планирование по предмету МУЗЫКА - 7 класс
ПРЕДМЕТ: МУЗЫКА
УЧИТЕЛЬ: Сироткина Мария Николаевна
КЛАСС: 7
ПРОГРАММА: «УРОКИ МУЗЫКИ»
(ПРОГРАММА ДЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧЕРЕЖДЕНИЙ)
учебник: Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская
Количество часов: Всего – 35 часа (в неделю – 1 час)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Музыкальное воспитание – это
не воспитание музыканта,
а прежде всего, воспитание человека.
В.А. Сухомлинский
Календарно-тематическое планирование составлено на основе программы по предмету «Музыка» для 5-9 классов общеобразовательных учреждений. Авторы: Г.Х.Сергеева, Е.Д.Критская, М., Пр., 2005г. и учебных пособий «Музыка». Учебник для учащихся. Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская. М., Пр., 2002-2007г.
Темы, предложенные программой, соответствуют последовательности содержания учебного материала учебников.
Программа по предмету «Музыка» составлена в соответствии с основными идеями музыкально-педагогической концепции Д.Б.Кабалевского и требованиями Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по искусству.
Цельмассового музыкального образования и воспитания - развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры.
В качестве приоритетных задач и направлений музыкального образования и воспитания, вытекающие из специфики музыкального искусства, закономерностей художественного творчества и возрастных особенностей учащихся:
Методическим основанием программы являются современный научные исследования и педагогическая практика, в которых отражается идея познания школьниками художественной картины мира и себя в этом мире.
Основное методические принципыпостроения программы V-IXклассов:
Виды музыкальной деятельности (разнообразны и направлены на полноценное общение школьников с высокохудожественной музыкой в современных условиях):
Специфика уроков музыки заключается в том, что при доминировании музыки ее сюжетно-образные, жанровые, стилистические особенности определяют подходы к разработке содержания урока, в котором другие виды искусства дополняют и расширяют представления школьников о духовном опыте человечества, помогают осознавать вечные темы искусства и жизни. Нравственно-эстетическая, эстетическая проблематика концентрируется вокруг художественно-педагогической идеи – содержательного стержня урока музыки.
Содержание программыраскрывается в учебных темах каждого полугодия. Эти темы, с одной стороны, ориентированы на изучение школьниками общих закономерностей музыкального искусства на разных этапах обучения музыке. С другой стороны, они имеют обобщенный характер, что позволяет учителю на основе вариативного подхода определять ключевые моменты в формировании музыкальной культуры каждого конкретного класса и в соответствии с этим планировать содержание занятий.
Критериями отбора музыкального материала для программы являются критерии, которые получили свое науно-методологическое обоснование в художественно-педагогической концепции Д.Б. Кабалевского и доказали свою жизненность в 30-летней практикой преподавания музыки в школах России: художественная ценность музыкальных произведений, их воспитательная направленность, а также педагогическая целесообразность.
Главная особенность содержания учебно-мутодического комплекта «Музыка» для V-IXклассов – исследовательские проекты.
Начиная с VIкласса в учебники «Музыка» введен раздел «Исследовательский проект». Содержание проектов ориентирует учащихся на постижение в индивидуальной и коллективной деятельности вечных тем искусства и жизни.
Итогом деятельности по проекту может стать письменная творческая работа, которую они затем публично защищают.
Тема года: Особенности музыкальной драматургии.
Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении учащимися содержания музыкальных образов.
Содержательный стержень программы - «Классика и современность». Вечные темы классической музыки и их претворение в произведениях разных жанров. Художественные направления, стили и жанры классической и современной музыки.
Особенности музыкальной драматургии и развития музыкальных образов в произведениях крупных жанров - опере, балете, мюзикле, рок-опере, симфонии, инструментальном концерте, сюите и др. Жанровые 11 стилистические особенности музыкального языка. Единство содержания и формы музыкальных произведений. Стиль как отражение мироощущения композитора. Стили музыкального творчества и исполнения, присущие разным эпохам.
