Обучение народной манере пения в детской школе искусств
Исследования известных ученых, педагогов доказывают, что большое внимание необходимо уделять изучению динамики развития музыкальных способностей; музыкального слуха и певческого голоса, ритмического чувства, отзывчивости ребенка на музыку.Наиболее благоприятного периода для развития музыкальных способностей, чем детство, трудно представить. Развитие музыкального вкуса, эмоциональной отзывчивости в детском возрасте создает «фундамент музыкальной культуры человека, как части его общей духовной культуры в будущем». Задатки к музыкальной деятельности имеются у каждого, именно они составляют основу музыкальных способностей.Специфика работы педагога заключается в том, что все дети независимо от уровня их индивидуальных музыкальных и вокальных способностей приобщаются к хоровому творчеству – искусству коллективного, вокального музицирования. Поэтому главная задача педагога-хоровика состоит в том, чтобы обучить детей сольному, ансамблевому и хоровому народному пению, развить их вокальные возможности, научить преодолевать трудности в исполнении песенного фольклора, необходимо систематическое вокальное воспитание, в систему которого входит развитие основных певческих навыков: правильного, естественного дыхания; протяжного, гибкого и подвижного звуковедения; отчетливой, выразительной дикции; единой манеры пения и говора.Все необходимые вокальные навыки вырабатываются, в первую очередь, во время распевания, оно регулярно проводится в начале занятий и помогает быстрой слуховой организации коллектива, собиранию внимания певцов, подготавливает, «разогревает» голосовой аппарат. Основной материал для распевания — песенный, но могут применяться и специальные упражнения.На занятиях навыки пения прививаются детям постепенно, по известному принципу — от простого к сложному. Как это принято в народной традиции устной передачи фольклора, разучивание и исполнение песен и упражнений должны происходить «на слух», с голоса руководителя.Ввиду специфики народного пения и особенностей детского голоса особо следует рассмотреть методы и приемы использования в занятиях с детьми специальных вокально-хоровых упражнений. Певческие навыки также формируются и в процессе работы над разучиваемыми песнями. И работе над отдельными певческими навыками — дыханием, звуковедением, дикцией, манерой пения - необходимо пользоваться как коллективными, так и индивидуальными методами. Только овладев вокальными навыками, певец получает характерные черты звучания народного голоса — это естественный, «близкий» звук; дикцию, близкую разговорной речи; плотное грудное звучание, естественное головное резонирование, без сильного прикрытия голоса. Хороший народный голос всегда отличается ярким, звонким, светлым звучанием. Большой интерес и творческий стимул для детей — первые выступления. Даже с небольшой программой народных песен уже можно выступать на детсадовских и школьных утренниках и праздничных концертах... Это поможет детям наиболее полно раскрыть свои музыкальные и творческие способности, придаст им уверенности, станет полезной певческой практикой, разовьет желание к дальнейшему освоению песенного фольклора.
Автор: Пастухова Марина Магафуровна