Создание учебных фильмов по краеведческой тематике и некоторые вопросы работы с ними (из опыта учителя истории).
Создание учебных фильмов по краеведческой тематике и некоторые вопросы работы с ними (из опыта учителя истории).
В приложении на месте пробелов - фотографии из фильмов.
Каждый вид искусства уникален, эмоционально воздействуетна человека, участвует в процессе его духовного развития, у каждого есть тоилииное преимущество в познании определенных сторондействительности.И все же именно в кино,являющемсясамым синтетическимвидомискусства,стала возможной реализация общественной потребностив более полном, комплексном, эстетическом освоении мира (это касаетсявсех видовкинематографа: игрового, документального, научно-популярного,учебного,мультипликационного). Аудиовизуальная природакино, многослойность его воздействия, способность не толькопоказать, но и рассказать в действии, приближенном к формам самойжизни, — все это значительно расширяетэмоционально-познавательнуюемкость экранного искусства, обеспечивая более тесный контакт созрителями, делая его нетолько самым массовым, доступным ипопулярным видом искусства, но и мощным действенным фактором духовного развития личности.
Исходя из этого, вопрос об эффективности использования кино в системе школьного образования являетсяактуальным, тем более что, по данныммногих социологических исследований, проводимых в стране, экранное искусство по-прежнему сохраняет свой приоритет у молодежи. Иэтот интерес к кино можноиспользовать для выработки у школьников нравственной и эстетической культуры, а также расширять их знания по истории и в частности по истории и культуре Санкт-Петербурга и Ленинградской области. По данным исследований[1], в памяти человека остается: 25% услышанного материала, 33% увиденного, 50% увиденного и услышанного, 75% материала, если ученик вовлечен в активные действия в процессе обучения.По другим исследованиям физиологов 80% информации человек получает через зрительный анализатор, так как пропускная способность каналов приема и обработки информации по линии «ухо-мозг» равна 50 000 бит/сек, а по линии «глаз-мозг» 50 000 000 бит/сек[2]. Видеоматериалы позволяют расширить компетентность учащегося:[3]
1. Коммуникативность– знание способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями.
2. Информационность– овладение навыками деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.
3. Учебно-познавательная компетентность – совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности.
Как известно, в школесложилось несколько форм работы с кино:
■ 1) использование учебных, научно-популярных идокументальных
фильмовв процессе преподавания отдельных дисциплин, как специальных,
так и общеобразовательных;
■ 2) киноклуб — одна из популярных форм организации досуга школьников
во внеклассной работе;
■ 3) кинофакультатив в рамках учебных часов, отведенных па систему
нравственно-эстетического воспитания;
■4) любительская киностудия.[4]
В научно-педагогической литературе принято выделять формы учебного кино:
■ Фильмы аналитические, детально изучающие предмет (в объеме учебной программы, предусмотренной по плану). Это так называемые фильмы-лекции, предназначенные для демонстрации на занятиях в процессе изучения определенной темы. Занимая значительную долю времени, аналитические фильмы достаточно подробно освещают разделы той или иной учебной дисциплины.
■ Фильмы вступительные, предназначенные для знакомства с основными проблемами предмета, его целями и задачами.
■ Фильмы заключительные (по всей дисциплине или ее последнему разделу), необходимые для повторения пройденного и касающиеся главным образом наиболее трудных для усвоения вопросов.
■ Фильмы проблемные. Эта категория фильмов появилась относительно недавно. Такой тип фильма (а сюда относятся и многие игровые, документальные, научно-популярные ленты) теоретики кино называют еще фильмом-размышлением, фильмом-исследованием, приглашающим зрителей к участию в той или иной научной, социальной, нравственной дискуссии.
■ Фильмы, содержащие справочную информациюо достижениях науки, техники, культуры и искусства.[5]
Выделяют также целостные фильмы (занимают весь урок и освещают все его проблемы) и фрагментарные (занимают часть урока и посвящены конкретной отдельной его проблеме). Я выделю еще одну форму, которую не встречал в литературе – это фильм-пособие для просмотра дома, который углубляет изучаемую на уроке тему.
