Универсальное средство - игра
Наиболее привлекательной деятельностью детей в дошкольном возрасте является игра. Игра – оптимальное психолого-педагогическое средство, которое позволяет всесторонне влиять на развитие детей от самых элементарных до самых сложных процессов. По мнению педагогов-новаторов Л.А. и Б.П. Никитиных игровую деятельность можно рассматривать как мощный инструмент открытия и шлифовки многих человеческих способностей, и в первую очередь способность познать себя, окружающий мир, развитие навыков взаимодействия с людьми, а также профилактики некоторых негативных состояний и проявлений.
Главной задачей в теории авторов нетрадиционной системы воспитания детей Л. и Б. Никитиных является максимальное развитие творческих способностей подрастающего человека и его подготовки к жизни.
“Музыкальное творчество детей – самый действенный способ их развития”. (Б. В.Асафьев)
Тенденция в современной педагогике – активизировать процесс музыкально-эстетического воспитания через творчество дошкольника обусловлена объективными факторами: высокой ролью творчества в познании мира; необходимостью всестороннего развития личности; природной активностью ребенка, требующей творческой деятельности, близкой и хорошо знакомой ему с детства.
Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Проявления творчества характерны для ребенка с самого раннего возраста, так как творчество – норма детского развития. Творческий процесс тренирует и развивает память, мышление, активность, наблюдательность, целеустремленность, логику, интуицию. В музыкальном творчестве ведущую роль играет синтез эмоциональной отзывчивости и мышления, абстрактного и конкретного, логики и интуиции, творческого воображения, активности, способности принимать быстрое решение и мыслить аналитически.
Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, воображение.
В своей работе использую разные игры: пальчиковые, логоритмические, дидактические, хороводные, коммуникативные, игры со словом, с пением, игры на развитие психических процессов, игровые импровизации и др. Музыка в игре выражает переживания, придает особую выразительность, заставляет целеустремленнее, интенсивнее и полнее воспринимать окружающий мир. Музыка усиливает эмоциональную сторону игры, погружает ребенка в мир сказочных персонажей, знакомит с народными традициями. Все это углубляет восприятие и понимание музыкального произведения, помогает сформировать музыкально-ритмические и двигательные навыки, наполняет игры интересным содержанием, а в итоге формирует творческую личность.
Раннему развитию малышей способствует поступенность движения: от простого к сложному.
Так, в работе над эмоциональностью и выразительностью движений, начиная с младшего возраста, дети учатся понимать и передавать образы игрушек, животных путём изображения их внешних действий, эмоционально откликаясь на музыкальное произведение, побуждающее творческую активность (изобразить зайчика, медведя, петушка и т.д.).
Малыши с удовольствием играют в логоритмические и пальчиковые игры. Кинестетические импульсы, идущие от пальцев, способствуют развитию долговременной памяти: слова и текст прочно и надолго запоминаются детьми. Игры с пальчиками обычно весёлые, поэтому вызывают у детей положительные эмоции. А это отражается на стремлении ребенка с удовольствием повторять песенки, потешки, сопровождая мимикой, жестами, выразительной речью, демонстрировать их родным и знакомым. Положительные эмоции на музыку, образное слово, действие, контакт со взрослым (телесный и эмоциональный) чрезвычайно важны для развития ребенка, его здоровья – духовного и физического.
В среднем возрасте учимся понимать и передавать эмоциональное состояние, настроение, внутренний мир героев (зайчик – весёлый, грустный, больной и т.д.) в соответствии с характером прослушанной музыки. Обучать выразительности движений лица и тела помогает знакомство с пиктограммами, изображающими разные эмоциональные состояния. Для того, чтобы дети лучше понимали эмоции, настроения, жесты других людей использую этюды «Дурно пахнет», «Спящий котенок», игры «Попробуем», игры-шутки «Ты почему расплакался?»
В старшем дошкольном возрасте дети учатся моделировать игру, т.е. согласовывать свои действия со сверстниками, участниками совместных игр, соотносить свою деятельность с общественными нормами поведения. Например: «Нарядим елку», «Возьми и передай другому» – дети мимикой и жестами изображают действия с воображаемыми предметами. Моделирование игровых композиций начинаем с обыгрывания стереотипных ситуаций, закрепленных в бытовой культуре как известные обряды и традиции. Например, празднование домашних праздников – дни рождения, Новый год и другие. Игры, имеющие опору на опыт детей и дающие богатую пищу для воображения «За стеклом», «Картина», «Фруктовый сад», в которых особенно поощряю вариативность, самостоятельность, фантазию.
Детское творчество на занятиях представляет собой познавательно-поисковую музыкальную деятельность, связанную с самостоятельными действиями, с умениями оперировать знаниями, навыками, применять их в ранее неизвестных условиях и обстоятельствах. Детям необходимо творить и переживать, чтобы помнить. «Я слышу и забываю. Я вижу и помню долго. Я делаю и понимаю» (китайская народная мудрость). Поэтому уделяю большое внимание творчеству детей в различных видах музыкальной деятельности: при слушании музыки, пении, игре на музыкальных инструментах, в музыкально-ритмических движениях
Задача музыкального воспитания – комплексное развитие нравственно-эстетических чувств ребенка, его воображения, творческих и специальных музыкальных способностей.
