Некоторые особенности взаимоотношений преподавателя и семьи ученика в начальных классах музыкальной школы Некоторые особенности взаимоотношений преподавателя и семьи ученика в начальных классах музыкальной школы
Некоторые особенности взаимоотношений преподавателя и семьи ученика в начальных классах музыкальной школы Опубликовано 10.12.2012 - 23:42 - Таманьян Юлия Эрнстовна
В статье затрагиваются актуальные вопросы взаимодействия педагога-музыканта с семьей ребенка, обучающегося в музыкальной школе. Проблема сотрудничества педагогов музыкальных школ и семьи ребенка рассматривается не только с позиции теоретического осмысления, но и практических базовых рекомендаций, применение которых доказывает эффективность
выработанной методики.
В настоящее время выбор учреждений в системе дополнительного
образования детей чрезвычайно велик. Повсеместно появляются новые развивающие детские образовательные центры в сфере искусства, такие как танцевальные, художественные, театральные, музыкальные школы и школы искусств. Задачами таких центров являются--обогащение музыкально-культурного кругозора и начальное профессиональное ориентирования детей, воспитание навыков исполнительства, развитие творческих направлений в воспитании детей. Главным преимуществом таких центров является индивидуально-личностный подход к каждому ребенку.
Однако проблемы обучения в музыкальных школах и школах искусств, безусловно, возникают, и они обусловлены новыми тенденциями в жизни современного человека (среди них – обилие информации, которая приводит не только к нарушению психоэмоционального состояния общества, появлению негативных поведенческих реакций, но и к высокому уровню занятости взрослого (работа, образование, досуг), а за ним и детского населения (репетиторские занятия, физическое и эстетическое развитие и т.д.).
Одной из таких проблем является высокий процент отчисления детей из числа учащихся детской музыкальной школы. Особенно этот показатель высок на начальном этапе. Причины этого явления могут быть самыми разными: связанные с низким уровнем музыкальных задатков ребенка (когда занятия музыкой могут быть чрезвычайно сложны и трудоемки, что по силам выдержать только ребенку с развитыми волевыми качествами и при поддержке его родителей), с психологической несовместимостью учащегося и педагога (нет продуктивного «контакта» учащегося с педагогами по предметам музыкальной школы), с социальными причинами (переезд семьи, невозможность приводить маленького ребенка и т.д.), с эмоционально-интеллектуальной перегрузкой ребенка (когда музыкальная школа, наряду с мноством других развивающих и обучающих занятий становится тяжелым «бременем»), с устаревшими методиками преподавания (многие педагоги, предпочитая традиционное обучение, которое было основным и успешным в 1980-е годы, не могут перестроиться на запросы современного общества) и другие причины.
В данной статье автор, используя накопленный опыт и теоретические знания в области музыкального образования и воспитания, предлагает наметить пути решения вопроса в следующих направлениях:
1. Применение в процессе музыкальных занятий инновационных технологий педагогического воздействия, которые способны развивать мотивацию у детей, поддерживая интерес к данному виду занятий.
2. Взаимодействие педагога-музыканта с семьей учащегося, основанное на организации учебно-воспитательного и музыкально-образовательного процесса в детской музыкальной школе. Значимость данного аспекта сложно переоценить, поскольку социальные и культурные основы в воспитании ребенка закладывает, в первую очередь, семья. К сожалению, в настоящее время педагог может столкнуться с «непростой» семейной ситуацией ребенка, в которой происходят конфликтные, недоверчивые отношения между ребенком и его родителями. Многие подобные сложности детерминированы проблемами современного общества. Гармоничным взаимоотношениям детей и родителей мешают постоянная занятость родителей (домашними делами, работой, нежелание вникать в разнообразные проблемы детей и т.п.), кроме того, понять своих детей зачастую мешает разница в возрасте, в частности «высота взрослого»;
Многие родители стремятся механически внедрять и воспроизводить в своей семье формы, методы и средства воспитания, сложившиеся и бытовавшие в период их детства в их семьях, продублировав педагогику собственных родителей, не учитывая изменившихся ситуаций воспитания, уровень развития современных детей.
