планирование по предмету МУЗЫКА - 5 класс
ПРЕДМЕТ: МУЗЫКА
УЧИТЕЛЬ: СИРОТКИНА МАРИЯ НИКОЛАЕВНА
КЛАСС: 5
ПРОГРАММА : МУЗЫКА
(ПРОГРАММА ДЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ «ПРОСВЕЩЕНИЕ»)
Авторы: Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Музыкальное воспитание – это
не воспитание музыканта,
а прежде всего, воспитание человека.
В.А. Сухомлинский
Календарно-тематическое планирование составлено на основе программы по предмету «Музыка» для 5-9 классов общеобразовательных учреждений. Авторы: Г.Х.Сергеева, Е.Д.Критская, М., Пр., 2005г. и учебных пособий «Музыка». Учебник для учащихся. Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская. М., Пр., 2002-2007г.
Темы, предложенные программой, соответствуют последовательности содержания учебного материала учебников.
Программа по предмету «Музыка» составлена в соответствии с основными идеями музыкально-педагогической концепции Д.Б.Кабалевского и требованиями Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по искусству.
Цельмассового музыкального образования и воспитания - развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры.
В качестве приоритетных задач и направлений музыкального образования и воспитания, вытекающие из специфики музыкального искусства, закономерностей художественного творчества и возрастных особенностей учащихся:
Методическим основанием программы являются современный научные исследования и педагогическая практика, в которых отражается идея познания школьниками художественной картины мира и себя в этом мире.
Основное методические принципыпостроения программы V-IXклассов:
Виды музыкальной деятельности (разнообразны и направлены на полноценное общение школьников с высокохудожественной музыкой в современных условиях):
Специфика уроков музыки заключается в том, что при доминировании музыки ее сюжетно-образные, жанровые, стилистические особенности определяют подходы к разработке содержания урока, в котором другие виды искусства дополняют и расширяют представления школьников о духовном опыте человечества, помогают осознавать вечные темы искусства и жизни. Нравственно-эстетическая, эстетическая проблематика концентрируется вокруг художественно-педагогической идеи – содержательного стержня урока музыки.
Содержание программыраскрывается в учебных темах каждого полугодия. Эти темы, с одной стороны, ориентированы на изучение школьниками общих закономерностей музыкального искусства на разных этапах обучения музыке. С другой стороны, они имеют обобщенный характер, что позволяет учителю на основе вариативного подхода определять ключевые моменты в формировании музыкальной культуры каждого конкретного класса и в соответствии с этим планировать содержание занятий.
Критериями отбора музыкального материала для программы являются критерии, которые получили свое науно-методологическое обоснование в художественно-педагогической концепции Д.Б. Кабалевского и доказали свою жизненность в 30-летней практикой преподавания музыки в школах России: художественная ценность музыкальных произведений, их воспитательная направленность, а также педагогическая целесообразность.
Главная особенность содержания учебно-мутодического комплекта «Музыка» для V-IXклассов – исследовательские проекты.
Начиная с VIкласса в учебники «Музыка» введен раздел «Исследовательский проект». Содержание проектов ориентирует учащихся на постижение в индивидуальной и коллективной деятельности вечных тем искусства и жизни.
Итогом деятельности по проекту может стать письменная творческая работа, которую они затем публично защищают.
5 класс
Тема года: Взаимосвязь музыки с художественными образами других искусств.
В программе рассматриваются разнообразные явления музыкального искусства в их взаимодействии с художественными образами других искусств – литературы, изобразительного искусства, театра, кино.
Программа состоит из двух разделов, соответствующих темам «Музыка и литература» и «Музыка и изобразительное искусство». Такое деление учебного материала весьма условно, так как знакомство с музыкальным произведением всегда предполагает его рассмотрение в содружестве муз.
Раздел 1.
