Главная / Старшие классы / Музыка

Техническое развитие учащихся в классе аккордеона-баяна

Скачать
18.81 КБ, 970878.docx Автор: Лукьянчук Борис Михайлович, 5 Апр 2015

Открытый урок

Тема: «Техническое развитие учащихся в классе аккордеона-баяна»

«Техника – это ещё не искусство. Она всего лишь средство достижения искусства, мост на пути к нему»

И.Гофман

Цель – определение основных принципов и методов работы над развитием и совершенствованием технического мастерства учащихся. Рассмотрение главных технических элементов.

Задачи:

обучающие - отработка двигательно-игровых навыков, взаимодействие всех

частей рук, координация движений;

развивающие - развитие физической выносливости и приспособленности всего двигательного аппарата к использованию звуковых и технических возможностей инструмента;

воспитательные - вызвать интерес к работе над развитием технических возможностей.

Конспект занятия

  • Подготовительный этап
  • Основной этап (рассказ о необходимости важности развития технических навыков)
  • Контрольный этап
  • 1. Подготовительный этап (подготовка аудитории к проведению занятия)

    2. Основной этап: Каждое произведение искусства является воплощением творческого замысла, богатой фантазии художника. В процессе реализации своего замысла автор мобилизует всю творческую волю, всё умение, и чем выше талант и мастерство художника, тем более впечатляющим и значительным предстаёт конечный результат. Не является исключением и музыкально-исполнительское искусство. Но в отличии, скажем, от художника-живописца, который фиксирует свой замысел на полотне и не нуждается в посреднике между собой и зрителем, музыкант-исполнитель интерпретирует замысел композитора. Говоря об этом, мы в первую очередь подразумеваем технику артиста, при помощи которой он воплощает своё звуковое представление музыкального произведения, своё видение (слышание) художественного образа.

    В процессе обучения игре на аккордеоне перед педагогом, наряду с общими воспитательными и музыкально-художественными задачами стоят задачи развития технических навыков учащихся.

    В широком смысле слова техника является материальной стороной исполнительского искусства, важнейшим средством передачи художественного содержания произведения.

    В узком смысле слова технику можно определить, как предельную точность и быстроту пальцевых движений.

    Вся техника аккордеониста может быть подразделена на мелкую (пальцевую) и крупную, а также на технику игры мехом и технику звукоизвлечения, то есть, в сущности, всё, чем занимается учащийся, начиная с прикосновения к клавише, есть техника. К мелкой технике относятся различные гаммаобразные и арпеджированные пассажи, мелизмы, пальцевые репетиции, двойные ноты. К крупной - пальцевые тремоло, октавы, аккорды, скачки, кистевая техника.

    Развитие техники в значительной мере зависит от природных способностей ученика. Но и учащиеся со средними исполнительскими данными могут достичь высокого технического мастерства при условии правильно организованной, систематической работы над различными видами инструктивного материала: гаммами, арпеджио и аккордами, упражнениями и этюдами.

    Гаммы, арпеджио, аккорды являются основными техническими формулами. Систематическая и последовательная работа над этим материалом - необходимое условие выработки основных игровых навыков и умений. Успешная работа над гаммами, арпеджио и аккордами помогает преодолеть многие технические трудности:

    - позволяет лучше сделать выбор рациональной аппликатуры;

    - создаёт мелкую и свободную пальцевую беглость;

    - способствует координации движений обеих рук;

    - плавности ведения меха и смены направления его движения;

    - помогает более точному исполнению различных штрихов и нюансов разнообразными приёмами звукоизвлечения.

    Кроме того, игра гамм, арпеджио и аккордов способствует закреплению теоретических знаний на практике, развивает у учеников чувство лада и метроритма.

    Развитие техники идёт успешно лишь в том случае, если учащиеся при каждом проигрывании гаммы или арпеджио решают определённую музыкальную задачу, контролируют слухом характер звучания, соблюдают динамические оттенки, штрихи, ритм.

    Играть гаммы, арпеджио и аккорды нужно в определённом размере, выдерживая длительности.

    Изучение гаммы предваряется упражнениями с подкладыванием 1-го пальца. К числу наиболее распространённых упражнений относятся такие, в которых вычленяются и по нескольку раз повторяются отрезки гамм, где происходит подкладывание.

    Подкладывание исполняют плавно, без толчков. Для быстрого приобретения навыков с подкладыванием и развитием правильного движения 1-го пальца полезно «беззвучное упражнение»:

    Для этого нужно закрыть застёжку, поставить 2-ой палец на «до#» и 3-ий на «ре#», 4-ый на «фа#», 5-ый на «соль#». Нажать и держать все эти чёрные клавиши, не отпуская клавиши, нажать 1-ым пальцем до, ре, ми, потом до, ре, ми, фа.

    Для правильной постановки пальцев левой руки полезно поиграть гамму «кусочками» по 2, 3 звука.

