Урок литературы для 10 кл. по теме «Символика в произведении Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»
Автор разработки: Климович Светлана Алекскевна,
учитель русского языка и литературы
Методическая разработка урока литературы (10 класс) по теме
«Символика в произведении Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»
Цели урока:
- научить определять роль системы изобразительно-выразительных средств
в их единстве;
- развитие речевой деятельности учащихся при литературоведческом анализе
произведения;
- культурологический подход
Ход урока
I. Сообщение темы урока, цели, задач.
II. Вступительное слово учителя.
-Известно, как велико значение первой фразы художественного текста – идейного и эстетического камертона всего произведения.
Вопрос: С чего начинается роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»?
(С описания каморки Родиона Раскольникова, зачитать текст).
- Каморка – это тот мир, в котором задавлен и обездолен человек. А на что еще обращает внимание читателя автор произведения на первых страницах?
(На портретную характеристику героя. Здесь проявляется мастерство реалистической детали в изображении вещного мира и создании портретной характеристики).
III.Словарная работа (запись на доске).
Художественная деталь (от фр. detail – часть, подробность) – значимая подробность,
частность, позволяющая передать эмоциональное и смысловое
содержание сцены, эпизода или всего произведения. Чаще всего
в качестве детали изображаются предметные подробности,
придающие дополнительные черты портрету, обстановке, пейзажу,
действиям, жесту, речи.
(Детали: каморка, шляпа, темные глаза, тонок, строен…)
- Как вы думаете, ребята, деталь может выступать в качестве чего-нибудь другого в художественном произведении?
(Да, как символическая деталь).
Символ (от греч.symbolon – знак, примета) – один из видов тропа, слов, которые получают
в художественном тексте кроме своих
основных (словарных, предметных) значений,
еще и новые(переносные).
- Давайте попытаемся выявить символическое значение деталей в романе.
IV. Работа с текстом.
А) - Достоевский описывает заклады Раскольникова. Что было в первом и втором закладах?
(Первый заклад: золотое кольцо с тремя камешками, похожими на капельки крови, – оттождествляется с бесконечной любовью и кровным родством Родиона, Дунечки и их матери; второй заклад: отцовские часы с изображенным на оборотной стороне глобусом – символом времени и мира.)
- Капитал правит миром, пожирает деньги и время. Предположим, что и кровное родство, и время, и весь мир переходят во владение не к старухе, а к тому, что она олицетворяет – жадности, скупости, мелочности, наживе…
Роковой визит Раскольникова, нести больше нечего, все уже отдано…
(Устройство третьего заклада: деревянная дощечка, чтобы сойти за серебряную папиросочницу, утяжеляется железной пластинкой, оборачивается белой бумагой и перевязывается шнурком со множеством узлов).
- Все так просто, логически объяснимо, но в то же время загадочно и чрезвычайно символично. Дерево – символ жизни, деревянная дощечка напоминает по цвету человеческое тело. Железо- символ разрушения и смерти, железная пластина третьего заклада одного состава с разящим топором. Исследователь Л.Карасев пишет: «Железо – металл недобрый, разрубающий, разрезающий плоть». Белая бумага в этом закладе – пелена, саван, в него заворачивается жизнь. Она стоит в одном ряду с присутствующим в романе и постоянно оскверняющимися символическими деталями – белой пеленой, бельем на веревке в кухне старухи, дырявой простыней, натянутой в углу каморки Мармеладовых. Странно, что в каморке Раскольникова нашелся лист девственно чистой, белоснежной бумаги. Странно, но не случайно. Узлы же – это противоречия Раскольникова, запутанность собственных мыслей героя.
Б) – Раскольников ходит по дуге, по крюку (Рис.1), по улицам, которые образуют вот такой маршрут (Рис.2):
Рис.1 Рис.3
И приходит к дому Алены Ивановны (Рис.3).
- Что он напоминает? Как это связано с биографией Ф.М.Достоевского?
(Крест, голубец, что символизирует оберег.)
Крест – предмет в виде стержня с перекладиной под прямым углом как символ
христианского культа.
Ф.М.Достоевский – бывший инженер-топограф, окончил инженерное училище, служил в инженерном департаменте, хорошо знал Петербург.
В) – Прийдя в третий раз к Алене Ивановне, Раскольников встречается с тем, что она его не узнает. Она похожа на Бабу Ягу, которая в данный момент стоит на пороге человеческого мира и потустороннего. Но он ее заталкивает и входит в квартиру.
- Почему все обереги не работают?
