Копилка «Из опыта работы»
Программа проведения семинара-практикума:
«Реализация художественно-эстетического направления работы МДОУ в процессе проведения кружковой работы с детьми»:
1. Вступительное слово заведующей МДОУ Ф.И.О. . :
«Роль кружковой работы в развитии творческих способностей детей».
2. Просмотр проведения кружковой работы с детьми в группах:
II младшая группа - кружок «Волшебные полоски»-
Занятие- «Украшение для куклы»».
воспитатель I кв. категории Ф.И.О..
средняя группа - кружок «Мир природы глазами ребенка»
Занятие- «Эти волшебные пятна».
воспитатель I кв. категории Ф.И.О.
старшая группа - кружок «Веселый квадрат» оригами-
Занятие- «Веселая матрешка».
воспитатель I I кв. категории Ф.И.О..
подготовительная группа- организация работы с детьми в свободное
от занятий время по ИЗО- деятельности - « Особенности использования
педагогической технологии Г.Н.Давыдовой в развитии творческих
способностей детей в пластилинографии».
3. Экскурсия по детскому саду: «Создание в группах развивающей среды
для реализации приоритетных направлений. Организация работы с
родителями».
4. Итоговый круглый стол. Выступления воспитателей ,обсуждение
просмотренного. Конспект занятия по знакомству детей с художественным искусством в подготовительной группе "Знакомство с творчеством художника И.И.Шишкина"
Программные задачи: учить детей понимать содержание художественного произведения, выделять средства выразительности - цвет, композицию. Вызвать интерес к творчеству художника Шишкина И.И., познакомить с его изобразительной манерой.
Развивать зрительное внимание, наблюдательность, эмоциональную отзывчивость, умение сравнивать, сопоставлять, высказывать собственные суждения, используя образные слова и выражения.
Активизировать словарь: окрестности, этюд, этюдник, художник-пейзажист; лес - пронизанный солнцем, сырой, глухой, дремучий.
Воспитывать любовь к образам родной природы, учить замечать ее красоту.
Материал к занятию: репродукции картин художника И.И.Шишкина, аудиозапись «Утро в лесу». Рабочие материалы художника: кисти, краски, мольберт, бумага; этюдник.
Методические приемы: сюрпризный момент - приход художника с этюдником; знакомство с его рабочими инструментами, использование художественного слова, игра-путешествие по знакомству с картинами художника, постановка проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций, пластическая игра «Войди в картину», прослушивание аудиозаписи.
Ход занятия: Входит воспитатель в костюме художника с этюдником. Читает стихотворение С.А. Васильевой:
Ты мне скажешь: «Не бывает
В мире больше волшебства»,
Но под кистью оживают
Небо, солнце и трава.
Взмах волшебный - и палитра
Морем красок разлилась,
Слышу я гуденье ветра,
Птица в небо поднялась.
Брызги краски, капля сини-
И течет уже река,
Дарит новый мир в картине
Нам художника рука.
Ребята, я предлагаю вам стать участниками путешествия в страну лесного художника Ивана Ивановича Шишкина. Он родился в небольшой купеческой семье в Елабуге - маленьком городке на берегу реки Камы. С детства очень любил рисовать, особенно запечатлевать замечательные окружающие его елабужские окрестности. Иван Иванович больше всего любил изображать на своих полотнах лес. Шумят на его картинах сосновые рощи, волнуется золотая рожь, шелестят листвой могучие дубы. Кто ни посмотрит залюбуется .Такие картины называются… А вы помните как они называются?
-Пейзаж, - отвечают дети.
-Даже фамилия у нашего художника была лесная – Шишкин. А имя и отчество очень русские и простые: Иван Иванович.
Дети, как вы думаете, чем отличается обыкновенный путешественник от художника-путешественника?
Ответы детей.
-Да, художник, чтобы запомнить и рассказать другим увиденное,
вовсе не ведет запись в книжке, а зарисовывает свои наблюдения. Художник обязательно берет с собой в «путешествие» плоский деревянный ящик. Он называется этюдник.
Давайте посмотрим, что в нем лежит?
Дети называют:
- Кисточки, краски в тюбиках, банка для воды, карандаш, листы бумаги, картон, тряпочка для протирания кистей, палитра.
Воспитатель дополняет…
- Если художник пишет масляными красками, то он берет еще мастихин, холст, иногда этот холст натягивают на подрамник. Сначала художники-путешественники пишут этюды- запечатлевают небольшой уголок природы, передают подробности пейзажа и намечают его цвета. Дома, в мастерской, они используют этот этюд для написания большой картины.
- Давайте с вами рассмотрим пейзаж И.И.Шишкина «Рожь».
Вообразим себе, что мы входим в картину и идем по дороге в поле.
По обе стороны от нас колышутся золотые колосья ржи. Какие они?
Опишите, что вы видите? Какое время года изображено на картине?
- На картине лето. Мы видим летнее небо с плывущими облаками. Колосья ржи тяжелые, тучные, склонившиеся под тяжестью к земле. Среди них белые ромашки и голубеющие в золоте ржи васильки.
- Присмотритесь, через несколько минут в пейзаже Шишкина все может измениться, и нам тоже придется поспешить домой. Почему?
-Присмотритесь повнимательнее, художник оставил в картине много живописных подсказок. Каких?
-Проносящиеся очень низко над землей ласточки, тяжело осевшие грозовые кучевые облака, порывы ветра, которые заставляют «волноваться» поле пшеницы. Все эти приметы предвещают сильный дождь.