При работе с детьми педагогу-музыканту необходимо учитывать данные сложности, возникающие в различных семьях, и опираться на слова известного отечественного педагога И.П. Подласого: «При хорошо организованной совместной деятельности школа и семья становятся действительными партнерами в воспитании детей, где каждый имеет вполне определенные задачи и выполняет свою часть работы». Отношение ребенка и семьи к музыкальным занятиям, зачастую, осложнены специфическими особенностями музыкальной школы, которые заключаются в том, что обучение музыкальному искусству подразумевает регулярную выработку определенного навыка (в игре на инструменте, сольфеджио, вокале и т.д.). Этот факт приводит к возникновению проблемы систематического выполнения домашнего задания, формирующего данный навык. К сожалению, многие родители, не понимая специфику обучения музыкальному искусству, относятся к музыкальной школе поверхностно, как «к кружку» или «секции», где ребенок проводит свое свободное время, но при этом не затрачивает усилий в домашней работе.
Однако исследователи музыкальной педагогики и психологии выдвигают целый ряд аргументов в пользу обучения музыке. В том числе положительные аспекты, формирующиеся в процессе занятий в музыкальной школе, выделяет доктор искусствоведения и психологических наук Д.К. Кирнарская:
1. Музыкальные занятия воспитывают волю и дисциплину ребенка: заниматься на инструменте надо постоянно, регулярно и без перерывов. Систематичность занятий на инструменте воспитывает характер, упорство, выдержку ребенка.
2. Занимаясь музыкой, ребенок развивает математические способности. Он пространственно мыслит, попадая на нужные клавиши (лады, кнопки и т.п.); манипулирует абстрактными звуковыми фигурами, запоминая нотный текст.
3. Играющие и поющие дети лучше говорят и пишут, легче запоминают иностранные слова, быстрее усваивают грамматику. Фразы и предложения, запятые и точки, вопросы и восклицания есть и в музыке, и в речи человека.
4. Музыкальное образование помогает ребенку в понимании компьютера. Музыка структурна и иерархична: крупные произведения распадаются на менее крупные части, которые в свою очередь делятся на небольшие темы и фрагменты, состоящие из мелких фраз и мотивов. Стихийное понимание музыкальной иерархии облегчает понимание компьютера, тоже сплошь иерархичного и структурного.
5. Музыкальные занятия развивают навыки общения (коммуникативные навыки). Играя, ребенку-исполнителю приходится перевоплотиться и донести до публики характер, манеру чувствовать, голос и жесты великих композиторов.
6. Занятия музыкой приучают «включаться по команде». В музыкальной школе нельзя перенести на завтра или на неделю зачет по гаммам или классный концерт. Положение артиста на сцене приучает к максимальной готовности «по заказу», и ребенок с таким опытом не «завалит» серьезный экзамен, интервью при приеме на работу и ответственный доклад. Музыкальные занятия в детстве – это максимальная выдержка и артистизм на всю жизнь.
7. Музыкальные занятия воспитывают маленьких «цезарей», умеющих делать много дел сразу. Музыка помогает ориентироваться в нескольких одновременных процессах: так, читающий с листа пианист, сразу делает несколько дел – помнит о прошлом, смотрит в будущее и контролирует настоящее. Музыка течет в своем темпе, и читающий с листа не может прерваться, отдохнуть и перевести дух. Музыка приучает мыслить и жить в нескольких направлениях.
Учитывая данные положительные аспекты, многие семьи привлекают своих детей к обучению в музыкальной школе. С точки зрения реализации музыкально-образовательной стратегии с задействованием потенциала учреждения дополнительного музыкального образования со стороны семьи предполагается адекватная диагностика задатков ребенка, способностей, возможностей, личностных особенностей, интерес к осмыслению ближайших и отдаленных перспектив получения ребенком музыкального образования, определения уровня притязаний, выбор музыкально-образовательного учреждения. Кроме того, на этапе первоначального погружения в систематические музыкальные занятия ребенку нужна помощь в установлении контакта с педагогом, в освоение нового распорядка дня, включающего в себя выполнение домашних заданий, нужна поддержка при первых успехах и неудачах, наблюдение за психологическим и физическим состоянием ребенка, предупреждений ситуаций эмоционального дискомфорта.
