Музыка. Программа дополнительного образования "Многозвучие", направление - художественно-эстетическое
ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Многозвучие»
Направление - художественно-эстетическое
Срок реализации 3 года
Возраст участников 8-17 лет
Составитель: Казимирская Галина Борисовна,
учитель музыки, высшей категории
Кохма – 2012 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность программы
Современный россиянин – это уникальная по своей сущности личность, которая занимает свое, особое личностно-значимое место в обществе и принимает активное участие в решении задач преобразования. Система российского образования ориентирована на стратегические государственные задачи, которые строится на принципиально новой образовательной парадигме: современная образовательная среда - это условия, в которых каждый ребенок развивается соразмерно своим способностям, интересам и потребностям.
Голос - это особое богатство, природный дар, который дан человеку от бога.
Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата. С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству.
Именно в период детства важно реализовать творческий потенциал ребенка, сформировать певческие навыки, приобщить детей к певческому искусству, которое способствует развитию творческой фантазии. Каждый ребенок находит возможность для творческого самовыражения личности через сольное и ансамблевое пение, пение народных и современных песен с музыкальным сопровождением.
В МОУ СОШ № 7 обучаются дети, наделенные музыкальными способностями, которые любят музыку и желают научиться красиво петь.
Именно для того, чтобы ребенок, наделенный способностью и тягой к творчеству, развитию своих вокальных способностей, мог овладеть умениями и навыками вокального искусства, самореализоваться в творчестве, научиться голосом передавать внутреннее эмоциональное состояние, разработана программа «Многозвучие», направленная на духовное развитие обучающихся.
Новизна программы
В МОУ СОШ № 7 создан вокальный коллектив «Радуга», в котором занимаются учащиеся 3-11 классов в возрасте от 8 до 17 лет. Особенность программы в том, что она разработана для обучающихся общеобразовательной школы, которые сами стремятся научиться красиво и грамотно петь. При этом дети не только разного возраста, но и имеют разные стартовые способности.
В данных условиях программа «Многозвучие» - это механизм, который определяет содержание обучения вокалу школьников, методы работы учителя по формированию и развитию вокальных умений и навыков, приемы воспитания вокалистов. Новизна программа в первую очередь в том, что в ней представлена структура индивидуального педагогического воздействия на формирование певческих навыков обучающихся последовательности, сопровождающая систему практических занятий.
Программа отличается тем, что:
- позволяет в условиях общеобразовательной школы через дополнительное образование расширить возможности образовательной области «Искусство»;
- она ориентирована на развитие творческого потенциала и музыкальных способностей школьников разных возрастных групп в вокальном коллективе за 3 года обучения соразмерно личной индивидуальности;
- содержание программы «Многозвучие» может быть основой для организации учебно-воспитательного процесса по индивидуальной траектории, развития вокальных умений и навыков как групп обучающихся, так и отдельно взятых учеников;
- программа дополнительного образования имеет четкую содержательную структуру на основе постепенной (от простого к сложному) реализации задач тематического блока, а не общепринятое описание системы работы.
Роль и место программы в образовательном маршруте обучающихся, практическое назначение программы:
Программа - это обобщенный многолетний опыт по воспитанию вокалистов из числа одаренных учащихся школы № 7 г. о. Кохма. Реализация содержания программы ориентирована на применение наиболее эффективных методов и приемов формирования голоса.
Программа имеет практическую значимость и может быть применена для работы в общеобразовательной школе.
В вокальном коллективе «Радуга» занимаются 34 обучающихся. Это дает возможность каждому из них удовлетворить не только свои образовательные потребности, реализовать способности, радовать школьный социум и окружение школы своими способностями, получить оценку и общественное признание в школе, в городе, округе, в России. Увлеченные любимым делом школьники высоконравственны, добры и воспитаны, принимают общечеловеческие ценности, далеки от девиантного образа взаимодействия с окружающим сообществом.
