Главная / Дошкольное образование / Музыкальное воспитание

Методическая разработка: "Музыкально - театрализованная деятельность - как фактор развития творческих способностей детей дошкольного возраста".

Из опыта педагогической работы музыкального руководителя

МБОУ – Первомайская СОШ

(дошкольное отделение)

Филимоненко Натальи Евгеньевны

«Музыкально - театрализованная деятельность - как фактор развития творческих способностей детей дошкольного возраста»

Клинцы

2014 г.

План:

Введение………………………………………………………………………… 3

I. Теоретическая часть………………………………………………………….. 6

1.1 Опыт отечественных педагогов в музыкально – театральной деятельности в детском саду 6

1.2 Классификация театрализованных игр ..……………………………15

1.3 Изготовление театральных кукол и декораций……………………..20

II. Практическая часть (из личного опыта)…………………………………….31

2.1 Руководство музыкально – театрализованной деятельностью.…...31

2.2 Роль музыки в создании образа спектакля………………................44

2.3 Роль воспитателя и родителей……………………………………….45

2.4 Развитие певческих способностей в музыкально – театрализованной деятельности…………………………………….…...46

2.5 Развитие танцевальных способностей в музыкально – театрализованной деятельности …50

2.6 Правила кукловедения……………………………………………….51

2.7 Диагностика обследования уровня развития детей по музыкально – театрализованной деятельности…53

Результативность опыта…………………………………………………………57

Заключение………………………………………………………….……………59

Список литературы………………………………………………………………60

Приложение…………………………………………………………….………...62

«Ни одно из искусств не обладает

такой действенной воспитательной

силой, как музыкально – театрализованная

деятельность, являющая средством

духовного самосознания человека…»

Г. В. Кузнецова.

«Театр - это волшебный мир.

Он даёт уроки красоты, морали

и нравственности.

А чем они богаче, тем успешнее

идёт развитие духовного мира

детей...»

Б.М. Теплов

Введение

Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребенка, формируется личность человека. В период от трёх до семи лет ребёнок интенсивно растёт и развивается. Поэтому так важно с самого раннего детства приобщать интерес маленького человека к родной культуре, театру, литературе, живописи, музыке. Чем раньше это начать, тем больших результатов можно достигнуть.

Уникальные возможности каждого ребенка полнее всего проявляются и развиваются в творческой деятельности, одной из которых в детском саду является театрализация. Увлечь детей искусством, научить их понимать прекрасное – главная миссия музыкального руководителя. Музыкально - театрализованная деятельность в детском саду – самый распространённый вид детского творчества и форма развлечения в детском саду, которая тесно связана с музыкальным развитием детей. Она является самым популярным и увлекательным направлением. В этой деятельности дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, учатся замечать хорошие и плохие поступки, проявляют любознательность, они становятся более раскрепощёнными и общительными, учатся четко формулировать и излагать свои мысли.

Музыкально - театрализованная деятельность превращается для них в

настоящий праздник. Музыка помогает передать характер персонажей в движении, герои поют, танцуют. Происходит обогащение музыкальными впечатлениями, пробуждается творческая активность, целеустремлённость, усидчивость, формирует эмоциональную отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховое представление, чувство ритма. Детям нравится самим обыгрывать песни, разыгрывать действия сказок, знакомые литературные сюжеты. Музыка вызывает радостные эмоции, развивает память, речь детей, эстетический вкус, способствует проявлению творческой инициативы, становлению личности ребёнка, формированию у него нравственных представлений, снимает зажатость и скованность, развивает чувство ритма и координацию движений, пластическую выразительность и музыкальность, умение использовать интонацию, выражающую основные чувства, формируется уважительное отношение друг к другу.

Очевидно, что музыкально - театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать.

Для современного этапа развития системы дошкольного образования характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания детей. Театрализованная деятельность способствует реализации новых форм общения с детьми, индивидуальный подход к каждому ребёнку.

Цель: Развитие у детей творческих способностей в музыкально -театрализованной деятельности.

Задачи:

1. Пробуждать в душе каждого ребенка чувство прекрасного и прививать любовь к искусству, активизировать познавательный интерес детей;

2. Развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость, фантазию, воображение, образное мышление;

3. Формировать потребность у детей духовно обогащаться через театрализованную деятельность, музыку;

4. Формировать у детей театрально - творческие способности, навыки театральной культуры.