    Гаммы обычно начинают изучать тогда, когда закреплена постановка руки, кисти, пальцев. Начинают играть в медленном темпе с ровным количеством длительностей на каждое движение меха.

    Арпеджио - разложенные аккорды. Также желательно начинать разучивать с упражнений. На клавиатуру нужно стараться не смотреть для того, чтобы развивалась осязательная ориентация.

    Физическую категорию сложности представляет игра аккордами. Игра аккордами осуществляется с помощью кистевых движений. Пальцы нужно готовить к взятию аккорда заранее, как бы в воздухе. Начинать работу нужно осторожно в умеренном темпе с упражнений.

    Самое удобное исполнение аккордов в быстром темпе – это исполнение кистью с небольшим участием всей руки. При игре аккордами не следует поднимать высоко пальцы над клавиатурой, они должны быть в собранном состоянии. В процессе исполнения аккордовой последовательности необходимо:

    - одновременно снять пальцы с предыдущего аккорда, не оставляя случайных призвуков;

    - подготовить положение пальцев для последующего взятия аккорда;

    - сделать соответствующее перемещение кисти;

    - путём одновременного нажатия пальцев на клавиши взять новый аккорд.

    Аккорды рекомендуется начинать играть со 2-го класса (3-х звучные).

    Большую роль в развитии техники играют этюды. Значение этого жанра заключается в том, что этюды позволяют сосредоточиться на разрешении типичных исполнительских трудностей и что они сочетают специально - технические задачи с задачами музыкальными.

    Тем самым использование этюдов создаёт предпосылки для плодотворной работы над техникой. Включение того или иного этюда в учебную программу может быть обусловлено двумя задачами:

    - освоением и развитием определённого вида техники;

    - подготовкой учащихся к преодолению технических трудностей в художественном произведении.

    В первом случае преследуется цель разностороннего развития ученика. В его программу последовательно включаются этюды на различные виды техники, причём каждый этюд должен быть несколько выше возможностей учащегося, тем самым обеспечивается его постоянный технический рост. Во втором случае нужно брать этюды, содержащие тот вид техники и те элементы движения, которые встречаются в произведении, а так же близки по характеру музыки. По трудности этюды не должны превышать уровень развития учащегося.

    Работу над этюдами нужно вести в определённой последовательности:

    Изучить построение этюда и определить техническую задачу, чтобы иметь ясное представление об объёмах и характере предстоящей работы. Детально разобрать текст, установить аппликатуру;

    Приступить к разучиванию этюда, по частям отрабатывать наиболее трудные места. Эта работа должна начинаться с упражнений, содержащих характерные элементы трудных мест. В этюдах, написанных для развития правой руки, обратить внимание на исполнение аккомпанемента левой рукой и наоборот;

    Одновременно с усвоением текста этюда следить за выполнением фразировки, акцентов, динамики, определить границы движения меха;

    Играть этюд надо в различных темпах, не привыкая к какому- либо одному. Начинать с медленного темпа, постоянно возвращаясь к нему в процессе работы;

    Заучивание текста наизусть должно происходить в ходе усвоения его технических и художественных особенностей.

    В своём докладе хотелось бы отметить ещё раз, что работа над техникой должна проводиться с учеником систематически и целенаправленно. Принимая во внимание индивидуальные особенности учащихся и степень их подготовки, педагог может составить для каждого из них определённую программу работы над техникой.

    3. Контрольный этап(конкурс среди учащихся класса)


