«Музыкально-ролевые игры, как средство эмоционального и физического раскрепощения».
Тема методического объединения:
«Музыкально-ролевые игры, как средство эмоционального и физического раскрепощения».
Руководитель МО - ПДО Смирнова М.Н.
Для того, что бы ребёнок на занятиях творческих студий плодотворно развивался, важно создать на уроках атмосферу творчества, в которой каждый ребёнок смог бы раскрыть себя. О детях, впервые пришедших на занятия, — особая забота: они приходят на занятия, как это нередко бывает, застенчивые, робкие, болезненно самолюбивые, дети с заторможенной психикой. Поначалу таких детей очень трудно бывает привлечь к активному творческому процессу. Иногда все заканчивается слезами: маленькие дети не хотят отходить от родителей, ученики более старшего возраста замыкаются в себе, могут даже бросить студию. В такой ситуации видно, какой сильной «приманкой» для детей является «игровой метод», который необходимо использовать на занятиях. Застенчивый ребёнок, наблюдая за всеобщим весельем, в конце концов, решается присоединиться к другим детям, и тут чутье и такт педагога должны прийти к нему на помощь. Как только ребёнок решается занять своё место в рядах занимающихся, очень важно вслух отметить его удачу, похвалить его, - этот старый, как мир, приём действует безотказно: на следующий урок ребёнок идёт уже смело, и чувствуя себя не хуже других, постепенно «раскрывается», делается всё более общительным, а через некоторое время становится полноправным членом коллектива.
Самое трудное — заниматься с маленькими детьми, ибо их очень сложно бывает подключить к занятиям. Здесь часто проявляется одна сторона детской психологии: они озабочены больше тем, чтобы не получить замечание педагога, а не тем, что бы получить удовольствие от занятий, даже если по началу что-то не получается. Раскрепостить ребёнка, заставить его забыть о своей неумелости помогает создание на занятиях образных ситуаций.
Необходимо сопровождать упражнения соответствующими движениями и музыкой. Уже давно доказана тесная связь координированности и активности движений ребёнка с развитием самых различных психических качеств личности, и эта связь, в известной мере, может выступать одним из показателей развитости эмоциональной и интеллектуальной сферы ребёнка, становиться залогом его творческих успехов в художественной деятельности.
Музыкально - ролевые игры, разговорно - игровые методы позволяющие естественному проникновению ребёнка в художественный замысел, настраивающие его на эмоциональное освоение движения своего тела с музыкальным и речевым текстом, оказываются тем самым мостиком, который тесно связывают речь, движение и музыку. Даже самые лёгкие начальные упражнения должны представлять собой и восприниматься ребёнком как законченный «художественно - смысловой образ».
Например: разучивание скороговорок. Их можно проговаривать в разных образах - «сердитый дед», «маленький котёнок», «весёлый гном», «ласковая мама» и т.д., проигрывание гаммы можно представить как «бегущий ручеёк» или «шаги слоника» при этом проговаривать или пропевать тут же сочинённые вместе с ребёнком слова - (Как же грустно быть слонёнком, он не может быть котёнком).
Игры на художественное движение можно использовать всем возрастным группам студийцев. (И.Е.Кулагина « Художественное движение» Метод Л.Н. Алексеевой.) «Шлёпа», «Тигрята», «Змеи», «Ведьмы» и т.д.
Музыкально — ролевые игры «Зонтик», «В зоопарке», «Киса- Василиса», «Угадай, кто это?» - для младшего возраста.
Конкурсы « Скороговорки в ролях», «Угадай песню!», игра «Крокодил» - для среднего и старшего возраста.
Игра на внимательность, реакцию, развитие чувства ритма и раскрепощенность «Хлопай - топай» для всех возрастных категорий.
Музыкально- ролевых игр существует множество, но важно, что бы сам педагог творчески подходил к делу и находил и сочинял игровые методы и приёмы для своих учеников. Ведь кто как не педагог знает лучше всего своих учеников и их потребности.
Автор: Марина Николаевна Смирнова.