Урок-эссе по творчеству Ф. И. Тютчева и А. А. Фета
Цели урока:
Оборудование:
Ход урока
Здравствуйте, ребята!
Сегодня мы рассмотрим художественный мир лирики Ф.И.Тютчева и А.А.Фета.
Наша задача - систематизировать те знания, которые вы получили при изучении творчества этих поэтов.
Кроме того, сегодняшний урок поможет вам подготовиться к сочинению.
Мы поговорим с вами о (план урока на доске):
Запишите пункты плана в тетрадь!
1. Пейзажная лирика.
- Откуда были родом Тютчев и Фет?
(оба из Орловской губернии: Фет - Новосёлки Мценского уезда, Тютчев – Овстуг на Брянщине)
- Каких ещё вы знаете поэтов и писателей, выходцев Орловской губернии?
(Кольцов, Тургенев, Лесков)
- Какой теме уделяли оба поэта много внимания?
(теме природы)
Тютчев и Фет – певцы природы средней полосы России.
- А Воскресенск (город, в котором проходит урок) - средняя полоса? (Да)
- Значит, Фет и Тютчев могли наблюдать примерно такой же пейзаж, который мы видим за окном и на репродукции (на доске прикреплена репродукция с изображением зимы).
Давайте послушаем стихотворение Тютчева “Зима недаром злится”.
Зима недаром злится,
Прошла её пора –
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
И всё засуетилось,
Всё нудит Зиму вон –
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.
Зима ещё хлопочет
И на Весну ворчит.
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит…
Взбесилась ведьма злая
И, снегу захватя,
Пустила, убегая,
В прекрасное дитя…
Весне и горя мало:
Умылася в снегу
И лишь румяней стала
Наперекор врагу.
(1836)
- Чем удивило вас это стихотворение? Каковы его особенности?
(Природа оживает, олицетворения)
А теперь послушайте стихотворение А.А.Фета.
Пришла, - и тает всё вокруг,
Всё жаждет жизни отдаваться,
И сердце, пленник зимних вьюг,
Вдруг разучилося сжиматься. (Замерло от восторга)
Заговорило, зацвело
Всё, что вчера томилось немо,
И вздохи неба принесло
Из растворённых врат эдема. (Рай)
- О чём стихотворение? (О приходе весны)
- Что объединяет стихотворения Тютчева и Фета? (одна тема)
- Обратите внимание, что очень часто Тютчева и Фета интересуют переходные моменты: оба ждут весну.
А с чем у вас ассоциируется весна? (Приближение весенних дождей, весенней грозы)
- С чем связан образ грозы? Каков его смысл?
(Гроза как очищающая сила, природа оживает после грозы)
Докажите мне это.
Давайте посмотрим, как раскрывается образ грозы у Тютчева.
(Читает ученик наизусть стихотворение “Весенняя гроза”)
Весенняя гроза.
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Гремят раскаты молодые,
Вот дождик брызнул, пыль летит,
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит.
С горы бежит поток проворный,
В лесу не молкнет птичий гам,
И гам лесной и шум нагорный –
Всё вторит весело громам.
Ты скажешь: ветреная Геба,
Кормя Зевесова орла,
Громокипящий кубок с неба,
Смеясь, на землю пролила.
(1828,1854)
- Какое художественное средство помогает передать красоту природы? (Олицетворение)
- Найдите эпитеты в этом стихотворении.
- А сейчас я прочту самое известное стихотворение Фета:
Шёпот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья,
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,
В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слёзы,
И заря, заря!
- Какая особенность в этом стихотворении?
(Много назывных предложений)
- Л.Н.Толстой заметил: “В нём нет ни одного глагола. Каждое выражение- картина…”
2. Философская лирика.
- Тютчева и Фета часто называют певцами природы. Но подумайте, они рассматривают природу отдельно или она связана с чем-то ещё?
(Тютчев и Фет – певцы природы, но они не рассматривают её отдельно, для них важна гармония души человека и природы, взаимодействие природы с душой человеческой.)
- Природа часто заставляет поэта задуматься, размышлять о жизни. Как называются стихотворения, в которых поэт размышляет о жизни и смерти, о месте человека в мире, о красоте и безобразном? (Философская лирика)
Так у Тютчева:
Дума за думой, волна за волной –
Два проявленья стихии одной:
В сердце ли тесном, в безбрежном ли море,
Здесь – в заключении, там – на просторе,
Тот же всё вечный прибой и отбой,
Тот же всё призрак тревожно-пустой. (“Волна и думы”)
- Между чем Тютчев проводит параллель в этом стихотворении?
(Движения в природе совпадают с волнением человеческой души, мысли)
- И у Фета описание природы передаёт состояние человека. Например, в стихотворении “Какая грусть! Конец аллеи…” (1862)
На небе ни клочка лазури,
В степи всё гладко, всё бело,
Один лишь ворон против бури
Крылами машет тяжело.
И на душе не рассветает,
В ней тот же холод, что кругом,
Лениво дума засыпает
Над умирающим трудом.
- Мы видим тоже параллель природы и состояния души человека.
Сравните, как рассматривают природу оба автора.
Любому поэту свойственно подводить итог своему творчеству. Фет прославляет в конце жизни смерть, надеясь на покой после неё. Это обусловлено противоречиями его жизни.
- Какие вы помните противоречия в жизни Фета, на что он потратил много сил?