- Обратите внимание, с какой любовью выписаны художником каждая былинка и травинка, растущие на обочине. Вот запыленный подорожник, а вот склонившаяся пижма. Шишкин ничего не сочинял в своих пейзажах, писал то, что видел и чем любовался.
Но именно в картине «Рожь » он допустил сознательную ошибку, чтобы сделать пейзаж более выразительным. Давайте вместе определим, чего в «чистом поле» никогда не бывает, а у Шишкина дано «в полный рост».
- Правильно дети, такие могучие деревья никогда не растут в поле.
Их неминуемо выкорчевали бы, поскольку они мешают расти пшенице. Но попытаемся «стереть» деревья с пейзажа. Пусто и скучно станет в поле. Что хотел заставить ощутить в пейзаже художник, введя в изображение поля вековые, могучие сосны?
- Шишкин хотел, чтобы пейзаж был не только узнаваем, но и носил русский национальный характер- простор, раздолье, мощь в сочетании с бескрайними полями и вековыми могучими деревьями.
-А теперь давайте полюбуемся полотном «Утро в сосновом лесу».
Чувствуете ли вы запах хвои, влажного мха?
-Анечка, а ты чувствуешь запах шоколадной конфеты, которую заворачивают фантиком с медведями? Но на конфетной обертке лишь фрагмент, крохотный отпечаток с этой картины. А здесь подлинник, «живая» настоящая картина- «Утро в сосновом лесу»,
написанная Иваном Ивановичем Шишкиным на холсте масляными красками больше ста лет назад.
-А теперь давайте с вами поиграем в пластическую игру «Войди в картину».
Педагог собирает детей в три группы: они будут «входить» в картину слева, из центра и справа.
Надо четко объяснить, что по правилам играющие вовсе не пытаются перешагнуть через раму картины. Просто, стоя на месте, они должны сказать, что с ними произойдет, если они окажутся внутри пейзажа. «Входить в картину » опасно не только потому, что этот уголок леса принадлежит медведям. Здесь к тому же растет корень сухого дерева. Кажется, что это громадный леший поднимается из-под земли. Поэтому первая, левая, группа садится в страхе, сжимаясь в комочки, чтобы леший их не заметил. Те, кто «заходит картину » из центра, должны идти очень осторожно - «на цыпочках», затаив дыхание, так как медведица, присматривающая за медвежатами, может услышать хруст лежащего под ногами валежника и обернуться. Третья, правая группа, высоко поднимая ноги, «перешагивает» через сухой обломанный ствол и неожиданно падает … в овраг (на пол) или, возможно, в медвежью берлогу.
Разыграв действо, каждая группа, внимательно вглядываясь в картину, должна ответить на вопрос воспитателя:
1. Прячась от лешего, вы схватились за ствол засохшего дерева. Пожалуйста, посмотрите и скажите, как нарисовал его Шишкин? Определите, какой стала ваша рука – осталась сухой или покрылась влагой?
2. Услышала ли медведица ваши шаги на цыпочках?
3. Смогли ли вы удержаться на сухой ветке или все-таки свалились вниз – в овраг (или медвежью берлогу)?
Дети должны заметить: ствол левого дерева мокрый - на нем заметна утренняя роса, что прекрасно передал художник.
Медведица не услышала шагов, иначе она обернулась бы. А
сучья навряд ли выдержали бы тяжесть падающего тела, ведь художник изобразил их абсолютно высохшими и трухлявыми.
По окончании игры желательно, чтобы дети вновь перенеслись в картину и тихо-тихо «постояли» в лесу, прислушиваясь к музыке просыпающегося дня
Дети слушают аудиофрагмент - «Утро в лесу».
- Как удалось Шишкину показать, что в лесу наступает именно утро?
- Мы видим утренний туман в глубине леса, рассеивающийся у нас на глазах, росу на засохшем стволе.
-Какая же помощь понадобилась такому живописному мастеру и знатоку жизни лесного царства, каким был Шишкин?
Выслушав ответы детей, педагог рассказывает …
-Шишкин относился к себе очень критически и понимал: обитателей лесной чащобы – медведей – он не сможет написать так же достоверно, как лес. Поэтому попросил изобразить их своего друга Савицкого Константина Аполлоновича.
- Опишите мне, где и как расположены на картине медвежата?
Что вы можете сказать о каждом медвежонке? Какими изобразил художник медвежат? Отчего у нас возникает радостное настроение, когда мы смотрим на картину?
Ответы детей.
-А сейчас мы остановимся у портрета самого художника И.И.Шишкина, который нарисовал художник Крамской.
Опишите, каким вы его видите?
Ответы детей.
- Пейзажист действительно собрался в дальний путь. На нем шляпа, защищающая от солнца и дождя, высокие сапоги, в руках длинная палка, помогающая идти сквозь густые заросли и топкие
болота. На плече этюдник с красками, а под рукой сложенный
большой шелковый зонт. На портрете Шишкин выглядит как богатырь лесного царства, хотя на самом деле высоким ростом
он не отличался. Высокая трава вокруг него как лес, на фоне
которого выступает фигура великана.
-А теперь давайте вспомним, как зовут художника, с творчеством которого мы познакомились на сегодняшнем занятии?
Какая картина из его творчества вам понравилась больше и почему?
В конце воспитатель оценивает речевое творчество детей, обращая внимание на те образные речевые средства, которые
они использовали.
Автор: Никитина Елена Николаевна