Практический опыт позволяет говорить о целесообразности использования видео на занятии в том случае, когда учебный материал:
∙ имеет принципиально важное значение для изучения предмета в целом;
∙ сложен и труден для усвоения;недоступен для изложения с равной или большей эффективностью при использовании других средств наглядности;
∙ требует для изучения наблюдения процесса в динамике;
∙принципиально не предназначен для зрительного восприятия, но с помощью экрана может быть представлен в виде динамических моделей или мысленных экспериментов;
∙ недоступен для непосредственного наблюдения в условиях учебного процесса;
∙ может быть раскрыт только череззрительноевосприятие;
∙связан с изучением исторических или документальных материалов(они будут продемонстрированы на экране).
Я хочу в своей статье остановиться только на первой форме использования (применение фильма в процессе преподавания), но изменить ее аспект. Речь пойдет не об использовании стандартных видеопособий, а о создании учебных видеофильмов самим учителем. При этом я в своей работе над фильмами использовал различные формы самого учебного кино.
Во времена Советского Союза существовал особый учебный канал, где каждый будний день во время занятий демонстрировались фильмы, которые учитель мог показать школьникам в течение урока. Значительное место в программе этого канала занимали телепередачи по истории. Некоторые из них были весьма информативны и отличались высокими художественными достоинствами. В настоящее время такого телеканала нет. Его заменяют видеоматериалы, которые либо можно приобрести в розничной сети, либо скачать на сайтах принадлежащих отделам образования различного уровня, некоторые из них централизованно рассылаются по школам. Можно использовать фрагменты художественных фильмов на историческую тему. Часто приносят ощутимую пользу научно-популярные фильмы, не предназначенные для показа в школе, но пересекающиеся с учебными разделами; они демонстрируются на крупных телеканалах. Уровень художественных достоинств и информации, которую они содержат различен. Однако в фильмах на краеведческую тему, о которых пойдет речь в статье, есть общие недостатки:
■ 1) Набор объектов, взятых для анализа и показа ограничен, если речь заходит о Санкт-Петербурге, то это Петергоф, Царское Село (обычно Екатерининский парк), Павловск … В самих этих пригородах опять же – набор стандартных достопримечательностей (если Петергоф, то это обязательно фонтаны и среди них бесспорно «Самсон»). Однако, как правило, в эпоху Интернета и туристических путевок удивить даже школьника этими достопримечательностями трудно.
■ 2) В таком фильме отсутствует, за редким исключением, личная интонация, которая присутствует у экскурсовода или учителя во время живого общения со школьниками. В фильме отчетливо чувствуется его коммерческая составляющая – профессионализм диктора, оператора, артистов, занятых в реконструкции. При всех достоинствах профессионализма в нем отчетливо прослеживается та традиция, которую школьник каждый день видит по телевизору.
■ 3) Для подобного фильма все равно требуется «индивидуализация». Учитель тратит время для того, чтобы выбрать нужный именно ему в конкретном классе на конкретном уроке фрагмент, сокращает фильм, убирает из него сцены, которые, по его мнению, не нужны на уроке. Часто приходится соединять фрагменты двух разных фильмов, чтобы подчеркнуть различие трактовок одного и того же события разными исследователями.
Фильм, снятый самим учителем, позволяет снять эти проблемы. Больше того, фильм порождает дополнительный интерес школьников к рассматриваемой проблеме, ведь в данном случае автором его является не анонимный режиссер, а собственный учитель. Бесспорно, что есть в данной работе и некоторое количество отрицательных моментов.
■ 1) Финансовые возможности учителя ограничены. Он использует дешевую видеокамеру. Для обработки видеоматериала – бесплатную программу, а поэтому лишенную некоторых дополнительных возможностей. Для размещения в Интернете, если это необходимо, используется видеохостинг, предоставляющий ограниченное количество услуг, но зато бесплатно (например - YouTube), что снова сказывается на качестве опубликованного там видео. Часто приходится отказаться от чрезмерно дорогой экскурсии или книги, которая могла бы снять проблему поиска нужной для фильма исторической информации, но стоит слишком дорого.
