Главная / Старшие классы / ОБЖ

Использование литературного наследия, народной педагогики и народной медицины обско- угорских народов в преподавании школьного курса ОБЖ …Ханты также верили, что за кражу мог наказать дух той территории, на которой произошла кража. Если хант украл

Использование литературного наследия, народной педагогики и народной медицины обско- угорских народов в преподавании школьного курса ОБЖ

Ермолаев А.В.

Муниципальная общеобразовательная школа- интернат

«Ляминская средняя общеобразовательная школа- интернат»

п. Лямина, Сургутский район, Тюменская область, ХМАО- ЮГРА, Российская Федерация.

Обеспечение личной безопасности и сохранения своего здоровья является одной из важнейших сторон жизнедеятельности человека. В современном обществе с развитием цивилизации к естественным, природным опасностям постоянно добавляются опасности техногенного характера, которые на современном этапе приняли угрожающую форму как для всего человечества, так и для населения нашей страны. Так, в Российской Федерации от социальных, техногенных, природных и иных опасностей погибают более 300 тысяч человек, 100 тысяч человек становятся инвалидами, миллионы теряют здоровье, подвергаются насилию и т.д.

В этих условиях одна из главных задач школы видится в том, чтобы дать учащимся специальные знания, умения и навыки выживания в различных жизненных ситуациях, адекватно вести себя в условиях острых социальных, социально- политических конфликтах. С этой целью и введен в школьный курс учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности».

Одним из дидактических принципов в обучении является принцип связи теории обучения с жизнью. Литературное наследие обско- угорских писателей, народная педагогика и народная медицина малых народов Севера являются неоценимым помощником в преподавании курса ОБЖ., предоставляя дидактический материал по вопросам:

- семейного, нравственного, физического, экологического, трудового, правового воспитания в народной педагогике малых народов Севера

- традиционной системы питания малых народов Севера

- быта в народной педагогике малых народов Севера

- народной медицины малых народов Севера

Мною этнокомпонент введен по следующим темам уроков:

5 класс:

«Дом, в котором мы живем»

«Пожар»

«Морской и речной транспорт»

«Различные виды ранений и их причины»

«Оказание первой медицинской помощи пострадавшим при некоторых видах повреждений»

«Движение и здоровье»

«Физическое и нравственное взросление человека»

6 класс:

«Факторы выживания в природных условиях»

«Влияние характера на поступки в условиях выживания»

«Правила безопасного поведения на природе»

«Сооружение временного жилища»

«Способы добывания огня»

«Определение направления выхода»

«Обеспечение питанием и водой»

«Поиск и приготовление пищи»

«Отморожение и охлаждение организма»

«Значение питания для детей и подростков»

«Что такое подростковый возраст. Изменение поведения в подростковом возрасте. Отношение с родителями»

«Средства оказания первой медицинской помощи.Укусы насекомых. Укусы змей»

7 класс:

«Человек и стихия. Характер и темперамент»

«Влюбленность и эротика»

«Опасности аварий и катастроф»

8 класс:

«Состояние природной среды и жизнедеятельность человека»

«Изменение состояния гидросферы»

«Занятия физкультурой и спортом. Закаливание организма»

«Правила использования факторов окружающей среды для закаливания организма»

«Признаки беременности. Рождение ребенка и уход за ним»

9 класс:

«Здоровый образ жизни - путь к достижению высокого уровня здоровья»

«Гигиена одежды, жилища, индивидуального строительства»

«Управление чувствами и эмоциями»

«Употребление табака и его влияние на здоровье»

«Алкоголь, его влияние на организм»

10 класс:

«Правила поведения в условиях вынужденной автономии в природных условиях»

«Здоровый образ жизни и его составляющие»

«Значение двигательной активности и физической культуры для здоровья человека»

«Вредные привычки, их влияние на здоровье»

«Профилактика вредных привычек»

«Патриотизм и верность воинскому долгу- качества защитника Отечества»

«Снаряжение туриста»

«Организация бивака»

«Сущность ориентирования»

«Обеспечение безопасности в походе»

11 класс:

«Нравственность и здоровье. Формирование правильного взаимоотношения полов»

«Военнослужащий- патриот, с честью и достоинством несущий звание защитника Отечества»

Опора на художественную литературу, народную педагогику и народную медицину обско- угорских народов в преподавании курса ОБЖ содействует более эмоциональному восприятию учебного материала, помогает создать запоминающиеся образы.

