Здоровьесберегающие технологии на уроках музыки
Кутырева Валентина Александровна - учитель музыки
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №523, г.Санкт-Петербург»
Здоровьесберегающие технологии
В Федеральной программе развития образования в качестве ведущих выделяются задачи сохранения здоровья, оптимизации учебного процесса, разработки здоровьесберегающих технологий обучения и формирования ценности здоровья и здорового образа жизни.
В настоящее время здоровье подрастающего поколения стало глобальной проблемой. По данным НИИ педиатрии :
14% детей практически здоровы;
50% детей имеют отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата;
35-40% детей страдают хроническими заболеваниями.
"Забота о человеческом здоровье, тем более здоровье ребенка - … это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества». В.А. Сухомлинский.
«Здоровьеформирующие образовательные технологии», по определению Н.К. Смирнова, - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.
«Здоровьесберегающие технологии в образовании» – способ организации и последовательных действий в ходе учебно-воспитательного процесса, реализации образовательных программ на основе всестороннего учета индивидуального здоровья обучающихся, особенностей их возрастного, психофизического, духовно-нравственного состояния и развития, сохранение и укрепление здоровья.
Поскольку человек – существо духовное и возвышается над природой, поскольку отношения равновесия между ним и окружающим миром являются не только данными от природы, но и в каждый момент заново строится с участием человеческого сознания, то прежде, чем человек вступит в отношения с окружающим миром, он должен думать о том, что с каждым днём всё острее становится проблема его выживания.
Здоровьесберегающие технологии направлены на сохранение здоровья ребёнка. Ребёнок – явление в этой жизни, а не случайность. Он рождается потому, что должен был родиться. Он несёт в себе жизненную задачу, которой он должен служить. Но эта миссия не состоится, если не будет сопровождаться помощью, оберегом, содействием.
Взрослый «лепит» своими словами и мыслью психику ребёнка, что в свою очередь отражается на физическом уровне, влияет на детскую биологию. Поэтому следует иметь в виду, что деятельность взрослого по своей сути обеспечивает для ребёнка безвредные условия.
Искусство преподавания приобретается в процессе практики и многолетнего творческого труда. Но нельзя забывать, что всякое искусство индивидуально, поэтому массовое внедрение какой-либо методики может произвести губительное действие на детей, поэтому необходимо найти конкретные методы работы с конкретными детьми, т.е. найти ключ к пониманию ребенка в данной ситуации, позволяющий найти «замок» его резервных возможностей.
Быть здоровым – это естественное стремление человека. Здоровье означает не просто отсутствие болезней, но и психическое, и социальное благополучие.
Здоровьесберегащие технологии – это прежде всего учебный процесс, прогнозируемый результат которого – здоровье, безвредность и сохранённое достоинство ребенка.
Сегодня известно, что люди обладают разной стратегией здоровья. И не все дети могут выдержать психические и физические нагрузки учебного процесса. Например, дети «спринтерской» конституции могут выдержать большую нагрузку и выйти на её компенсацию. Это могут быть многократные психические и физические нагрузки. Но после выхода на вершину «спринтер» должен отдыхать, а если этого не последует, то ребёнок сломается и будет работать в дальнейшем с большим напряжением сил. Возрастает количество детей с девиантным поведением¸ хронических больных. Психические напряжения проявляются в агрессии или полному равнодушию ко всему происходящему.
Но есть и другие дети – со «стайерской» конституцией. На большой экологический, бактериальный и психологический прессинг ребенок такой конституции ответить не может, но он может долго выдерживать среднюю нагрузку, потому что у него идут одновременно анаболические процессы.
Для определения «спринтерской» и «стайерской» конституции есть соответствующие тесты.
Ни ребенок, ни родители, ни учителя часто не понимают, что необходимо снизить нагрузку. Если этого нет, то результат практически незамедлителен – происходит постепенное разрушение психики и физиологии. И этот процесс особенно обостряется в неблагополучной экологической среде.
