АКТИВИЗАЦИЯ ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Активизации театрализованной деятельности у детей старшего дошкольного возраста
Изучение проблемы активизации театрализованной деятельности у детей старшего дошкольного возраста актуально в связи с тем, что главное условие прогрессивного развития общества – человек, способный к творческому созиданию с высоким культурным уровнем развития. Театрализованная деятельность ориентирована, на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности, его раскрепощение, вовлечение в действие, активизируя при этом все имеющиеся у него возможности; на самостоятельное творчество; развитие всех ведущих психических процессов. Способствует самопознанию, самовыражению личности при достаточно высокой степени свободы; создает условия для социализации ребенка, усиливая при этом его адаптационные способности, корректирует коммуникативные отклонения; помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, значимости, возникающих в результате выявления скрытых талантов и потенций. Таким образом, театральная деятельность с детьми не только развивает психические функции личности ребенка, художественные способности, но и общечеловеческую универсальную способность к межличностному взаимодействию, творчеству в любой области. К тому же для ребенка театрализованное представление - это хорошая возможность хотя бы ненадолго стать героем, поверить в себя, услышать первые в своей жизни аплодисменты.
При работе над темой выявлены следующие противоречия:
- между общепринятым значением театрализованной деятельности в эмоциональном и творческом развитии ребенка и дефицитом театрального искусства в жизни детей;
- между необходимостью содержательного подхода к процессу активизации театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста и недостаточностью образовательных программ и методик, направленных именно на содержательное постижение ребенком театральных навыков.
Обозначенные противоречия позволили мне определить проблему исследования: поиск педагогических условий и методов активизации театрализованной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Ведущая педагогическая идея – разработка и использование ритмических игр и этюдов как средства активизации театрализованной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Теоретическая база опыта. Методическая направленность работы базируется на современных концепциях и теоретических трудах Н. Сорокиной, А. Бурениной, Е. Горшковой, Белоусовой Л. Е., Боровик Т., Гальцова Е. А., Маханева М. Д. Авторы рассматривают дифференцированность и поэтапность воспитательного процесса в активизации театрализованной деятельности у детей старшего дошкольного возраста. Отмечают необходимость глубокого изучения отдельных видов детской творческой деятельности (игровой, танцевальной, ритмической импровизации).
Основной работой является соединение принципов педагогики Н. Сорокиной и Е. Горшковой. Ритмические игры и этюды как средство активизации театрализованной деятельности у детей старшего дошкольного возраста предполагают комплексный подход к построению непосредственно образовательной деятельности с детьми, дают возможность экспериментировать, нетрадиционно организовывать взаимодействия с ребенком, создавая условия для развития творческих способностей.
С помощью авторских методик Э. Г. Чуриловой, Т. Мануиловой «Арт-фантазия»; Е. Горшковой «От жеста к танцу»; А. Бурениной «Ритмическая фантазия»; Н. Сорокиной «Играем в кукольный театр» программа «Театр- творчество дети»; С. Слуцкой «Са-Фи-Дансе» был создан комплекс ритмических игр и этюдов.
Новизна педагогического исследования заключается в том, что, комбинируя известные методики, создан цикл ритмических игр и этюдов, способствующих активизации театрализованной деятельности у дошкольников, формированию художественного вкуса.
Цель данной работы – активизация театрализованной деятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством ритмических игр и этюдов.
В работе по театрализованной деятельности дошкольников я определяю основные задачи:
- формирование умения передавать движением, мимикой, позой, жестом, театральными куклами основные эмоции ритмических импровизаций, игр и этюдов;
- развитие творческой самостоятельности детей и умение владеть своим телом;
- воспитание устойчивого интереса к театрально - игровой деятельности, желание принимать активное участие в досугах, праздниках, развлечениях, используя импровизационные умения.
Итоги наблюдений, осуществленных в процессе работы, позволяют мне сделать выводы о позитивных результатах проведенной работы.
- Дети самостоятельно импровизируют, с удовольствием перевоплощаются в образы разных героев, соотносят восприятие со своим опытом, чувствами и представлениями.
- Дети проявляют интерес к истории театра.
- В самостоятельной театрализованной деятельности дети свободно применяют полученные знания и умения.
- У дошкольников появилось желание самостоятельно организовывать небольшие театрализованные постановки со сверстниками и малышами.
- Дети владеют приемами нанесения театрального грима.
- У детей появился интерес к подготовке театрализованного показа.
-К 6-7 годам дети свободно, без принуждения передают настроение, характер героев, пластикой своего тела, создают яркие и незабываемые образы.
Автор: смирнова наталья сергеевна