Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для 8 класса на 2014 – 2015 учебный год. Б.М. Неменский (М.: Просвещение, 2010).
8 КЛАСС
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа – нормативно-управленческий документ, характеризующий систему организации образовательной деятельности педагога.
Рабочая программа составлена с учётом статуса учреждения, его целей, задач и направлений, а также контингента обучающихся.
Рабочая программа по курсу «Изобразительное искусство» разработана на основе программы «Изобразительное искусство и художественный труд» авторского коллектива под руководством народного художника России, академика РАО и РАХ Б. М. Неменского (М.: Просвещение, 2010), частично видоизменённой за счёт расширения отдельных тем и реализации регионального компонента из расчёта от 10 до 15 процентов от 34 часов, что составляет от 3 до 5 уроков за учебный год. Для работы по программе предполагается использование учебно-методического комплекта (далее УМК): учебник, методическое пособие для учителя, методическая и вспомогательная литература (пособия для учителя, видеофильмы, учебно-наглядные пособия).
Этот учебный год посвящён художественному миру конструктивных искусств – дизайну и архитектуре, их месту в семье изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Рассматриваются композиционные основы создания форм рукотворного мира.
Обучающиеся учатся понимать художественный язык и образность архитектуры и дизайна в истории и настоящем, соотносят мир искусства, массового производства и индивидуального проектирования.
В процессе изучения происходит понимание того, что дизайн и архитектура – это определённое миропонимание, отношение к миру, природе, вещам, самому себе – своему облику и образу жизни.
Изучение конструктивных искусств в 8 классе прочно опирается на большой материал предыдущих лето бучения архитектуре и дизайну.
В рабочей программе определены система уроков, дидактическая модель обучения, педагогические средства, с помощью которых планируются формирование и освоение знаний и соответствующих умений и навыков.
В тематическом плане определены виды и приёмы художественной деятельности школьников на уроках изобразительного искусства с использованием разнообразных форм выражения:
- изображение на плоскости и в объёме (с натуры, по памяти, по представлению);
- декоративная и конструктивная работа;
- восприятие явлений действительности и произведений искусства;
- обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества, в процессе которого формируются навыки учебного сотрудничества (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и её общий результат) и индивидуальной работы на уроках;
- изучение художественного наследия;
- подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;
- создание мультимедийных презентаций с использованием Интернет-ресурсов;
- прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
Темы и задания уроков предполагают умение организовывать уроки-диспуты, уроки-творческие отчёты, уроки-экскурсии. От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями.
Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребёнка.
Тематическим планом предусматривается широкое использование наглядных пособий, материалов и инструментария информационно-технологической и методической поддержки как из учебника и коллекций классических произведений, так и из арсенала авторских разработок педагога.
Рабочая программа рассчитана на 34 часа. Поурочное планирование используется в данной рабочей программе без изменений.
Логика изложения и содержание программы полностью соответствует требованиям федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования. Поэтому в программу не внесено изменений.
Количество часов в год – 35.
Количество часов в неделю – 1.
Для реализации программного содержания используется учебно-методический комплект:
- Программы общеобразовательных учреждений: Изобразительное искусство и художественный труд: 1-9 классы / под рук. Б.М.Неменского. – М.: Просвещение, 2010.
- Питерских А.С. Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. 7-8 классы : учебник для общеобразовательных учреждений / А.С.Питерских, Г.Е.Гуров; под ред. Б.М.Неменского. – М. : Просвещение, 2010.
- Гуров Г.Е. Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. 7-8 классы : методическое пособие / А.С.Питерских, Г.Е.Гуров; под ред. Б.М.Неменского. – М. : Просвещение, 2010.
Целью рабочей программы является создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по изобразительному искусству в 8 классе и максимальная реализация культуры Курской области за счёт расширения и углубления некоторых тем, указанных в календарно-тематическом планировании.