5. Развивать у детей коммуникативные способности: умение общаться со взрослыми и детьми, опираясь на правила речевого общения, побуждать к умению строить ролевые диалоги в процессе обыгрывания сказки.

6. Снимать зажатость и скованность;

7. Создать условия для развития творческой активности детей.

8. Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал.

9. Пополнить и активизировать словарь детей, познакомить детей с основными театральными терминами (Приложение №15).

7. Заинтересовать родителей в изготовлении костюмов и атрибутов к спектаклю, созданию совместных творческих работ с детьми.

8. Повышение доверия к педагогам.

9. Научить ребёнка самовыражению в музыкально-театрализованной деятельности.

8. Формирование у детей интереса к игре драматизации, способствовать развитию коммуникативных качеств детей дошкольного возраста средствами театрально - игровой и музыкальной деятельности. Содействовать гармонизации отношений между детьми и взрослыми.

9. Использовать в данной деятельности: театрализованные игры, музыкальные спектакли, сказки, сценки, постановки кукольного театра;

I. Теоретическая часть

1.1. Опыт отечественных педагогов по организации музыкально – театрализованной деятельности в детском саду

Анализ практики дошкольного образования позволяет сделать вывод о том, что всё больше внимания уделяется педагогами раскрытию потенциальных возможностей ребенка, его скрытого таланта средствами театрального искусства.

В настоящее время появилось немало программ воспитания и обучения дошкольников в процессе театрализованной деятельности, что является чрезвычайно актуальным с точки зрения творческого подхода к развитию личности. Рассмотрим некоторые из них.

Программа по организации театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников «Арт - фантазия» Э. Г. Чуриловой.

Программа ориентирует педагога на создание условий для активизации у ребенка эстетических установок как неотъемлемой характеристики его мировосприятия и поведения. Содержание программы позволяет стимулировать способность детей к образному и свободному восприятию окружающего мира (людей, культурных ценностей, природы), которое, развиваясь параллельно с традиционным рациональным восприятием, расширяет и обогащает его.

Цель программы: развитие эстетических способностей средствами театрального искусства заключается в гармонизации отношения ребенка с окружающем миром, что в дальнейшем послужило бы ему защитой от социальных и межличностных противостояний.

Основные задачи программы: развитие эстетических способностей; развитие сферы чувств, соучастия, сопереживания; активизация мыслительного процесса и познавательного интереса; овладение навыками общения и коллективного творчества.

Программа состоит из пяти разделов работы с детьми старшей и подготовительной групп детского сада:

1. Театральная игра. Не столько приобретение ребенком профессиональных умений и навыков, сколько развитие игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески относиться к любому делу, умение общаться со сверстниками и взрослыми в любых жизненных ситуациях. Игры этого раздела условно делятся на развивающие, специальные, театральные.

2. Ритмопластика. Включает комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, обеспечивающие развитие естественных психомоторных способностей ребенка, обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений.

3. Культура и техника речи. Объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи и орфоэпией. В раздел включены игры со словом, развивающие образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. Упражнения делятся на три вида: дыхательные и артикуляционные; дикционные и интонационные; творческие игры со словом.

4. Основы театральной культуры. Овладение детьми элементарными знаниями и понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства. Основные темы раздела: особенности театрального искусства; виды театрального искусства; рождение спектакля; театр снаружи и изнутри; культура зрителя.

5. Работа над спектаклем – вспомогательный раздел, базирующийся на авторских сценариях, включает темы: знакомство с пьесой; от этюдов к спектаклю.

Программа «Театр – творчество - дети: играем в кукольный театр» Н. Ф. Сорокиной, Л. Г. Миланович.

Программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его индивидуальности. В ней систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, обосновано их распределение в соответствии с психолого-педагогическими особенностями этапов дошкольного детства.

Основные задачи: последовательно знакомить детей всех возрастных групп с различными видами театра (кукольный, драматический, оперный, балет, музыкальной комедии, народный балаганный); поэтапное освоение детьми различных видов творчества по возрастным группам; совершенствование артистических навыков в плане переживания и воплощения образа, моделирование навыков социального поведения в заданных условиях.

