«Формирование толерантности у дошкольников через преемственность поколений с исторической точки зрения».
Энциклопедический словарь под редакцией А.М.Прохорова трактует толерантность как « терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению». В словаре В.И.Даля понятие «терпимость» толкуется как способность что- то или кого – то терпеть «только по милосердию и снисхождению». С.И. Ожегов приводит уточнения: «Терпимость – терпимое отношение к чему – нибудь, терпимый – такой, что может терпеть, с которым можно мириться; умеющий без вражды, терпеливо относиться к чужому мнению, характеру». Толерантность во все времена считалась человеческой добродетелью. Она подразумевала терпимость к различиям среди людей, умение жить, не мешая другим, способность иметь права и свободы, не нарушая права и свобод других. Толерантность также является основой демократии и прав человека, нетерпимость в полиэтническом, поликонфрессиональном либо в поликультурном обществе приводит к нарушению прав человека, насилию и вооруженным конфликтам. Что же касается этимологии слова «толерантность», то оно происходит, как показывают исследования, от латинского слова tolerantia - терпение. Наибольшее распространение это понятие получает в Западной Европе в эпоху средневековых религиозных войн между католиками и протестантами. В России первые правила нравственного толерантного поведения учащихся отражены в школьных азбуковниках, которые от лексико-энциклопедических отличались тем, что акцентуации в них делались на нормы взаимоотношений между учащимися, на особом, уважительном отношении к учителю, к родителям. Нередко к азбуковникам писались приложения, в которых подобного рода сведения дополнялись отрывками из Священного писания, комментариями к ним, религиозно-нравственными поучениями, педагогическими советами, в том числе и по формированию милосердия, кротости, смирения, главным образом, в процессе домашнего воспитания и самообразования. В научной литературе толерантность рассматривается, прежде всего, как уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, признание многомерности и многообразия человеческой культуры, норм, верований и отказ от сведения этого многообразия к единообразию или к преобладанию какой-то одной точки зрения. Толерантность предполагает готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия.
Ни одно поколение людей со времени появления рода человеческого не стояло, не стоит и не может стоять особняком от других поколений и общества в целом. Поколения — лишь отдельные звенья в цепи человечества. Эта вселенская цепь носит всеобщий характер. Но наряду с внешними связями между поколениями есть и внутренние — между различными индивидами одного и того же поколения во всем их многообразии. Отношения поколений с внешней средой носят как объективный, так и субъективный характер. Весьма сложные связи складываются в общественной жизни. Они усложняются от поколения к поколению, образуя межгосударственные, государственные, национальные, классовые, родственные, семейные связи. Диалектическая связь поколений представляет собой не что иное, как зависимость людей одного поколения от другого в каком-либо отношении. Но при этом поколение, выступающее в данный момент в роли ведущего, должно учитывать и интересы представителей других поколений. Особенно если люди проживают в одной семье, в одном регионе, в одной стране. Связь поколений, их развитие — процесс непрерывный и никогда не завершающийся. Пока живет человечество, взаимодействие поколений будет неуклонно идти по пути усложнения и совершенствования, по пути развития. Оно будет идти от старого к новому, от менее сложного к более высокому и совершенному поколению.
Взаимоотношения поколений, их преемственность складываются, прежде всего, в семье. Здесь дети приобретают первый опыт общественных отношений, опыт нравственности, опыт гуманности, честности, справедливости, а иногда и их антиподы. Идеально, когда в семье 3-4 поколения: дети -- родители -- родители родителей (дедушка, бабушка) -- прадеды. В семье должна быть единая педагогическая платформа для всех старших членов семьи. Профессор А.В. Петровский рекомендует: «Пусть же самые старшие члены сохраняют активную жизненную позицию, не теряют связи со сферой своих профессиональных интересов, принимают участие в общественной работе.
Тема взаимоотношения поколений, пожалуй, никогда не устареет. Особенность этих отношений в том, что, с одной стороны, они содержат в себе преемственность, а с другой, – потенциальную предпосылку конфликта. В любом обществе, как и в любой семье, в определенный момент вдруг оказывается, что многие вещи по-разному воспринимаются и оцениваются разными поколениями.
Не секрет, что семейные традиции и ритуалы определяют характер взаимоотношений в семье, воспитывают уважение к их основателям и обеспечивают чувство стабильности и безопасности, то есть удовлетворяют базовые потребности любого человека.