Раздел 1. Особенности музыкальной драматургии сценической музыки
(17 ч)
Стиль как отражение эпохи, национального характера, индивидуальности композитора: Россия - Запад. Жанровое разнообразие опер, балетов, мюзиклов (историко-эпические, драматические, лирические, комические и др.). Взаимосвязь музыки с литературой и изобразительным искусством в сценических жанрах. Особенности построения музыкально-драматического спектакля. Опера: увертюра, ария, речитатив, ансамбль, хор, сцена. Балет: дивертисмент, сольные и массовые танцы (классический и характерный), па-де-де, музыкально-хореографические сцены и др. Приемы симфонического развития образов.
Сравнительные интерпретации музыкальных сочинений. Мастерство исполнителя «<искусство внутри искусства»): выдающиеся исполнители и исполнительские коллективы. Музыка в драматическом спектакле. Роль музыки в кино и на телевидении.
Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении учащимися содержания музыкальных образов.
№ п\п
Тема
Кол-во часов
1
Стиль, как отражение эпохи, национального характера. Индивидуальности композитора: Россия—Запад.
2
2
Жанровое разнообразие опер, балетов, мюзиклов (историко-этнические, драматические, лирические, комические и др.)
2
3
Взаимосвязь музыки с литературой и изобразительным искусством в сценических жанрах.
2
4
Музыка к драматическому спектаклю
1
5
Опера: увертюра, ария, речитатив. Ансамбль, хор, сцена..
2
6
Балет: сольные и массовые танцы, музыкально-хореографические сцены
2
7
Приемы симфонического развития образов.
1
8
Мастерство исполнителя (искусство внутри искусства): выдающиеся исполнители и исполнительские коллективы.
2
9
Музыка в драматическом спектакле
1
10
Роль музыки в кино и на телевидении
1
Раздел 2. Особенности драматургии камерной и симфонической музыки (18 '1)
Осмысление жизненных явлений и их противоречий в сонатной форме, симфонической сюите, сонатно-симфоническом цикле. Сопоставление драматургии крупных музыкальных форм с особенностями развития музыки в вокальных и инструментальных жанрах.
Стилизация как вид творческого воплощения художественного замысла: поэтизация искусства прошлого, воспроизведение национального или исторического колорита. Транскрипция как жанр классической музыки.
Переинтонирование классической музыки в современных обработках. Сравнительные интерпретации. Мастерство исполнителя: выдающиеся исполнители и исполнительские коллективы.
Использование различных форм музицирования и творческих заданий для освоения учащимися содержания музыкальных образов.
№п\п
Тема
Кол-во часов
11
Осмысление жизненных явлений и их противоречий.
2
12
Стилизация как вид творческого воплощения художественного замысла
3
13
Стили муз творчества и исполнения присущие разным эпохам
3
14
Сопоставление драматургии крупных музыкальных форм с особенностями развития музыки в вокальных и инструментальных жанрах
3
15
Транскрипция как жанр классической музыки
2
16
Сравнительные интерпретации
2
17
Мастерство исполнителя
2
18
Обобщающий урок
1
Требования к уровню подготовки учащихся VIIкласса
Обучение музыкальному искусству в 7 классе основной школы должно обеспечить учащимся возможность:
Содержание программы и поурочно-тематическое планирование
7 класс
№ п/п
Разделы и темы
Задачи урока
Музыкальный материал
Кол-во часов
I
Особенности драматургии сценической музыки
17
Классика и современность
1
Классика и современность
Актуализировать жизненно-музыкальный опыт учащихся; помочь им осознать, что встреча с выдающимися музыкальными произведениями является прикосновением к духовному опыту поколений
1
В музыкальном театре. Опера.
2
Новая эпоха в русской музыке.
Углубить знания учащихся об оперном спектакле, помочь понять его драматургию на основе взаимозависимости и взаимодействия происходящих в нем явлений и событий, переданных интонационным языком музыки.
М.И. Глинка
Опера «Иван Сусанин»
(фрагменты)
1
3
Судьба человеческая – судьба народная. Родина моя! Русская земля.
1
4
Русская эпическая опера.