Программа состоит из четырех разделов, соответствующих возрастным периодам дошкольного детства (3 - 4 года, 4 - 5 лет, 5 - 6 лет, 6 - 7 лет). В ней выделено два типа задач: - воспитательные, направленные на развитие эмоциональности, интеллекта, коммуникативных способностей ребенка средствами детского театра;

- образовательные, связанные непосредственно с развитием артистизма и навыков сценических воплощений, необходимых для участия в детском театре.

Программа «Театрализованные занятия в детском саду» М. Д. Маханевой.

Программа способствует реализации новых форм общения с детьми, индивидуальному подходу к каждому ребенку, нетрадиционным путям взаимодействия с семьей.

В соответствии со склонностями и интересами детей организована работа студий: «Кукольный театр – малышам», «Театральный салон», «В

гостях у сказки» и др.

Предметно - пространственная среда обеспечивает совместную театрализованную деятельность детей, является основой самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной формой его самообразования, при этом в программе учитывается: индивидуальные социально-психологические особенности ребенка; особенности его эмоционально-личностного развития; интересы, склонности, предпочтения и потребности; любознательность, исследовательский интерес и творческие способности.

Проектирование зоны театрализованной деятельности детей предполагает соблюдение основных принципов построения предметно-пространственной среды: обеспечения баланса между совместной и индивидуальной деятельностью детей; организация «зон приватности»; предоставление права и свободы выбора; создание условий для моделирования, поиска и экспериментирования; функциональность использования помещений и оборудования.

Театрализованные занятия включают разыгрывание сказок, сценок, ролевые диалоги по иллюстрациям, самостоятельные импровизации на темы, взятые из жизни (смешной случай, интересное событие и т.д.); просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним; игры-драматизации; разыгрывание сказок и инсценировок; упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной); упражнения по социально-эмоциональному развитию детей.

Программа «Театрализованная деятельность в детском саду» Е. А. Антипиной.

Цель программы: развитие артистических способностей детей через театрализованную деятельность.

Задачи и методы: последовательное знакомство с видами театра; поэтапное освоение детьми видов творчества по возрастным группам; совершенствование артистических навыков детей; раскрепощение ребенка; работа над речью, интонациями; коллективные действия, взаимодействия; пробуждение в детях способности живо представлять себе происходящее, сочувствовать, сопереживать.

Принципы: импровизационность, гуманность, систематизация знаний, учет индивидуальных способностей.

Содержание занятий по театрализованной деятельности включает: просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним; игры-драматизации; упражнения для социально-эмоционального развития детей; коррекционно- развивающие игры; упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика); задания для развития речевой интонационной выразительности); игры-превращения, образные упражнения; упражнения на развитие пластики; ритмические минутки (логоритмика); пальчиковый игротренинг для развития моторики рук; упражнения на развитие выразительной мимики, элементы искусства пантомимики; театральные этюды; отдельные упражнения по этике вовремя драматизаций; подготовка и разыгрывание сказок и драматизаций; знакомство с текстом сказки, средствами ее драматизации – жестом, мимикой, движением, костюмом, декорациями, мизансценой.

Программа «Детство».

Театрализованная деятельность интегративна, в ней восприятие, мышление, воображение, речь выступают в тесной взаимосвязи друг с другом, проявляются в разных видах детской активности (речевой, двигательной, музыкальной и др.) и творчестве в трех аспектах (О.Акулова):

- создание драматического содержания (интерпретация, переосмысление заданного литературным текстом сюжета или сочинение вариативного либо собственного сюжета);

- исполнение собственного замысла (умение воплощать художественный образ с помощью средств выразительности: интонации, мимики, пантомимики, движения, напева);

- оформление спектакля – в создании (подбор, изготовление, нестандартное использование) декораций, костюмов, музыкального сопровождения, афиш, программок.

Театрально-игровая деятельность дошкольника должна стать самоценной, свободной, творческой, чтобы разрешить противоречия: между свободой ребенка в игре и обязательной содержательной основой театрализации; импровизационностью игры и этапностью подготовки театрализации; акцентом в игре на сам процесс, а в театрализации на ее результат.

Театрализовано-игровая деятельность детей рассматривается в двух взаимосвязанных аспектах: как разновидность художественной деятельности, интегрирующая с литературной, музыкальной и изобразительной; как творческая сюжетная игра, опирающаяся на самостоятельный игровой опыт ребенка.