    Автор: Лукьянчук Борис Михайлович
    Похожие материалы
    Тип Название материала Автор Опубликован
    документ Техническое развитие учащихся в классе аккордеона-баяна Лукьянчук Борис Михайлович 5 Апр 2015
    документ "Методические рекомендации по обучению в классе баяна/аккордеона" Кашинцева Надежда Михайловна 6 Апр 2015
    документ Методическое сообщение "Техническое развитие учащихся в классе фортепиано" (1991 год) Воронежская Светлана Анатольевна 21 Ноя 2015
    разное Техническое развитие учащихся младших и средних классов в Детской музыкльной школе Лебедева Ирина Валентиновна 20 Мар 2015
    разное Техническое развитие учащихся младших и средних классов в Детской музыкльной школе Лебедева Ирина Валентиновна 20 Мар 2015
    разное Техническое развитие учащихся младших классов в Детской музыкальной школе Лебедева Ирина Валентиновна 20 Мар 2015
    разное Техническое развитие учащихся младших классов в Детской музыкальной школе Лебедева Ирина Валентиновна 20 Мар 2015
    разное Техническое развитие учащихся младших классов в Детской музыкальной школе Лебедева Ирина Валентиновна 20 Мар 2015
    разное Техническое развитие учащихся младших классов в Детской музыкальной школе Лебедева Ирина Валентиновна 20 Мар 2015
    документ «Краткий обзор некоторых нотных изданий и пособий для баяна (аккордеона), изданных в период с 2000 по 2014г.» Горячих Сергей Владимирович 20 Мар 2015
    документ Развитие техники в классе баяна Ковальчук Елена Геннадьевна 21 Мар 2015
    документ ДОКЛАД "Развитие навыков ансамблевого музицирования в классе аккордеона". Колосова Татьяна Эрнстовна 20 Мар 2015
    документ Методическая разработка по теме «Теоретические основы формирования навыков исполнения полифонии у учащихся в классе баяна» Фельдберг Александр Владимирович 21 Мар 2015
    документ Открытый урок на тему: "Формирование и поддерживание интереса к занятиям музыкой в классе аккордеона, через привлечение учащихся к игре в ансамбле". Бидяк Марина Владимировна 20 Мар 2015
    документ Открытый урок на тему: "Формирование и поддерживание интереса к занятиям музыкой в классе аккордеона, через привлечение учащихся к игре в ансамбле". Бидяк Марина Владимировна 21 Мар 2015
    документ Техническое развитие юного пианиста в младших классах ДШИ Руденко Ирина Петровна 21 Мар 2015
    документ Рабочие программы по истории России в 6-9 классах Материально-техническое и информационно-техническое обеспечение программы Материально-техническое и информационно-техническое обеспечение программы Материально-техническое и информационно-техническое обесп Ларюшкина Светлана Николаевна 21 Мар 2015
    документ Методическая разработка «Формирование навыков исполнительства полифонии у учащихся в классе баяна как один из главных стимулов на начальном этапе обучения игре на баяне» Фельдберг Александр Владимирович 21 Мар 2015
    документ Контрольная работа в 9 классе по информатике "Техническое обеспечение информационных технологий" Клопова Елена Викторовна 21 Мар 2015
    документ Методическая разработка: Формирование аппликатурных принципов класса баяна, аккордеона. Щербань Людмила Николаевна 21 Мар 2015
    документ Развитие творческих способностей учащихся на уроках математики в 1 классе. Елена Чеботарь 18 Янв 2016
    документ Методическая разработка "Педагогические задачи на всех этапах разучивания музыкального произведения в классе аккордеона" Зорина Татьяна Вячеславовна 21 Мар 2015
    документ Открытый урок "Формирование музыкально-исполнительских навыков в классе аккордеона" Боева Наталия Алексеевна 18 Сен 2015
    документ Конспект урока «Развитие творческой инициативы на основе национальной музыки в младших классах аккордеона» Метелкина София Игнатьевна 20 Мар 2015
    разное Методические рекомендации "Работа над полифоническими произведениями для обучающихся 2-4 года обучения" (класс баяна, аккордеона) 2014г. Биткова Лидия Караматовна 20 Мар 2015
    документ Разработка внеклассного мероприятия, посвящённого Всероссийскому Дню баяна и аккордеона «Музыкальный сюрприз» Лебедева Людмила Григорьевна 20 Мар 2015
    документ Методическая разработка "Развитие музыкального слуха учащихся ДМШ в работе над полифонией в фортепианном классе" Дегтярева Ольга Анатольевна 21 Мар 2015
    документ План-конспект учебно-тренировочного занятия по баскетболу в 7 классе Тема: Развитие физических качеств учащихся в круговой тренировке. Мельникова Людмила Юрьевна 21 Мар 2015
    документ методическая работа" Работа над полифонией в классе баяна" Букина Светлана Валентиновна 21 Мар 2015
    документ «Работа над музыкальным произведением на начальном этапе обучения в классе баяна» Лемехова Ирина Витальевна 4 Мая 2015
    Особенности работы с детьми дошкольного возраста в классе баяна. Часть первая. 30 Ноя 2018
    Особенности работы с детьми дошкольного возраста в классе баяна. Часть первая. Ольга Милиевна Попова 30 Ноя 2018
    Особенности работы с детьми дошкольного возраста в классе баяна. Часть вторая. Ольга Милиевна Попова 30 Ноя 2018
    документ Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы в 5 классе. Масленникова Татьяна Геннадьевна 20 Мар 2015
    документ Развитие креативных способностей учащихся на начальном этапе обучения в классе общего фортепиано Газенко Валентина Васильевна 20 Мар 2015
    документ Развитие речи учащихся на уроках математики в специальном (коррекционном) классе VIII вида Колычева Ирина Алексеевна 30 Мар 2015
    документ ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА В 1 КЛАССЕ «Развитие двигательных способностей учащихся посредством народных игр». Пескова Ирина Александровна 30 Мар 2015
    документ Формирование и развитие речи учащихся с ЗПР в первом классе. Романова Татьяна Владимировна 30 Мар 2015
    документ Развитие логического мышления учащихся на основе работы с таблицами на уроке русского языка в 7 классе Чудина Ирина Владимировна 31 Мар 2015
    документ Развитие речи учащихся в специальном (коррекционном) классе VII вида Обруч Елена Петровна 1 Апр 2015