Например, на уроке «Загрязнение почвы» (5 класс) знакомятся со следующими сведениями:

«Самым большим добром, нравственно благородным поступком считается чистка дороги от палок, гвоздей, металлолома, камней, и при этом от души желать благополучия всему движущемуся по этому пути».

А.Б. Григорян, У.Н. Зуева. Основы формирования нравственного облика подростков на традициях народной педагогики. Х.- М., ГуиПП, Полиграфист, 2002 с. 41

На уроке «Пожар» (5 класс):

«Особое отношение было к огню, его почитали, перед ним преклонялись. Оно (отношение) было и мерилом нравственного здоровья семьи. Члены семьи общались с огнем, его оберегали. Народный обычай запрещал плевать на огонь, огню приписывались целебные и очистительные свойства и т.п. За свое непочтительное отношение к огню человек мог быть наказан пожаром».

М.А. Лапина. Этика и этикет хантов. Изд. Томского ун., Т., 1998, с. 27

На уроке «Сооружение временного жилища» (6 класс):

«Одна из ярких особенностей традиционной культуры хантов – большое разнообразие типов жилищ. Один из них были постоянными, а другие временными, разборными. Для ночлега в пути сооружали временный навес или заслон у костра, а зимой выкапывали снежную яму. Каркасные постройки из жердей и покрытием из бересты имели форму шалаша с крышей, полусферическую, полуконическую и наиболее распространенную – коническую – чум. Его покрывали не только берестой, но и шкурами. К стационарным неразборным жилищам относятся землянки и надземные постройки из бревен и досок.

Срубные постройки различались по конструкции крыши: плоской, односкатной, двускатной. Во временных постройках очагом служил костер, а в стационарных – очаг – чувал, сделанный из обмазанных глиной бревен и напоминающий камин.

Во временных постройках спальные места настилали циновки и шкуры. Полог из ткани изолировал семью и, кроме того, защищал от холода и комаров».

Мифология хантов. Изд. Томского ун., Т., 2000, с. 15

На уроке «Состояние природной среды и жизнедеятельность человека» (8 класс):

«Доброта у хантов и манси естественна и связана с экологической культурой. Человечность природосообразна и как бы вырастает из любви ко всему живому в природе.

«Первым подбежал Юван, поцеловал олененка в мордочку, потом погладил по короткой шерстке, прикоснулся к уху и шее, затем потрогал крохотные копытца. После подошла Анисья, улыбнулась, чмокнула его, провела рукой по теплому боку, пожелала нараспев: «Рас-ти боль-шой!» Демьян наклонился к мордочке олененка и исполнил обряд приветствия: «Ну, здравствуй, - сказал он и тоже чмокнул олененка в нос. – Хорошо расти!»

(Айпин Еремей. Ханты или Звезда Утренней Зари. М., 1987, с. 78). .

Бесспорный этнопедагогический интерес представляет повесть Еремея Айпина «Я слушаю Землю», которая не только насыщена различными элементами традиционной культуры воспитания – в ней описываются и оригинальные воспитательные приемы, методы и средства народной педагогики.

«Тогда мне еще неведома была боль природы. Позже я понял, что корень всех корней жизни находится в земле. Корень дерева, само дерево, плоды дерева, жучки-паучки, звери и птицы, человек… Все взаимосвязано, все держится на одном корне, и корень этот уходит в Землю. И поранивший землю поранит и корень всех корней. И замахнувшийся на корень прежде всего замахивается на себя и на человечество.

Когда мама случайно острием топора задевала землю, она быстро равняла порез, закрывала его щепками и хвоей. Я вспомнил, что так делал и отец, если его топор нечаянно соскальзывал с дерева. И я спросил маму, что все это значит.

- Это рана на теле Земли, - сказала мама. – Ни в коем случае нельзя оставлять раны на теле Земли. Больно ей!..