Детское музыкальное творчество – важный фактор в развитии личности ребенка. Оно может проявляться во всех видах музыкальной деятельности: пении, танцах, игре на детских музыкальных инструментах. Как считает О. П. Радынова «детское музыкальное творчество по своей природе – синтетическая деятельность». Дети обычно импровизируют спонтанно, в различных играх. Они поют куклам колыбельную, напевают марш для солдатиков, охотно сочиняют песни, придумывают мелодии на заданный текст.

Дети любят инсценировать песни, придумывать движения к хороводам. В этом им помогает литературный текст и характер музыки. Если взрослый не показывает готовые движения при инсценировках, то дети могут создавать оригинальные, самобытные образы, выраженные в движениях.

Исследованием проблемы способностей занимался Б. М. Теплов, отмечая, что способности всегда являются результатом развития. Они существуют только в развитии. Из этого следует, что способности не бывают врожденными. Они развиваются в соответствующей конкретной деятельности. Но врожденными бывают природные задатки, которые и оказывают влияние на проявление тех или иных способностей ребенка.

Творческие способности могут проявиться у каждого ребенка по-разному, в зависимости от природных задатков и развития основных музыкальных способностей. Поэтому подходить к вопросу развития творческих способностей детей нужно индивидуально, учитывая особенности каждого ребенка.

Возможности детей в выполнении творческих заданий в музыкальной деятельности были тщательно проанализированы в исследованиях Н. А. Ветлугиной. Было установлено, что необходимым условием возникновения детского музыкального творчества является накопление впечатлений от восприятия искусства, которые являются источником творчества, его образцом. Поэтому необходимо использовать произведения искусства для обогащения творческого опыта детей. Это слушание классической музыки, рассматривание произведения живописи, чтение художественной литературы, просмотр спектаклей.

Л. С. Ходонович отмечает, что для развития песенного творчества у ребенка нужно развить основные музыкальные способности: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма.

Успешность творческих проявлений детей зависит от прочности певческих навыков, от умения выражать в пении определенные чувства и настроения, а также петь чисто и выразительно.

Творческие проявления детей в ритмике, танцах являются важным показателем музыкального развития. Ребенок начинает импровизировать, создавать собственный музыкально-игровой образ, танец, если у него развито восприятие музыки, ее характера, выразительных средств и если он владеет двигательными навыками. Активность детей в танцевальном творчестве во многом зависит от обучения музыкально-ритмическим движениям.

По мнению Е. Горшковой - необходимо подготавливать детей к музыкальному творчеству при обучении танцам отдельными движениями. Она предлагает научить детей простейшим приемам танцевальной композиции, которые представляют собой варианты конкретных способов воплощения того или иного содержания. Может помочь в решении этой задачи сюжетный танец.

Л. С. Ходанович отмечает важность оснащения танцевального творчества, как в детском саду, так и в семье: музыкальным сопровождением, разнообразными костюмами и атрибутами, пространством для танцев.

Л. С. Ходанович для развития детского инструментального творчества предлагает не только обучать детей определенным навыкам, но и использовать разнообразные творческие задания.

Она рекомендует давать такие задания в эмоциональной, образной форме, а также будить воображение и фантазию детей поэтическими сравнениями, использовать сказочные сюжеты, что способствует раскрепощению ребят, заинтересовывает их и помогает окрасить детские импровизации различными чувствами.

Таким образом, для успешного развития творческих способностей детей в музыкальной деятельности необходимы следующие условия:

- соблюдение принципа свободы;

- накопление впечатлений от восприятия искусства;

- накопление опыта исполнительства (пение, движение, игра на музыкальных инструментах);

- развитие основных музыкальных способностей;

- оснащения музыкального творчества, как в детском саду, так и в семье музыкальным сопровождением, разнообразными костюмами и атрибутами, пространством для танцев, детскими музыкальными инструментами.

По мнению современных ученых, исследующих проблемы дошкольного образования, раскрытию внутренних качеств личности и самореализации ее творческого потенциала в наибольшей степени способствует художественно-эстетическое воспитание, частью которого является развитие детей в театрализованной деятельности.

Таким образом, все рассмотренные нами программы и технологии направлены на раскрытие творческого потенциала ребенка, развитие его коммуникативных способностей, психических процессов, обеспечивают выраженность индивидуальности личности, понимание внутреннего мира посредством театрализованной деятельности.