Музыка и литература
(17 часов)
Что роднит музыку с литературой. Сюжеты, темы, образы искусства. Интонационные особенности языка народной, профессиональной, религиозной музыки. Специфика средств художественной выразительности каждого из искусств. Вокальная музыка. Фольклор в музыке русских композиторов. Жанры инструментальной и вокальной музыки. Вторая жизнь песни. Путешествие в музыкальный театр: опера, балет, мюзикл. Музыка в театре, кино и на телевидении.
№ п\п
Тема
Кол-во часов
1
Родство музыки литературы. Сюжеты, темы, образы.
1
2
Вокальная музыка
3
3
. Фольклор в музыке русских композиторов.
2
4
Жанры инструментальной и вокальной музыки.
3
5
Всю жизнь мою несу родину в душе.
2
6
Писатели и поэты о музыке и музыкантах.
2 (1*)
7
Путешествие в музыкальный театр опера, балет, мюзикл.
4
8
Музыка в кино, театре, телевидении
1
Раздел 2.
Музыка и изобразительное искусство.
(18 часов)
Взаимодействие музыки с изобразительным искусством. Исторические события, картины природы, разнообразные характеры, портреты людей в различных видах искусства. Образ музыки разных эпох в изобразительном искусстве. Небесное и земное в звуках и красках. Исторические события в музыке: через прошлое - к настоящему. Музыкальная живопись и живописная музыка. Колокольность в музыке и изобразительном искусстве. Характеры и портреты в музыке и изобразительном искусстве. Роль дирижера в прочтении музыкального сочинения. Образы борьбы и победы в искусстве. О подвигах о доблести и славе. Архитектура - застывшая музыка. Полифония в музыке и живописи. Творческая мастерская композитора, художника. Импрессионизм в музыке и живописи. Темы защиты Отечества в музыке и изобразительном искусстве.
№п\п
Тема
Кол-во часов
9
Взаимодействие музыки с изобразительным искусством.
1
10
Небесное и земное в звуках и красках.
1
11
Исторические события в музыке: через прошлое - к настоящему.
2
12
Музыкальная живопись и живописная музыка.
2
13
Небесное и земное в звуках и красках. Колокольность в музыке и изобразительном искусстве.
3
14
Характеры и портреты в музыке и изобразительном искусстве.
1
15
Роль дирижера в прочтении музыкального сочинения.
1
16
Архитектура - застывшая музыка. Полифония в музыке и живописи.
2
17
Образы борьбы и победы в искусстве. О подвигах о доблести и славе.
2
18
Импрессионизм в музыке и живописи.
2
19
С веком наравне. Творческая мастерская композитора, художника, писателя.
2
Требования к уровню подготовки учащихся V класса
Обучение музыкальному искусству в V классе основной школы должно обеспечить учащимся возможность:
Содержание программы и поурочно-тематическое планирование.
№
п/п
тема
Кол-во
часов
цель
Музыкальный материал
I
МУЗЫКА И ЛИТЕРАТУРА
17 часов
1
Что роднит музыку с литературой…
1
Выявление многосторонних связей музыки и литературы
Г.Струве, Н.Соловьева «Моя Россия»;
М.Глинка, Н.Кукольник «Жаворонок».
2
Россия, Россия, нет слова красивей…
1
Воспитание любви и уважения к родному краю; развитие слушательской и исполнительской культуры учащихся.
С.В.Рахманинов Концерт № 3 для фортепиано с оркестром (фрагмент);
С.В.Рахманинов «Вокализ»;
Ц.Кюи «Осень»;
П.Чайковский «Осень».
3
Песня русская в березах, песня русская в хлебах…
1
А.Лядов «Колыбельная»;
РНП «Во поле береза стояла…», «Заплетися плетень», «Ах, ты ноченька…» и др.
4
Здесь мало услышать, здесь вслушаться надо…
1
А.Варламов, М.Лермонтов «Горные вершины»;
А.Рубинштейн, М.Лермонтов «Горные вершины».
3
Стучит, гремит Кикимора…
1
Познакомить учащихся с произведениями программной инструментальной музыки и вокальными произведениями, созданными на основе литературных источников.