В данной статье автор, опираясь на теоретический материал в области музыкальной педагогики и взаимодействия семьи ребенка, а также на практический опыт преподавания в музыкальной школе, предлагает ряд рекомендаций, направленных на совершенствование музыкально-педагогического процесса и установления тесного сотрудничества между педагогом, ребенком и его семьей:
1. Помощь в выполнении домашнего задания. На первоначальном этапе обучения детей в музыкальной школе родителям необходимо разъяснить, что ребенку потребуется их помощь в организации и выполнении домашнего задания. Поскольку музыкально-учебная деятельность становится для ребенка новым видом деятельности, ему могут быть сложны или непонятны некоторые из задач педагога, либо он может забыть то, о чем говорилось на занятии. В этом случае присутствие родителей (бабушек, дедушек) на уроке просто необходимо ребенку. Кроме того, нужно разъяснить, что данный этап может продолжаться недолго (в зависимости от усидчивости ребенка, его
целеустремленности, развития волевой сферы и других факторов), но он чрезвычайно важен, и если упустить данный момент, то в дальнейшем обучении могут возникнуть проблемы.
Задача педагога - пояснить систему выполнения домашнего задания. Она заключается в формировании правильных исполнительских движений, которые невозможны без многократной, систематической, каждодневной выработки навыка. Только в этом случае можно говорить об успешном овладении инструментом, на котором ребенок играет. Здесь уместно ввести понятие «требование» со стороны родителей, которое в современной педагогике трактуется достаточно широко: кроме словесного распоряжения, оно включает регламент детской жизни, ее организацию
2. Приобщение ребенка к концертной деятельности. С целью достижения результативности музыкального воспитания детей, необходимо разнообразить семейные формы музыкального образования. К этим формам относятся: посещение музыкальных театров (оперного, музыкальной комедии и т.п.), концертных программ филармонии, консерватории и других концертных площадок города. В этих условиях успешнее закрепляются знания, полученные на музыкальных занятиях. Кроме того, родители ни в коем случае не должны быть безразличны к концертам, проводимым в музыкальной школе, особенно, в которых принимает участие ребенок. Такие концерты полезны как с музыкально-просветительской точки зрения (чаще всего они носят тематический характер),так и с мотивационно–конкурирующей (в таких концертах выступают одноклассники и сверстники ребенка, поэтому родитель может адекватно оценить уровень исполнения своего ребенка и сравнить с другими ребятами, а ребенок будет мотивирован на успех и дальнейшее развитие, видя заинтересованность родителей). По возможности, семье ребенка необходимо посещать мероприятия, организуемые в классе специального инструмента. Ребенок будет рад видеть заинтересованность семьи по отношению к делу, которым он занимается. В этом же пункте стоит упомянуть родительские собрания, где представляется методика обучения детей, план работы, намечается перспектива деятельности, тематические консультации, научно-методические семинары, музыкально-педагогические практикумы по организации и проведению семейных музыкальных праздников и вечеров, созданию домашней фонотеки, видеотеки по музыке и т.д.
3. Присутствие на уроке родителей или членов семьи. Такой аспект семейного сопровождения может иметь две точки зрения. С одной стороны, для некоторых детей он необходим. Такие учащиеся, чаще всего дошкольного или младшего школьного возраста, просто не могут запомнить и воспроизвести задания педагога, которые были продемонстрированы на уроке в виду малого объема памяти, недостаточной концентрации внимания, сложности восприятия материала и других физиологических факторов. В этом случае родители выступают для ребенка первоочередными помощниками, которые смогут объяснить как выполнять домашнюю работу, составленную совместно с педагогом, проконтролировать результативность и эффективность ее выполнения. Однако на практике встречаются высокореактивные, гипервозбудимые дети, внимание которых может рассеиваться на уроке и быть направлено не на педагога и музыкальный материал, а на реакцию родителя, паясничество, излишнюю капризность, и превращают урок в театральное представление. Поэтому, педагогу необходимо учитывать обе стороны данного аспекта и через наблюдения подобрать необходимый вариант присутствия или отсутствия членов семьи на уроке.
4. Открытые уроки. Исходя из предыдущего аспекта, можно предложить родителям, не присутствующим на уроке, прийти на открытый урок, на котором будет продемонстрирована часть работы, или часть конечного результата. Такие действия педагога помогут простимулировать ребенка на выполнение определенной, возможно, сложной части работы, напоминая ученику, что данную работу необходимо показать родителям.
5. Совместное музицирование. Часто бывает, что в семье ребенка есть родственники, обладающие какими-либо музыкальными навыками (поют, играют на музыкальных инструментах). Очень интересным для семьи становится опыт совместного музицирования. В таком роде музыкальных занятий происходит формирование партнерских, сплоченных отношений, взаимной поддержки, участия. В дальнейшем, такие выступления закрепляют первоочередное значение музыкальных занятий в семье, поскольку основаны на свободном времяпровождении ребенка и старших членов семьи.