Содержание программы предполагается реализовать в объеме 204 часов (за 3 года обучения).
Цель программы – через активную музыкально-творческую деятельность сформировать у учащихся устойчивый интерес к пению и исполнительские вокальные навыки, приобщить их к сокровищнице отечественного вокально-песенного искусства.
Задачи:
Расширить знания обучающихся о музыкальной грамоте и искусстве вокала, различных жанрах и стилевом многообразии вокального искусства, выразительных средствах, особенностях музыкального языка;
Воспитать у обучающихся уважение и признание певческих традиций, духовного наследия, устойчивый интерес к вокальному искусству;
Развить музыкальный слух, чувство ритма, певческий голос, музыкальную память и восприимчивость, способность сопереживать, творческого воображения, Формировать вокальную культуру как неотъемлемую часть духовной культуры;
Помочь учащимся овладеть практическими умениями и навыками в вокальной деятельности.
Ведущие теоретические идеи, принципы и технологии
Развитие творческих вокальных способностей и духовное воспитание личности в разное время было предметом особой заботы педагогической общественности и сообщества деятелей культуры. Как и какими средствами решать проблему развития детского голоса и воспитывать душу? Как помочь ребенку разобраться в огромном количестве вокальной музыки, как лучше познакомить с замечательными гражданскими, лирическими, комедийными песнями, которые приятно и легко слушать и радостно и желанно исполнять? Как показать младшему школьнику, что хорошая музыка возвышает человека, делает его чище и благороднее?
В основу программы «Многозвучие» для организации творческого процесса воспитания вокалистов в условиях школьной студии положены, в первую очередь, практические рекомендации и концептуальные положения, разработанные основоположником русской вокальной школы М.И.Глинки, который рекомендовал специальные этюды и упражнения для развития певческих навыков, предостерегал от увлечения темпом обучения и учил осторожному подходу к молодому голосовому аппарату.
Классические методики, которые используются при реализации программы, позволяют научить обучающихся слышать и слушать себя, осознавать и контролировать свою певческую природу, владеть методами и приемами, снимающие мышечные и психологические зажимы.
Вокальная педагогика учитывает, что каждый обучающийся есть неповторимая индивидуальность, обладающая свойственными только ей психическими, вокальными и прочими особенностями и требует всестороннего изучения этих особенностей и творческого подхода к методам их развития.
Принципы педагогического процесса:
- принцип единства художественного и технического развития пения;
- принцип гармонического воспитания личности;
- принцип постепенности и последовательности в овладении мастерством пения, от простого к сложному;
- принцип успешности;
- принцип соразмерности нагрузки уровню и состоянию здоровья сохранения здоровья ребенка;
- принцип творческого развития;
- принцип доступности;
- принцип ориентации на особенности и способности - природосообразности ребенка;
- принцип индивидуального подхода;
- принцип практической направленности.
В концептуальной основе программы важно особо подчеркнуть главное отличие эстрадного пения - многообразие индивидуальных исполнительских манер и жанровой многоплановости.
В основу разработки программы «Многозвучие» положены технологии, ориентированные на формирование общекультурных компетенций обучающихся:
- технология развивающего обучения;
- технология индивидуализации обучения;
- личностно-ориентированная технология;
- компетентностного и деятельностного подхода. Программа определяет 2 направления обучения детей: вокально-хоровая работа и концертно-исполнительская деятельность. Первое направление состоит из 12 тематических блоков, объединяющих несколько вопросов теоретического и практического характера, которые реализуются на разных этапах обучения (содержание обучения усложняется на 2 и 3 годы обучения). Основное содержание программы позволяет формировать в единстве содержательные, операционные и мотивационные компоненты учебной деятельности - это обеспечивает целостный и комплексный подход в решении поставленных задач. Теоретические знания ориентированы на каждого обучающегося. Это сведения из области теории музыки и музыкальной грамоты, которые сопровождают все практические занятия, на которых основное внимание уделяется постановке голоса и сценическому искусству. Организация учебного процесса в рамках каждой темы отличается содержанием, видами деятельности, аппаратом контроля, при постепенном усложнении процесса обучения. Педагог свободно управляет учебным процессом и может заменить одно произведение другим. Поэтому программа разнообразна и интересна в применении.