А.Лядов «Колыбельная»;
«Кикимора» (сказание для симфонического оркестра, фрагмент);
Н.А.Римский-Корсаков «Шехеразада» (симфоническая сюита, фрагмент)
4
Что за прелесть эти сказки…
1
5
Жанры инструментальной и вокальной музыки
1
Углубить представления учащихся о существовании вокальной и инструментальной музыки, не связанной с какой-либо литературной основой.
С.В.Рахманинов «Вокализ»;
Г.В.Свиридов «Романс»;
В.А.Гаврилин «Вечерняя музыка»;
П.И.Чайковский «Мелодия»;
Ф.Мендельсон «Песня венецианского гондольера»;
П.И.Чайковский «Баркарола» (Июнь);
Ф.Шуберт «Баркарола».
6
1
Углубить представления учащихся о музыке, основанной на использовании народной песни, о народных истоках профессиональной музыки; познакомить с современными интерпретациями классической музыки.
П.И.Чайковский «Камаринская»;
П.И.Чайковский
«В церкви»;
С.В.Рахманинов «Светлый праздник»;
П.И.Чайковский Финал 1 концерта для фортепиано с оркестром (фрагмент).
7
1
Э.Григ «Песня Сольвейг»
8
Перезвоны
Звучащие картины
1
Знакомство с музыкальными фрагментами близкой по образному, музыкально-поэтическому языку народной музыке.
В.Гаврилин «Перезвоны»;
Г.В.Свиридов «Снег идет» (1-я часть).
*
Скажи, откуда ты приходишь, красота?
1
М.Мусоргский «Великий колокольный звон»;
М.и.Глинка «Хор «Славься!»;
С.В.Рахманинов «Светлый праздник»;
9
Гармонии задумчивой поэт.
1
Осознание учащимися значимости музыкального искусства для творчества поэтов и писателей, расширение представлений о творчестве западноевропейских композиторов
Ф.Шопен Прелюдии № 7, № 20;
Вальс № 7;
Этюд № 12 (Революционный)
10
Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь!
1
В.А.Моцарт
Симфония №40 (фрагмент);
Увертюра к опере «Свадьба Фигаро»;
Каноны «Слава солнцу, слава миру», «Donanobispacem» (Даруй нам мир);
«Рондо» (из Маленькой ночной серенады)
*
Был он весь окутан тайной – черный гость…
1
В.А. Моцарт «Реквием» (фрагменты)
(Lacrimosa,
Dies Irae)
11
Опера
1
Более подробно познакомить учащихся с особенностями оперного жанра.
Н.А.Римский-Корсаков
«Садко» (фрагменты);
«Сказка о царе Салтане» (фрагменты)
12
Балет
1
Более подробно познакомить учащихся с особенностями балетного жанра.
П.И.Чайковский
«Щелкунчик»;
«Спящая красавица».
13
Музыка в театре, кино, на телевидении.
1
Осознание роли литературного сценария и значения музыки в синтетических видах искусства.
Р.Роджерс
«Песенка о прекрасных вещах»;
Б.Окуджава
«Дуэт Алисы и кота Базилио»;
В.Высоцкий
«Сэр, возьмите Алису с собой»
и др.
14
Мюзикл
1
Познакомить учащихся с жанром мюзикл.
Э.-Л.Уэббер
«Кошки» (фрагменты)
15
Мир композитора.
1
Обобщение накопленного жизненно-музыкального опыта учащихся, закрепление представлений о взаимодействии музыки и литературы на основе выявления специфики и общности жанров этих видов искусств.
Урок-концерт.
II
Что роднит музыку и изобразительное искусство
18 часов
16
Что роднит музыку и изобразительное искусство?
1
Выявить возможные связи музыки и изобразительного искусства.
По выбору учителя
17
Небесное и земное в звуках и в красках.