(Много сил Фет положил, чтобы доказать, что он дворянин Шеншин)
Фет устаёт от этого, ищет покоя в потустороннем мире в стихотворении “Смерть” (1878)
Слепцы напрасно ищут, где дорога,
Доверясь чувств слепым поводырям;
И если жизнь – базар крикливый бога,
То только смерть – его бессмертный храм.
У Тютчева другое восприятие жизни и смерти.
Когда дряхлеющие силы
Нам начинают изменять
И мы должны, как старожилы,
Пришельцам новым место дать, -
Спаси тогда нас, добрый гений,
От малодушных укоризн,
От клеветы, от озлоблений
На изменяющую жизнь…
(Тютчев не сожалеет о прожитом, хотя его жизнь была полна страданий. Смерть он воспринимает не как спасение от жизни, а как закономерное, естественное явление)
3. Лирика любви.
- Ребята, а какие вы помните противоречия в жизни Тютчева и Фета, отразившиеся в лирике любви? Что объединяет личную жизнь Фета и Тютчева?
(Оба пережили трагедию. У Тютчева первая жена Элеонора Петерсон умерла рано; поздняя, осуждаемая обществом любовь к Елене Александровне Денисьевой привела к тому, что бедная женщина тоже погибла.
Самоубийство Марии Лазич, девушки, любившей Фета и оставленной им из-за её бедности, оставило неизгладимый след в душе поэта)
- Следовательно, это чувство носит в лирике трагический характер.
Послушайте воспоминание Тютчевым последних часов Е.А.Денисьевой:
Весь день она лежала в забытьи,
И всю её уж тени покрывали,
Лил тёплый летний дождь – его струи
По листьям весело звучали.
И медленно опомнилась она,
И начала прислушиваться к шуму,
И долго слушала – увлечена,
Погружена в сознательную думу…
И вот, как бы беседуя с собой,
Сознательно она проговорила
(Я был при ней, убитый, но живой): (Почему?)
“О, как всё это я любила”
Любила ты, и так, как ты, любить –
Нет, никому ещё не удавалось!
О господи!.. и это пережить…
И сердце на клочки не разорвалось…
1864, Ницца
- Радостного в любви почти нет.
- Послушайте отрывок из романса. На чьи стихи он положен? <Приложение 1>
(Звучит романс “Я встретил Вас – И всё былое…” на стихи Тютчева.)
Посвящен романс Амалии Лерхенфельд (баронессе Крюденер).
- Какое ощущение возникает при его прослушивании?
(Лёгкой грусти, печали по ушедшей молодости)
- Послушайте ещё один романс (на стихи Фета “На заре ты её не буди”).
На заре ты её не буди,
На заре она сладко так спит;
Утро дышит у ней на груди,
Ярко пышет на ямках ланит.
И подушка её горяча,
И горяч утомительный сон,
И, чернеясь, бегут на плеча
Косы лентой с обеих сторон.
Мы видим, что образ любимой может вызывать у поэта не только трагические воспоминания, но и светлые чувства.
Выводы:
Наш урок подходит к концу.
Мы сегодня ещё больше узнали о творчестве великих поэтов. Доказательством их величия и таланта являются пророческие слова самого Тютчева о России:
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать -
В Россию можно только верить.
Ещё Пушкин говорил, что поэт должен быть пророком. И мы всё чаще убеждаемся, насколько пророческими были стихи Тютчева о России.
О значении А.А.Фета хорошо сказал его современник Алексей Михайлович Жемчужников в своём стихотворении:
Он в мире грёзы и мечты,
Любя игру лучей и тени,
Подметил беглые черты
Неуловимых ощущений,
Невоплотимой красоты.
И пусть он в старческие лета
Менял капризно имена
То публициста, то поэта –
Искупят прозу Шеншина
Стихи пленительные Фета.
А теперь запишите темы домашних сочинений:
1. Лирика Ф.И.Тютчева в моём восприятии.
2. Лирика А.А.Фета в моём восприятии.
3. Свободная тема по творчеству Ф.И.Тютчева и А.А.Фета (тему формулирует сам учащийся).
Итоги урока, выставление оценок.
Дополнительные вопросы для рассмотрения на уроке. Поэты и политика.
Фет и Тютчев в своём творчестве были далеки от политической жизни, социальных вопросов.
Но отношение к грандиозным историческим событиям мы всё-таки можем найти в их стихотворениях.
Вспомните пушкинские строки:
И на обломках самовластья
Напишут наши имена! (“К Чаадаеву”, 1818)
Мнение Тютчева с пушкинским не совпадает, и в стихотворении “14 декабря 1825 г” он пишет:
Вас развратило Самовластье,
И меч его вас поразил.
- Что это значит?
(Тютчев считает, что без глубокого знания России любое политическое действие обернётся насилием, самовластьем. Но Пушкина при этом он ценит высоко!)
На стенде надпись: “Тебя, как первую любовь, России сердце не забудет”. Тютчев о Пушкине.
А.А.Фет вообще не желает вмешиваться в общественные битвы. Для него радость в поэзии, в творчестве, а не в обществе:
Радость чуя,
Не хочу я
Ваших битв.
И даже отворачивается от страдающего человека:
Я ради мук твоих не стану изменять
Свободы вечному призванью.
Это отличает его от Некрасова: “Не верь, что неимущий хлеба// Не стоит вещих струн твоих” (“Поэт и гражданин”), “Я лиру посвятил народу своему” и др.
Фет в творчестве старается закрыться от политики, социальных тем, уйти в себя.
Автор: Елена Владимировна Слепова