Наиболее подходящей формой для реализации данной программы является вокально-хоровой кружок. Он позволяет учесть физиологические и вокальные особенности детского голоса: регистры и диапазон соответствующий возрастным особенностям (чтобы подобрать материал для индивидуальной работы), особенности звуковедения.
По способу организации педагогического процесса программа является интегрированной, т.к. предусматривает тесное взаимодействие музыки, литературы, живопись, элементов танца. Комплексное освоение искусства оптимизирует фантазию, воображение, артистичность, интеллект, то есть формирует универсальные способности, важные для любых сфер деятельности.
Программа предусматривает сочетание практической методики вокального воспитания детей на групповых и индивидуальных занятиях.
Программа предполагает различные формы контроля промежуточных и конечных результатов. Методы контроля и управления образовательным процессом - это наблюдение педагога в ходе занятий, анализ подготовки и участия воспитанников вокальной студии в школьных мероприятиях, оценка зрителей, членов жюри, анализ результатов выступлений на различных мероприятиях, конкурсах. Принципиальной установкой программы (занятий) является отсутствие назидательности и прямолинейности в преподнесении вокального материала.
Педагогическая целесообразность программы в том, что программа обеспечивает формирование умений певческой деятельности и совершенствование специальных вокальных навыков: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, ансамбля; координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса (звонкостью, полетностью и т.п.), навыки следования дирижерским указаниям; слуховые навыки (навыки слухового контроля и самоконтроля за качеством своего вокального звучания).
Особое место уделяется концертной деятельности (2 направление программы): обучающиеся исполняют произведения в рамках школьных, городских праздников, посвященных разным памятным датам. Это придает прикладной смысл занятиям вокального коллектива. Обучение учеников вокалу подчинено личной и общезначимой цели. Для лучшего понимания и взаимодействия для исполнения предлагаются полюбившиеся произведения, хиты, “легкая” музыка. Все это помогает юным вокалистам в шутливой, незамысловатой работе-игре постичь великий смысл вокального искусства и научиться владеть своим природным инструментом – голосом.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Программа имеет трехуровневую (по годам обучения) и тематическую структуру.
Учебный план программы «Многозвучие»
№
п/п
Разделы (блоки)
Кол-во часов
I. Вокально-хоровая работа - 168 час.
1.
Введение. Владение голосовым аппаратом. Звуковедение. Использование певческих навыков.
16
2
Певческая установка и певческая позиция. Дыхание. Отработка
полученных вокальных навыков.
20
3.
Распевание.
12
4.
Вокальные произведения разных жанров. Манера исполнения. Великие вокалисты прошлого и настоящего.
10
5.
Дикция. Артикуляция.
28
6.
Гигиена певческого голоса.
3
7.
Сценическая культура и сценический образ.
20
8.
Основы нотной грамоты.
8
9.
Движения вокалистов под музыку.
18
10.
Вокально-хоровая работа.
12
11.
Импровизация.
7
12.
Собственная манера исполнения.
14
II. Концертно-исполнительская деятельность - 36 час.
ИТОГО: 204
Учебно-тематический план
(1-й год обучения)
Цель: раскрыть певческий голос ребенка через основы вокала, исполнение детских песенок, песен из мультфильмов и сказок, русских народных песен и прибауток.
№ п/п
Тема занятий
Часы
Формы проведения занятий
Методы контроля
Общее
кол-во
Теория
Прак-
тика
Вокально-хоровая работа
1.
Введение, знакомство с голосовым аппаратом.
2
1
1
Индивидуальное
Наблюде-
ние
2.
Певческая установка. Дыхание.