Я вспомнил слова матери о том, что у всего живого есть душа. Есть душа у человека. Есть душа у дерева, у травиночки, у цветка. А все, у кого есть душа, чувствуют боль. И у Земли есть душа, наверное…

Все люди – народы, все звери и птицы, деревья и трава на Земле живут. Всем дает жизнь священная Земля… Не станет земли – не станет жизни…

Вот поэтому и нужно помнить о Ней до последнего мгновения…»

А.Б. Григорян, У.Н. Зуева. Основы формирования нравственного облика подростков на традициях народной педагогики. Х.- М., ГуиПП, Полиграфист, 2002, с. 47

На уроке «Правила использования окружающей среды для закаливания организма» (9 класс):

«Особый интерес представляет народный опыт хантов в закалива­нии только что родившихся детей. Новорожденного сразу обтирали холодной водой, а зимой - прямо снегом, иногда даже погружали в снег. Ребенка с первых минут жизни приобщали к суровым услови­ям Севера, пробуждая в нем жизненные силы для сопротивления. Е. А. Покровский, изучавший физическое воспитание у разных на­родов России, так пишет об этом: «Остяки, самоеды, вогулы погру­жают детей после рождения зимой в снег, а летом катают по утрен­ней и вечерней росистой траве, при этом приговаривая: "Учись терпеть стужу и лужу..."» [1884. С. 98]. Затем ребенка заворачивали в заячьи шкурки, опоясывая ремешками, чтобы он не раскрывался, и клали в берестяную зыбку».

В.И.Прокопенко. Этнопедагогика народа ханты. Физическое воспитание и игры. Екатеринбург, 2005. Стр.51- 54

На уроке «Занятия физкультурой и спортом» (9 класс):

«Жителям Севера нужна была также ловкость и быстрота реак­ции. Об одном герое сказки «Тута и Эруля» говорится: «Эруля пе­репрыгнул, как белка, на другое дерево и опять сидит. Так он спа­сался от смерти шесть раз» [Северные сказки, 1936. С. 170]. В сказке «Пюнекэсе» уже упомянутый герой Пальна демонстрирует ловкость и моментальную реакцию, успевая отскочить от стрел, пущенных в него. Пальна был вертким и быстрым, «как стриж» [Северные сказ­ки, 1936. С. 100].

В фольклоре остяков часто упоминается эта феноменальная спо­собность героев - увертываться от пущенных в них стрел. Умение это для остяцких богатырей было обычным. В легендах описывается даже такая способность: остяцкий богатырь «отшибал веслом» стрелы, ко­торые пускали в него самоедские дети [Садовников, 1912. С. 3]. Как это умение приобреталось богатырями, в легендах не говорится. От­вет на этот вопрос дают ученые. По сведениям И. Н. Гемуева, А. И. Соловьева [1989. С. 112], умение защищаться от стрел у многих народов Севера вырабатывалось с помощью специальных упраж­нений. Обычно подростка ставили на открытое место и стреляли в него из лука тупыми стрелами. Сначала стрелы пускали тихонько, потом, по мере того как подросток все более ловко увертывался, стре­лы пускались с большей силой.»

В.И.Прокопенко. Этнопедагогика народа ханты. Физическое воспитание и игры. Екатеринбург, 2005. Стр.23-25

На уроке «Гигиена питания» (9 класс):

«Основной пищей хантам служили рыба и мясо. Рыбу ели сырой (свежепойманную и мороженую), вареной и жарено-сушеной или вяленой. Из внутренностей вытапливали рыбий жир, который затем употребляли с разными продуктами: рыбой, ягодами, мучными изделиями. Основным источников мяса были крупные звери – лось и дикий олень. Домашнего оленя забивали на мясо только владельцы больших стад. Почки, печень, костный мозг, глаза, уши, губы, а иногда и мясо ели сырыми, но обычно мясо варили. Боровую и водоплавающую дичь ели в вареном виде или вялили или коптили. Из дикорастущих потребляли, главным образом, ягоды, собирали и некоторые растения.

Грибы считались «нечистыми», их не ели. Глубокие корни имеет у хантов традиция приготовления некоторых блюд из муки и круп, но хлеб стал широко употребляться только в недавнее время. Напитками служили вода, отвар чаги, и другие растительные отвары.» Мифология хантов. Изд. Томского ун-та, Т., 2000, с. 16

На уроке «Понятие преступления. Виды и категории преступлений» (9 класс):