1.2 Классификация театрализованных игр

Существует множество точек зрения на классификацию игр в кукольный театр для детей дошкольного возраста, составляющих музыкально – театральную деятельность.

Например, педагоги Л. B. Куцакова, С. И. Мерзлякова (программа «Росинка») рассматривают:
- настольный кукольный театр (театр на плоской картинке, на кружках, магнитный настольный, конусный, театр игрушки (готовая, самодельная));
- стендовый театр (фланелеграф, теневой, магнитный стендовый, стенд - книжка);
- театр на руке (пальчиковый, картинки на руке, варежковый, перчаточный, теней);
- верховые куклы (на гапите, на ложках, бибабо, тростевые);
напольные куклы (марионетки, конусный театр);
- театр живой куклы (театр с «живой рукой», ростовые, люди-куклы, театр масок, танта - морески).
Например, Г. В. Генов так классифицирует виды театров для дошкольников:
- картонажный;
- магнитный;
- настольный;
- пяти пальцев;
- масок;
- ручных теней;
- «живых» теней;
- пальчиковый теневой;
- книжка-театр;
- театр кукол для одного исполнителя.

Л. В. Артёмова предлагает классификацию режиссерских игр в соответствии с разнообразием театров (настольный, плоскостной, бибабо, пальчиковый, марионеток, теневой, на фланелеграфе и др.).

Настольный театр игрушек. Используются игрушки, поделки, которые устойчиво стоят на столе и не создают помех при передвижении.

Настольный театр картинок. Персонажи и декорации – картинки. Их действия ограничены. Состояние персонажа, его настроение передается интонацией играющего. Персонажи появляются по ходу действия, что создает элемент сюрпризности, вызывает интерес детей.

Стенд-книжка. Динамику, последовательность событий изображают при помощи сменяющих друг друга иллюстраций. Переворачивая листы стенда-книжки, ведущий демонстрирует различные сюжеты, изображающие события, встречи.

Фланелеграф. Картинки или персонажи выставляются на экран. Удерживает их фланель, которой затянуты экран и оборотная сторона картинки. Вместо фланели на картинки можно приклеивать кусочки бархатной или наждачной бумаги. Рисунки подбираются вместе с детьми из старых книг, журналов или создаются самостоятельно.

Теневой театр. Для него необходим экран из полупрозрачной бумаги, черные плоскостные персонажи и яркий источник света за ними, благодаря которому персонажи отбрасывают тени на экран. Изображение можно получить и при помощи пальцев рук. Показ сопровождается соответствующим звучанием.

Игры - драматизации могут исполняться без зрителей или носить характер концертного исполнения. Если они разыгрываются в обычной театральной форме (сцена, занавес, декорации, костюмы и т. д.) или в форме массового сюжетного зрелища, их называют театрализациями.

Л. В. Артёмова предлагает классификацию игр драматизаций: игры - имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений и песен; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; игры - импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки. Драматизации основываются на действиях исполнителя, который может использовать куклы.

Театрализованную игру можно разделить на две группы: режиссерские и драматизации.

Режиссерские игры

Игры - драматизации

- настольный театр картинок и игрушек;

- теневой театр;

- театр на фланелеграфе;

- стенд – книжка.

- игры драматизации с пальчиками;

- с куклами би-ба-бо;

- импровизации;

- с атрибутами (масками, шапочки, элементы костюмов).

В режиссерской игре ребенок не является действующим лицом, действует за игрушечный персонаж, сам выступает в роли сценариста и режиссера, управляет игрушками или их заместителями. Эту самостоятельность в придумывании сюжета считают особенно важной для дальнейшего формирования игры и воображения (Е. Е. Кравцова). «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства выразительности. Преобладающими средствами выражения в этих играх являются интонация и мимика, пантомима ограничена, поскольку ребенок действует с неподвижной фигурой или игрушкой.

Важная особенность этих игр состоит в переносе функции с одного объекта реальности на другой. Их сходство с режиссерской работой в том, что ребенок придумывает мизансцены, т.е. организует пространство, сам исполняет все роли или просто сопровождает игру «дикторским» текстом.

В этих играх ребенок - режиссер приобретает умение «видеть целое раньше частей», которое, согласно концепции В. В. Давыдова, является основной особенностью воображения как новообразования дошкольного возраста.