Творчество детей в музыкальной деятельности понимаю как умение и желание сделать что-то по-своему, индивидуально, возможно, даже оригинально.
Совместное музицирование – игра в оркестре, в ансамбле – прекрасно решает многие психологические проблемы общения: застенчивый ребенок, участвуя в таком музыкальном действе, чувствует себя в центре жизни; а творческий ребенок – проявляет свою фантазию на деле. В творческом коллективе дети учатся проявлять терпение, выдержку, взаимопонимание и уважение. Шумовой оркестр – это игра в оркестр, которая активизирует восприятие детей, помогает почувствовать себя причастным к творчеству.
В разделе «Восприятие музыкальных произведений» детям не сообщаю название пьесы, а предлагаю, прослушав, определить характер произведения и попытаться назвать его. Воображение у ребят, как правило, яркое, живое и «музыкальные картинки» они слушают с удовольствием. Свои ощущения изображают в рисунках или в танцевальных зарисовках, отражающих настроения, навеянные прослушанной музыкой.
Эмоционально-выразительная активность, любознательность, интерес к новому позволяет каждому ребенку раскрыться в сюжете. Играя в предложенном сюжете, ребенок переживает в действии воспринимаемое и изучаемое, познает все изнутри, постигая и суть и терминологию.
Приобщая детей к музыкальному искусству, способствующему творческому развитию ребенка, прибегаю к активной музыкальной деятельности – пению. В игровых вокальных импровизациях дети с удовольствием изображают пение сказочных персонажей, игрушек, любимых героев. Выступая с собственной мелодией, дети даже недостаточно владеющие своим голосом, чувствуют себя увереннее, потому что не бояться спеть ее неверно. «Спой как собачка, как кошечка, как дюймовочка и т.д.»
Часто использую хороводные игры и игры с пением. Они способствуют развитию певческих навыков, выработке высокой культуры общения между детьми, воспитывают выдержку, чувство меры, выносливость, внимание к окружающим, их настроению, доброжелательность, приветливость.
Хороводные игры способствуют развитию ориентировки в пространстве, умению выполнять различные перестроения. Всё это дает возможность вслушиваться в музыкальное произведение, в его настроение, слышать смену частей музыки и менять движения, действовать выразительно и пластично. Музыкальное произведение, в котором ясно выступают музыкальные характеристики различных персонажей, вызывают у детей стремление и готовность действовать. Дети начинают обсуждать, что должен делать каждый персонаж, как двигаться – и самостоятельно распределяют роли.
Игра является оптимальной моделью ролевого взаимодействия взрослого и ребенка. При этом позволяет включать в обыгрывание любое содержание. В процессе игры развивается прежде всего способность к вербальному и невербальному общению, что так важно для дошкольников. Когда в игры, наравне с детьми, играют взрослые, это вызывает у детей чувство гордости за своих родителей, желание им подражать, общаться с ними, обсуждать общие интересы; способствует их сближению и поднятию авторитета взрослых в глазах детей.
«Сорадование – это и награда за найденное решение, и стимул к будущим победам» (Б. Никитин). Поэтому всегда рекомендую родителям игры на развитие коммуникативных навыков, игры на развитие эмоциональности и выразительности движений, речи. Совместные действия взрослых и детей решают многие задачи и проблемы общения. Застенчивый ребенок станет участником общего дела; неуправляемый подчинится единому, строгому замыслу; одаренный сможет воплотить свои творческие фантазии. Становится ощутимой ценность каждого в общем деле, и дети чувствуют это. Так формируется эмоциональная сфера ребенка, его душевное здоровье
Согласна с мнением, что важно не мешать развитию ребенка, а понимать, не давить на детей, а создавать условия для дальнейшего их развития, ориентируясь на самочувствие и желание ребят действовать и придумывать свои игры, поощряя самостоятельность. Педагогическая ценность игры очевидна: углубляются знания и в области речи, и в музыке; легче устанавливается рабочая дисциплина; занятия проходят интереснее; воспитывается внимание и, что не маловажно, личность ребенка раскрывается, становится свободнее, мысль его работает самокритичнее, к ошибкам товарищей он начинает относиться терпимее, становится благожелательнее. Все это способствует сплочению детского коллектива и повышению усвоения материала. «Игра – это ключ в организации воспитания ребенка» (Б. Никитин)
Ребенок творит ради радости. И эта радость есть особая сила, которая питает его. Радость собственного преодоления и успеха в труде способствует приобретению веры в себя, уверенности в своих силах, воспитывает целостную, творческую личность.
«Каждый, кто хоть немного ощутил в какой-либо сфере искусства радость творчества, будет в состоянии воспринимать и ценить все хорошее, что делается в этой сфере, и с большей интенсивностью, чем тот, кто только пассивно воспринимает». (Б. В. Асафьев.) Именно в условиях игры перед ребенком открывается путь в мир фантазии, творчества, находчивости, изобретательности, где он не скован почти никакими ограничениями.
Список литературы:
1. Никитин Б. П., Никитина Л. А. Мы, наши дети и внуки. – 3 изд. доп. – М.: Мол. Гвардия, 1989, - 303 с.
2. Никитин Б. П. Развивающие игры. – 2 изд. – М. Педагогика, 1985. – 120 с.
3. Архистратиг «Развитие творческих способностей детей на уроках музыки через различные виды деятельности», 2011.
Автор: Баталова Ольга Леонидовна