■ 2) Весьма серьезной проблемой является нехватка свободного времени. Всегда существует теоретическая возможность справиться с любой художественной, технической или историографической проблемой, но для этого требуется свободное время, которого у представителя данной профессии никогда нет. Часто приходится оставлять весьма несовершенный фрагмент фильма, так как на его переработку не остается сил и необходимо сэкономить время для решения текущих задач, имеющих прямое отношение к выполнению своих профессиональных обязанностей.
■ 3) Наконец, часто в школе в какой-то момент может сложиться атмосфера отрицательного восприятия самостоятельного шага учителя, при этом администрацию волнует только ее собственное спокойствие и благополучие. В этих обстоятельствах оригинальная форма работы воспринимается резко негативно именно из-за их противоречия устоявшемуся положению вещей, которое воспринимается как единственно возможное. Администрация моей школы – лицея № 344 отказывалась направлять меня на серьезные компьютерные курсы под предлогом, что учителю достаточно для работы уметь печатать на компьютере текст.
Однако важны и положительные стороны:
■ Есть возможность индивидуализировать учебный процесс, за счет предоставления возможности учащимся как углубленно изучать предмет, так и отрабатывать элементарные навыки и умения. При этом важно, что учитель, создающий фильм ориентируется не на среднестатистического ученика, а на конкретных школьников своих собственных классов. В классах как правило 15-25 учащихся, обладающих неодинаковым развитием, знаниями и умениями, темпом познания и другими индивидуальными качествами. Использование фильма с его зрительным восприятием позволяет каждому учащемуся работать самостоятельно, с учетом особенностей их восприятия. Уровень обученности средних школьников при этом поднялся, не оказались запущенными и сильные ученики. Традиционно содержание образования определяют как педагогически адаптированный социальный опыт, тождественный по структуре человеческой культуре во всей ее полноте. Оно состоит из четырех основных компонентов: опыта познавательной деятельности, зафиксированного в форме ее результатов — знаний; опыта осуществления известных способов деятельности — в форме умения действовать па образцу; опыта творческой деятельности — в форме умения принимать эффективные решения в проблемных ситуациях, опыта осуществления эмоционально-ценностных отношений — в форме личностных ориентаций[6]. Освоение этих четырех типов опыта позволяет сформировать у учащихся потенциал осуществления сложных культуросообразных видов деятельности, которые в настоящее время называют компетентностями. Умело построенный фильм будет работать по всем этим линиям.
■ Можно создать условия для развития самостоятельности учащихся. Ученик выполняет задания самостоятельно, при этом повышается его интерес к предмету, уверенность в том, что он может усвоить предмет. Особенно это относится к тем фильмам, которые оставлены учителем для домашнего просмотра через Интернет. В этом случае можно регулировать темп изучения и возникает возможность повторного просмотра.
■ Повышаетсякачество наглядности в учебном процессе. Проблема адекватной визуализации учебной информации и целесообразность ее использования привлекает внимание не только педагогов и методистов, но и психологов. Представление информации в аудиовизуальной форме обеспечивает качественно новое ее восприятие и переработку, поскольку любая информация воспринимается человеком, проходя четыре этапа: сенсорно-моторный (чувственное восприятие), символьный этап (образное свертывание чувственно-логической информации), логический этап (дискурсивно-логическое осмысление информации), лингвистический этап (аккомодация информации в сознании через слово-образ, проработанный на предыдущих этапах).
■ Можно научить учащихся использовать компьютери видео для получения, обработки, систематизации новой информации по предмету.
■ Создается банк методических мультимедиаматериалов по различным темам, в моем случае это отдельный сайт видеофильмов и методических разработок к ним.
■ Создается возможность повысить информативность как урока, так и домашнего задания, эффективность обучения, придать уроку динамизм и выразительность.
Наиболее плодотворную работу и богатство материала для создания учебного кино самим учителем предоставляет краеведение, особенно включенное в контекст истории России. Здесь можно использовать материал не только монографий и статей по теме фильма, но и материал экскурсий, а также собственные знания и личные впечатления. При этом дополнительный персонаж, ведущий повествование по теме, в лице хорошего экскурсовода, позволяет сопоставить разные точки зрения, добавить новые краски в сам фильм. У экскурсовода иная интонация, иной темп повествования, его ритм, а это вносит разнообразие в фильм, делает его неоднозначным.