А.П. Бородин
Опера «Князь Игорь»
(фрагменты)
1
5
Опера «Князь Игорь».
1
В музыкальном театре. Балет
6
Балет.
Актуализировать знания учащихся о балете на знакомом им музыкальном материале; раскрыть особенности драматургического развития образов на основе контраста, сопоставления.
Б.И. Тищенко
Балет «Ярославна»
(фрагменты)
1
7
Балет «Ярославна».
1
Героическая тема в русской музыке.
8
Галерея героических образов.
Обобщение особенностей драматургии разных жанров музыки героико-патриотического, эпического характера; развитие ассоциативно-образного мышления учащихся, актуализация их знаний о том, как историческое прошлое Родины находит отражение в художественных образах живописи, скульптуры, архитектуры; расширение интонационного тезауруса в процессе подбора музыкального ряда к произведениям изобразительного искусства.
А.Бородин 1-я часть Симфонии №2 («Богатырской») – фрагмент. Ария Ивана Сусанина.
М.Мусоргский. «Богатырские ворота (В стольном гарде во Киеве)». Из цикла «Картинки с выставки» (фрагмент)
1
В музыкальном театре.
9
Мой народ – американцы. Развитие традиций нового оперного спектакля.
Расширить представления учащихся об оперном искусстве зарубежных композиторов; выявить особенности драматургии классической оперы и современной рок-оперы.
Дж. Гершвин
«Рапсодия в стиле блюз»
1
10
Первая американская национальная опера.
Дж. Гершвин
опера «Порги и Бес»
(фрагменты)
1
11
Опера «Кармен». Самая популярная опера в мире.
Жорж Бизе
опера «Кармен»
(фрагменты)
1
12
Балет «Кармен-сюита». Новое прочтение оперы Бизе.
Р.Щедрин «Кармен-сюита»
1
Сюжеты и образы духовной музыки.
13
«Высокая месса». «От страдания к радости».
Актуализировать музыкальный опыт учащихся, связанный с образами духовной музыки; познакомить с вокально-драматическим творчеством русских и зарубежных композиторов
И.С. Бах «Высокая месса» («Kirie, eleison!»(№1), «Gloria» (№4),
«AgnusDei» (№ 23)
1
14
Всенощное бдение. Музыкальное зодчество России.
С.В. Рахманинов «Слезы», «Светлый праздник»;
«Богородице Дево, радуйся»
1*
15
Вечные темы.
Э.Л. Уэббер
Рок-опера «Иисус Христос– суперзвезда»
(фрагменты – главные образы)
1
Музыка к драматургическому спектаклю.
16
Музыкальные зарисовки для большого симфонического оркестра.
Изучение особенностей музыки к драм. спектаклям; актуализация жизненно-музыкальных впечатлений учащихся о роли музыки в сценическом действии; выявление контрастности образных сфер театральной музыки; закрепление знаний о взаимодействии музыки и литературы; понимание выразительности музыкальных характеристик главных героев спектакля или его сюжетных линий.
Д.Б. Кабалевский
«Ромео и Джульетта».
1
17
Из музыки к спектаклю «Ревизская сказка»
(образы «Гоголь-сюиты»)
А.Г. Шнитке
«Гоголь-сюита»
1*
II
Особенности драматургии камерной и симфонической музыки.
17
Музыкальная драматургия – развитие музыки.
18
Два направления развития музыкальной культуры.
Духовная музыка.
Актуализировать жизненно-музыкальный опыт учащихся по осмыслению восприятия музыкальной драматургии знакомой им музыки; закрепить понимание учащихся таких приемов развития, как повтор, варьирование, разработка, секвенция, имитация.
РНП (разных жанров);
Ф.Шуберт «Форель»;
В. Моцарт«Dоna nobis pacem»;
Дж.Гершвин «Рапсодия в стиле блюз»;
----------------------------------
И.-С.Бах «Высокая месса» (Kirie); С.Рахманинов «Всенощное бдение» (фрагменты);
Ф.Шуберт «Аве Мария».
1
19
Светская музыка.
«Ноктюрн» из Квартета № 2 А.П.Бородина
1
Камерная инструментальная музыка
20
Этюд.