«Доверие – норма жизни хантов. Они не запирали на замки свои избушки, орудия промысла. Люди боялись воровать, так как они знали, что об этом все равно узнают, и этот позор ляжет не только на самого вора, но и на весь род его. Так, ханты давали ворам клички, и это клеймо переходило по наследству, из рода в род. По сообщениям информаторов, воровство наказывалось по нормам обычного права. Тот, у кого пропали предметы, проводил обряд гадания. Для этого брали волчью лапу, обдирали ее, оставляя на ней лишь кости с сухожилиями и опускал эту лапу в воду с быстрым течением. При этом произносилось заклинание. Люди об этом знали, поэтому внимательно наблюдали друг за другом. Если замечали, что у кого-то начинали дергаться пальцы рук, то этого человека и называл вором. Если укравший приходил с повинной, то его лечили от этого недуга. Иногда лапу волка держали над огнем, тогда у виновного скрючивало пальцы. Ханты знали о таких наказаниях, поэтому старались избегать воровства…

…Ханты также верили, что за кражу мог наказать дух той территории, на которой произошла кража. Если хант украл оленя, у него могли пропасть все олени. Если Хант украл лодку, у него могла утонуть семья.» М.А. Лапина. Этика и этикет хантов. Изд. Томского ун-та , Т., 1998, с. 31- 32

Большинство учащихся Ляминской школы- интерната по национальности ханты, поэтому взаимосвязь основ безопасности жизнедеятельности с моральными, этическими, культурными традициями обско- угорских народов неизменно вызывает интерес как у детей- ханты, так и детей других национальностей, формирует у них чувство толерантности.

Синтез применяемых мною на уроках и внеклассных занятиях по ОБЖ методов обучения (опора на жизненный опыт детей- ханты, которые в большинстве своем значительно раньше своих сверстников иных национальностей начинают заниматься хозяйственно- практической деятельностью и, следовательно, имеют больший жизненный опыт; знакомство учащихся с многовековыми традициями, устоями жизни ханты, которые являются составляющими народной педагогики; сочетание теории и практики при проведении учебных и внеклассных занятий, на которых учащиеся не просто репродуцируют свои умения и навыки, но и развивают их) способствуют значительному развитию учебной мотивации у учащихся при изучении курса ОБЖ. Я считаю, что в ХМАО необходимо подготовить и издать сборник учебных хрестоматий с учетом этнокомпонента по различным учебным дисциплинам: истории, географии, литературе, биологии, зоологии и т.д.


