Главная /
Старшие классы /
Музыка
Автор: Стогниева Яна Борисовна
"Детская филармония-воспитание музыканта"
Скачать
84 КБ, 361833.doc Автор: Стогниева Яна Борисовна, 20 Мар 2015
Описание Программы В традиции российской педагогики – всегда возникала необходимость создания ребенку «социальной ситуации развития» (Л.С. Выгодский), среды общения, поля деятельности, которые невозможно подменить даже самым интересным уроком. Основное предназначение музыкальной школы – развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства. Основная идея проекта состоит в создании в музыкальной школе Детской филармонии. Детская филармония - это инвестиции в будущее, ведь впечатления детства во многом определяют будущее каждого человека. Взяв на себя не только развлекательную, но, прежде всего просветительскую и воспитательную функции, филармония сможет приобщить школьников к отзывчивому, трепетному отношению к музыке. Обогащённая воспитательная система будет способствовать успешному вхождению ребёнка в культурную среду школы, а на уровне города (региона) воспитательное пространство школы превратится в сферу, притягивающую, объединяющую все социальные институты (семью, учреждения города, региона), работающие с подрастающим поколением. Наш проект «Детская филармония – воспитание музыканта»» - это создание концертного объединения, творческих коллективов, ансамблей, солистов и привлечения как можно больше самых различных слушателей. В целом же это развитие способности детей к восприятию музыки, формирование музыкальной культуры человека . Цели: Формирование новых технологий в воспитательной системе школы посредством создания Детской филармонии и вовлечения музыкантов и слушателей в активную филармоническую деятельность. Основные задачи детской филармонии: • Позиционирование созданной воспитательной системы школы на культурной карте округа; • Создание культурного пространства, притягивающего, объединяющего все социальные институты (семью, учреждения города, округа), работающие с подрастающим поколением; • Объединение солистов, детских и юношеских коллективов в творческий союз, способный влиять на культурные потребности детей и юношества Сургута. • Воспитание музыканта, способного вносить свой достойный вклад в развитие музыкальной культуры Сургута. • Сотрудничество с талантливыми детскими и юношеских коллективами города, вовлечение их в активную филармоническую деятельность. • Воспитание слушателя, развитие его способностей к восприятию музыки, формирование музыкальной культуры человека. • Проведение фестивалей, тематических концертов, творческих встреч, авторских вечеров, презентации новых музыкальных изданий, сочинений, аранжировок. • Подготовка учащихся к самостоятельной музыкальной деятельности; Потребность, из которых исходит Программа. Проблемы, которые она призвана решить. Широко известно, что научить любить и понимать музыку можно только при помощи самой музыки, ибо для немузыкального уха самая прекрасная музыка лишена смысла. Если учесть реалии сегодняшнего дня - достаточно высокопрофессиональная подготовка выпускников музыкальных школ и училищ, и наряду с этим довольно низкий уровень востребованности профессионального искусства, то эту проблему, возможно, разрешить только с помощью комплекса социально-экономических и культурно-педагогических мер. Готовя квалифицированных музыкантов-профессионалов, образовательная система не готовит в должной мере слушателей. Музыканты-исполнители – выпускники консерваторий – оказываются в известной мере оторванными от реальности. Их подготовка в очень малой степени предусматривает возможность музыкально-просветительской работы в непрофессиональной аудитории. Другая серьезная проблема касается общего музыкального воспитания значительной части детей. Вместо того, чтобы приобщиться к миру музыки, выучиться играть любимые мелодии и. т. д., ребенку приходится месяцами выполнять непонятные и неинтересные ему академические упражнения и программы. В результате влечение к музыке сменяется ее неприятием, и ребенок формально завершает обучение или вообще покидает школу. В условиях филармонической деятельности опыт общения всегда выступает как опыт «соприкосновения» духовных миров детей и педагогов. Сама атмосфера, принятый стиль поведения, внешняя обстановка становится факторами приобщения детей к ценностям духовной культуры. Детская филармония – это концертное