6. Домашние концерты. Важным аспектом музыкально-эстетического воспитания являются семейные праздники и концерты, прослушивание и просмотр аудиозаписей, видеофильмов совместно родителями и детьми в специально празднично оформленной для этого комнате.
Одним из стимулирующих аспектов к обучению в музыкальной школе Л. Мадорский, преподаватель музыкальной школы, и А. Зак, детский психолог, предлагают рассматривать домашние концерты. Данный прием применяется в практике некоторых семей, однако, авторы предлагают несколько расширить основное понимание данного вида деятельности: «Домашние концерты можно организовывать, например, к семейным праздникам, другим праздничным датам. Такие концерты дети любят, с удовольствием к ним готовятся. Причем, не только усиленно повторяя музыкальную программу, но и оформляя пригласительные билеты или самостоятельно приглашая гостей по телефону». Кроме того, авторы предлагают несколько советов по подготовке к такому концерту:
а) Первое время не приглашать слишком много гостей, но присутствие кого-то кроме домашних должно быть обязательно. Это повышает ответственность юного музыканта.
б) Во время концерта недопустимо разговаривать, делать замечаний, ходить по комнате. Необходимо попытаться создать атмосферу настоящего концерта.
в) Кроме того, необходимо наградить игру ребенка аплодисментами, несмотря на уровень исполнения, сказать одобряющие слова. Юный музыкант должен почувствовать, что его игра нравится другим, приносит слушателям удовольствие.
г) Очень полезно устраивать совместные концерты с кем-то из взрослых или сверстников. Например, под аккомпанемент ребенка может спеть бабушка. Или дуэт с братом или сестрой, которые обучаются на других инструментах. В некоторых странах, особенно, в Германии, семейные ансамбли — давняя традиция. Детей специально стараются учить игре на разных инструментах, чтобы создавать такие ансамбли.
7. Формирование единой мировоззренческой позиции у педагога и родителей. Приобщаясь к знаниям о музыкальном воспитании детей, родители сегодня могут стать единомышленниками педагога-музыканта в деле приобщения ребенка к музыке. Именно родители закладывают основы мировоззрения, морали, эстетических вкусов ребенка. Наибольший эффект достигается там, где действие педагога-музыканта совпадает с действием семьи. Успех музыкального развития детей зависит от того,насколько верно родители понимают цели и задачи музыкально-эстетического воспитания детей, а также от того, насколько осознается ими огромная сила эмоционального воздействия музыки на личность ребенка. Педагог в этом случае выступает как наставник, поясняя необходимость, важность музыкального образования, его перспективу в отношении развития образного мышления ребенка, его эстетической культуры, воли, дисциплины и других важных личностных качеств.
8. Мотивационный компонент. В настоящее время современная педагогика заостряет особое внимание на проблеме формирования у ребенка желания учиться. Часто случается, что в музыкальную школу ребенка приводят родители, то есть особого явного желания учиться у ребенка нет. И сложные систематичные музыкальные занятия становятся для учащегося непреодолимой борьбой с самим собой. В данном случае еще раз необходимо напомнить о том, что желание заниматься на музыкальном инструменте появится только тогда, когда ребенок сможет преодолеть свою лень и научиться по-настоящему трудиться (об этом говорил еще Л.С. Выготский в «Психологии искусства»). Задача родителей – помочь ребенку преодолеть кризисный момент, поддерживая в нем желание, стремление и веру в свои силы.
Таким образом, работа семьи и педагога-музыканта по воспитанию ребенка и формированию у него любви к музыкальным занятиям, безусловно, одинаково сложна и интересна. «Хорошие родители важнее хороших педагогов», - говорил Г.Г.Нейгауз, имея в виду, что самые лучшие педагоги будут бессильны, если родители равнодушны к музыке и музыкальному воспитанию своих детей.
Следует отметить, что приобщение семей к музыкальному искусству способствует их сплоченности. В таких семьях дети становятся более дисциплинированными, великодушными, ответственными за свои успехи, серьезно относятся к своим занятиям и увлечениям. Данные выводы подтверждает известный возрастной психолог С. Абрамова: «Успешность ребенка в учении определяется многими факторами, в том числе и верой родителей в его силы и возможности, родительской реальной помощью и поддержкой, а не очередной нотацией по поводу плохой оценки».