4
1
3
Индивидуальное
Наблюде-
ние
3.
Распевание.
18
1
17
Индивидуальное
Наблюде-
ние
4.
Вокальная позиция.
4
0,5
3,5
Индивидуальное
Наблюде-
ние
5.
Звуковедение. Использование певческих навыков.
10
1
9
Индивидуальное
Наблюде-
ние
6.
Знакомство с различной манерой пения. Дикция. Артикуляция.
10
1
9
Индивидуальное
Наблюде-
ние
7.
Беседа о гигиене певческого голоса.
1
1
0
Индивидуальное
Наблюде-
ние
8.
Работа над сценическим образом.
7
1
6
Индивидуальное
Наблюде-
ние
Концертно-исполнительская деятельность
9.
Праздники, выступления.
12
12
Конкурсы, праздники
Оценка зрителей, оценка жюри
Итого
68
8,5
59,5
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам
(1 ступень - 1 год обучения)
В результате обучения пению в вокально-хоровом кружке воспитанник должен:
знать, понимать:
- строение артикуляционного аппарата;
- особенности и возможности певческого голоса;
- гигиену певческого голоса;
- понимать по требованию педагога слова – петь «мягко, нежно, легко»;
- понимать элементарные дирижерские жесты и правильно следовать им (внимание, вдох, начало звукоизвлечения и его окончание);
- основы музыкальной грамоты;
- различные манеры пения;
- место дикции в исполнительской деятельности.
уметь:
- правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;
- петь короткие фразы на одном дыхании;
- в подвижных песнях делать быстрый вдох;
- петь без сопровождения отдельные попевки и фразы из песен;
- петь легким звуком, без напряжения;
- на звуке ля первой октавы правильно показать самое красивое индивидуальное звучание своего голоса, ясно выговаривая слова песни;
- уметь делать распевку;
- к концу года спеть выразительно, осмысленно.
Учебно–тематический план
(2-й год обучения)
Цель: сформировать у обучающихся основы вокальных умений и навыков через усложнение репертуара, ритма и метра, использование голосовых импровизаций, пунктирного ритма.
№ п/п
Тема занятий
Часы
Формы проведения занятий
Методы контроля
Общее кол-во
Теория
Прак-
тика
Вокально-хоровая работа
1.
Введение, владение своим голосовым аппаратом. Использо- вание певческих навыков
5
1
4
Индивидуальное
Наблюде-
ние
2.
Знакомство с произведения ми различных жанров, манерой исполнения. Великие вокалисты. Вокальные навыки
4
1
3
Индивидуальное
Наблюде-
ние
3.
Овладение собственной манерой вокального исполнения.
Выявление индивидуальных красок голоса.
18
0
18
Индивидуальное
Наблюде-
ние
4.
Дыхание, артикуляция, певческая позиция. Вокально-хоровая работа. Нотная грамота.
10
1
9
Индивидуальное
Наблюде-
ние
5.
Использование элементов ритмики. Движения под музыку.
Сценическая культура.
8
0
8
Индивидуальное
Наблюде-
ние
6.
Дикция. Вокальные навыки.
5
0
5
Индивидуальное
Наблюде-
ние
7.
Беседа о гигиене певческого голоса.
1
1
0
Индивидуальное
Наблюде-
ние
8.
Работа над сценическим образом.
5
0
5
Индивидуальное
Наблюде-
ние
Концертно-исполнительская деятельность
9.
Праздники, выступления.