Дни рождения членов семьи предоставляют огромные возможности для культивирования чувства преемственности через поколения: от бабушек-дедушек к внукам. Известно, что степень близости старого и малого нередко прямо пропорциональна разнице в возрасте. И чем дальше по шкале жизни отстоят они друг от друга, тем теснее связь. Может, оттого, что у детей все радости и печали складываются из самых простых и естественных впечатлений бытия, и у стариков — тоже.
Народная мудрость советует нам хранить то, что имеем. Более ценного наследства, чем родовая память, опыт, накопленный семьей и преумноженный поколениями, трудно себе представить.
Исторический аспект взаимоотношений старшего и младшего поколений в обществе. В так называемых традиционных обществах образ человека старшего поколения был тесно связан с категорией жизненного опыта, его постепенного накопления и передачи молодым. Обычаи, традиции, преемственность, наследие - все эти механизмы общественного бытия предполагают уважение к предкам и высокий авторитет старших.
Современный мир жесток, жестокими стали и дети. Нормой жизни каждого человека - взрослого и ребенка - должна стать толерантность. Именно поэтому мировая общественность в качестве всеобъемлющего средства борьбы за выживание выбрала толерантность как основополагающий принцип морали. Отсюда ясно, что воспитание в духе толерантности следует начинать с первых лет жизни, и ведущая роль в этом отводится педагогам. Подрастающее поколение развивается в условиях повышенной агрессивности, антагонизма и интолерантности современного российского общества. В силу возрастных особенностей молодое поколение не имеет необходимых знаний, позволяющих с достаточной глубиной осмысливать современные межличностные, социальные и этнопроблемы, не имеет общей культуры и психологической готовности к участию в них. Реальное положение в стране, ответственность за будущее и особенности социального положения молодого поколения делают проблему формирования толерантного сознания и развития умения и навыков толерантного поведения остро актуальной.
Идея толерантности имеет давнюю историю. Ещё китайский мудрец Конфуций призывал: «Не делай другому того, чего не хочешь, чтобы делали тебе». Общечеловеческими ценностями проникнуты и нравственные евангельские заповеди «не укради», «не убей», проникнуты уважением и чувством сострадания к человеку, без которых не может быть терпимости ко всему живому. И лучшие мыслители прошлого наряду с экономической и политической свободой человека отстаивали и его духовное раскрепощение. Так Т.Гоббс, Б.Спиноза, Ж-ж. Руссо, Ш.Л.Монтескье, опираясь на учение о «естественном праве»,об « общественном договоре» и гражданском обществе, выдвигали положение о том, что все люди от природы равны, все они рождаются свободными и в своих действиях руководствуются личными интересами. Движущей силой поведения людей выступает достижение жизненных благ. Историографический анализ систем образования в России показал, что развитие идеи толерантности тесно связывалось с развитием гуманистических систем, одной из первых среди которых явилась воспитательная система 1-го кадетского корпуса в г. Санкт-Петербурге, особенно когда на должность главного директора кадетского корпуса был назначен в 1765 году Ива Иванович Бецкой. В десяти главах Устава корпуса, составленного И.И. Бецким, было много положений, взятых из «Эмиля» Жан-Жака Руссо. На первое место он выводил гуманистическое воспитание, а подготовку военных кадров считал делом второстепенным. В 1772 году Бецкой И.И. составил «Наставление воспитателям», в котором большое место отводит роли воспитательной среды, которая должна демонстрировать перед детьми образцы высоких моральных качеств. В создании такой благонравной, очищенной от всего плохого среды заключается, по его мнению, «самое труднейшее и важнейшее дело для составления истинного благонравия, ибо без всего этого все наставления никуда не годятся. Когда хороших наставников не будет, то и доброго, чистого воспитания осуществить мы не в состоянии. Воспитатели должны обходиться с воспитанниками со всей тихостью и учтивостью, кои должны быть неразлучны с воспитанием». Исследование проблемы толерантности и ее формирования значительно расширилось в последнее время, хотя философское осмысление проблемы находило отражение еще в трудах Гераклита и Сенеки, а позднее – Дж. Локка, Ф. Вольтера, В. Соловьева, П. Флоренского, Н. Бердяева и других.
Литература:
Пчелинцева И. Толерантность и школьник. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2003
Пчелинцева И. Толерантность, как она формируется? – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2001
Диалог поколений / Составитель Кононыгина Т.М. – Орел, 2001. – 112 с.
Автор: Гребенникова Елена Раифовна