Доклад для педагогов "Приобщение детей к родной культуре посредством устного народного творчества"
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида «Семицветик»
ДОКЛАД
на тему:
«Приобщение детей к родной культуре посредством устного народного творчества».
Подготовила: Воспитатель,
Николаева Мария Александровна.
Андра
2015
Доклад для педагогов МБДОУ «ДСОВ «Семицветик», на тему: «Приобщение детей к родной культуре посредством устного народного творчества; рассмотрение малых форм фольклора».
«Как нет человека без самолюбия,
так нет человека без любви к отечеству,
и эта любовь дает воспитанию
верный ключ к сердцу человека…»
К.Д. Ушинский.
Мой интерес в выборе темы самообразования пал на «Приобщение детей к родной культуре посредством устного народного творчества; рассмотрение малых форм фольклора».
Русские народные сказки, песни, пословицы, поговорки, прибаутки – это народная мудрость, свод правил жизни, кладезь яркого богатство языка. Все, что пришло к нам из глубины веков, мы теперь называем народным творчеством. И как важно с ранних лет, научить детей постигать культуру своего народа, показать им дорогу в этот сказочный и добрый мир, возродить в детских душах прекрасное и вечное.
Через устное народное творчество у ребенка формируется потребность в художественном слове. Поэтому не случайно, важным моментом в моей работе стало широкое знакомство детей с фольклорным творчеством. А поскольку все это возможно только посредством яркой и образной речи, то темой работы я выбрала «Приобщение детей к родной культуре посредством устного народного творчества».
В процессе работы решаю задачи:
1. Создание условий по приобщению детей к истокам русской народной культуры через устное народное творчество..
2. Развивать эмоциональную отзывчивость, творческие способности.
3. Обогащение словаря, развитие коммуникативных навыков, развитие фонематического слуха.
4. Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам.
5. Использование в работе все виды фольклора ( сказки, песенки, потешки, поговорки, загадки, пословицы, заклички), так как фольклор является богатейшим источником нравственного развития детей.
6. Ну и самая важная задача, это привлечение родителей в воспитательно – образовательный процесс через приобщение к народному творчеству, знакомство с календарными праздниками и их обычаями и традициями.
Определив направление в работе, можно приступать к их реализации. Какими бы художественными особенностями ни обладали образцы народного искусства, их воздействие на детей во многом будет зависеть от нашего умения пробуждать интерес к творчеству. Нужно как можно глубже изучать различные виды народного творчества.
Для реализации первой задачи по развитию эмоциональной отзывчивости на произведения устного народного творчества, нужно предложить детям поиграть в сказку, пережить все приключения сказочных героев, помочь найти выход из трудной ситуации. Волки, медведи в сказке олицетворяют трудности, которые надо преодолеть. В сказке герой всегда выходит победителем из трудной ситуации. Учить детей быть такими же смелыми, решительными, находчивыми. Сказка помогает реализовать свои мечты и желания. Через оценку взаимоотношений героев сказки подвожу детей к пониманию противоречий в окружающем мире, ставлю перед необходимостью выбора, потребность решать противоречия, возникающие в жизни. Благодаря сказкам у ребенка развивается способность сострадать, сочувствовать, сопереживать, радоваться чужим удачам. Как отмечал В.А. Сухомлинский: - «Сказка – это активное эстетическое творчество, захватывающее все сферы ребенка, его ум, чувства, воображение, волю. Оно начинается уже в рассказывании, высший этап – инсценирование». .
В работе нужно использовать наглядный метод (демонстрация иллюстраций и картинок, показ способов действий); словесный метод (коллективное чтение, заучивание наизусть по ролям с детьми среднего, старшего возраста, сочинение сказок); игровой метод (игры – драматизации, игры – инсценировки, дидактические игры, настольно – печатные игры). Речевые и музыкальные народные игры, танцы, попевки, песни находят отклик в душе каждого ребенка.
Решить задачу по развитию фантазии, творческих способностей дошкольников и умение находить средства выражение образа в мимике, жестах, интонациях, рассказывать сказки, побуждать детей к выразительности диалогов. Особую ценность в этом представляют импровизационные диалоги персонажей и монолог сказочного в играх драматизациях. Под впечатлением услышанной сказки возникает естественное желание показать действие персонажей: как шел медведь, прыгал зайчик, бежала мышка. Разыгрывать с детьми пластические этюды с использованием ряженья, где каждое выразительное движение сопровождать меткой характеристикой: лисичка красивая, игривая, а лягушка прыгает, растопырив лапки, шлепает по болоту. Игра в сказку помогает ребенку почувствовать себя ее героем, волшебником, развивает у ребят фантазию. Для раскрытия своих творческих способностей можно предложить детям поиграть в старые знакомые сказки: «Колобок», «Репка», «Волк и семеро козлят», «Три медведя», «У страха глаза велики». Детей увлекает очарование вымысла, быстрая смена событий в сказке, необычность приключений и обязательная победа Добра над Злом. Использование в работе практический метод: упражнение в проговаривании, звукоподражание, имитация действий.
Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Решая задачу воспитания у дошкольников патриотизма, интереса к прошлому нашего народа, решила возродить забытые календарные праздники: Рождество (Святки), Масленицу (Вторник – заигрыш), Васильковый день (Праздник полевых цветов), Петров день (Сенокос) и др.
При отборе фольклорного материала учитываю возрастные особенности детей. Для детей младшего дошкольного возраста доступными являются «малые фольклорные формы» - потешки, загадки, считалки, короткие сказки. В среднем возрасте, наряду с усложнением «малых форм», большое место уделяю народной сказке, пословицам, поговоркам, закличкам. Старших детей нужно знакомить с более сложным фольклорным материалом – былинами, сказаниями и обрядовыми песнями. Зародился обычай собираться, чтобы вместе читать потешки, прибаутки, небылицы, рассказывать сказки, играть в народные игры, петь русские песни, а то и отведать вкусной тыквенной каши из чугунка. (есть одно занятие «В гости к бабушке пойдем», где НОД заканчивается чаепитием и поеданием каравая. Это принесло детям много радости и интереса к «Русской избе».
Особое внимание нужно уделить проблеме сотрудничества и взаимопонимания с родителями. Познакомить родителей с различными видами русского народного творчества и методикой преподнесения ее детям.
Обогащение словаря, развитие лексико – грамматического строя, выразительности интонации и фонематического слуха провожу через все виды деятельности, что способствует лучшему усвоению. Для решение педагогических задач огромное значение уделить индивидуальной работе с детьми, тщательному изучению возможностей и психологических особенностей каждого ребенка.
В игре – драматизации важно не упустить из виду такое направление деятельности, как сюжетно – ролевая игра с использованием персонажей и сюжетов, взятых из сказок и театрализованную игру для зрителей.
В потешках, прибаутках, закличках, загадках, пословицах язык богат сравнениями, эпитетами, олицетворениями, гиперболами, метафорами, что позволяет обогатить пассивный словарь детей, неоднократное повторение, заучивание, проведение инсценировок, перевести со временем эти яркие и выразительные средства в активный словарь. Реализуя задуманное, пытаюсь осуществить гибкое руководство, постоянно ориентируясь на каждого ребенка: поощряю поиск, не оставляя без внимания ни одного высказывание, внимательное отношение к ответам и рассуждениям. Воспитывать у детей уверенность в том, что они могут в любой момент обратиться к воспитателю с вопросом, за помощью или советом.
Учить детей усваивать способы изменения существительных: образование форм именительного и родительного падежа множественного числа, винительного падежа одушевленных существительных: форм глагольного словоизменения, способов выражения завершенности – незавершенности действия. Новые слова, способы словообразования дети усваивают главным образом как в дидактических играх, в творческих заданиях ( «Догадайся, из какой сказки эти герои», «Назови ласково друга», «Молчанка»). Грамматическое оформление предложения дети учатся усваивать, составляя совместно с педагогом рассказ, загадывания и отгадывания загадки, в ходе игр – драматизаций, сюжетно – дидактических играх ( «Почтальон принес загадки», «Путешествие по сказкам», «Ярмарка»), пластических этюдах, в творческих заданиях ( «Придумай историю о том, как Красная Шапочка познакомилась с другом»).
Начиная с младшей группы , нужно подводить детей к моделированию. Это позволяет учить детей точно отвечать на вопросы, выделять и называть характерные признаки персонажей, запоминать действующих лиц и последовательность действий, воспитывать интонационную выразительность речи.
Посещение в «Русской избе», знакомит детей с бытом, их названиями, способами действий с ними. Рассказать о редко употребляемых словах, объясняя при этом их значение: чугунок ,ухват. Подчеркивать историческую преемственность с современными аналогами: лучина – керосиновая лампа – электрическая лампа. На таком занятии дети должны быть активными, так как им надо самим догадаться, для чего был нужен тот или иной предмет, как он использовался. Большое внимание уделить сочетанию словесного и наглядного методов, сюжетные картинки, символы, а также народные приговорки и пестушки.
Суть данной работы: целенаправленная передача опыта речевого поведения, определенным образом систематизированного, где большое значение имеет совместный диалог воспитателя с детьми, включенный в совместную деятельность.
Устное народное творчество является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей, прививает любовь к истории и культуре нашей Родины.
Желаю всем вам, творческих успехов, терпения, и самых светлых благ!
И на последок, хочу сказать слова писательницы Анны Роговин:
«Если хочешь научить меня чему – то
Позволь мне идти медленно…
Дай мне приглядеться…
Потрогать и подержать в руках…
Послушать…
Понюхать…
И, может быть, попробовать на вкус…
О сколько всего я смогу найти самостоятельно!
Только, пожалуйста, не торопи меня!»
Автор: Николаева Мария Александровна