12
0
12
Конкурсы, праздники
Оценка зрителей, оценка жюри
Итого
68
4
64
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам
(2 ступень - 2-й год обучения)
В результате обучения пению в вокально-хоровом кружке воспитанник должен:
знать, понимать:
- соблюдать певческую установку;
- понимать дирижерские жесты и правильно следовать им (внимание, вдох, начало звукоизвлечения и его окончание);
- жанры вокальной музыки;
- произведения различных жанров;
- великих вокалистов России и мира;
уметь:
- правильно дышать, делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;
- точно повторить заданный звук;
- в подвижных песнях делать быстрый вдох;
- правильно показать самое красивое индивидуальное звучание голоса;
- петь чисто и слаженно в унисон;
- петь без сопровождения отдельные попевки и отрывки из песен;
- дать критическую оценку своему исполнению;
- характеризовать выступления великих вокалистов
- использовать элементы ритмики и движения под музыку;
- работать в сценическом образе;
- принимать активное участие в творческой жизни вокального коллектива.
Учебно – тематический план
(3-й год обучения)
Цель: через исполнение популярных произведений с обязательной голосовой импровизацией способствовать формированию позиции обучающегося в мире искусства и вокала, совершенствованию исполнительского мастерства.
№
п/п
Тема занятий
Часы
Формы проведения занятий
Методы контроля
Общее кол-во
Теория
Прак-тика
Вокально-хоровая работа
1.
Введение, владение голосовым аппаратом. Использование певческих навыков. Знакомство с великими вокалистами прошлого и настоящего. Собственная манера исполнения вокального произведения.
5
0
4
Индивидуальное
Наблюде-
ние
2.
Работа над собственной манерой вокального исполнения. Сценическая культура.
4
0
3
Индивидуальное
Наблюде-
ние
3.
Дыхание. Певческая позиция. Отработка полученных вокальных навыков.
Знакомство с многоголосным пением. Вокально-хоровая работа. Нотная грамота.
18
1
17
Индивидуальное
Наблюде-
ние
4.
Дикция. Расширение диапазона голоса.
10
0
10
Индивидуальное
Наблюде-
ние
5.
Использование элементов ритмики. Движения под музыку. Постановка танцевальных движений.
8
0
7
Индивидуальное
Наблюде-
ние
6.
Вокально-хоровые навыки в исполнительском мастерстве.
5
0
5
Индивидуальное
Наблюде-
ние
7.
Беседа о гигиене певческого голоса.
1
1
0
Индивидуальное
Наблюде-
ние
8.
Работа над сценическим образом.
5
0
4
Индивидуальное
Наблюде-
ние
Концертно-исполнительская деятельность
9.
Праздники, выступления.
12
0
12
Конкурсы, праздники
Оценка зрителей, оценка жюри
Итого
68
2
66
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам
(3 ступень - 3 год обучения)
В результате обучения пению в вокально-хоровом кружке воспитанник должен:
знать, понимать:
- основные типы голосов;
- жанры вокальной музыки;
- типы дыхания;
- поведение певца до выхода на сцену и во время концерта;
- реабилитация при простудных заболеваниях;
- особенности многоголосого пения;
- обоснованность сценического образа.
уметь:
- петь достаточно чистым по качеству звуком, легко, мягко, непринужденно;
- петь на одном дыхании более длинные музыкальные фразы;
- исполнять вокальные произведения выразительно, осмысленно;
- принимать активное участие во всех концертах, фестивалях, конкурсах.
(16 часов)
Искусству пения, как и всякому другому искусству, должно предшествовать известные механические уменья.
Гёте.
Искусство пения – искусство души и для души.
Музыка в нашей жизни. Роль и место музыкального и вокального искусства. Положительные эмоции как результат воздействия вокала на чувства слушателей и исполнителя. Влияние пения на развитие личности, речи человека.
«Ни слуха, ни голоса» и перспективы научиться петь. Как пользоваться природными данными и развивать вокальные способности. Способности к пению – перспективы развития и возможности участия в мире шоу-бизнеса.
Голосообразование – рождение звука. Вибрация и дыхание – основа рождения звука.
Гортань человека. Способность гортани человека издавать звуки. Четыре режима звуков: шумовой, грудной – натуральный (детский), фальцетный, свистовой или флейтовый.
Регистровый порог. Механизм перевода регистра.