У «стайеров» и «спринтеров» есть индивидуальные различия. Спринтер чаще всего экстраверт и правша. Стайер – интраверт и левша. Спринтерская психология с трудом выдерживает дискомфорт, она агрессивна и конфликтна.
Задача педагога – не только дать ребёнку определенные знания, но и научить быть здоровым. А для этого необходимо:
- Включить принцип мотивации здоровья
- Основываться на возрастной динамике мотивации здоровья, учитывая для данной цели существующие технологии, в частности М.Лазарева, 1997год (технологии социализации дыхательной потребности посредством наслоения эмоционального компонента в процессе вокально-речевой деятельности)
- Технология оздоровительной деятельности включает дыхательный, психоэмоциональный двигательный тренинг.
«Здоровьесберегающие технологии на уроке музыки».
Вопрос о коррекции здоровья детей очень актуален. Ребёнок не может состояться, как личность, если он не здоров. У него возникают проблемы социальной адаптации. Мы создаём новое генетически нездоровое поколение. Из создавшегося положения возможно найти выход – это использование здоровьесберегающих технологий.
Так как в нашей школе практически нет здоровых детей, я поставила перед собой задачу: формировать физическое здоровье детей через вибрационно-вокальную деятельность и дыхательные упражнения на уроках музыки и в индивидуальной работе.
Давно известно, что пение является одним из лучших дыхательных упражнений (тренируется дыхательная мускулатура, диафрагмальное дыхание, улучшается дренаж бронхов, увеличивается жизненная емкость легких). Известный венгерский композитор З. Кодай в 1929 году писал: «Чудесное средство ритма – дисциплинирование нервов, тренировка гортани и легких. Все это ставит пение рядом с физической культурой. То и другое нужно ежедневно – не в меньшей степени, чем пища».
Свойства голоса выражать чувства и эмоции наилучшим образом проявляются в искусстве пения. Петь в любом случае полезно, даже если нет ни слуха, ни голоса. Научившись выражать свое состояние голосом, человек получает эффективнейшее средство для снятия внутреннего напряжения и для самовыражения.
Одна из основных задач уроков музыки: снимать нервно-психические перегрузки, восстанавливать положительный эмоционально - энергетический тонус учащихся. Задача на уроке музыки – создать условия для сохранения здоровья учащихся, то есть разработать меры по здоровьесбережению, внедрить здоровьесберегающие технологии в образовательный процесс.
Музыка сама по себе благо для ребёнка. Она имеет и мелодию, и ритм, и гармонию, что позволяет ребёнку раскрыться, ощутить гармонию внутри себя и с окружающим миром.
Человек на 80% состоит из воды. Музыка воздействует на него вибрационно и влияет на биохимические процессы, т.е. действует оздоравливающе.
Лечение музыкой - это психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека, где музыка используется как лечебное средство.
Человечеству многие тысячелетия известно о врачующем воздействии музыки. Египетские папирусы рассказывают о том, что жрецы пытались звуками лечить людей. В Древней Греции музыкой и чарующим пением лечили «умопомешанных». Платон видел в ней средство для выработки характера. Пифагор считал, что музыка является универсальным средством гигиены тела и духа. Гомер уверял, что благодаря музыке чума пощадила эллинов, осаждавших Трою.
Уже в те далёкие времена древнегреческие ученые и музыканты пытались создать что-то вроде «звуковой классификации», в основе которой лежали ощущения и реакции, вызываемые музыкой. Она подразделялась на
3 основных лада:
фригийский – страстный, возбуждающий,
лидийский – грустный, тоскливый,
дорийский – строгий, мужественный.
Увлекались МУЗЫКОТЕРАПИЕЙ в ХVIII-ХIХ веках.
Наступил ХХI стремительный век. Перегруженный стрессами человек оказался весьма восприимчивым к неврозам и астении.
И врачи всё больше стали прибегать к методам музыкотерапии. Музыкой лечатся теперь многие заболевания. Подбор музыкального произведения в каждом отдельном случае зависит от индивидуальности больного.
Музыкотерапия – удачное дополнение к другим методам лечения, профилактики и оздоровления.
