Главная / По типу материала / Разное

Московский Международный Дом Музыки.Симфонический оркестр Москвы "Русская филармония". Сен-Санс "Карнавал животных".(Финал)

История создания
Камиль Сен-Санс / Camille Saint-Saëns
Идея шуточного произведения под названием «Карнавал животных» возникла у Сен-Санса в начале 60-х годов — молодой профессор школы Нидермейера обещал его своим ученикам. Однако обещание это Сен-Санс выполнил спустя 20 с лишним лет. В феврале 1886 года прославленный композитор и пианист, утомленный гастрольной поездкой по Германии, уединился в маленьком австрийском местечке и за несколько дней написал «Карнавал животных».
Это был сюрприз, адресованный превосходному французскому виолончелисту Лебуку, — ему предстояло выступить в карнавальном концерте. Сыгранный им № 13 из «Карнавала животных» под названием «Лебедь» принес шумную славу как исполнителю, так и композитору. На протяжении ста лет «Лебедь» остается популярнейшей пьесой Сен-Санса. Сделаны его переложения чуть ли не для всех существующих инструментов, вокальные обработки «Лебедь — над водой», «Озеро грез» и даже «Мать Кабрини, святая XX века». Наиболее известен балетный номер «Умирающий лебедь», сочиненный на эту музыку знаменитым русским хореографом Михаилом Фокиным для Анны Павловой, одной из лучших балерин начала XX столетия.
Сен-Санс — лучшее в интернет-магазине OZON.ru
Премьера «Карнавала животных», по одним источникам, состоялась в Париже сразу же после написания, 9 марта 1886 года, в узком кругу. По другим сведениям, он прозвучал еще в феврале, в парижском зале Вивьен, а затем — в «Обществе трубы», основанном для исполнения камерной музыки, членом которого был и Сен-Санс. 2 апреля того же года состоялся специальный показ «Карнавала животных» в салоне прославленной певицы Полины Виардо для Листа, посетившего Париж незадолго до смерти. На издание автор наложил запрет. Лишь в завещании, отказывая в праве публикации всех неизданных сочинений, Сен-Санс сделал исключение для «Карнавала животных», который и вышел в свет вскоре после смерти композитора, в 1922 году.
Юмор, ирония, сквозящие в авторском определении жанра — большая зоологическая фантазия, — вообще присущи музыке Сен-Санса, хотя другие его шуточные сочинения неизвестны. Однако музыковеды нашли в его наследии два неизданных произведения, являющихся своеобразными предшественниками «Карнавала животных». Это карнавальный скетч «Габриелла ди Вержи», итальянская «лирическая драма» некоего «органиста прошлых времен», и «Запахи Парижа» для фортепиано, арфы, трубы, волынки, оловянной дудочки, голосов птиц, большого барабана, пистолета и жужжащего волчка. Состав небольшого оркестра «Карнавала животных» не столь причудлив, хотя включает такие оригинальные инструменты, как ксилофон и стеклянная гармоника. Трактовка инструментов многообразна. Два фортепиано выступают то как концертно-виртуозные, то как скромно аккомпанирующие. В числе солирующих — не только две скрипки, виолончель, флейта и кларнет, но и — неожиданно — контрабас. Каждая из пяти партий струнных представлена одним исполнителем. Инструментальный состав во всех пьесах оригинален и почти не повторяется. 14 номеров очень невелики (в самом коротком 20 тактов) и чередуются по принципу контраста.
Музыка
№ 1, «Интродукция и королевский марш льва», состоит из двух разделов. Первый сразу же настраивает на комический лад: струнные словно с трудом раскачиваются перед расходящимся фортепианным глиссандо по всей клавиатуре. Во втором разделе собраны самые тривиальные маршевые обороты, ритмические и мелодические. Гармония не меняется на протяжении многих тактов, а примитивная тема струнных в унисон неоднократно повторяется. Зато в середине в стремительных октавах рояля и хроматических пассажах виолончели и контрабаса слышатся настоящие раскаты львиного рыка.
№ 2, «Курицы и петухи», строится на звукоподражании, излюбленном еще французскими клавесинистами конца XVII — первой половины XVIII веков. Но если Рамо кудахтанье своей «Курицы» передал средствами клавесина, то у Сен- Санса перекликаются фортепиано (пианист играет одной правой рукой) и две скрипки, к которым позднее присоединяются альт и кларнет.
В № 3 предстают «Куланы — животные быстрые». Это технический этюд для двух солирующих фортепиано в стремительном темпе Presto furioso (неистово).
