Методическое пособие по обучению гаммам в начальных классах обучения игры на фортепьяно
Работа над гаммами, их изучение и исполнение – обязательный, но не всегда увлекательный процесс. Чтобы 6-7-летним начинающим пианистам было интересно заниматься гаммами, применяем ассоциативный метод.
Представляем: мажорный лад – это день, минорный лад – ночь, и используем следующие попевки:
Предлагается подобрать эти песенки для каждой белой клавиши в 1-й октаве. Попутно объясняется значение появляющихся знаков альтерации – бемолей, диезов, бекаров, – и их значение при подборе попевок.
На начальном этапе попевки играются 3-м пальцем правой руки, далее – 1, 2, 3-м пальцами правой руки, затем подключаем левую руку, основанную на первом звуке попевки, 5 – 1-м пальцами берем квинту.
Квинту можно назвать «мостиком» и, играя ее, отрабатывать «круглую» кисть и опору на 5-й и 1-й палец.
Правой же рукой, как бы пропевая песенку, отрабатываем плавным движением от 1-го к 3-му пальцу прием легато.
Следующий этап – маленькую попевку превращаем в более длинную песенку:
p2pic1.jpgПри этом «До-мажор», «ясный день», называем «белой гаммой», и предлагаем найти такую же «белую» (т.е. без черных клавиш) минорную гамму, подбирая песенку «Ой, ты, ночка, темная ночка». Находим ее от Ля:
p2pic2.jpgИтак, образовалась пара «день-ночь», До-мажор – Ля-минор. Связать эти две гаммы можно «переходом», взятым из октавного круга
p2pic3.jpgНе останавливаясь на одном виде минора – натуральном – подбираем гармонический вид. Используя повышенную 7-ю ступень как элемент восточного колорита, можно назвать гармонический минор «восточная ночь», а мелодический минор, соответственно, – «светлая ночь».
p3pic1.jpgПроигрывание и пропервание этих песенок способствует развитию музыкальных слуховых интонаций и ассоциаций.
Изучив первую пару До-мажор – Ля-минор, переходим к следующей паре Соль-мажор – Ми-минор, затем – Ре-мажор – Си-минор, и так далее.
Все гаммы связываются уже известным «переходом», в котором главное – аппликатура:
p3pic2.jpg p4pic1.jpgТам, где в гаммах есть исключения, или они начинаются с черной клавиши, применяем другую, более удобную аппликатуру:
p4pic2.jpgДалее предлагается схема переходов из гаммы в гамму.
p4pic3.jpg Бемольные тональности p5pic1.jpgТаким образом, гаммы играются переходя одна в другую, как бы по кругу, и при этом хорошо запоминается многократно повторяющаяся аппликатура.
Аккорды и арпеджио учим также блоками:
p5pic2.jpgПри многократном повторении аккордов лучше запоминаются позиции пальцев, также есть возможность отработать опору на 5-й палец. В арпеджио также благодаря многократному повторению отрабатывается движение к 5-му пальцу в правой и от 5-го к 1-му пальцу в левой руке, лучше запоминается аппликатура.
Длинное арпеджио также играется одним блоком, т.е. во всех пройденных тональностях, отрабатывая подкладывание 1-го пальца. на каждом уроке уроки обязательно проигрываются все уже изученные гаммы, начиная с До-мажор. По возможности, добавляется новая гамма, к аккордам добавляются ее аккорды, а также арпеджио.
В подготовительном классе, в первый год обучения, арпеджио проходится только исходя из индивидуальных возможностей ученика.
В начале обучения гаммы играются на одну октаву отдельно каждой рукой, затем – на две октавы двумя руками вместе, прибавляя к мажорам расходящиеся виды. Работая по этой системе, ученики со средними способностями, не имеющие никакой музыкальной подготовки, за 4 месяца освоили диезные гаммы до 3-х знаков, включая Ля-мажор, а ученики 1-го класса – все диезные гаммы до 5-ти знаков включительно.
Цель этой работы – научить ребенка свободно владеть аппликатурой, хорошо слышать гаммы, строить их на этой основе. В дальнейшем можно развивать ровность звука, движение и пальцевую беглость.
В данной работе не повторяется то, что уже наработано общепризнанными методами (например, чередование 3-2-х пальцев в аккордах и 3-4-х пальцев в арпеджио). В нее включены новые элементы обучения гаммам – слуховые ассоциации, построение гамм методом подбора, что очень важно в юном возрасте учеников, когда теоретически трудно запомнить построение гармонического и мелодического миноров. Также здесь присутствует авторская находка: соединение гамм посредством переходов из одной гаммы в другую, что позволяет благодаря беспрерывному и многократному повторению гамм, как бы по кругу, гораздо легче запомнить аппликатуру.
Автор: Витюк Ирина Александровна