Художественные образы в произведениях советских и современных композиторов
Цель урока: формировать системный подход в работе над инструктивным
материалом.
Форма урока: урок-практикум
Задачи:
· Образовательные:
- закреплять теоретические знания (музыкальная терминология, аппликатурный принцип, средства муз. выразительности);
- закреплять пианистические навыки.
· Развивающие:
- развивать активный слуховой контроль;
- развивать внимание и память.
· Воспитательные:
- воспитывать внимательное и бережное отношение к звукоизвлече-
нию;
- поддерживать интерес к занятиям;
- укреплять связь ученика с педагогом.
План урока.
Вступительная часть.
Формирование развития технических навыков у учащихся необходимо рассматривать неразрывно с художественным образом, с учетом возрастных особенностей детей, их желание заниматься музыкой, а не оттачиванием однообразных технических упражнений, процесс работы над техническими навыками должен быть творческим.
Активно-двигательная природа моторики детей, гибкость мускулатуры, присущая младшему школьному возрасту, способствует естественному формированию технических навыков, их быстрому закреплению в процессе учебы.
Урок проводится с учащейся 1 класса Карпуниной Екатериной.
1 раздел: работа над упражнениями на подкладывание 1 пальца,
работа над гаммами и аккордами.
Исполняется ряд упражнений на подкладывание 1 пальца:
Шаг за шагом: гамма правой рукой 1-2, 1-3, 1-4 пальцами, затем игра левой рукой. Работа над плавным подкладыванием 1 пальца под ладонь с ощущением веса всей руки в кончике пальца.
Обеззвучивание 1 пальца: вычленение из звукоряда гаммы звуков, на которые приходится подкладывание. Работа правой и левой руками.
Игра гаммы Ре мажор различной артикуляцией (стаккато, нон легато, легато). Выбор артикуляции предлагается по карточкам.
Игра гаммы нон легато с ощущением свободного погружения «веса руки» в клавишу, слушая ясное звучание (вверх крещендо, вниз диминуэндо). Далее левой рукой..
Далее играется расходящаяся гамма, при этом способ артикуляции исполнения гаммы вновь выбирается по карточкам.
Затем предлагается сыграть гамму певучим легато, мягко погружая руку всем весом в клавишу, не забывая, что рука работает от плеча, представляя пальчики грузными слонами, на ногах у которых мягкие тапочки. Надо добиться сильного звука, но не грубого, глубокого, но не резкого, а мягкого и благородного.
Упражнение на аккорды: Аккорд - согласие. Поэтому звуки в аккорде должны звучать слитно, созвучно друг с другом. Аккорды играются разными динамическими оттенками. Повторяются динамические оттенки, опять выбирая карточки (на карточке с форте дети в хоре поют активно, хорошо открывают рот, поют громко, берут хорошее активное дыхание – также наша рука будет хорошо дышать, пальчики активные. На карточке хор поет немного тише - мэццо форте – и дирижер своими спокойными движениями рук передает, что петь нужно тише, дыхание брать более спокойное. На карточке с пиано хор поет тихо, движение рук дирижера спокойное). Первое упр. предлагается сыграть на пиано, при этом слушая, чтобы звуки звучали слитно, созвучно, как поющие в хоре, а рука будет дышать спокойно. (Какое ты сыграла трезвучие? Тоническое)
Какая функция у следующего аккорда, который ты будешь играть? (S). И сыграем мы его на mf.
Какая функция у следующего аккорда? (D). Играть его мы будем на f.
Далее играются аккорды еще раз свободным движением рук от плеча с ощущением веса всей руки.
2 раздел: работа над этюдами.
К.Черни. Этюд G-dur. Работа отдельно каждой рукой. Предлагается сыграть этюд правой рукой, при этом левую руку играю я, далее мы меняемся руками. Далее играем двумя руками, темп берем более сдержанный и все время думаем быстрее наших пальцев.
Э.Юдина. Этюд D-dur. Этюд на двойные ноты. Работа в медленном темпе , разными оттенками, разными штрихами (на нон легато и на легато), слушая синхронность интервалов, продолжается работа отд.к.рукой с преподавателем.
Домашнее задание: в работе над этюдами применить формы работы, которые проводились в классе. Закрепление.
Автор: Джус Татьяна Ивановна