Кстати сказать, громкая музыка, как правило, угнетает и ухудшает состояние не только больных, но и здоровых.
Мы загрязняем окружающую среду не только отходами промышленности и выхлопными газами, но и музыкальным шумом, по праву именуемым «звуковым мусором».
В России музыкотерапию Минздрав признал официальным методом лечения в 2003 году. Музыкотерапия в мире становится признанной наукой. При Российской Академии Музыки им. Гнесиных создано отделение музыкальной реабилитации. В ряде западных ВУЗов готовят профессиональных докторов, врачующих музыкой. Музыка и искусство врачевания неразрывно связаны друг с другом. Музыка воздействует на определенные мозговые зоны и активизирует работу мозга в целом.
Дыхательный компонент также очень важен для здоровья. Дыхание влияет на осанку. При хорошем дыхании – голова прямая, плечи отведены, спина прямая, живот подтянут. По данным М. Лазарева при правильном дыхании происходит избавление от физических болезней, улучшается пищеварение. Лазарев пишет: «Самое главное - это научиться управлять своим дыханием».
Я использую в своей работе дыхательные упражнения уже более 20-ти лет. А началось всё с освоения свирелей. Дети не справлялись, им не хватало дыхания, сделать вдох носом было для них целой проблемой, а выдыхали резко и судорожно. Научить детей играть на свирели с таким дыханием не представлялось возможным. Я начала искать выход. Подбирала упражнения для обучения правильному физиологическому дыханию. Применяя эти упражнения в сочетании с обучением игре на свирели, пришла к выводу, что дети не только научились дышать правильно (диафрагмальным дыханием), но у них и осанка улучшилась, и ритмический слух, и интонировать они стали чище. А т.к. играть на свирели мы учились в первую очередь левой рукой, дети стали более эмоционально отзывчивыми (левая рука связана с правым полушарием головного мозга, которое отвечает за эмоциональность).
Фрагмент урока музыки ( ЗНАКОМСТВО СО СВИРЕЛЬЮ)
Цель: Познакомить детей с музыкальным инструментом, вызвать желание научиться на нём играть
Задача: Эффективно использовать здоровьесберегающие технологии на уроках музыки
Учитель: Сегодня мы познакомимся вот с таким музыкальным инструментом. Он называется «свирель». С давних пор пастухи и подпаски очаровывали сердца мелодичными напевами своих рожков и свирелей. Помните такую песню:
«Я пойду, пойду, погуляю,
Белую берёзу заломаю!
Срежу я с берёзы три пруточка,
Сделаю из них я три гудочка…»?
Теперь не надо заламывать берёзки. Теперь у нас есть вот такие дудочки. Это свирель. Давайте, внимательно её рассмотрим.
Состоит свирель из мундштука или свистка (снять, посвистеть) и ствола. На стволе есть отверстия. Давайте, посчитаем, сколько их. Правильно, шесть. С другой стороны есть подставочки для больших пальцев.
Для того, чтобы научиться играть на свирели, надо правильно дышать.
Сначала подышим, как паровозики (мелкое очищающее дыхание)
А теперь очень легко подуем на свечку, чтобы пламя не потухло (вдох носом, задержка дыхания, долгий выдох)
Молодцы, все постарались!
Я вам сейчас сыграла песню «Во поле берёза стояла». А вы обратили внимание, что мои пальцы закрывали отверстия на стволе свирели?
Чтобы играть на свирели, нужны сильные и ловкие пальцы.
Очень хорошо. А теперь возьмите свирели и поиграйте на них. Видите, ничего не получается… Чтобы свирель заиграла, надо знать несколько правил:
А теперь, держа свирель правой рукой, возьмите кончик мундштука
зубами и пропойте шёпотом:
Закройте одно отверстие и сыграйте:
Закройте два отверстия:
Закройте три отверстия:
У всех получилось? Давайте, вспомним песенку «Андрей-воробей»,
прохлопаем её.
В конце урока повторить, из каких частей состоит свирель.
Литература:
Автор: Кутырева Валентина Александровна