объединение, призванное, прежде всего, раскрыть творческий потенциал каждого ее участника. Участие детей в концертах детской филармонии приобщает их к общему процессу совместного музицирования, гармонизует взаимоотношения учитель – ученик, дарит ощущение праздника, сопереживания, сотворчества. Детская филармония в какой-то мере выполняет и функцию демократизации учебного процесса. Концерты детской филармонии рассчитаны на разного слушателя. Цикл концертов знакомит юных слушателей с музыкальной культурой разных стран и эпох. Дети учатся сравнивать музыкальные стили и жанры, находят особенности в музыке того или иного композитора. Детская филармония дает возможность юным дарованиям заявить о своем таланте, а остальным детям приобрести музыкальные познания, которые обязательно скажутся на формировании их личности, обогатят внутренний мир. Возможность достичь поставленных целей и участвовать в распространении полученных результатов. 1. Соблюдать основные принципы организации филармонической деятельности детей: преемственность, планомерность, последовательность, систематичность и увлеченность. 2. Разнообразить содержание концертных мероприятий для накапливания музыкального опыта детей и обогащения их новыми музыкальными впечатлениями. 3. Подбирать художественный иллюстративный материал высокого качества и показывать его отличное исполнение, как учителем, так и школьниками. 4. Повышать занимательность содержания концертного мероприятия, новизну его элементов. 5. Учитывать возрастные особенности детей и музыкальный уровень их развития, подбирать соответствующие формы проведения концертов, доступный музыкальный и литературный материал. 6. Направлять филармоническую деятельность на развитие активности детей, их воображение и инициативу. 7. Соблюдать определенную продолжительность концертных мероприятий в зависимости от возраста детей. 8. Определять режим концертной деятельности (частотность выступлений). Результаты филармонической деятельности: • на уровне города (округа) воспитательное пространство школы превращается в сферу, притягивающую, объединяющую все социальные институты (семью, учреждения города, региона), работающие с подрастающим поколением. • целенаправленное воздействие театрально-концертной среды в синтезе сформируют художественный вкус, аналитическое мышление и общее эстетическое развитие, как музыкантов – исполнителей, так и слушателей; • расширится музыкальный кругозор и опыт музыкально-творческой деятельности; • филармоническая деятельность окажет благотворное влияние на качество процесса обучения и воспитания, как учащихся так и слушателей; • привлечёт к сотрудничеству солистов и исполнительские коллективы школ гимназий и лицеев Сургута, позволит объединить их в творческий союз; • Благодаря музыке в человеке пробуждаются представления о возвышенном, величественном, прекрасном не только в окружающем мире, но и в самом себе. Описание мероприятий: В качестве направлений деятельности детской филармонии при ДМШ можно рассматривать следующие: - Всевозможные зрелищно-музыковедческие показы синтетического образца, где имеет место соотношение литературы-живописи-музыки- сценографии. - Театрально-сценические показы с элементами сочетания музыки, хореографии, поэтических чтений, актерского мастерства. - Тематические концерты, фестивали, творческие встречи, авторские вечера, презентации новых музыкальных изданий. - концерты и музыкальные спектакли, - семинары и конференции; - творческие встречи и мастер-классы; - просветительские акции и праздничные мероприятия; - специальные проекты и программы; - пресс-мероприятия и круглые столы. Филармоническая деятельность в музыкальной школе обычно ориентирована не только на учащихся ДМШ, она предполагает, в принципе подготовку грамотного слушателя в панораме театрально-концертной жизни всего города. Параллельно делается акцент на необходимость решения задачи ориентации детей в огромном потоке музыкальной информации, выдаваемой телевидением. Режиссёр и ведущий, задающий интеллектуальный тон своим концертам, может, не назидая и не навязывая, а рассуждая и рассказывая, расставить акценты в еще не состоявшихся симпатиях и привязанностях своих воспитанников. Целесообразных методов оптимизации культурного пространства, множество. В целом же, тесная координация методических начинаний и практических наработок детской филармонии и экспериментальных