(Принеся третий заклад Алене Ивановне, Раскольников трижды звонит у ее дверей в медный колокольчик. Однако медный колокольчик не выполняет своей сберегающей функции, не защищает старуху от смерти и не уберегает Раскольникова от преступления. Почему? Агрессивному и беспощадному железу медь противостоит как металл мягкий, защищающий, сострадающий. В сочетании с храмовым смыслом (колокол, церковная утварь) роль меди у Достоевского выходит несомненно благой. Особенно важен здесь смысл церковного колокола. Где колокол, там и звонарь. В действиях Раскольникова звучит настойчивое желание поведать миру о своем преступлении. Тема раскалывания возникает и здесь: Раскольников звенит в колокольчик так, как будто собирается его расколоть («…в колокольчик стал звонить, мало не оборвал»).
Вывод: - Что дает медь Раскольникову? От убийства не удерживает, к быстрому раскаянию не приводит. И все же тут есть о чем говорить.
_ старухин медный колокольчик звучал как жестяной: может быть он был надтреснут или был худо подвешен: так или иначе, но он вполне сопоставим с топором, который «бес» подсунул Раскольникову в дворницкой: с виду настоящая вещь, а по сути – подложная».
- Почему не спасают старуху висящие у нее на груди кресты?
(Разгадка в самом тексте романа: «На снурке были два креста, кипарисный и медный, и, кроме того, финифтяный (эмалевый – прим.авт.) образок, и тут же, вместе с ними висел небольшой замшевый засаленный кошелек с стальным ободком и колечком. Кошелек был туго набит…» В этом «тут же» - разгадка: ибо оберег и кошелек – вещи несовместимые, и то, что старуха их делает равноценными, обрекает ее.)
Г) Образ Алены Ивановны как олицетворение скупости.
Скупость – один из семи смертных грехов. Скупость предстает в образе женщины, иногда
с завязанными глазами. Ее традиционным атрибутом является кошелек».
Д) В романе каждый платит за свой грех.
- Елизавета невинная убивала не родившихся младенцев (была постоянно беременна);
- сундук обит внутри алым; кровь смывает Раскольников бельем, на веревке висит белое полотно;
- за дверью стоял Кох ( с нем. – повар), носитель жизни в белом. Кох прислушивается к тому, что за дверью, и несколько раз произносит слово «черт». - Там какая-то сила.
Е) Сообщения учащихся.
1. Значение имен и фамилий в раскрытии образа главного героя.
Петр – камень
Петр Петрович Лужин – камень + камень + лужа = грязь
Лужин – равнодушный, расчетливый, с мелкой, грязной душонкой. Он открыто проповедует эгоизм и индивидуальность в мире: «Возлюби прежде всего одного себя…»
Порфирий (с греч.) – багряный
Пульхерия – прекрасная
Родион – родной
Романович – эпоха Романовых
Раскольников (от слова «раскол»), что означает «раздвоение», другое связано со словом
«раскольничество», то есть это одержимость одной мыслью, идеей.
Вывод: Фамилия героя свидетельствует о глубоком расколе, происходящем в душе бывшего бедного студента Раскольникова. « Характеризуют горячая любовь к людям, стремление помочь всем страждущим и совершенно дикий фанатизм в отстаивании своей античеловеческой идеи». В Раскольникове все время разум борется с чувством, в его душе идет раскол между гуманной целью (спасение человечества) и безнравственными средствами (убийство «твари дрожащей»).
2. Эпоха Романовых.
3.Символика чисел (7, 13) и слова «вдруг» в произведении Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».
7 частей в романе - 1часть (преступление), 6 частей (раскаяние);
7 часов; 17 глав; 13 ступенек; 560 раз в романе встречается слово «вдруг».
V. Рефлексия
- Какими художественными средствами писатель достигает глубины в раскрытии психологии своих героев?
(Пейзаж, художественная деталь, символы, персонажи, портретная характеристика…)
Вывод: Каждый персонаж, вплоть до случайных прохожих, вплоть до забитой насмерть лошади из сна Раскольникова, отражает частичку его личности. Каждое лицо как символ некоторой жизненной установки и идеологической позиции, как символ определенного жизненного решения, идеологических вопросов, которые его мучают.
- Закончите фразу: « Стараясь разгадать загадки слова в тексте, мы находим путь не только к постижению тайны авторского замысла, но и к истокам нашей культуры и духовности». (А.Д.Дейкина)
VI. Домашнее задание
Автор: Климович Светлана Алексеевна