Элементарное музицирование как средство развития музыкально- творческих способностей детей логопедической группы
Проблема развития музыкально-творческих способностей – одна из самых сложных в педагогике. С одной стороны сегодняшние условия общественной жизни предъявляют особые требования к творческим возможностям личности. Чтобы решить социальные, экологические, экономические и культурные проблемы, характерные для нашей действительности, требуются активные, творчески мыслящие люди.
С другой стороны становится очевидным, что развитие воображения дошкольников происходит под воздействием телевидения, компьютерных игр, рекламы, что ограничивает возможности детей, заставляет их мыслить шаблонами. Современному ребенку очень трудно представить отвлеченные предметы и необыкновенные явления. Чаще всего, воображаемых героев они копируют с экранов телевизоров.
Еще большие трудности испытывают дети с общим недоразвитием речи. Помимо того, что у них страдают высшие психические функции: память, внимание, мышление, задета и эмоционально-личностная сфера: недостаточная сформированность дифференциации эмоциональных состояний, небольшой объём мимических и пантомимических средств, слабость артикуляции и тонкой моторики. Всё это затрудняет возможность проявить себя, раскрыть свою индивидуальность.
Поэтому целью моей работы стало развитие музыкально-творческих способностей детей. Были определены и задачи по реализации цели:
Чтобы ребенок мог сочинить мелодию, создать музыкальный образ, у него необходимо развить основные музыкальные способности. Кроме того, для проявления творчества требуется воображение, фантазия, свободная ориентировка в непривычных ситуациях. Идеальным способом решения данной проблемы стало элементарное музицирование - система музыкального воспитания детей, созданная современным немецким композитором Карлом Орфом и адаптированная как технология Т.Э. Тютюнниковой. Суть этой технологии в неразрывном единстве речи, пения, движения, игры на детских музыкальных инструментах при свободном импровизационном и радостном общении с музыкой.
Элементарное музицирование – это уникальная возможность:
На музыкальных занятиях для творческих заданий отводится немного времени. Поэтому основную работу по обучению элементарному музицированию осуществляю на кружковых занятиях. Занятия проводятся один раз в неделю с детьми логопедической группы. Весь цикл рассчитан на два года с соблюдением принципа «от простого к сложному». Надо заметить, что занятия, предложенные в программе Тютюнниковой «Бим-бам-бом», в готовом виде я не использую. Т.к. работа ведется с детьми логопедической группы, в содержание были внесены некоторые коррективы. Например, наблюдения показывают, что этим детям достаточно трудно даются некоторые движения. Поэтому танцевальные задания целесообразней было заменить коммуникативными играми, позволяющими проявить спонтанные индивидуальные движения, препятствующие формированию штампов, помогающие выразить свои эмоции.
Каждое занятие включает в себя следующие элементы:
Теперь я расскажу подробней о некоторых специфических элементах занятия.
Поэтическое музицирование
Это озвучивание стихотворений, дополнение и украшение их звучанием инструментов.
Благодаря такому способу подачи поэтического и музыкального материала, детям легко прочувствовать и пережить настроение музыки и стихотворения, понять образный музыкальный язык. Сначала дети вовлекаются в звукокрасочную игру, а впоследствии – в импровизацию. Здесь соблюдается триединство «слышу, говорю, играю».
Координационно-подвижные игры и упражнения
Это ритмизованная речь с движениями. Они оказывают влияние на характер восприятия образов в музыке. Использование двигательных упражнений учит ребенка изображать звуки и настроения с помощью элементарных движений (хлопки, щелчки, шлепки, притопы), при этом у детей вырабатывается быстрота реакции, умение ждать, находить момент вступления.
В исполнении координационно-подвижных игр и упражнений не столько важна передача ребенком образа, сколько согласованность метроритма текста с движениями.
Использование координационно-подвижных игр способствует накоплению детьми двигательного опыта, показывает ребенку, что любое движение может быть различным по форме, силе, интенсивности, настроению, выразительности поз и жестов. Ребенок начинает осознавать музыку через движение. Это создает предпосылки творческого самовыражения.
Игры с инструментами
Именно инструменты занимают центральное место на занятиях по элементарному музицированию. Инструменты должны быть простыми в освоении, ребенок должен понять, как играть на них в результате несложных манипуляций. Такими свойствами обладают шумовые инструменты. С помощью них возможно творческое музицирование детей независимо от уровня способностей.
Всё начинается со знакомства с инструментом, его составными частями, способами игры. Далее исследуется звук инструмента, сравнение его с другими. После этого звучание инструмента отождествляется с предметами или явлениями из жизни. Только тогда становится возможной творческая деятельность: сочинение мелодий, озвучивание сказок, аранжировка произведений. Последовательность действий можно проследит в следующих ключевых фразах данного раздела:
Музыкальные инструменты могут быть не только промышленного производства, но и изготавливаться из бросового материала. Привлечение родителей и воспитателей к изготовлению самодельных инструментов пробуждает их интерес к элементарному музицированию и побуждает к активному участию в творческом процессе.
При проведении данных занятий необходимо было определить, происходит ли положительная динамика в развитии музыкально-творческих способностей дошкольников. Критериями успешности детского музыкального творчества является не художественная ценность музыкального образа, созданного ребенком, а наличие эмоционального содержания, выразительности самого образа и его воплощения, вариативности, оригинальности. Важно, чтобы дети понимали, что создавая какой-либо образ, необходимо выразить настроение, характер музыки.
Поэтому, исходя из задач и критериев программ «Детство» и «Бим-бам-бом», для диагностики были выбраны следующие показатели:
Результаты показали, что 83% (10 из 12) детей увлечены творческим процессом в той или иной степени. Инициативу и полную самостоятельность в творческом поиске проявляет 41% (5 из 12). Оригинальностью отличается 25% (3 из 12). Адекватность творческих проявлений у 83%. Привлекают в полной мере свой музыкальный и жизненный опыт 58% (7 из 12).
Таким образом, полученные цифры подтверждают, что наши усилия не пропали даром. Помимо того, что у детей развились музыкальные способности, умение мыслить творчески, они стали раскованней, общительней, эмоциональней. А значит, подобные занятия необходимо продолжать.
Автор: Макарова Нина Владимировна