Попытаюсь выделить этапы работы над учебным фильмом по краеведению: а) подготовительный (тема, или проблема, лежащая в его основе,разработкарежиссерскогосценария,раскадровка, определение технологии съемки, рабочийплан), подготовкак съемке киноаппаратуры), б) сама съемка, в) монтаж фильма, он включает в себя: соединение фрагментов видео, добавление звуковой дорожки, включая текстовый комментарий и музыкальное сопровождение, использование видеоэффектов … г) демонстрация фильма, д) организация дискуссии или оценка результатов усвоения учащимися информации, заложенной в фильме.
Рассмотрю первый этап. Когда речь заходит о планировании темы будущего фильма, я определяю:
■ Какой материал значим для меня лично. Мое детство прошло в поселке Мартышкино под Петергофом, я хорошо знаю эти места и люблю их, посещение этих мест спустя три десятилетия способно вызвать у меня самого эмоциональный подъем и оказывает влияние на качество видеоматериала – мой фильм «Дворец князей Лейхтенбергских в имении «Сергиевка» под Петергофом» показывали на новозеландском телевидении.
■ Соответствие данного фильма программе исторических курсов, преподаваемых в средней школе, – в случае с «Сергиевкой» парк, созданный крупнейшим мастером ландшафтных пейзажей П. Эрлером является классическим примером романтического стиля в планировке; дворец, выстроенный А. Штакеншнейдером, является одним из первых проявлений эклектики в российской архитектуре, и то и другое изучается в программе курса Истории Отечества в 8 классе. Сам дворец стал местом примечательных событий (например - именно здесь произошла первая встреча Николая II с Григорием Распутиным).
■ Определение наиболее ярких, красочных примеров и доказательств основной идеи фильма и наиболее привлекательных с эстетической точки зрения элементов и сторон объекта. Усадьба «Щеглово» - обычная дворянская усадьба XIX века, ее владельцы пусть и оставили след в истории (министр полиции Балашов), но не являлись фигурами первого плана. Самое привлекательное здесь - это общая тенденция развития парка этого столетия (переход от регулярности в стиле классицизм к ландшафтности в стиле романтизма). Этот переход в фильме прослеживается как через сравнение сохранившихся планов, так и через съемки наиболее показательных фрагментов самого парка. Уникален сохранившийся дом управляющего, своей асимметричностью и нарушением архитектурных канонов, выделяющийся среди остальных, в целом, типовых построек усадьбы.
■ Определение тех объемов исторической информации, которые должны войти в фильм. Так в фильме об интерьере усадьбы «Приютино» я большое внимание уделил следующим проблемам: типовая планировка усадебного дома, судьбы наиболее примечательных представителей семейства Олениных, атмосфера и порядок проведения знаменитых Салонов, которые проводились здесь. Время, которое идет фильм – около 30 минут.
■ Оригинальность формы подачи материала. Уникальным опытом здесь является фильм о дворянской усадьбе «Софиевка», где предназначенный для усвоения исторический и искусствоведческий материал подается в форме мистического детектива. Главным героем его является автор фильма, ведущий расследование преступления, совершенного здесь в правление Александра II и так и не раскрытого полицией. Проводится анализ сохранившихся документов, восстанавливается существовавшая именно в то время планировка парка, поминутно реконструируется порядок событий. Такая форма позволяет не только повысить внимание к самому фильму, но и ввести дополнительные элементы – одежда этого времени, настроения в обществе…
■ Отбор источников, которые содержат информацию об объекте. Среди возможных здесь вариантов: данные Интернета (часто они ошибочны и поэтому подлежат обязательной проверке – дом управляющего в «Щеглово» все статьи Интернета выдавали за господский дом, Красный замок в Рябово Интернет выдает за шведскую оборонительную постройку XVI-XVII веков, хотя непредвзятому человеку эта точка зрения не кажется убедительной), монографии и научные статьи, а также данные справочников, экскурсии, которые проводятся в объекте, в случае, если он превращен в музей (в этом случае снова необходима проверка, экскурсовод часто упрощает события для удобства восприятия устного сообщения, а иногда и допускает меняющие смысл оговорки – типичный пример: в безупречной экскурсии по Фермерскому дворцу экскурсовод утверждала, что комнаты наследника престола Александра Николаевича находились над коровником, на самом деле это действительно был второй этаж, но, корпуса, расположенного напротив коровника). Не советую использовать телепередачи, так как на видеохостингах (если учебный фильм предполагается использовать через Интернет) существуют строжайшие правила охраны прав именно официальных видеоматериалов крупных телестудий.
