Из опыта работы.
Сказки есть в каждом доме, конечно, их охотно читают всем детям дошкольного возраста. И дети их любят. Они узнают из них много нового и удивительного. Сказка - это не только развлечения, но и отличный способ для того чтобы развивать у детей творческое воображение, мышление и восприятия добрых чувств. Через сказку малыши впервые испытывают как бы на себе храбрость и стойкость добра и зла. Слушая сказки, дети глубоко сочувствуют персонажам. У них появляется внутренний импульс к содействию, к желанию помочь, оказать посильную помощь. Для этого я предлагала изменить конец сказки. В своей работе использовала «символы» - кружочки разного цвета и величины. Учила детей моделировать сказку, фантазировать, изменять ее конец. Например, при моделировании сказки «Колобок» предложила детям посмотреть на маленький оранжевый кружочек и подумать, кто бы это мог быть? Дети давали различные варианты ответов, один из которых был - это шмель. Он стал кружиться над лисой, жужжать «ужалю». Лиса испугалась и убежала и не съела колобка. В более старшем возрасте придумывали новый конец известной сказочной истории «Что было бы, если Иванушка не послушался Сивку-Бурку и не стал пролезать в ушко?» благодарила детей за то, что они помогли найти выход из сложившейся ситуации. Спрашивала: «Как бы вы поступили , если были на том пиру?»
Одной из главных задач, в проводимых мною занятий, является формирование таких качеств мышления как системность и диалектичность. Под системностью мышления подразумевается способность воспринимать любой предмет, проблему всесторонне, во всем многообразии связей. Например: Репку вытащила система – дед, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка. Диалектичность мышления – способность видеть в любых системах противоречие и разрешение их. Одно из главных направлений ТРИЗа- знакомить детей с противоречиями. Показать жизнь ребенку такой какая она есть – противоречивая. Спрашивала детей: «Сказка- это хорошо или плохо?»
- Что хорошего есть в сказке?
- В сказке есть хорошие герои? Назовите их
- В сказке есть плохие герои? Назовите их
-Почему они плохие герои?
-Что хорошего может произойти со сказочными героями?
- А что плохого может с ними произойти?
На занятии я использовала различные методы: метод морфологического анализ, эмпатию, объектов. И такие приемы фантазирования как деление - объединение, увеличение – уменьшение, оживление – окаменения и наоборо т. Для проведения большинства занятий не нужно специального оборудования. На своих занятиях использовала различную наглядность: наборы сюжетных картинок, картинки сказочных героев, куклы – гости. Вхождение в сказку осуществляла различными способами: с помощью сказочных слов или волшебных предметов. Например: волшебного клубочка, обруча, на машине времени, сказочном корабле. В сказочной стране дети сами могли соотнести себя с животными, деревьями, цветами, наделяя их несвойственными им качествами. Например, Катя вообразила себя вязким цветком с фруктовым запахом, издающим свист. Она эмоционально рассказывала для чего он нужен – кто понюхает меня - будет мудрым. Попадая в сказочную страну преодолевали препятствия или проходили испытания. Задачу задавало какое-нибудь сказочное существо: Фея, Волшебник, Страж сказочных ворот, в которых перевоплощались воспитатели. Например: за лесами, за горами течет молочная река, кисельные берега. Как вы думаете, что будет с теми, кто в ней искупается? Предлагала детям пройти на сказочную полянку или к волшебному источнику и сочинить сказку. Учила составлять сказки по определенной модели. Например: «Волшебная дорожка» с опорой на наглядность. Предлагала детям взять из волшебной шкатулки по предметно- схематичной карточке и догадаться, кому из сказочных героев этот предмет принадлежит. Красная шапочка попадала в разные сказки, встречалась с разными героями. Я следила за развитием сюжета сказки, при необходимости задавала наводящие вопросы, направляла сказку в нужное русло. Учила противостоять внешним обстоятельствам. В результате взаимодействия с другими сказочными героями Красная шапочка набиралась опыта. Детей старшего возраста учила изменять характер персонажей на противоположный.
На занятии «Творческие мастерские» детям было интересно моделировать «необычные игрушки», «бытовые объекты», «избушки». Для этого использовала игру «Чудесные вещи».
Вела кружковую работу «По дорогам сказок». Дети с удовольствием слушали и усваивали те произведения, где они вместе с героями активно участвовали во всех событиях. Они делали открытия, а способы решения каждой проблемы после ее анализа закрепляла в жизни. Учила преодолевать шаблонные ответы и видеть задачу со всех сторон.
Используя на своих занятиях элементы ТРИЗа, реализую главную задачу –«…каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимального эффекта…» Г.С.Альтшуллер
Автор: Рыбакова Светлана Николаевна