Режиссерские игры могут быть групповыми: каждый ведет игрушки в общем сюжете или выступает как режиссер импровизированного концерта, спектакля. При этом накапливается опыт общения, согласования замыслов и сюжетных действий.

Виды игр – драматизаций:

Игры-драматизации с пальчиками. Атрибуты ребенок надевает на пальцы. Он «играет» за персонажа, изображение которого находится на руке. По ходу разворачивания сюжета действует одним или несколькими пальцами, проговаривая текст. Можно изображать действия, находясь за ширмой или свободно передвигаясь по комнате.

Игры-драматизации с куклами бибабо. В этих играх на пальцы руки надевают куклы бибабо. Они обычно действуют на ширме, за которой стоит водящий. Таких кукол можно изготовить самостоятельно, используя старые

игрушки.

Импровизация - это разыгрывание сюжета без предварительной подготовки.

В традиционной педагогике игры - драматизации относят к творческим, входящим в структуру сюжетно - ролевой игры.

Игра-драматизация рассматривается в рамках театрализованных игр как входящая наряду с режиссерской игрой в структуру сюжетно-ролевой игры. Однако режиссерская игра, включая такие составляющие, как воображаемая ситуация, распределение ролей между игрушками, моделирование реальных социальных отношений в игровой форме. Для ее организации не требуется высокого уровня игрового обобщения, необходимого для сюжетно - ролевой игры (С. А. Козлова, Е. Е. Кравцова).

В процессе театрализованных игр:

· расширяются и углубляются знания детей об окружающем мире;

· развиваются психические процессы: внимание, память, восприятие, воображение;

· стимулируются мыслительные операции;

· происходит развитие различных анализаторов: зрительного, слухового, речевого и двигательного;

· активизируются и совершенствуются словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, мелодико-интонационная сторона речи, темп, выразительность речи;

· совершенствуются моторика, координация, плавность, переключаемость, целенаправленность движений;

· развивается эмоционально-волевая сфера;

· происходит коррекция поведения;

· развивается чувство коллективизма, ответственности друг за друга, формируется опыт нравственного поведения;

· стимулируется развитие творческой, поисковой активности, самостоятельности;

· участие в театрализованных играх доставляет детям радость, вызывает активный интерес, увлекает их.