«Три вечные струны: молитва, песнь, любовь»
«Любить, молиться. петь. Святое назначенье…»
«В минуты музыки печальной…»
«Есть сила благодатная в созвучье слов живых…»
1
Раскрыть отношение композиторов и художников к родной природе, духовным образам древнерусского и западноевропейского искусства.
Знаменный распев;
С.В.Рахманинов Концерт № 3 для фортепиано с оркестром (главная мелодия);
П.И.Чайковский «Богородице Дево, радуйся»;
С.В.Рахманинов «Богородице Дево, радуйся»;
Г.В.Свиридов «Любовь святая»;
Д.Качини, Ф.Шуберт,
И.Бах – Ш.Гуно
«Ave,Maria»
18
За отчий дом, за русский край…
1
Изучение кантаты «Александр Невский» С.С.Прокофбева, сопоставление героико-эпических образов музыки с образами изобразительного искусства
С.С.Прокофбев кантаты «Александр Невский» (фрагменты)
19
«Ледовое побоище». «После побоища».
1
С.С.Прокофбев «Ледовое побоище» (№5) из кантаты «Александр Невский»
20
Ты раскрой мне, природа, объятья…
Мои помыслы – краски, мои краски – напевы…
И это все – весенних дней приметы!...
1
Развитие музыкального, образно-ассоциативного мышления учащихся через выявление общности музыки и живописи в образном выражении состояний души человека, изображении картин природы; углубление знаний о выразительных возможностях собственно музыкального искусства; выяснение вопросов «Можем ли мы услышать живопись?» и «Можем ли мы увидеть музыку?».
М.Глинка «Жаворонок»;
С.Рахманинов «Островок», «Весенние воды».
21
Фореллен-квинтет.
Дыхание русской песенности.
1
Сопоставление зримых образов музыкальных сочинений русского и зарубежного композитора и общность отражения жизни в русской музыке и поэзии.
Ф.Шуберт №Форель», «Фореллен – квинтет»;
С.В.Рахманинов прелюдия соль минор, прелюдия соль мажор.
22
Колокольность в музыке и изобразительном искусстве.
Весть святого торжества.
Древний храм златой вершиной блещет ярко…
1
Расширение представлений учащихся жизненных прообразах и народных истоках музыки.
С.Рахманинов
Сюита для двух фортепиано;
В.Кикт «Фрески Софии Киевской» (концертная симфония для арфы с оркестром, фрагмены).
23
Портрет в музыке и изобразительном искусстве.
Звуки скрипки так дивно звучали…
Неукротимым духом своим он побеждал зло…
1
Осознание музыки как искусства интонации и обобщение на новом уровне триединства «композитор – исполнитель – слушатель»; расширение представлений учащихся о выразительных возможностях скрипки, ее создателях и исполнительском мастерстве скрипачей; сопоставление произведений скрипичной музыки с живописными полотнами художников разных эпох; постижение музыкального образа через сравнение различных интерпретаций произведения.
И.С.Бах «Чакона»;
П.И.Чайковский «Мелодия»;
А.Шнитке Concertogrosso № 1 для 2-х скрипок, клавесина, подготовленного фортепиано и струнных;
Н.Паганини
Каприс № 24 (соло для скрипки)
24
Волшебная палочка дирижера
1
Раскрыть особое значение дирижера в исполнении симфонической музыки, выразительной роли различных групп инструментов, входящих в состав симфонического оркестра.
Л.В. Бетховен
Симфония № 3
25
Образы борьбы и победы в искусстве
О, душа моя, ныне – Бетховен с тобой!
Земли решается судьба. Оркестр Бетховена играет…
1
Раскрыть образный строй одной из самых знаменитых симфоний мировой музыкальной культуры, проследить за творческим процессом сочинения музыки композитором, особенностями ее симфонического развития.
Л.В.Бетховен
Симфония № 5
26
Застывшая музыка
Храм, как корабль огромный, несется в пучине веков…
Содружество муз в храме.
