановна 20 Мар 2015
    документ Опыт работы Масликова Ольга Васильевна 20 Мар 2015
    документ Опыт работы Исаева Ирина Михайловна 20 Мар 2015
    документ Опыт работы Васильева Ирина Александровна 20 Мар 2015
    презентация опыт работы презентация Чегринец Елена Ивановна 20 Мар 2015
    документ опыт работы Чегринец Елена Ивановна 20 Мар 2015
    документ опыт работы Заева Марина Викторовна 21 Мар 2015
    документ Опыт работы Фролова Лилия Александровна 21 Мар 2015
    документ Опыт работы Романова Екатерина Александровна 30 Мар 2015
    документ Опыт работы Крылова Наталья Николаевна 30 Мар 2015
    документ Опыт работы Бушкецова Вероника Викторовна 30 Мар 2015
    документ Опыт работы Скворцова Анна Геннадьевна 30 Мар 2015
    разное Опыт работы "Родной мой край" Кочеткова Евгения Игоревна 30 Мар 2015
    документ опыт работы Чекашкина Наталья Вячеславовна 30 Мар 2015
    документ Опыт работы Кравченко Юлия Васильевна 30 Мар 2015
    презентация опыт работы Сидорова Анна Владимировна 30 Мар 2015
    документ Опыт работы Солодянникова Елена Владимировна 30 Мар 2015
    документ Мой опыт работы Бельды Виктория Юрьевна 30 Мар 2015
    документ опыт работы Иванисова Татьяна Владимировна 21 Мар 2015
    документ Опыт работы Чередилина Татьяна Викторовна 21 Мар 2015
    разное опыт работы Телесова Александра Александровна 20 Мар 2015
    документ опыт работы Шаркова Марина Александровна 21 Мар 2015
    документ Опыт работы Лусинина Яна Александровна 21 Мар 2015
    документ Опыт работы Асрян Татьяна 20 Мар 2015