Задачи программы:
- дать обучающимся представление о практической реализации компонентов государственного образовательного стандарта при изучении предмета «изобразительное искусство» в 8 классе;
- конкретно определить содержание, объём, порядок изучения предмета «изобразительное искусство» в 8 классе с учётом целей, задач и особенностей учебно-воспитательного процесса учреждения и контингента обучающихся.
Функции рабочей программы:
- нормативная, то есть рабочая программа является обязательным документом для выполнения в полном объёме;
- целеполагания, то есть определяет ценности и цели, ради достижения которых она введена в образовательную область «искусство»;
- определения содержания образования, то есть фиксирует состав элементов содержания, подлежащих усвоению обучающимися (требования к федеральному компоненту государственного стандарта среднего общего образования), а также степень их трудности;
- процессуальная, то есть определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия обучения;
- оценочная, то есть выявляет уровни усвоения элементов содержания, объекты контроля и критерии оценки уровня обученности обучающихся.
Содержание тем учебного курса
отражено
в учебно-тематическом плане:
№
п/п
Тема раздела.
Содержание.
Количество часов.
Дата
1
2
3
4
1
Дизайн и архитектура – конструктивные искусства в ряду пространственных искусств. Художник – дизайн – архитектура. Искусство композиции – основа дизайна и архитектуры.
Основы композиции в конструктивных искусствах. Гармония, контраст и эмоциональная выразительность плоскостной композиции.
1
Прямые линии и организация пространства.
1
Цвет – элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и пятна.
1
Буква – строка – текст. Искусство шрифта.
2
Композиционные основы макетирования в полиграфическом дизайне. Текст и изображение как элементы композиции.
1
Многообразие форм полиграфического дизайна.
Полиграфический дизайн на курских полиграфических предприятиях.
2
2
Художественный язык конструктивных искусств. В мире вещей и зданий.
Объект и пространство. От плоскостного изображения к объёмному макету. Соразмерность и пропорциональность.
1
Архитектура – композиционная организация пространства. Взаимосвязь объектов в архитектурном макете. Архитектура города Курска.
1
Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объёмных форм. Понятие модуля.
1
Важнейшие архитектурные элементы здания.
1
Вещь: красота и целесообразность. Единство художественного и функционального в вещи. Вещь как сочетание объёмов и материальный образ времени.
2
Роль и значение материала в конструкции.
1
Цвет в архитектуре и дизайне. Архитектура и дизайн центра города Курска.
1
3
Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека.
Город сквозь времена и страны. Образно-стилевой язык архитектуры прошлого.
1
Город сегодня и завтра. Тенденции и перспективы развития современной архитектуры.
1
Живое пространство города. Город, микрорайон. Улица. Курск – город, его микрорайоны и улицы.
2
Вещь в городе. Роль архитектурного дизайна в формировании городской среды.
2
Интерьер и вещь в доме. Дизайн – средство создания пространственно-вещной среды интерьера.
1
Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства.
2
Ты – архитектор. Проектирование города: архитектурный замысел и его осуществление. Архитекторы города Курска и его районов.
2
4
Человек в зеркале дизайна и архитектуры.
Мой дом – мой образ жизни. Функционально-архитектурная планировка своего дома. Функционально-архитектурная планировка дворца - усадьбы "Марьино" в Курске.
1
Интерьер комнаты – портрет её хозяина. Дизайн вещно-пространственной среды жилища.
1
Дизайн и архитектура моего сада.
1
Мода, культура и ты. Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды.
1
Мой костюм – мой облик. Дизайн современной одежды.
1
Грим, визажистика и причёска в практике дизайна.
1
Имидж: лик или личина? Сфера имидж-дизайна. Моделируешь себя – моделируешь мир.
1
Итого......34 часа
Тематическое планирование.
№ п/п
Тема урока
Ко-во часов
Тип урока
Элементы содержания
Учебно-творческое задание
Требования к уровню подготовки обучающихся (результат)
Вид контроля
Элементы дополнительного (необязательного) содержания.