Проблемы съемки и монтажа специфичны и строго индивидуальны, поэтому ограничусь только отдельными замечаниями. Фильм выигрывает в восприятии школьников, если в нем представлены несколько точек зрения, например: автор и экскурсовод, автор и точка зрения на проблему профессионального исследования. Не следует злоупотреблять спецэффектами. Монтируя краеведческий мистический детектив об усадьбе «Софиевка», я первоначально создал впечатляющие эффекты в программе Pinnacle StudioUltimate14, но они противоречили эпохе 60-80-х годов XIX, когда происходили реальные события, пришлось создать эти эпизоды повторно, отражая специфику именно этого времени (сделано это было в программе VirtualDube). При монтаже фильма лучше использовать не одну, пусть даже совершенную программу, а различные, они дают разнообразие приемов, интересное и школьникам и самому учителю.
Остановлюсь на проблеме демонстрации фильма. Очень большую роль играют здесь уже сложившиесяотношениямежду участниками учебного процесса: эмоциональный тонус учащихся; эмоциональность учителя; его педагогический такт; взаимная поддержка в процессе обучения учителя и учащихся, система поощренияинтеллектуальных усилий учащихся. Нельзя показывать фильмы неподготовленной для этого аудитории, примером какой являются посетители кинотеатров, поедающие во время просмотра попкорн. Не менее серьезной должна быть подготовка к просмотру фильма через Интернет дома. Здесь следует выделить следующие аспекты: 1) сбор и хранение информации, полученной в ходе просмотра; 2) поиск дополнительной информациив других ресурсах Интернета, которые должны дополнять фильм; 3) уровень восприятия, понимания, отбораи анализаинформации, на который способен школьник по фильму в данном возрасте; 4) организация и представление заданий по фильму; 5) моделированиев форме составления наглядного образа – схема, таблица, план; 6) проектирование– в плане подготовке самим школьником творческого проекта на основе просмотра фильма. Владение всем перечисленным составляет основу использования данного метода работыучащегося.
Наконец о формах обсуждения фильма, обобщения информации, полученной во время просмотра и оценках его результативности.
Обсуждение фильма после просмотра - важный, существенный момент, дающий возможность оценить результативность этой формы работы. Анализируя кинопроизведение, школьники приобретают навыки критического мышления, у них рождаются собственные суждения, развивается умение аргументировать свои доводы, вырабатывается определенное отношение к явлениям истории, изображенным на экране. Поэтому необходимы вопросы, которые проверяют понимание школьниками образного строя фильма и его структуры. Предлагаю набор подобных вопросов: На какие части делится фильм? Отношение автора к поднимаемым проблемам, откуда оно следует? Какие художественные средства использует автор? Как они связаны с проблематикой фильма?
Преподавателю, организующему обсуждение фильма, следует иметь в виду, что работа, связанная с анализом фильма, плодотворна только в том случае, если удается добиться единства эмоционального и рационального восприятия, так как, ценно то эстетическое переживание, которое связано с работой мысли, с решением важных философских, нравственных, мировоззренческих проблем, поставленных режиссером-любителем. Разумеется, навыкам анализа надо учить на значительных произведениях киноискусства. Однако не следует игнорировать и фильмы режиссера-непрофессионала, где легче заметить ошибки художественного плана.
Формы обсуждения фильма могут быть самыми разнообразными. Наиболее распространенной является первичный обмен мнениями, который проводится сразу после просмотра. Учащиеся обмениваются впечатлениями, высказывая свои суждения о фильме. Мнения ребят часто поверхностные, иногда противоречивые. Надо дать возможность высказаться всем желающим. И все же педагог может тактично, обратить ее внимание на те, или иные особенности фильма.