№ 4, «Черепахи», контрастен предыдущему. На редкость медлительные животные охарактеризованы одним из самых залихватских танцев, возникших в Париже в середине XIX века: в темпе величественного анданте струнный квинтет под фортепианный аккомпанемент интонирует канкан из оперетты Оффенбаха «Орфей в аду».
№ 5, «Слон», использует сходный пародийный прием. Здесь фортепиано сопровождает соло контрабаса: самый низкий инструмент оркестра, тяжеловесный и малоподвижный, играет вальс в темпе Allegretto pomposo (пышно, торжественно). При этом в центре возникает вальсовая мелодия из «Балета сильфов» —контрабас изображает духов воздуха, навевающих волшебные сны герою «Осуждения Фауста» Берлиоза.
В № 6, «Кенгуру», прыжки экзотических австралийских животных переданы аккордами стаккато словно соревнующихся друг с другом двух солирующих фортепиано.
№ 7, «Аквариум», рисует безмолвный подводный мир. Плавно струятся переливающиеся пассажи двух фортепиано, звучащих на левой педали; тихо повторяются отрывистые звуки стеклянной гармоники, флейты, струнных (без контрабаса) с сурдинами.
№ 8, «Персонаж с длинными ушами», почти так же краток, как № 6. Но теперь вместо двух фортепиано звучат две скрипки, и их скачки на огромные интервалы в свободном темпе подражают крику осла.
№ 9, «Кукушка в глубине леса», вновь основан на звукоподражании, но совершенно иного склада. Кукует кларнет, расположенный за кулисами, а притихший лес воплощен в красочных аккордах двух фортепиано, приглушенно звучащих на левой педали.
В № 10, «Птичнике», солирует другой деревянный инструмент — флейта, словно исполняющая виртуозный концерт в сопровождении струнных. Ее грациозный щебет сливается с звонкими трелями двух фортепиано.
№ 11, «Пианисты», представляет еще один вид упрямых и довольно тупых животных. Они усердно и громко повторяют гаммы в 4 руки, а в конце трудятся над упражнением в терциях. Квинтет струнных всячески поддерживает их старания. В примечании к партитуре французские издатели поясняют, что исполнители должны имитировать неловкую игру начинающего.
№ 12, «Ископаемые», еще одна музыкальная пародия в темпе Allegro ridicolo (смехотворно). Название имеет в виду не останки доисторических животных, а допотопные, вымершие образцы вокального искусства. В загробный мир вводит тема «Пляски смерти» самого Сен-Санса в характерном тембре ксилофона, хотя и в другом размере. Два фортепиано излагают мотивы старинных французских песен «Ах, скажу вам, мама» и «При свете луны». Их древность подчеркнута сложными полифоническими приемами. Последним ископаемым оказывается Розина из «Севильского цирюльника» Россини — кларнет имитирует сверкающие колоратуры ее каватины.
№ 13, «Лебедь», единственный серьезный номер в этой комической сюите рисует светлый идеал. В удивительной по красоте певучей мелодии виолончели, поддержанной плавным покачивающимся аккомпанементом двух фортепиано, сосредоточены характернейшие черты стиля композитора.
№ 14, развернутый Финал, использует все инструменты, вплоть до молчавшей до сих пор флейты-пикколо, и некоторые темы предшествующих номеров, что придает пестрому чередованию разнохарактерных образов известную цельность. Обрамлением служит начальная тема Интродукции, которой открывается Финал. Подобно рефрену звучит еще один бойкий канкан, а между его повторениями возвращаются уже знакомые персонажи: проносятся куланы, кудахчут курицы, прыгают кенгуру, кричит осёл.


Автор: Карпова Вероника Антольевна.