ЛИТЕРАТУРА
1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов 6-е изд. – М.: Академический проект: Альма Матер, 2006.
2. Зак, А. Мадорский, Л. Ваш ребенок – ученик музыкальной школы [Электронный ресурс]. - http://www.7ya.ru/pub/music/.
3. Кирнарская, Д.К. Десять причин отдать ребенка в музыкальную школу //
Музыкальная психология и психотерапия, 2009 - №6
4. Нейгауз, Г.Г. Об искусстве фортепианной игры: записки педагога 4-е изда-
ние. – М.: Музыка, 1982.
5. Подласый, И.П. Педагогика: 100 вопросов – 100 ответов: учеб. пособие для вузов И. П. Подласый. - М.: ВЛАДОС-пресс, 2004.
В статье затрагиваются актуальные вопросы взаимодействия педагога-музыканта с семьей ребенка, обучающегося в музыкальной школе. Проблема сотрудничества педагогов музыкальных школ и семьи ребенка рассматривается не только с позиции теоретического осмысления, но и практических базовых рекомендаций, применение которых доказывает эффективность
выработанной методики.
В настоящее время выбор учреждений в системе дополнительного
образования детей чрезвычайно велик. Повсеместно появляются новые развивающие детские образовательные центры в сфере искусства, такие как танцевальные, художественные, театральные, музыкальные школы и школы искусств. Задачами таких центров являются--обогащение музыкально-культурного кругозора и начальное профессиональное ориентирования детей, воспитание навыков исполнительства, развитие творческих направлений в воспитании детей. Главным преимуществом таких центров является индивидуально-личностный подход к каждому ребенку.
Однако проблемы обучения в музыкальных школах и школах искусств, безусловно, возникают, и они обусловлены новыми тенденциями в жизни современного человека (среди них – обилие информации, которая приводит не только к нарушению психоэмоционального состояния общества, появлению негативных поведенческих реакций, но и к высокому уровню занятости взрослого (работа, образование, досуг), а за ним и детского населения (репетиторские занятия, физическое и эстетическое развитие и т.д.).
Одной из таких проблем является высокий процент отчисления детей из числа учащихся детской музыкальной школы. Особенно этот показатель высок на начальном этапе. Причины этого явления могут быть самыми разными: связанные с низким уровнем музыкальных задатков ребенка (когда занятия музыкой могут быть чрезвычайно сложны и трудоемки, что по силам выдержать только ребенку с развитыми волевыми качествами и при поддержке его родителей), с психологической несовместимостью учащегося и педагога (нет продуктивного «контакта» учащегося с педагогами по предметам музыкальной школы), с социальными причинами (переезд семьи, невозможность приводить маленького ребенка и т.д.), с эмоционально-интеллектуальной перегрузкой ребенка (когда музыкальная школа, наряду с мноством других развивающих и обучающих занятий становится тяжелым «бременем»), с устаревшими методиками преподавания (многие педагоги, предпочитая традиционное обучение, которое было основным и успешным в 1980-е годы, не могут перестроиться на запросы современного общества) и другие причины.
В данной статье автор, используя накопленный опыт и теоретические знания в области музыкального образования и воспитания, предлагает наметить пути решения вопроса в следующих направлениях:
1. Применение в процессе музыкальных занятий инновационных технологий педагогического воздействия, которые способны развивать мотивацию у детей, поддерживая интерес к данному виду занятий.
2. Взаимодействие педагога-музыканта с семьей учащегося, основанное на организации учебно-воспитательного и музыкально-образовательного процесса в детской музыкальной школе. Значимость данного аспекта сложно переоценить, поскольку социальные и культурные основы в воспитании ребенка закладывает, в первую очередь, семья. К сожалению, в настоящее время педагог может столкнуться с «непростой» семейной ситуацией ребенка, в которой происходят конфликтные, недоверчивые отношения между ребенком и его родителями. Многие подобные сложности детерминированы проблемами современного общества. Гармоничным взаимоотношениям детей и родителей мешают постоянная занятость родителей (домашними делами, работой, нежелание вникать в разнообразные проблемы детей и т.п.), кроме того, понять своих детей зачастую мешает разница в возрасте, в частности «высота взрослого»;
Многие родители стремятся механически внедрять и воспроизводить в своей семье формы, методы и средства воспитания, сложившиеся и бытовавшие в период их детства в их семьях, продублировав педагогику собственных родителей, не учитывая изменившихся ситуаций воспитания, уровень развития современных детей.