Звуковедение: гласные и согласные. Фонетика речевых гласных, их пение. Речевой диапазон. Требования к пению гласных.
Пение согласных. Знаменитый тезис вокальной педагогики «язык, лежащий лодочкой или ложечкой». Назначение функции расслабления языка. Носовой звук. Переход от носового звука к гласному.
Рупор. «Зевок» и полузевок».
Регулировочный образ: место и роль в пении.
Практические занятия:
Блок 1.
Упражнение 1. Поиск вибрации: на губах (М) – на губной гармошке, расческе без оценки качества звуков.
Упражнение 2. Поток вибраций, поднимающийся из середины тела, вливается в вибрацию губ. Пение по одному звуку, двигаясь по полтона от «фа» до «си бемоль». Звук производится как жужжание. Звук из глубины.
Упражнение 3. Стимулирование губ на освобождение и расширение зоны вибрации (звук Б), подключая деки губ. Пальцем касаемся губ при движении вверх-вниз до свободного движения.
Упражнение 4. Губы расслаблены, выдуваем поток воздуха с вибрацией «ММ»: от щек по всему лицу.
Упражнение 5. Вдуваем вибрацию сквозь губы (вздох облегчения, касание звука, вибрации «ммм»).
Упражнение 6. Вибрация внутри тела.
Блок 2.
Комплекс № 1. Упражнения для осознания действий мышц, участвующих в голосообразовании.
Комплекс № 2. Упражнения для осознания ощущений вибрации, давления, действия мышц от восприятия звука своего голоса.
Комплекс № 3. Упражнения для работы голосового аппарата в разных режимах (регистрах).
Комплекс № 4. Упражнения для осознания связи режимов с разным тембром, силой голоса – через ощущения с разными энергетическими затратами, эмоциональными отражениями представлениями.
Комплекс № 5. Упражнения для осознания связи режимов с разными участками диапазона.
Комплекс № 6. Упражнения для осознания связи разных ощущений с эмоционально-образными представлениями.
Комплекс № 7. Упражнения на формирование связи эмоциональных слуховых представлений о высоте тонов и интервалов с режимом, тембром, силой голоса, с энергетическими затратами.
Комплекс № 8. Упражнения на формирование навыка выбора оптимальных энергетических затрат.
Комплекс № 9. Упражнения по овладению приемами, не позволяющими издавать звук привычным способом.
Комплекс № 10. Упражнения: язык лодочкой, язык на нижней губе в расслабленном виде.
Комплекс № 11. Упражнения на «Н - носовое».
Комплекс № 12. Упражнения двигательной программы (тренировки).
II. Певческая установка и певческая позиция. Дыхание. Отработка
полученных вокальных навыков.
(20 часов)
Опыт пения как экспульсивный акт (экс – наружу), т.е. действия связанные с выведением наружу – выдувание. Количество воздуха необходимое для пения. Малое дыхание.
«Ни одна частичка воздуха не должна выйти из гортани, не превратившись в звук».
Зависимость качества пения от количества и скорости воздуха, протекающего через голосовую щель в единицу времени. Компоненты певческого тембра, образованные аэродинамическим путем.
Соотношения работы органов дыхания и гортани.
Резонаторная функция трахеи.
Вибрато: сущность и назначение. Качающийся и тремолирующий голос.
Практические занятия:
Дыхательная гимнастика.
III. Распевание
(12 часов)
Звук и механизм его извлечения.
Правила вокальных упражнений. Правильное дыхание. Точное интонирование, Четкое произношение. Ровность тембра всех звуков при выполнении упражнений.
Правила великих мастеров Ф.И.Шаляпина, К.С. Станиславского (И.О.Исаева с.158).
Важность работы над звуком. Продолжительность распевки. Требования к организации распевки. Порядок распевки. Нотные примеры в «до мажор» условной тональности.
Использование скороговорки на начало распевки.
Практические заняти
Автор: Казимирская Галина Борисовна