Домашнее задание
ИКТ (информационное обеспечение урока)
Дата
план
факт
Дизайн и архитектура – конструктивные искусства в ряду пространственных искусств. Художник – дизайн – архитектура. Искусство композиции – основа дизайна и архитектуры (8 часов).
1
Основы композиции в конструктивных искусствах. Гармония, контраст и эмоциональная выразительность плоскостной композиции.
1
Урок изучения новых знаний.
Объёмно-пространственная и плоскостная композиция. Основные типы композиций: симметричная и ассиметричная, фронтальная и глубинная. Гармония и контраст.
Задания:
1) расположить на формате один большой прямоугольник и, обрезая его, добиться баланса массы и поля;
2) уравновесить композицию с одним небольшим прямоугольником и двумя разновеликими.
Знать:
- определение композиции и её закономерности;
-типы композиций;
-центр внимания в композиции: доминанта.
Уметь:
организовывать пространство, создавая уравнове шенную композицию.
Устный опрос. Практическая работа.
Композиции художника Василия Кандинского и «Чёрный квадрат Казимира Малевича».
Учебник, с. 7-20.
Задание № 4 на с. 20.
Мультимедийная презентация «Авангард в живописи».
2
Прямые линии и организация пространства.
1
Комбинированный.
Ритм и движение, разреженность и сгущённость. Прямые линии: соединение элементов композиции членение плоскости.
Задания:
1) введение в композицию от трёх до пяти прямых линий;
2) выполнение коллажно-графических работ с разными композициями.
Знать
образно-художественную осмысленность простейших плоскостных композиций.
Уметь
выполнять коллаж на заданную тему.
Фронтальный опрос. Просмотр и обсуждение работ.
Работа на компьютере в программе Paint.
Учебник, с. 21-22.
Задание № 1-3 на с. 22.
Мультимедийная презентация «Авангард в живописи».
3
Цвет – элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и пятна.
1
Комбинированный.
Функциональные задачи цвета в конструктивных искусствах. Применение локального цвета. Сближенность цветов и контраст. Цветовой акцент, ритм цветовых форм, доминанта.
Создание композиции из произвольного количества простейших цветовых геометрических фигур в тёплой и холодной цветовых гаммах по принципу цветовой сближенности или контраста.
Знать функциональные задачи цвета в конструктивных искусствах.
Уметь
– применять локальный цвет при создании композиции;
- определять средства художественной выразительности.
Просмотр и обсуждение работ. Беседа по теме урока.
Работа на компьютере в программе Paint.
Учебник, с. 23-27.
Задание № 1 на с. 27.
Мультимедийная презентация «Авангард в живописи».
4-5
Буква – строка – текст. Искусство шрифта.
2
Комбинированный.
Буква как изобразительно-смысловой символ звука. Буква и искусство шрифта, «архитектура шрифта». Шрифтовые гарнитуры.
Создание эскиза эмблемы или торговой марки, состоящей из одной (максимум двух) букв и символического изображения.
Знать определение шрифта: буквы, объединённые одним стилем графического начертания.
Уметь использовать шрифты в композиции.
Творческое обсуждение работ, выполненных на уроках.
-
Учебник, с. 29-31.
Задание № 1, 3 (а) на с. 31.
Мультимедийная презентация «История шрифта».
6
Композиционные основы макетирования в полиграфическом дизайне. Текст и изображение как элементы композиции.
1
Комбинированный.
Синтез слова и изображения в искусстве плаката, монтажность их соединения, образно-информационная цельность. Стилистика изображения и способы их композиционного расположения в пространстве.
Задания:
1) прямоугольная форма: введение в композицию с буквой и строками фотоизображения в прямоугольнике;
2) изображение как фон композиции: упражнение, где фотография является фоном плаката.
