Работа над штрихами (legato, staccato) в хоровом произведении «Vois sur ton chemin», музыка Bruno Coulais Работа над штрихами (legato, staccato) в хоровом произведении «Vois sur ton chemin», музыка Bruno Coulais
22.03.2011 г.
Открытый урок Л.А. Сопиной, преподавателя вокально-хорового отделения
Предмет: Хоровой ансамбль
Тема урока:
Работа над штрихами (legato, staccato) в хоровом произведении «Vois sur ton chemin», музыка Bruno Coulais
Тип урока: Урок получения новых знаний
Цель урока:
Обучить правильному исполнению произведения с различными приемами звуковедения (legato, staccato)
Задачи урока:
1. Обеспечить усвоение учащимися способов исполнения штрихов (legato, staccato) в произведении «Voissurtonchemin», музыка Bruno Coulais;
2. Закрепить полученные знания для возможности их исполнения в других произведениях в дальнейшем обучении;
3. Продолжить формирование стремления у учащихся к грамотному исполнению штрихов на основе полученных знаний;
4. Создать условия для воспитания у учащихся музыкального вкуса.
Ход урока
1. Организация начала занятия (2-3 мин.)
2. Проверка выполнения домашнего задания (5-7 мин.)
3. Усвоение новых знаний и навыков (10-15 мин.)
4. Закрепление навыков (5 мин.)
5. Подведение итогов занятия (7 мин.)
6. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (5 мин.)
Ход урока: Здравствуйте, дети! Сегодня на уроке мы с вами приступим к освоению темы «Работа над штрихами в хоровом произведении (legato, staccato)» на примере произведения «Вуа сюр тон шеман» композитора Bruno Coulais. Нужно сказать, что в практике работы над хоровой партитурой встречаются три основных штриха: legato, nonlegatoи staccato. Произведение Bruno Coulais трехчастое: 1 и 3 части исполняются на легато, а 2 часть исполняется на стаккато. Юношам, которые подготовили д/з: разобрали с/ф, выучили слова будет легче справиться с новым материалом.
Распевочный материал (10 мин.): легато, стаккато. (распвка на «и» светлая и помогает уйти от глухого звучания, развивает энергетику)
В первую очередь обратим внимание на дыхание: оно обуславливает очень важный навык хорового пения – пения с различными приемами звуковедения.
В практике хорового исполнительства существует множество приемов звуковедения, в зависимости от характера данного сочинения, его фактуры, могут быть различные оттенки или степень выполнения этих штрихов, в зависимости от нюанса, текста, тесситуры и стиля произведения. Однако основная их характеристика остается постоянной.
Legato(петь связно, без толчков, должен быть плавный переход от звука к звуку). Благоприятные условия для выполнения легато создаются при пении на гласные или с закрытым ртом. Обучение петь на легато способствует закреплению навыка дыхания и развитию широкого цепного дыхания. Овладение навыками пения «легато» большое искусство, требующее опыта и повседневной тренировки. Показатель верного пения легато – это ровность нюанса, данного отрезка мелодии. Под ровностью нюанса подразумевается сохранение силы звука на одном уровне, а также постепенное, длительное усиление или его ослабление.
При пении с текстом возникают дополнительные трудности: связанные с природой некоторых согласных звуков (б, м, к, д, т). Незвучащие согласные неизбежно прерывают вокальную линию, исполняемую хором или партией, чтобы достичь минимального ущерба в вокальной линии, требуется путь возможного удлинения гласных и укорачивание согласных (большая гласная, маленькая согласная).
Во 2 части произведения мы видим, что над каждой нотой сверху стоит точка. Этот штрих называется стаккато - прием прямо противоположный легато. Это пение отрывистое короткими длительностями, легкими толчками. Главный признак стаккато – цезуры между звуками. Выполнение приема стаккато требует максимального сокращения протяженности звука и предопределяет легкие акценты. Стаккато - это более техничное и глубокое владение мышцами при опирающемся на дыхание звуке. При пении на стаккато необходимо следить, чтобы при пении гласных при атаке не допускался звук «х». Все партии в хоре должны работать в единой манере вокализации.