Автор: Ермолаев Алексей Владимирович
Похожие материалы
Тип Название материала Автор Опубликован
разное Использование литературного наследия, народной педагогики и народной медицины обско- угорских народов в преподавании школьного курса ОБЖ …Ханты также верили, что за кражу мог наказать дух той территории, на которой произошла кража. Если хант украл Ермолаев Алексей Владимирович 20 Мар 2015
разное Учебная хрестоматия по школьному курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» «Использование опыта народной педагогики и народной медицины малых народов Севера на уроках ОБЖ в средней общеобразовательной школе» Ермолаев Алексей Владимирович 20 Мар 2015
документ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА На тему: «Отражение национального характера в пословицах и поговорках обско – угорских народов» Спиридонова Нина Михайловна 6 Июн 2015
документ Использование методов народной педагогики в процессе обучения школьников на уроках литературы Фуранина Наталья Ивановна 31 Мар 2015
документ Использование народной педагогики в системе музыкального воспитания дошкольников Грицышина Наталья Васильевна 31 Мар 2015
Статья: Использование потенциала народной педагогики в воспитании детей раннего возраста Кузьмина Ильина Александровна 19 Фев 2017
документ Знакомство дошкольников с традициями обско-угорских народов Раздобыдина Елена Николаевна 31 Мар 2015
разное Использование филателии в преподавании курса «Основы безопасности жизнедеятельности» Ермолаев Алексей Владимирович 20 Мар 2015
документ РЕЦЕПТЫ НАРОДНОЙ МЕДИЦИНЫ Швабауэр Ирина Алексеевна 31 Мар 2015
презентация Использование вербальных средств народной педагогики в развитии речи детей младшего дошкольного возраста КОРНИЛОВА НАТАЛЬЯ АЛЕКСЕЕВНА 30 Мар 2015
документ " Использование лучших традиций народной педагогики в процессе духовно-нравственного воспитания дошкольников" Фомичева Наталья Валерьевна 31 Мар 2015
документ "Использование лучших традиций народной педагогики в процессе духовно-нравственного воспитания дошкольников" Фомичева Наталья Валерьевна 24 Апр 2015
документ Использование народной педагогики в системе музыкального воспитания дошкольников Васина Анжела Владимировна 15 Дек 2015
документ Доклад «Использование традиций народной педагогики в воспитании детей» Маадыр Зоя Бичииевна 22 Фев 2016
документ Доклад "Развивающие функции декоративно-прикладного искусства обско-угорских народов» Алексеева Ольга Витальевна 14 Сен 2015
документ Презентация "Берестяная посуда обско- угорских народов", 5 класс Рахамимова Светлана Евгеньевна 11 Апр 2016
документ Использование новых технологий в преподавании ОБЖ и физической культуры. Иванюта Геннадий Борисович 20 Мар 2015
документ Проект программы гражданского и духовного воспитания на основе народной педагогики «Я – гражданин своей Республики» Терешкина Валентина Дмитриевна 15 Окт 2015
документ Роль родного языка, народной педагогики и этнических традиций в воспитании подрастающего поколения. Шарафисламова Залифа Муратовна 20 Мар 2015
документ Духовные основы народной педагогики на примере уроков музыки в общеобразовательной школе. Зенина Светлана Олеговна 20 Мар 2015
документ Средства народной педагогики и возможности их использования в системе дошкольного образования: сказки, пословицы. Нечаева Анна Олеговна 8 Апр 2015
документ Воспитание младших школьников на традициях народной педагогики Гончарова Татьяна Викторовна 1 Апр 2015
документ Роль народной педагогики в духовно- нравственном воспитании детей. Галиева Фирая Ахметовна 1 Апр 2015
документ Роль народной педагогики в духовно- нравственном воспитании детей. Галиева Фирая Ахметовна 6 Дек 2015
презентация, документ презентация "Мы за здоровый образ жизни" Сообщение. Почему у птиц нет зубов? Слайд №15. Завершить урок хочу такими словами «Полет парящей птицы, Что может быть прекрасней?Любовь той птицы к высоте, Да и свободы дух ее манящий&raq Л.Н.Бейч 18 Янв 2016
документ Статья "Использование компьютерных технологий в преподавании школьного курса географии" Лисютина Галина Николаевна 1 Апр 2015
документ Использование национально-регионального компонента в преподавании школьного курса химии. Латфуллина Резеда Нурахметовна 4 Апр 2015
разное Использование традиционной народной тряпичной куклы в системе общего и дополнительного образования Тюкаева Татьяна Вячеславовна 17 Июн 2015
документ Интеграция педагогики и медицины в работе с детьми с нарушением зрения Татьяна Анатольевна Грищенко 4 Апр 2015
документ Художественное развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста в процессе приобщения к народной культуре через коллективные формы творчества Алексеева Галина Александровна 9 Дек 2015
документ "И пусть в свой час подводит жизнь итог, я всё сказал и сделал всё, что мог" Темирова Фаризат Хамидовна 20 Мар 2015
документ "За человека он мог кинуться в огонь и в воду" К юбилею В.М.Шукшина Козлова Людмила Михайловна 23 Сен 2015
презентация, документ «Поэтический образ птицы в народном творчестве» бинарный урок факультативного курса народной культуры и ИЗО Громова Елена Вячеславовна 21 Мар 2015
документ Программа элективного курса по истории на тему: «Развитие военно-полевой медицины в Древнем Риме» Косынкина Жанна Валерьевна 6 Апр 2015
документ Конспект игры-занятия по сенсорному воспитанию детей раннего возраста с использованием средств народной педагогики «Курочка и цыплятки» Невежина Татьяна Юрьевна 1 Апр 2015
документ Формирование и развитие у детей патриотических чувств посредсвам народной педагогики. Аниса Тимергалиевна Зиннатова 20 Ноя 2015
документ Конспект игры-занятия по сенсорному воспитанию детей раннего возраста с использованием средств народной педагогики «Курочка и цыплятки» Чепель Ольга Викторовна 21 Янв 2016
документ Общешкольное мероприятие , посвящённое событиям в горячих точках:Афганистане и Чечне "Солдатский долг исполнен ими свято!",а также памяти жертв терактов на территории России и бывших союзных республик Бердник Галина Ивановна 1 Апр 2015
документ Выступление на тему: «Использование народной игрушки в различных видах деятельности дошкольников» Малова Анастасия Владимировна 31 Мар 2015
разное Конспект занятия по математике в средней группе, по сюжету русской народной сказки «Маша и медведь». Использование презентации в Noteвook Шаманова Елена Валентиновна 31 Мар 2015