Знать:
- искусство композиции лежит в основе графического дизайна;
- отличия изобразительного языка плаката от языка реалистической картины.
Уметь применять правила дизайнерской грамоты.
Анализ творческих работ, выполненных на уроках и дома.
-
Учебник, с. 33-39.
Задание № 3 на с. 39. Подобрать зрительный материал (журналы, открытки, книги).
Мультимедийная презентация «Язык плаката».
7-8
Многообразие форм полиграфического дизайна. Полиграфический дизайн на курских полиграфических предприятиях.
2
Урок формирования новых умений.
Многообразие форм полиграфического дизайна: от визитки до книги. Соединение текста и изображения.
Макет разворота (обложки) книги или разворот журнала (по выбору учащихся).
Знать:
- историю полиграфии;
- изобразительный стиль книги или журнала.
Уметь выполнять коллажную композицию.
Анализ творческих работ.
Работа на компьютере в программе Paint.
Учебник, с. 41-45.
Мультимедийная презентация «Полиграфический дизайн».
Художественный язык конструктивных искусств. В мире вещей и зданий (8 часов).
9
Объект и пространство. От плоскостного изображения к объёмному макету. Соразмерность и пропорциональность.
1
Урок изучения новых знаний.
Исторические аспекты развития художественного языка конструктивных искусств. Композиция плоскостная и пространственная. Понятие чертежа как плоскостного изображения.
Задания:
1) прочтение плоскостных изобразительных композиций как чертежа-схемы;
2) баланс объёма и поля на макете;
3) баланс объёмов.
Знать исторические аспекты развития художественного языка конструктивных искусств.
Уметь прочитать плоскостные композиции.
Анализ творческих работ, выполненных на уроке.
-
Учебник, с. 49-53.
Задание № 2 или 3 (по выбору).
Мультимедийная презентация «Конструктивные виды искусств».
10
Архитектура – композиционная организация пространства. Взаимосвязь объектов в архитектурном макете. Архитектура города Курска.
1
Комбинированный.
Прямые, кривые, ломаные линии. Понятие рельефа местности и способы его обозначения на макете. Дизайн проекта: введение монохромного цвета.
Задания:
1) прочтение линии как проекции объекта;
2) построение трёх уровней рельефа;
3) добавление архитектурного объекта.
Знать вспомогательные соединительные элементы в пространственной композиции.
Уметь подобрать материал, образно выражающий природную среду.
Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.
-
Учебник, с. 54-57.
Задание на с. 57.
Мультимедийная презентация «Композиция в архитектуре».
11
Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объёмных форм. Понятие модуля.
1
Комбинированный.
Прослеживание структур зданий различных архитектурных стилей и эпох. Выявление простых объёмов, изображающих дом. Деталь и целое. Модуль.
Создание из бумаги макета дома, построенного из модульных объёмов (3-4 типа), одинаковых или подобных по пропорциям.
Знать способы достижения пластической выразительности здания (за счёт большого композиционного разнообразия и гармонии форм).
Уметь моделировать из бумаги.
Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.
-
Учебник, с. 59-64.
Задание № 3 на с. 64.
-
12
Важнейшие архитектурные элементы здания.
1
Комбинированный.
Возникновение и историческое развитие главных архитектурных элементов здания.
Проектирование объёмно-пространственного объекта из важнейших элементов здания.
Знать главные архитектурные элементы здания.
Уметь
использовать элементы здания в макете проектируемого объекта.
Творческое обсуждение работ.
-
Учебник, с. 65-69.
Задание № 2 на с. 69.
Мультимедийная презентация «Ордерная система. Арки».
13-14
Вещь: красота и целесообразность. Единство художественного и функционального в вещи. Вещь как сочетание объёмов и материальный образ времени.
2
Урок формирования новых умений.
Многообразие мира вещей. Внешний облик вещи. Функция вещи и целесообразность сочетаний объёмов. Дизайн вещи как искусство и социальное проектирование. Сочетание образного и рационального.