Дать учащимся представление об особенностях развития музыки в камерных жанрах (на примере этюдов эпохи романтизма); познакомить с мастерством знаменитых пианистов Европы – Ф.Листа и Ф.Бузони; раскрыть понятия «транскрипция», «интерпретация»; выявить изменения в драматургической концепции сочинения на основе сравнительного анализа оригинала и транскрипции; осмыслить некоторые черты, свойственные музыке эпохи романтизма.
Ф.Шопен
этюды № 10 (ми-мажор), № 12 («Революционный»);
Ф.Лист Этюд «Метель»;
Г.В. Свиридов «Тройка».
1
21
Транскрипция.
М.Глинка «Жаворонок»;
фортепианная транскрипция Ф.Листа «Лесной царь»;
Каприс № 24 Паганини и его фортепианная транскрипция Ф.Листа
1
Цикличные формы инструментальной музыки
22
«Кончерто гроссо»
А. Шнитке.
Обобщение представлений учащихся об особенностях формы инструментального концерта, кончерто гроссо; освоение характерных черт стиля композиторов; закрепление представления учащихся о полистилистике, характерной для современной музыки.
А. Шнитке«Concerto grosso» ;
И.Бах«Чакона».
1
23
«Сюита в старинном стиле»
А. Шнитке.
«Сюита в старинном стиле» Ф. Шнитке;
А. Шнитке«Concerto grosso».
1
24
Соната.
Л.Бетховен
Соната № 8 («Патетическая»)
1
25
Соната.
В.-А.Моцарт
Соната № 11
1
Симфоническая музыка.
26
Симфония.
Продолжить знакомство учащихся с шедеврами русской музыкальной классики; закрепить понимание формы сонатного allegro на основе драматургического развития музыкальных образов и представления о жанре симфонии как романе в звуках; расширить представление учащихся об ассоциативно-образных связях музыки с другими видами искусства.
Й. Гайдн
Симфония № 103
(«С тремоло литавр»)
1*
Симфония.
В.-А.Моцарт
Симфония № 40
1
27
Симфония.
С.Прокофьев
Симфония № 1
(«Классическая»)
1*
Симфония.
Л.Бетховен
Симфония № 5.
1
28
Симфония.
Д.Шостакович
Симфония № 7
(«Ленинградская»)
1
29
Симфоническая картина.
К.Дебюсси
«Празднества»
1
Инструментальный концерт.
30
Инструментальный концерт.
Вспомнить с учащимися знакомые концерты (инструментальные и хоровые), определить их образный строй, дать информацию об истории создания жанра концерта; определить содержание, эмоциональный строй и национальный колорит «Концерта для скрипки и фортепиано» А.Хачатуряна, функции солиста и оркестра, особенности развития образов.
П.И. Чайковский
Концерт № 1 для фортепиано с оркестром;
С.В.Рахманинов
Концерт № 3 для фортепиано с оркестром;
А. Шнитке «Concertogrosso»
1
31
Концерт для скрипки с оркестром А.Хачатуряна.
А. Хачатурян
Концерт для скрипки с оркестром.
1
32
«Рапсодия в стиле блюз» Д.Гершвин.
Закрепить представления о жанре рапсодии, симфоджазе, приемах драматургического развития на примере сочинений Дж. Гершвина.
Дж. Гершвин
«Рапсодия в стиле блюз»
1
Музыка народов мира.
33
Популярные хиты из мюзиклов и рок-опера.
Систематизировать жизненно-музыкальный опыт учащихся на основе восприятия и исполнения обработок мелодий разных народов мира; обобщить представление школьников о выразительных возможностях фольклора в современной музыкальной культуре; познакомить их с известными исполнителями музыки народной традиции.
«Песняры»; «Иван Купала»; Д.Гаспарян; С.Назархан.
1
34
Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер.
«Призрак оперы»,
«Моя прекрасная леди»,
«Орфей и Эвридика»,
«Юнона и Авось» и др.
1
*
Исследовательский проект.