Более сложной формой работы с кинофильмом (з отличие от вольного, зачастую стихийного его обсуждения) является дискуссия (диспут) с привлечением нескольких кинокартин, можно использовать художественную игровую ленту, а в дополнение к ней еще и учебный фильм, снятый профессиональной студией.
В отличие от традиционного обсуждения фильма диспут проводится не сразу после просмотра, а готовится длительно и тщательно. Любой диспут с использованием кинофильмов, какие бы проблемы он ни ставил, должен, прежде всего преследовать воспитательные цели, развивать самостоятельность мышления, способность аргументировать свою точку зрения, вырабатывать определенные убеждения. Живая дискуссия под руководством педагога по поставленным вопросам, способствует формированию творческой активности школьника, его навыков эстетического анализа.
Одним из важных моментов в подготовке диспута является выбор темы. Она должна быть: интересной для большинства участников; современной и актуальной, волнующей молодежь; дискуссионной, т. е. предполагающей живое обсуждение; конкретной; правильно сформулированной. Наугад назову одну-две из возможных по собственным фильмам – «Помещичья усадьба как родовое «гнездо» дворянской семьи», «Дворянская усадьба – финансовое бремя или выгодный способ размещения капитала?». Для того чтобы диспут с использованием кинофильмов прошел ярко, живо, необходима соответствующая подготовка. Особая роль в проведении диспута принадлежит ведущему, эту роль должен взять на себя учитель. Важное место занимает его подготовка к диспуту. Он намечает как наиболее вероятные трудные ситуации в каждом из обсуждаемых вопросов, так и приемы их преодоления; готовит вступительное, заключительное слово и так далее.
Значительная роль в подготовке и успешной организации диспута нужно отвести рекламе[7]. Важна своевременность объявления о проведении диспута, его содержательность, эстетическая привлекательность Объявление-реклама о предстоящем мероприятии нужно сделать не менее чем за 15—20 дней до начала диспута. Его цель — заинтересовать, настроить аудиторию. Объявление-приглашение к дискуссии должно появиться за 7—10 дней до мероприятия. Здесь даются обсуждаемые вопросы, можно дать список рекомендуемой литературы (для старших классов). Объявление-напоминание о встрече на диспуте с указанием дня, места и времени его проведения можно организовать накануне мероприятия.
Начать диспут — сложная задача. Его всегда открывает вступительное слово ведущего, которое должно быть ярким, лаконичным. Ведущий говорит о задачах данного мероприятия, напоминает содержание, говорит о правилах проведения дискуссии. Во вступительном слове не надо стремиться охватить весь круг дискуссионных вопросов, следует только поставить проблему перед собравшимися. Для этого можно привести 2—3 наиболее интересных, но противоречивых мнения по теме дискуссии и на основании этих спорных мнений вызвать аудиторию на откровенные высказывания.
По ходу дискуссии ведущий имеет право: дать слово собравшимся для выступлений и контрвыступлений; прервать выступление, если оно не отвечает сути поставленных вопросов подвести промежуточный итог дискуссии. Все выступления участников проходят в свободной, непринужденной форме. Заключительное слово ведущего не должно сводиться ни к морализированию, ни к попытке рассудить спорящих. Лучше подчеркнуть те выводы, к которым пришли сами участники диспута. Причем, несмотря на формальное завершение дискуссии, необходимо оставить пищу для размышлений.
Подводя итоги, хочу сформулировать главную идею своей статьи. В последнее время в школьном образовании происходит поворот к огромному количеству бумажной документации, большую роль в отчетах играет статистика, даже современная аттестация учителя основана на зарабатывании им баллов. За этим теряется творческая составляющая труда учителя, его личность и реальный, а не бумажный вклад в обучение и воспитание школьников. Создание самим учителем учебных фильмов, разработка методики работы с ними позволяет ему уйти от рутины преподавательской работы и ощутить удовольствие от ведения уроков. Эта методика сугубо индивидуальна и предложенные положения являются только принципами, которые я хотел предложить для анализа как обобщение собственного опыта.