Похожие материалы
Тип Название материала Автор Опубликован
разное Московский Международный Дом Музыки.Симфонический оркестр Москвы "Русская филармония". Сен-Санс "Карнавал животных".(Финал) Карпова Вероника Антольевна. 1 Апр 2015
разное Московский Международный Дом Музыки.Симфонический оркестр Москвы "Русская филармония". Сен-Санс "Карнавал животных". Карпова Вероника Антольевна. 1 Апр 2015
разное Московский Международный Дом Музыки.Симфонический оркестр Москвы "Русская филармония". А. Вивальди "Времена года" (Лето). Карпова Вероника Антольевна. 1 Апр 2015
документ театрализованное представление "Карнавал животных"Сен-Санс Гущина Галина Андреевна 31 Мар 2015
документ Камиль Сен-Санс "Карнавал животных" Кабанцева Лидия Николаевна 11 Фев 2016
презентация К.Сен-Санс "Карнавал животных" Оксана Станиславовна Митрофанова 6 Апр 2015
разное Сен-Санс "Аквариум" Шатаренко Надежда Леонидовна 31 Мар 2015
документ Конкурс "Педагог года Москвы-2013",визитка "Я-московский педагог" Ковалева Светлана Юрьевна 31 Мар 2015
разное Видеоролик И.Н. Пшеничной на Московский городской профессиональный конкурс педагогического мастерства и общественного признания "Педагог года Москвы-2013" Ирина Николаевна Пшеничная 30 Дек 2015
документ Учебно-методическая разработка.Конспект НОД по теме: К.Сен-Санс "Карнавал животных" Морева Елена Николаевна 31 Мар 2015
документ Сценарий концерта-презентации "К.Сен-Санс Карнавал животных" Макарова Виктория Викторовна 12 Янв 2016
разное "Ученик года 2012" Финал. Снопова Людмила Анатольевна 5 Ноя 2015
разное "Ученик года 2011" Финал. Снопова Людмила Анатольевна 5 Ноя 2015
разное Открытие творческого объединения "Детская филармония" Иванова Тамара Анатольевна 2 Мая 2015
документ Экскурсия в Агрохолдинг "Московский". Степанян Гаяне Ишхановна 14 Сен 2015
разное Агрокомбинат "Московский " "Цветомагия" Баранова Оксана Геннадиевна 4 Июн 2015
разное Экскурсия в агрохолдинг "Московский" Филиппова Наталия Васильевна 30 Мар 2015
разное Урок "Московский Кремль" Кальсина Татьяна Ивановна 5 Апр 2015
разное "Лебедь" из цикла "Карнавал животных" К.Сен-Санса Тиунова Лидия Леонидовна 3 Дек 2015
документ Тематическая неделя - "Зоопарк" (подготовительная группа) с использованием записей французского композитора Сен-Санс Шарль Камиль. Вирясова Ирина Федоровна 31 Мар 2015
документ "Как мы рисуем музыку и знакомимся с инструментами оркестра" на примере большой зоологической фантазии Сен- Санса: Карнавал животных. Вербицкая Елизавета Анатольевна 31 Мар 2015
презентация Мастер-класс Сен-Санс «Карнавал животных» Иванова Валентина Евгеньевна 17 Мар 2016
презентация презентация "Знакомство с сюитой "Карнавал животных" Добрина Елена Романовна 31 Мар 2015
презентация конкурс презентаций "Моя малая родина"финал Скворцов Павел Николаевич 20 Мар 2015
разное Финал городских соревнований "Веселые старты 2012" г Дзержинск Нижегородская область Макаров Григорий Николаевич 1 Апр 2015
разное Финал районного конкурса "Учитель года 2014" Галатонова Татьяна Евгеньевна 1 Апр 2015
аудио Прощальный вальс (финал) минус мюзикл "Красная шапочка" Румянцева Елена Станиславовна 31 Мар 2015
аудио Эдвард Григ .Финал из драмы "Пер Гюнт" Ольга Александровна Кочурова 31 Мар 2015
документ "ФИНАЛ АКЦИИ ЗНАМЯ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ" Бец Юлия Алексеевна 11 Авг 2015
разное Сценарий на финал конкурса "Моя прекрасная няня" Лапшина Татьяна Михайловна 27 Янв 2016
разное Внимание - филармония! Квартет "Урал" Ждём Вас, не пропустите" Мальцева Татьяна Геннадьевна 20 Мар 2015
документ Конспект занятия "Карнавал животных" Борисевич Наталья Николаевна 30 Мар 2015
документ Урок музыки "Карнавал животных" Герасёнова Ирина Павлиновна 31 Мар 2015
документ Сценарий развлечения "Карнавал животных" Мишенко Татьяна Адольфовна 31 Мар 2015
презентация презентация проекта "Детская филармония" Иванова Тамара Анатольевна 20 Мар 2015
документ "Детская филармония-воспитание музыканта" Стогниева Яна Борисовна 20 Мар 2015
презентация Презентация "Филармония" Тюрина Евгения Зиновьевна 20 Мар 2015
разное филармония "В гостях у музыки" Чеканова Виктория Александровна 31 Мар 2015
документ Круговой массаж "Филармония веселых ноток" Ткаченко Светлана Михайловна 19 Окт 2015
документ "Оркестр русских народных инструментов" Фролова Галина Владимировна 23 Сен 2015