Вывод: осуществление исполнительского плана, правдивая передача художественного образа средством хорового искусства требует от коллектива освоения и преодолении всех технических трудностей хоровой партитуры: ритмических, интонационных, тесситурных, дикционных, штриховых и др. Анализируя хоровую партитуру, руководитель должен отметить наиболее трудные места и при её разучивании обращать на них особое внимание. В любой партитуре нет «легких» мест. Все должно быть выучено тщательно. Ко всему процессу разучивания хорового сочинения и к подготовке его к концертному выступлению, нужно приложить много труда и творческой энергии. В том числе это касается и работы над штрихами. Любой артикуляционный прием в хоре, будь то легато, нон легато, стаккато, тенуто или др., является вокальным уже по своей сути, потому что он не проговаривается, а поется, а значит подразумевает наличие вокальной линии. Нужно отметить, что штрихи активизируют певческое дыхание и артикуляционный аппарат, настраивая коллектив на единую манеру вокализации.
Самоанализ открытого урока «Работа над штрихами в хоровом произведении «Voissurtonchemin(Bruno Coulais)»
Хоровое пение – искусство коллективное. В его творческом процессе участвует коллектив исполнителей. Этот коллектив должен отличаться слаженностью, согласованностью и единством действий – все как один и один как все!
Л. Андреева
Тема моего открытого урока взята не случайно, так как считаю её одной из интереснейших тем хоровой практики. Она подразумевает целый спектр хоровых навыков: работу над дыханием, артикуляцией, звукообразованием, динамикой.
Исполнение произведения должно быть продуманным и прочувствованным ведь штрихи – одно из важнейших выразительных средств в музыке. Они помогают исполнителям ярче раскрыть содержание произведения. Штрихи делают музыку красочной и живой. Работа над штрихами – процесс очень интересный и сложный, требует музыкальности учащихся и серьезной работы от них.
Одна из главных задач, стоящих перед хором: выразительно исполнить хоровые произведения, то есть передать средствами хорового исполнительства художественное содержание, вложенное композитором и поэтом в музыку и текст произведения.
Если каждый участник хора будет стараться петь точно интонируя, красивым и выразительным звуком, то в этом случае хор будет звучать грамотно, в единой манере.
От меня, как руководителя требуется осуществлять это единство и одновременность действий хорового коллектива. Работа над штрихами требует большой отдачи хора, музыкальности и серьезного подхода к произведению. Целью урока закрепления новых знаний и навыков было укрепить правильное исполнение произведения с различными приемами звуковедения (legato, staccato). На протяжении всего урока в учащихся наблюдалась мышечная собранность, влияющая на лучшее звукообразование. Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
1. Обеспечить усвоение учащимися способов исполнения штрихов (legato, staccato) в произведении «Voissurtonchemin», музыка Bruno Coulais;
2. Закрепить полученные знания для возможности их исполнения в других произведениях в дальнейшем обучении;
3. Продолжить формирование стремления у учащихся к грамотному исполнению штрихов на основе полученных знаний;
4. Создать условия для воспитания у учащихся музыкального вкуса.
Для проверки усвоения учащимися полученных знаний, им были заданы следующие вопросы:
1. Какие приемы звуковедения существуют в практике хорового исполнительства?
2. Что означает штрих legato?
3. Как влияют на исполнение legatoнезвучащие согласные «б», «м», «к», «д», «т»?
4. Что означает штрих staccato?
5. Как обозначен в нотной записи штрих staccato?
Перед началом работы над произведением учащимися был просмотрен художественный фильм Les Choristes/Хористы (режиссёр Кристоф Барратье, 2004 год), проанализирована ситуация, в которой звучит это произведение. Для лучшего понимания произведения был произведен перевод текста. Далее – распевка. Материал распевок был использован с чередованием штрихов legato, staccato. Затем приступили к исполнению произведения, обсудив штрихи всех трех частей произведения. Сначала исполнили сольфеджио, потом на гласный звук «а», работали сначала по партиям над штрихами, затем всем ансамблем. Учащиеся работали очень внимательно, старательно исполняли штрихи, затем исполнили все произведение целиком на французском языке, учитывая все рекомендации. В конце занятия был подведен итог: учащимися была полностью усвоена тема урока. Домашнее задание выучить на память сольфеджио и слова в произведении, учитывая правильность исполнения штрихов.
Считаю, что с целью урока и задачами я справилась. Глядя на детей, мне было приятно отметить, что им нравится произведение, имеют большое желание исполнять его. На мой взгляд, мне удалось сформировать понимание темы занятия, надеюсь, и в последующих осваиваемых произведениях, где будут встречаться штрихи, они обязательно их исполнят также грамотно, как и на этом уроке.
Автор: Сопина Лариса Анатольевна