Задания:
1) аналитическое упражнение – исследование формы вещей;
2) проектное упражнение на функциональное использование форм;
3) создание тематической образно-вещной инсталляции на выбранную тему.
Знать:
- определение красоты как наиболее полного выявления функции вещи; - понятие инсталляция.
Уметь использовать принципы компоновки, ритмического расположения масс, общего цветового решения.
Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке и дома.
Китч. Основная стилевая идея китча – насмешка над историей и художественными традициями, вкусами, стилями.
Учебник, с. 71-75.
Задание № 2 на с. 75. Подобрать материал для инсталляции.
Мультимедийная презентация «Дизайн в современном мире».
15
Роль и значение материала в конструкции.
1
Комбинированный.
Взаимосвязь формы и материала. Роль материала в определении формы. Влияние функции вещи на материал, из которого она будет создаваться.
Проектное упражнение «Сочинение фантазийной вещи»: сапоги-скороходы, ковёр-самолёт, автомобиль и т. п. (полуфантастическое соединение функций).
Знать
- особенности влияния развития технологии на изменение формы вещи;
- взаимосвязь формы и материала.
Уметь
использовать разнообразные материалы.
Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.
-
Учебник,
с. 76-81.
Задание № 2 на с. 81.
Мультимедийная презентация «Дизайн в современном мире».
16
Цвет в архитектуре и дизайне.
Архитектура и дизайн центра города Курска.
1
Комбинированный.
Эмоциональное и формообразующее значение цвета в дизайне и архитектуре. Влияние цвета. Цвет и окраска.
Макетирование цветной коробки как подарочной упаковки для вещей различного назначения.
Знать
отличие роли цвета в живописи от его назначения в конструктивных видах искусства.
Уметь
работать по воображению.
Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.
Психофизическое влияние цвета на состояние человека.
Учебник,
с. 82-87.
Задание № 2 на с. 87.
Мультимедийная презентация «Цвет в архитектуре и дизайне».
Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека (12 часов).
17
Город сквозь времена и страны. Образно-стилевой язык архитектуры прошлого.
1
Урок изучения новых знаний.
Исторические аспекты развития художественного языка конструктивных искусств. Образ и стиль. Архитектура народного жилища, храма.
Графическая зарисовка или фотоколлаж исторического здания или уголка города определённого стиля и эпохи.
Знать
- основные стили в архитектуре: античный, готический, романский, ренессанс, барокко, классицизм;
- памятники архитектуры.
Анализ образцов архитектуры разных стилей.
-
Учебник,
с. 89-101.
Задания № 1-3 на с. 101 или мультимедийная презентация.
Мультимедийная презентация «Архитектура прошлого: народного жилища, храма».
18
Город сегодня и завтра. Тенденции и перспективы развития современной архитектуры.
1
Урок изучения новых знаний.
Архитектурная и градостроительная революция 20 века. Проблема урбанизации ландшафта, безликости и агрессивности среды современного города.
Современные поиски новой эстетически архитектурного решения в градостроительстве. Фантазийная зарисовка на тему «Архитектура будущего».
Знать
- основные школы: Баухауз, ВХУТЕ-МАС;
- имена архитекторов 20 века.
Уметь
Создавать по воображению архитектурные образы графическими материалами.
Анализ образцов архитектуры разных стилей.
Создание Оскаром Нимейером оригинального архитектурного стиля.
Учебник,
с. 103-109.
Задания № 1-3 на с. 109 (по выбору).
Мультимедийная презентация «О. Нимейер».
19-20
Живое пространство города. Город, микрорайон, улица. Курск – город, его микрорайоны и улицы.
2
Комбинированный.
Исторические формы планировки городской среды и их связь с образом жизни людей. Схема-планировка и реальность. Цветовая
Автор: Самохина Светлана Васильевна