Содружество учителя логопеда и музыкального руководителя.
Содружество учителя логопеда и музыкального руководителя.
При коррекции сложных речевых расстройств предполагается использование комплексного метода. Логопед устраняет нарушения речи у детей в содружестве с невропатологом, физиотерапевтом, дефектологом, психологом. Хотелось бы в эту цепочку добавить ещё одно звено. Это взаимодействие логопеда и музыкального руководителя. Опираясь на опыт совместных занятий, можно сказать, что такая интеграция привносит в коррекционный процесс положительный эмоциональный настрой, дополнительный интерес. Задания, требующие многократного повторения, выполняются без напряжения.
С точки зрения решения коррекционных задач совместные занятия дают широкий простор для деятельности.
Мы выбрали комплекс занятий по восприятию, воспроизведению и дифференциации неречевых звуков. Развивая биологический слух и музыкальный, мы готовим базу для формирования фонематических функций. Такого рода занятия проводятся поэтапно. На первом этапе дети учатся слушать звуки, идентифицировать их. На втором этапе -воспроизводить, а на третьем- дифференцировать.
Обширное поле деятельности возможно при использовании этим содружеством логоритмики. Для данной технологии также предполагаются этапы. На первом этапе используются игры и упражнения, которые развивают общую , мелкую и мимическую моторику, внимание и память. Детям предлагаются подвижные игры под музыку, но без речевого сопровождения. Также дети слушают музыку и пропевают отдельные гласные. Все это способствует лучшему развитию общих речевых навыков и психических функций. На втором этапе развивается артикуляционная моторика. Также проводятся игры на развитие дифференциации контрастных звуков. Этому способствуют яркие музыкальные образы. На третьем этапе закрепляются речевые навыки и двигательные способности. Проводятся игры с пением и инсценировки, в которых используются тексты для автоматизации поставленных звуков.
Используя распевки и потешки, мы добиваемся оптимизации процесса коррекции нарушений слоговой структуры.
Ну и , конечно, нельзя не сказать, что при таком взаимодействии происходит естественное развитие связной речи. Дети слушают и повторяют образцы народных и авторских песен, в сочетании с движениями они лучше запоминаются. Развивается четкость дикции, просодика. Выступая в роли солиста в инсценировках, каждый ребёнок непосредственным образом пытается донести до слушателей смысл фраз, подбирая нужную интонацию. расставляя необходимые акценты, взаимодействуя именно с помощью средств выразительности родного языка со сверстниками.
С точки зрения задач музыкального воспитания, сотрудничество учителя логопеда и музыкального руководителя расширяет возможности для успешного развития и обучения детей .
Опыт совместной работы музыкального руководителя и логопеда позволяет добиться еще больше устойчивого внимания детей на протяжении всего занятия, повышает результативность в усвоении практического материала.
Особое внимание в совместной деятельности музыкального руководителя и логопеда отводится логоритмике.
При помощи точной дозировки таких слуховых раздражителей, как темп, ритм, высота, динамика музыки и слова, логоритмика обеспечивает коррекционную направленность речевого и музыкального развития дошкольников.
Логоритмика способствует выработке правильного фонационного дыхания, продолжительного, сильного и постепенного выдоха, развитию силы, диапазона, выразительности голоса, выработке четкого произнесения звуков, развитию артикуляционной моторики, координации движения и речи, музыкальной памяти. В пении вырабатывается координация слуха и голоса, воспитывается последовательность и организованность речи.
Музыкальный руководитель и логопед выделяют основные задачи:
1. Развитие неречевых процессов: совершенствование общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве; регуляции мышечного тонуса; развития музыкального темпа и ритма, певческих способностей; активация всех видов внимания и памяти.
2.Развитие речи детей и корректирование их речевых нарушений. Эта работа включает в себя развитие дыхания, голоса; выработку умеренного темпа речи и ее интонационной выразительности; развитие артикуляционной и мимической моторики; координацию речи с движением; воспитание правильного звукопроизношения и формирование фонематического слуха.
Логопед оказывает непосредственную помощь музыкальному руководителю в подборе речевого материала , исходя из коррекционной цели занятия (нормализация темпа и ритма речи; развитие словаря и грамматического строя речи; автоматизация звукопроизношения).
Музыка с ее огромным эмоциональным влиянием, богатыми средствами выразительности бесспорно дает возможность сделать совместную работу музыкального руководителя и логопеда более продуктивной разнообразной и творческой .
Автор: Климова Татьяна Николаевна