1.3 Изготовление театральных кукол и декораций

Для организации театрализованной деятельности можно использовать игрушки и куклы, выпускаемые промышленностью (настольные театры, бибабо). Но наибольшую воспитательную ценность имеют игрушки, изготовленные самими детьми, что развивает изобразительные навыки, ручные умения, творческие способности.
Игрушки для настольного театра могут быть выполнены из бумаги, картона, поролона, коробок, проволоки, природного материала и др.
Самый простой в изготовлении — фланелеграф. Нарисовать на тонком картоне фигурки, вырезать их, на оборотные стороны наклеить кусочки фланели. Экран: плотный картон обтянуть куском фланели (35x30 см).
Плоские игрушки.
Персонажи рисуются на тонком картоне, вырезаются, изображение кладется на картон, обводится и вырезается вторая часть. Склеить обе части, вдев между ними тонкую палочку или бумажную трубочку (навернуть бумагу, смазанную клеем, на использованный стержень от ручки, вынуть стержень). Устанавливаются фигурки в катушки от ниток (лучше, если катушки разрезаны пополам), на пластмассовые пробки с отверстиями.
Можно вырезать нарисованную фигурку, оставив снизу небольшую часть картона на обеих половинках изображения, чтобы, отогнув эти части и намазав их клеем, приклеить к картонному кружочку-подставке.
Подставки могут быть деревянные, картонные, но можно обойтись и без них — фигурку в каком-либо месте сгибают под прямым углом. Такой театр может быть нарисован красками, фломастерами, оформлен аппликацией из бумаги и ткани.
Игрушки из конусов и цилиндров.
С помощью циркуля или трафаретов вырезают круги разного диаметра, складывают их пополам, разрезают по линиям сгиба, склеивают из полукругов конусы, превратив их в фигурку, приклеивают детали. Для изготовления игрушек из цилиндров склеить их из прямоугольных листов плотной бумаги. Оформить лучше аппликацией из бумаги, ткани, кружева, тесьмы, ниток, пуговиц, бусинок, бисера, пришив или приклеив к поделке. Крахмальным клеем удобно склеивать бумагу, тонкие ткани, а картон, пуговицы, бусины, тесьму лучше приклеивать клеем ПВА.
Кукол можно смастерить из бумаги, картона, ткани, слепить головки персонажей, чтобы надеть их на конусы. Газетная бумага рвется на мелкие кусочки, заливается водой. После того как бумага размокнет, дают воде стечь, добавляют горсть муки и замешивают тесто (3/4 бумажной массы и одна часть муки). Скатанный из массы шарик надеть на картонный конус и лепить головку прямо на нем.
Головки сохнут на конусе. Затем снимаются, разрисовываются, приклеиваются детали (волосы, косыночка и т.д.). Подбираются соответствующие ткани для оклейки конусов. На конусах делают прорези, в которые вставляют лапки, хвостики, руки. Имея несколько таких конусов, можно быстро сконструировать любую игрушку.
Игрушки из поролона.
Детям дают предварительно окрашенные кусочки поролона. Окраску производит педагог. Анилиновый краситель, разведенный в воде, надо опустить в кусок поролона целиком.
Чтобы он лучше прокрасился, несколько раз опускать поролон в краситель и отжимать. Делаются надрезы, перетяжки, сшиваются детали, срезаются ненужные части, поролону придается необходимая форма.
Магнитный театр.
Игрушки, сделанные детьми из бумажных конусов, цилиндров, поролона, могут быть приспособлены и для магнитного театра. Полосками бумаги к нижним частям конусов и цилиндров прикрепляются кусочки металла. Можно поместить металлические кусочки в отверстия катушек. Затем делается подставка. К тонкой фанере приклеивается кусок ткани для передвижения магнита под подставкой, установленной на края двух поставленных рядом столов.
Игрушки из коробок.
Отобрать коробки разной формы и размера (от пищевых продуктов, парфюмерных товаров, несыпучих лекарственных средств и др.), склеить их, обклеить кусочками бумаги, ткани и оформить вырезанными элементами.
Любую коробку можно приспособить и для головы куклы (картонную упаковку из-под сметаны, бумажную, из пластического материала, кубическую, цилиндрическую и др.). Важно только, чтобы в ней могла свободно поместиться рука ребенка. Есть два варианта изготовления: либо коробка изображает целую фигурку, либо делается только голова. В таком случае на руку сначала надевается как бы юбочка из ткани. Кисть руки при этом прячется в коробочку, а руку от запястья до локтя скрывает юбочка на резинке.
Такую куклу можно сделать игрушкой - говорушкой, вырезав отверстие на месте рта. Если внутри коробки возле отверстия шевелить указательным пальцем, создается иллюзия, что кукла говорит.
Игрушки из природных материалов.
Используются шишки, желуди, каштаны, кора, семена, косточки и др., которые не скрепляются пластилином, нужен клей ПВА, казеиновый или столярный.
Природные материалы лучше покрывать бесцветным лаком. Нельзя пользоваться материалом, который может повредить здоровью детей (репейник, колючки, ядовитые растения, плоды и семена и др.).
Театр игрушек из природных материалов удобнее показывать на песке. Для этого к крышке стола со всех сторон прибивают дощечки высотой 10 см, насыпают песок, оформляется декорация с помощью корней, коры, камушков, веточек растений. Можно врыть в песок емкость с водой, тогда персона
Автор: Филимоненко Наталья Евгеньевна