1
Постижение учащимися гармонии в синтезе искусств: архитектуры, музыки, изобразительного искусства.
Органная музыка
A capella (православная музыка)
27
Полифония в музыке.
В музыке Баха слышатся мелодии космоса….
1
Продолжить знакомство учащихся с творчеством И.С. Баха, его полифонической музыкой; освоить понятия полифония, фуга.
И.С.Бах
AveMaria,
Маленькая прелюдия и фуга для органа,
Чакона.
28
Музыка на мольберте
Я полечу в далекие миры, край вечной красоты…
1
Расширить представления учащихся о взаимосвязи и взаимодействии музыки, изобразительного искусства, литературы на примере творчества литовского художника и композитора М.Чюрлёниса
М.Чюрлёнис Прелюдия
29
Звучащие картины
Вселенная представляется мне большой симфонией…
1
30
Импрессионизм в музыке и живописи.
Музыка ближе всего к природе.
Звуки и запахи реют в вечернем воздухе.
1
Раскрыть особенности импрессионизма как художественного стиля, взаимодействие и взаимообусловленность импрессионизма в музыке и живописи.
Н.А Римский-Корсаков «Океан – море синее»;
К.Дебюсси «Диалог ветра с морем» (фрагмент «Море»), «Лунный свет».
К.Дебюсси
«Лунный свет» (из «Бергамасская сюита»), «Кукольный кэк-уок» (из фортепианной сюиты «Детский уголок»
31
О подвигах, о доблести, о славе…
О тех, кто уже не придет никогда. – помните!
1
Способствовать развитию исторической памяти подростков на основе освоения произведений различных видов искусства, раскрывающих тему защиты Родины; продолжить знакомство с жанром реквиема.
Д.Б. Кабалеский «Наши дети» (хор из «Реквиема»)
32
В каждой мимолетности вижу я миры
Прокофьев! Музыка и молодость в расцвете…
Музыкальная живопись Мусоргского.
1
Ввести учащихся в образный мир произведений Мусоргского и Прокофьева; расширить и углубить понимание учащимися своеобразия их творчества.
С.Прокофьев
Мимолетности № 1, 7, 10
М.Мусоргский «Картинки с выставки»;
М.Равель оркестровое переложение «Картинок с выставки.
33
Мир композитора
1
Обобщение представлений учащихся о взаимодействии изобразительного искусства и музыки и их стилевом сходстве и различии на примере произведений русских и зарубежных композиторов.
34
С веком на равне
Обобщить музыкальные и художественные впечатления, знания, опыт школьников, которые они приобрели, знакомясь с темами «Музыка и литература», «Музыка и изобразительное искусство».
Примерный перечень музыкального материала.
Знаменный распев.
Концерт № 3 для фортепиано с оркестром(главная мелодия). С. Рахманинов.
Богородице Дево, радуйся. Из «Всенощного бдения». П. Чаййковский.
Богородице Дево, радуйся. Из «Всенощного бдению>. С Рахмаанинов.
Любовь святая. Из музыки к драме А. Толстого «Царь Федор Иоаннович». Г. Свиридов.
Аве, Мария. Д. Каччини.
Аве, Мария. Ф. lllуберт, слова В. Скотта, перевод А. Плещеева.
Аве, Мария. И.-С Бах - Ш. Гуно.
Ледовое побоище (№ 5).Из кантаты «Александр Невский». С. Прокофьев.
Островок. С. Рахманинов, слова К. Бальмонта (из П. Шелли).
Весенние воды. С. Рахманинов, слова Ф. Тютчева.
Форель. Ф. Шуберт, слова Л. Шубарта, русский текст В. Косстомарова.
Прелюдия соль мажор. С. Рахманинов. Прелюдия соль-диез минор. С. Рахманинов.
Сюита для двух фортепиано(фрагменты). С. Рахманинов.
Фрески Софии Киевской. Концертная симфония для арфы с оркестром (фрагменты). В. Кикта.
