Конспект урока + презентация по теме "Музыкальная живопись и живописная музыка"
МУЗЫКАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ И ЖИВОПИСНАЯ МУЗЫКА
Цель: познакомить с направлением в искусстве - импрессионизмом, историей создания струнных инструментов.
Музыкальный материал: К. Дебюсси «Празднества», «Лунный свет»; Я. Френкель «Погоня».
Дополнительный материал: репродукции картины К. Коровина «Бульвар Капуцинов», картины К. Моне, К. Коро и других художников-импрессионистов.
Ход урока.
I. История создания струнных инструментов.
На прошлом уроке мы начали разговор о музыкальных красках - тембрах. Сегодня мы продолжим разговор, поговорим о струнных инструментах и о необыкновенном направлении в искусстве - импрессионизме.
Среди всех музыкальных инструментов самый красивый, самый выразительный и волнующий звук у струнных. Проматерью всех струнных является арфа. Появилась она на самой заре человеческой культуры. Случилось это, возможно, так: однажды, натягивая тетиву лука, охотник заметил, что она красиво звучит. Тогда он решил натянуть еще одну тетиву, так и получились уже два музыкальных звука разной величины. Можно было сыграть простенькую мелодию. Это было великое открытие -возник первый струнный щипковый инструмент.
Шли годы, десятилетия, столетия. К первым струнам добавлялись новые и новые, но музыкальный инструмент сохранял форму лука. Его держали в руках и играли на нем, перебирая пальцами струны. Арфу любили в Древнем Египте, в Финикии. Ассирии, Древней Греции и Риме. В средние века арфа завоевывает Европу. Особенно славились ирландские арфисты, исполняющие свои предания - саги под аккомпанемент арфы. Ее изображение даже вошло в национальный герб Ирландии.
Потом люди заметили, если струны натянуть не на тетиву лука, а на пустую внутри емкость, звук получится красивее. Эту емкость делали разной формы и величины, да и струны к ней крепились неодинаково. Так возникли разные инструменты, каждый со своим особенным тембром - лютня, гитара, мандолина, гусли, цимбалы. Способ игры на них также вырабатывался разный. На некоторых играли пальцами (гитара) или специальной пластинкой - плектром, которым цепляли за струны (мандолина). На других - с помощью молоточка или палочки, которой ударяли по струнам. Этот способ игры сохранился на цимбалах и... фортепиано.
Но вот кто-то из древних музыкантов задумался: щипок или удар вызывает короткий звук? А нельзя ли сделать, чтобы звук тянулся? И появился смычок-палочка с натянутым на нее пучком конского волоса, которым вели по струне. При этом струна звучала долго, все время, пока смычок дотрагивается до нее. Так появилась целая группа инструментов - струнных смычковых. Их делали большими и маленькими. И звук у них был более высокий или более низкий.
Современные смычковые - скрипка и возникшие за нею альт, виолончель и контрабас - похожи и отличаются в основ¬ном размерами. Их форма напоминает форму древней виолы. Струнные смычковые играют главную роль в симфоническом оркестре. Это самая важная и самая многочисленная группа инструментов. Они исполняют ответственные эпизоды. Вспомните, как часто в оркестровых произведениях слышится пение скрипок, виолончелей, иногда широкое и спокойное, иногда взволнованное, а иногда и драматически напряженное.
В симфоническом оркестре есть и современная арфа. Звучит она очень поэтично. Композиторы используют ее, когда надо создать фантастические образы, картины спокойной мирной природы, имитировать звучание народных струнных инструментов.
II. Знакомство с направлением в искусстве - импрессионизмом.
Во второй половине XIX века в европейском искусстве появляется направление импрессионизм. Впервые этот термин появился в 1874 году, когда состоялась первая выставка импрессионистов. Пытаясь избежать монотонности в названиях своих картин, Клод Моне озаглавил одну из них необычно: «Впечатление (impression). Восходящее солнце». Критик Леруа в сатирическом отчете зло высмеял этих мазил - «впечатленщиков». Они же признали правильной уничижительную кличку и увековечили ее в истории культуры. Движение импрессионистов создавали Э. Мане, К. Мо¬не, К. Писсарро, Э. Дега, О. Ренуар.
- Посмотрите внимательно, что характерно для всех авторов. Что необычно?
(Новое ощущение света и цвета, перспективы, внимание к фактуре мазка, отход от больших социальных тем, сосредоточенность на «красоте мига» — «остановись, мгновенье - ты пре¬расно!»)
На доске репродукция картины К. Коровина «Бульвар Капуцинов».
Что вы можете сказать о картине? Каково ваше впечатление?
III. Слушание. К. Дебюсси «Празднества».
Вопросы для обсуждения:
1. Позволяют ли музыкальные краски симфонической картины «Празднества» услышать, в какое время суток происходят праздничные гуляния?
2. Тембровые краски каких групп инструментов симфонического оркестра использовал в своей картине композитор (струнные, медные духовые, деревянные духовые, ударные)?
3. Какой тип музыки (песенный, танцевальный, маршевый) положен в основу симфонической картины «Празднества»? В ка¬кой форме она написана?
4. В какой части произведения К. Дебюсси вы заметили такой ритм? На каких инструментах можно исполнить этот ритмический аккомпанемент?5. Соответствует симфоническая картина К. Дебюсси тому названию, которое ей дал автор? А картине?
IV. Исполнение песни «Погоня» Я. Френкеля.
Отработка вокально-певческих навыков.
V. Итог урока.
Музыка К. Дебюсси красочная, нарядная, воздушная. Написана в 3-х частной форме. В крайних частях - мерцание прозаических огней, веселая суета ночного карнавала.
В средней - праздничное шествие, возникающее где-то вдали и постепенно приближающееся к нам (три трубы с сурдинами звучат таинственно и завораживающе). Музыка «Празднеств» очень «живописная», то есть вызывает в нашем представлении яркие зрительные образы - картины природы, картины народного гулянья.
Французский композитор, дирижер и пианист Клод Дебюсси (современник М. Равеля) был выдающимся мастером звуковой живописи. Он написал множество картин для симфонического оркестра, фортепиано и голоса.
Домашнее задание: нарисовать иллюстрацию к симфонической картине К. Дебюсси «Празднества».
Автор: Левагина Елена Васильевна