Похожие материалы
Тип Название материала Автор Опубликован
разное Методическая разработка: "Музыкально - театрализованная деятельность - как фактор развития творческих способностей детей дошкольного возраста". Филимоненко Наталья Евгеньевна 30 Мар 2015
презентация Эссе "Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста" Тарасова Светлана Леонидовна 4 Апр 2015
документ Статья "Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста" Румянцева Светлана Борисовна 1 Апр 2015
документ «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста». Белошенко Инна Викторовна 31 Мар 2015
разное Театрализованная деятельность как средство для развития творческих способностей детей Морева Лидия Михайловна 1 Мая 2015
документ Театрализованная игра как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста Богданова Екатерина Владимировна 5 Апр 2015
документ Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста Газизуллина Лилия Рамилевна 25 Июн 2015
документ Театрализованная деятельность как средство развития и формирования коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста Спильная Елена Валерьевна 7 Фев 2016
презентация Презентация "Театрализованная игра, как средство развития творческих способностей детей раннего возраста" Козлова Лидия Юрьевна 20 Окт 2015
документ Методическая разработка по рисованию по теме: Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста. павлова анжела эвриковна 30 Мар 2015
документ Методическая тема: « Нетрадиционные техники рисования, как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста» Байкова Светлана Александровна 4 Апр 2015
документ «Музыкально - ритмическая и танцевальная деятельность, как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности» Морякова Елена Александровна 30 Мар 2015
презентация, документ Театрально-игровая деятельность – как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста Смолина Наталия Владимировна 31 Мар 2015
документ Вокально-хоровая деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста Галина Васильевна Новикова 13 Июл 2015
документ «Музыкально-ритмическая и танцевальная деятельность – как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста» Кучер Зоя Анатольевна 30 Янв 2016
презентация, документ Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста Тищенко Марина Викторовна 31 Мар 2015
документ "Театрализованная деятельность как средство развития эмоционально-творческих способностей дошкольников" Мулюкина Оксана Юрьевна 13 Ноя 2015
документ Программа самообразования по теме "Театральная деятельность как средство развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста с учетом ФГОС ДО" Захарова Наталья Валерьевна 24 Дек 2015
разное Аппликация, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста». Батищева Татьяна Викторовна 17 Фев 2016
разное Статья "Театральная деятельность как средство воспитания и развития творческих способностей детей" Прохорова Надежда Гаврииловна 31 Мар 2015
документ Курсовая работа "Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста" Панкина Наталья Александровна 31 Мар 2015
презентация, документ Проект "Музыкально–ритмическая и танцевальная деятельность, как средство развития творческих способностей детей старшего возраста" Бочарникова Светлана Васильевна 31 Мар 2015
документ Статья "Музыкальная деятельность как средство развития творческих способностей детей 6-7 летнего возраста." Кужелева Анна Андреевна 31 Мар 2015
презентация, документ проект "Музыкально–ритмическая и танцевальная деятельность, как средство развития творческих способностей детей старшего возраста «МЫ ЛЮБИМ ТАНЦЕВАТЬ!» Ошитко Надежда Анатольевна 16 Окт 2015
документ План-конспект. Мастер-класс:" Нетрадиционные приемы рисования как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста" Соколова Марина Геннадьевна 30 Мар 2015
документ Образовательный проект "Сказкотерапия как средство развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста" Пудеева Екатерина Алексеевна 30 Мар 2015
документ Консультация для воспитателей ДОУ на тему: "Литературные игры как средство развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста" Ерисова Ирина Вячеславовна 30 Мар 2015
документ Практико-значимый проект "Нетрадиционная техника рисования, как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста" Волкова Ольга Васильевна 31 Мар 2015
документ Статья "Использование нетрадиционных техник аппликации как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста". Сурайкина Светлана Владимировна 1 Апр 2015
документ Опыт работы по теме: "Нетрадиционное рисование, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста" Муравикова Елена Ивановна 5 Апр 2015
документ "Пластилинография - как средство развития художественно- творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста" Манько Алла Георгиевна 31 Мар 2015
документ Статья "Использование нетрадиционных техник аппликации как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста". Егорова Ольга Владимировна 31 Мар 2015
документ Консультация для педагогов ДОУ "Коллаж как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста" Косьян Людмила Евгеньевна 31 Мар 2015
документ "Пластилинография как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста" Никитина Елена Валентиновна 24 Мая 2015
документ Обобщение опыта работы "Конструирование как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста" Емельянова Елена Васильевна 24 Янв 2016
разное Опыт работы "Коллаж как средство развития художественно-творческих способностей у детей страршего дошкольного возраста. Чехалкина Анастасия Николаевна 31 Мар 2015
документ Мастер-класс«Детское экспериментирование как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста" Григорьева Наталья Викторовна 2 Апр 2016
документ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ. Назаров Николай Федорович 21 Мар 2015
документ Творческая деятельнось учителя Творческая деятельность учителя как решающий фактор развития познавательного интереса и творческих способностей учащихся Белкова Елена Александровна 21 Мар 2015
документ проектная деятельность как фактор развития интеллектуальных и творческих способностей младших школьников Матвеева Лидия Николаевна 31 Мар 2015