факультативов, творческая постановка музыкально-просветительской работы и целенаправленное воздействие театрально-концертной среды, в синтезе формируют художественный вкус, аналитическое мышление и общее эстетическое развитие участников филармонии. Концертная деятельность детской филармонии на базе ДМШ №2: Особенностью деятельности детской филармонии являются культурно-просветительские проекты: «Апрельские вечера», «Золотая фанфара», «Святочные гулянья», «Остров Радости». • Фестиваль «Апрельские вечера» - это концертный цикл, в котором принимают участие около 250 детей, 14 оркестров, хоров и ансамблей Сургута. Он соединяет несколько поколений выпускников школы. Студенты, школьники, маститые музыканты выходят на сцену фестиваля, чтобы еще раз стать одним целым, сложным и тонким инструментом – оркестром. . Хоровое пение и игра в оркестре развивают учебные навыки и умения, необходимые для успешного обучения, улучшают музыкальную грамотность, развивают музыкально-творческие способности. Это даёт детям возможность почувствовать себя частью общего процесса коллективного музицирования, расширяет их кругозор. Фестивальный концерт "Мир танго Астора Пьяццолы" впервые познакомил слушателей Сургута с творчеством этого самобытного композитора. • Фестиваль "Чудо рождества" - концертный цикл - семь вечеров. Он объединяет учащихся всех отделений. Дети с огромным удовольствием поют, играют, аккомпанируют скрипке, виолончели, творят, удивляются и радуются, приобщаясь к миру музыкального искусства Разнообразные по стилю и жанру произведения исполнялись в фестивальных концертах "Вечер старинной музыки" и Участники фестиваля исполняли сольные произведения, а также играли в составе ансамбля. Игра в ансамбле приобщает детей к практике живого музицирования, помогает ребенку преодолеть недостатки в исполнительстве – неумение держать темп, вялый или излишне жесткий ритм; помогает сделать его исполнение более уверенным, ярким, многообразным. • Фестиваль «Остров Радости» - приглашает детей в увлекательное путешествие на остров радости, где они становятся свидетелями музыкального калейдоскопа, могут принять участие в презентации цифрового пианино. Фестиваль возрождает давнюю традицию семейного музицирования. Участники фестиваля принимают участие в игре семейных ансамблей, исполняют свои пьесы на цифровом фортепиано. Это даёт им возможность обогатиться новыми музыкальными впечатлениями, попробовать исполнить произведения в разных тембральных окрасках (органа, клавесина, синтезатора). Это повышает качество исполнительской деятельности, музыкально-творческих способностей. • Программа «Золотая фанфара» » не только обучает исполнительскому мастерству, но и расширяет кругозор, развивает в ребёнке чувство прекрасного, чувство стиля, делая богатым его внутренний мир. Проект стал номинантом премии «Успех творческого сезона» в 2004 году, • (автор проекта Евсеева Е.В., Хамутовская-Санина Т.В.); Перспектива распространения Программы: Обогащённая воспитательная система будет способствовать успешному вхождению ребёнка в культурную среду школы, а на уровне города (округа) культурное пространство школы превращается в сферу, притягивающую, объединяющую все социальные институты (семью, учреждения города, региона), работающие с подрастающим поколением. Бюджет проекта № Наименование товара Единиц изм. Кол-во Цена сумма Приобретение оборудования 1. SURE ESO/G миниатюрный подвесной театрально-хоровой кардиоидный микрофон шт 5 6150 30750 2. Beyerdynamic Opus 154 U Головная радиосистема диапазона UHF шт 3 24300 72900 3. Beyerdynamic Opus 155 Мк II – Головная вокальная радиосистема диапазона VHF шт 3 18000 54000 4. Shure Ethd двухантенная головная радиосистема серии Т с микрофоном Wh20tgh шт 3 14100 42300 8. Итого общая сумма проекта: 199950 (сто девяносто девять тысяч девятьсот пятьдесят рублей) Директор МОУ ДОД ДМШ №2 им. Г. Кукуевицкого М.С.Дунская СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Азаров Ю. П. Педагогика любви и свободы.- М.: Топикал, 1994. – 608 с. 2. Вильсон Г. Психология артистической деятельности – М.: издательство «Когито-Центр». 2001. 383 с. 3. Кудрявцев Т. В. Психология творческого мышления. – М., 1975. 124 с. 4. Халабузарь П. В., Попов В. С. теория и методика музыкального воспитания. - Санкт-Петербург.: издательство «Лань», 2000.-222 с.
Автор: Стогниева Яна Борисовна
Похожие материалы