При работе с детьми педагогу-музыканту необходимо учитывать данные сложности, возникающие в различных семьях, и опираться на слова известного отечественного педагога И.П. Подласого: «При хорошо организованной совместной деятельности школа и семья становятся действительными партнерами в воспитании детей, где каждый имеет вполне определенные задачи и выполняет свою часть работы». Отношение ребенка и семьи к музыкальным занятиям, зачастую, осложнены специфическими особенностями музыкальной школы, которые заключаются в том, что обучение музыкальному искусству подразумевает регулярную выработку определенного навыка (в игре на инструменте, сольфеджио, вокале и т.д.). Этот факт приводит к возникновению проблемы систематического выполнения домашнего задания, формирующего данный навык. К сожалению, многие родители, не понимая специфику обучения музыкальному искусству, относятся к музыкальной школе поверхностно, как «к кружку» или «секции», где ребенок проводит свое свободное время, но при этом не затрачивает усилий в домашней работе.
Однако исследователи музыкальной педагогики и психологии выдвигают целый ряд аргументов в пользу обучения музыке. В том числе положительные аспекты, формирующиеся в процессе занятий в музыкальной школе, выделяет доктор искусствоведения и психологических наук Д.К. Кирнарская:
1. Музыкальные занятия воспитывают волю и дисциплину ребенка: заниматься на инструменте надо постоянно, регулярно и без перерывов. Систематичность занятий на инструменте воспитывает характер, упорство, выдержку ребенка.
2. Занимаясь музыкой, ребенок развивает математические способности. Он пространственно мыслит, попадая на нужные клавиши (лады, кнопки и т.п.); манипулирует абстрактными звуковыми фигурами, запоминая нотный текст.
3. Играющие и поющие дети лучше говорят и пишут, легче запоминают иностранные слова, быстрее усваивают грамматику. Фразы и предложения, запятые и точки, вопросы и восклицания есть и в музыке, и в речи человека.
4. Музыкальное образование помогает ребенку в понимании компьютера. Музыка структурна и иерархична: крупные произведения распадаются на менее крупные части, которые в свою очередь делятся на небольшие темы и фрагменты, состоящие из мелких фраз и мотивов. Стихийное понимание музыкальной иерархии облегчает понимание компьютера, тоже сплошь иерархичного и структурного.
5. Музыкальные занятия развивают навыки общения (коммуникативные навыки). Играя, ребенку-исполнителю приходится перевоплотиться и донести до публики характер, манеру чувствовать, голос и жесты великих композиторов.
6. Занятия музыкой приучают «включаться по команде». В музыкальной школе нельзя перенести на завтра или на неделю зачет по гаммам или классный концерт. Положение артиста на сцене приучает к максимальной готовности «по заказу», и ребенок с таким опытом не «завалит» серьезный экзамен, интервью при приеме на работу и ответственный доклад. Музыкальные занятия в детстве – это максимальная выдержка и артистизм на всю жизнь.
7. Музыкальные занятия воспитывают маленьких «цезарей», умеющих делать много дел сразу. Музыка помогает ориентироваться в нескольких одновременных процессах: так, читающий с листа пианист, сразу делает несколько дел – помнит о прошлом, смотрит в будущее и контролирует настоящее. Музыка течет в своем темпе, и читающий с листа не может прерваться, отдохнуть и перевести дух. Музыка приучает мыслить и жить в нескольких направлениях.
Учитывая данные положительные аспекты, многие семьи привлекают своих детей к обучению в музыкальной школе. С точки зрения реализации музыкально-образовательной стратегии с задействованием потенциала учреждения дополнительного музыкального образования со стороны семьи предполагается адекватная диагностика задатков ребенка, способностей, возможностей, личностных особенностей, интерес к осмыслению ближайших и отдаленных перспектив получения ребенком музыкального образования, определения уровня притязаний, выбор музыкально-образовательного учреждения. Кроме того, на этапе первоначального погружения в систематические музыкальные занятия ребенку нужна помощь в установлении контакта с педагогом, в освоение нового распорядка дня, включающего в себя выполнение домашних заданий, нужна поддержка при первых успехах и неудачах, наблюдение за психологическим и физическим состоянием ребенка, предупреждений ситуаций эмоционального дискомфорта.