Список использованной литературы:
Андреев А. А. Введение в дистанционное обучение. М., 1997.
Архангельский С. И., Кубеев Б. В. Учебная и научная кинематография в высшей школе// Искусство кино. 1956, № 7, с. 31-33. Бевза Ф. В., Бобров О. М. Использование кинофильмов в учебном процессе (в профессионально-техническом училище). М. 1961.
Бондаренко Е. А. Медиаобразование как фактор реализации стандартов в образовательной области " Обществознание "/ Е.А. Бондаренко // На пути к 12-летней школе. М. 2000.с. 188-194.
Будин В. С., Волынский И. В. Уроки с использованием кино и диафильмов. М. 1965.
Бурлак И. Н., Хубеев Б. В. Учебное кино в высшей школе. М. 1980.
Видеозапись в школе/Под ред. Л.П.Прессмана. М. 1993. Возчиков В. А. Введение в медиаобразование. Учебное пособие. Бийск. 1999 Гельмонт А. М. Кино на уроке. Кино как наглядное пособие и общая методика его применения. М. 1961. Н. Б. Кириллова. Экранное искусство в системе гуманитарной подготовки специалистов. Учебное пособие. Екатеринбург. 1992
Гращенкова И. Н. Кино как средство эстетического воспитания. М. 1986. Дидактика средней школы / Под ред. М. Н. Скаткина. М. 1982. Из опыта применения кино в школе. М. 1960.
Ильичев С.И., Нащекин Б.Н. Кинолюбительство: истоки и перспективы. М. 1986. Куреткова О. В. Формирование информационной компетентности учащихся на уроках истории и обществознания (из опыта работы). Бийск 2010
Медиаобразование/ Под ред. Л. С. Зазнобиной. М. 1996.
Новикова А. А. Медиаобразование в США. Ч.1 // Искусство и образование. 1999. № 4. с. 68-81.
Новикова А. А. Медиаобразование в США. Ч.2.// Искусство и образование. 2000. № 4. с. 35-49.
Панфилов Н. Д. Школа кинолюбителя. М. 1985. Пензин С. Н. Любят ли кино методисты?//Киномеханик. 1985. № 2.
Прессман Л. П. Методика применения технических средств обучения: Экранно-звуковые средства. М. 1988.
Прессман Л. П. Об экранно-звуковых средствах для предметов гуманитарного цикла// Сов.педагогика. 1982. № 10.
Прессман Л. П. Основы методики применения экранно-звуковых средств в школе. М. 1979. Титова С. В.Проблема адекватной визуализации информации в преподавании иностранных языков. М. 1999.
Усов Ю. Н. Основы экранной культуры (I-ХI классы). М. 1994.
Федоров А. В. Медиаобразование: История, теория и методика. Ростов. 1999 Шиян Л. К. Акмеологические основы эстетического воспитания молодежи средствами теле- и видеопрограмм: методология, методика и педагогические технологии. М. 1995.
Экранные и звуковые пособия в школе/ Под ред. Н. М.Шахмаева. М. 1966.
[1]- Куреткова О. В. Формирование информационной компетентности учащихся на уроках истории и обществознания (из опыта работы). Бийск 2010, с. 9
[2] - Титова С.В.Проблема адекватной визуализации информации в преподавании иностранных языков. М. 1999., с.1
[3]- Куреткова О. В. Формирование информационной компетентности учащихся на уроках истории и обществознания (из опыта работы). Бийск 2010, с. 8
[4]- Н. Б. Кириллова. Экранное искусство в системе гуманитарной подготовки специалистов. Учебное пособие. Екатеринбург. 1992. С. 5
[5]- Н. Б. Кириллова. Экранное искусство в системе гуманитарной подготовки специалистов. Учебное пособие. Екатеринбург. 1992. С. 8
[6] -Дидактика средней школы / под ред. М. Н. Скаткина. М.,1982. С. 96-128
[7]- Н. Б. Кириллова. Экранное искусство в системе гуманитарной подготовки специалистов. Учебное пособие. Екатеринбург. 1992. С. 60
Автор: Хлопов Михаил Владимирович