Осознание взаимодействия, взаимообогащения различных видов искусства. Установление связи между музыкой и литературой, изобразительным искусством, кино, театром.
Вне сетки часов
Примерный перечень музыкального материала
Иван Cycaнин. Опера (фрагменты). М. Глинка.
Порги и Бесс. Опера (фрагменты). Дж. Гершвин.
Князь Игорь. Опера (фрагменты). А. Бородин.
Ярославна. Балет(фрагменты). Б. Тищенко.
Высокая месса си минор(фрагменты). И.-С. Бах.
Всенощное бдение(фрагменты). С. Рахманинов.
Иисус Христос - суперзвезда. Рок-опера(фрагменты). Э.-Л. Уэббер.
Кармен.Опера (фрагменты). Ж.Бизе.
Кармен-сюита. Балет (фрагменты). Ж. Бизе - Р. Щедрин.
Празднества.Из цикла «Ноктюрны». К. Дебюсси.
Ревизская сказка. Музыка к спектаклю «Ревизор» по пьесе Н. Гоголя. А. Шнитке.
Родина моя.Д. Тухманов, слова Р. Рождественского.
Дом, где наше детство остается. Ю. Чичков, слова М. Пляцковского.
Дорога добра. Из телевизионного фильма «Приключения Маленького Мука». М. Минков, слова Ю. Энтина.
Небо в глазах. С. Смирнов, слова В. Смирнова.
Рассвет-чародей. В. Шаинский, слова М. Пляцковского.
Только так. Слова и музыкаГ. Васильева и А. Иващенко.
Синие сугробы. Слова и музыка А. Якушевой.
Ночная дорога. С. Никитин, слова Ю. Визбора.
Исполнение желаний. Слова и музыка А. Дольского.
Тишь. Слова и музыка А. Загота.
Наполним музыкой сердца. Слова и музыка Ю. Визбора.
Как здорово. Слова и музыка о. Митяева.
Образцы музыкального фольклораразных регионов мира (аутентичный, кантри, фолк-джаз, рок-джаз и др.).
День Победы. Д. Тухманов, слова В. Харитонова.
Солдаты идут. К. Молчанов, слова М. Львовского.
До свидания, мальчика. Слова и музыка Б. Окуджавы.
Баллада о солдате. В. Соловьев-Седой, слова М. Матусовского.
Нечаянно-негаданно. Слова и музыка Ю. Кима.
За туманом; Маленький гном. Слова и музыка А. Кукина. Следы. Слова и музыка В. Егорова.
Колоколенка. Слова и музыка Л. Сергеева.
Весеннее танго. Слова и музыка В. Миляева.
Соната № 11.К-А Моцарт.
Соната № 8 («Патетическая»).Л. Бетховен.
Соната № 2. С. Прокофьев.
Симфония №1. (1-я часть). В. Калинников.
Симфония № 103(«С тремоло литавр») (фрагменты). Й. Гайдн.
Симфония № 1(«Классическая») (фрагменты). С. Прокофьев. Симфония № 40. К-А Моцарт.
Симфония № 5(фрагменты). П. Чайковский.
Симфония № 5(фрагменты). Л. Бетховен.
Симфония № 8(«Неоконченная») (фрагменты). Ф. Шуберт.
Симфония № 7(«Ленинградская») (фрагменты). Д. Шостакович.
Этюды по каприсам Н. Паганини. Ф. Лист.
Чакона.Из Партиты № 2 ре минор. И.-С. Бах - Ф. Бузони.
Лесной царь. Ф. Шуберт - Ф. Лист.
Сюита в старинном стиле. А Шнитке.
Рапсодия в стиле блюз. Дж. Гершвин.
Концерт для скрипки с оркестром. А Хачатурян.
Образцы музыкального фольклора разных регионов мира(аутентичный, кантри, фолк-джаз, рок-джаз и др.).
Россия, Россия. Ю. Чичков, слова Ю. Разумовского.
Журавли. Я. Френкель, слова Р. Гамзатова.
Сыновья уходят в бой. Слова и музыка В. Высоцкого.
Автор: Сироткина Мария Николаевна