В данной статье автор, опираясь на теоретический материал в области музыкальной педагогики и взаимодействия семьи ребенка, а также на практический опыт преподавания в музыкальной школе, предлагает ряд рекомендаций, направленных на совершенствование музыкально-педагогического процесса и установления тесного сотрудничества между педагогом, ребенком и его семьей:
1. Помощь в выполнении домашнего задания. На первоначальном этапе обучения детей в музыкальной школе родителям необходимо разъяснить, что ребенку потребуется их помощь в организации и выполнении домашнего задания. Поскольку музыкально-учебная деятельность становится для ребенка новым видом деятельности, ему могут быть сложны или непонятны некоторые из задач педагога, либо он может забыть то, о чем говорилось на занятии. В этом случае присутствие родителей (бабушек, дедушек) на уроке просто необходимо ребенку. Кроме того, нужно разъяснить, что данный этап может продолжаться недолго (в зависимости от усидчивости ребенка, его
целеустремленности, развития волевой сферы и других факторов), но он чрезвычайно важен, и если упустить данный момент, то в дальнейшем обучении могут возникнуть проблемы.
Задача педагога - пояснить систему выполнения домашнего задания. Она заключается в формировании правильных исполнительских движений, которые невозможны без многократной, систематической, каждодневной выработки навыка. Только в этом случае можно говорить об успешном овладении инструментом, на котором ребенок играет. Здесь уместно ввести понятие «требование» со стороны родителей, которое в современной педагогике трактуется достаточно широко: кроме словесного распоряжения, оно включает регламент детской жизни, ее организацию
2. Приобщение ребенка к концертной деятельности. С целью достижения результативности музыкального воспитания детей, необходимо разнообразить семейные формы музыкального образования. К этим формам относятся: посещение музыкальных театров (оперного, музыкальной комедии и т.п.), концертных программ филармонии, консерватории и других концертных площадок города. В этих условиях успешнее закрепляются знания, полученные на музыкальных занятиях. Кроме того, родители ни в коем случае не должны быть безразличны к концертам, проводимым в музыкальной школе, особенно, в которых принимает участие ребенок. Такие концерты полезны как с музыкально-просветительской точки зрения (чаще всего они носят тематический характер),так и с мотивационно–конкурирующей (в таких концертах выступают одноклассники и сверстники ребенка, поэтому родитель может адекватно оценить уровень исполнения своего ребенка и сравнить с другими ребятами, а ребенок будет мотивирован на успех и дальнейшее развитие, видя заинтересованность родителей). По возможности, семье ребенка необходимо посещать мероприятия, организуемые в классе специального инструмента. Ребенок будет рад видеть заинтересованность семьи по отношению к делу, которым он занимается. В этом же пункте стоит упомянуть родительские собрания, где представляется методика обучения детей, план работы, намечается перспектива деятельности, тематические консультации, научно-методические семинары, музыкально-педагогические практикумы по организации и проведению семейных музыкальных праздников и вечеров, созданию домашней фонотеки, видеотеки по музыке и т.д.
3. Присутствие на уроке родителей или членов семьи. Такой аспект семейного сопровождения может иметь две точки зрения. С одной стороны, для некоторых детей он необходим. Такие учащиеся, чаще всего дошкольного или младшего школьного возраста, просто не могут запомнить и воспроизвести задания педагога, которые были продемонстрированы на уроке в виду малого объема памяти, недостаточной концентрации внимания, сложности восприятия материала и других физиологических факторов. В этом случае родители выступают для ребенка первоочередными помощниками, которые смогут объяснить как выполнять домашнюю работу, составленную совместно с педагогом, проконтролировать результативность и эффективность ее выполнения. Однако на практике встречаются высокореактивные, гипервозбудимые дети, внимание которых может рассеиваться на уроке и быть направлено не на педагога и музыкальный материал, а на реакцию родителя, паясничество, излишнюю капризность, и превращают урок в театральное представление. Поэтому, педагогу необходимо учитывать обе стороны данного аспекта и через наблюдения подобрать необходимый вариант присутствия или отсутствия членов семьи на уроке.
4. Открытые уроки. Исходя из предыдущего аспекта, можно предложить родителям, не присутствующим на уроке, прийти на открытый урок, на котором будет
Автор: Таманьян Юлия Эрнстовна
Таманьян Юлия Эрнстовна