Ария. Из «Нотной тетради Анны-Магдалены Бах». И.-С. Бах.
Чакона. Для скрипки соло (ре минор). И.-С. Бах.
Каприс № 24. Для скрипки соло. Н. Паганини (классические и современные интерпретации).
Concerto grosso. Для двух скрипок, клавесина, подготовленного фортепиано и струнных (фрагмент). А. Шнитке.
Рапсодия на тему Паганини(фрагменты). С. Рахманинов.
Вариации на тему Паганини(фрагменты). В. Лютославский.
Симфония № 5(фрагменты). Л. Бетховен.
Маленькая прелюдия и фуга для органа. И. С-Бах.
Прелюдии. М. Чюрлёнис.
Лунный свет.Из «Бергамасской сюиты». К. Дебюсси.
Кукольный КЭК-УОК.Из фортепианной сюиты «Детский уголок». К. Дебюсси.
Мимолетности № 1, 7, 10.С. Прокофьев.
Наши дети. Хор из «Реквиема». Д. Кабалевский, слова Р. Рождественского.
Рисунок. А. Куклин, слова С. Михалкова .
Семь моих цветных карандашей. В. Серебренников, слова В. Степанова.
Маленький кузнечик. В. Щукин, слова С. Козлова.
Парус алый. А. Пахмутова, слова Н. Добронравова.
Тишина. Е. Адлер, слова Е. Руженцева.
Музыка. Г. Струве, слова И. Исаковой.
Примерный перечень произведений изобразительного искусства
Чувство звука. Я. Брейгель.
Сиверко. И. ОСТРОУХОВ.
Покров Пресвятой Богородицы.Икона.
Троица. А. Рублев.
Сикстинская мадонна. Рафаэль. Богородица Донская. Ф. Грек.
Святой князь Александр Невский. Икона.
Александр Невский.М. Нестеров.
Александр Невский. Триптих: «Северная баллада», «Александр Невский», «Старинный сказ». П. Корин.
Весенний этюд; Весна; Цветущие вишни; Дама в кресле; Водоем. В. Борисов - Мусатов.
Пейзаж. Д. Бурлюк.
Бурный ветер. А. Рылов.
Формула весны. П. Филонов.
Весна. Большая вода. И. Левитан.
Фрески собора Святой Софии в Киеве.
Портрет Н. Паганини. Э. Делакруа.
Н. Паганини. С. Коненков.
Антракт. Р. Дюфи.
Ника Самофракийская .
Восставший раб. Микеланджело.
Свобода, ведущая народ. Э. Делакруа.
Скрипка. Р. Дюфи.
Скрипка. И. Пуни.
Скрипка. К. Петров- Водкин.
Скрипка. Е. Рояк.
Симфония (скрипка). М. Меньков.
Оркестр. Л. Муута.
Три музыканта. П. Пикассо.
Православные храмыи их внутреннее убранство.
Готические соборыи их внутреннее убранство.
Фуга. Триптих; Сотворение мира; Сказка. Путешествие королевны. Триптих; Зима; Соната моря. Триптих. М. Чюрлёнис.
Впечатление. Восход солнца. К. Моне.
Руанский собор в полдень. К. Моне.
Морской пейзаж. Э. Мане.
Музыкальная увертюра. Фиолетовый клин. В. Кандинский.
Композиция. Казаки. В. Кандинский.
Реквием. Цикл гравюр. С. Красаускас.
Вечно живые. Цикл гравюр. С. Красаускас.
Примерный перечень литературных произведений
Мадонна Рафаэля. А. К. Толстой.
Островок. К. Бальмонт.
Весенние воды. Ф. Тютчев.
Мне в душу повеяло жизнью и волей ...А. Майков.
По дороге зимней, скучной… А. Пушкин.
Слезы. Ф. Тютчев.
И мощный звон промчался над землею ...А. Хомяков.
Загадочны
Автор: Сироткина Мария Николаевна