Главная / Старшие классы / История

«Развитие образования в Татарстане до революции»

Скачать
169.5 КБ, 464217.doc Автор: Калинина Любовь Владимировна, 21 Мар 2015

Эта работа написана учителем истории и обществознания МБОУ гимназия № 36 г. Казани Калининой Любовь Владимировной. Она может быть использована на уроках Истории Татарского народа и Татарстана, татарской литературы и татарского языка. А так же поможет быть использована широким кругом людей интересующихся историей республики Татарстан, в столице которой проходила «Универсиада 2013».

«Развитие образования в Татарстане до революции »

Оглавление:

Введение.................................................................................................................................................................................

Из истории татарского образования................................................................................................................

Кадимизм и джадидизм..............................................................................................................................................

Первая Казанская мужская гимназия..........................................................................................................

Развитие женского образования......................................................................................................................

Вместо заключения............................................................................................................ ......................................

Список литературы.....................................................................................................................................................

Приложение---------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Только знания правят миром. Г. Тукай

Введение

Каждая народ, каким бы малым он ни был, оставляет свой след в истории развития мировой цивилизации. Пройдя путь от Булгарского царства до вхождения в состав России, татарский народ не только не растерял ценностей своей культуры, но развил и приумножил их. Огромную роль в этом сыграло национальное образование. Во всем мире знают имена великих татар: Ш. Марджани, К. Насыри, X. Фаизханова, X. Амирхана, Г. Тукая, именно благодаря трудам этих и многих других людей жив и продолжает развиваться культура татарского народа.

Исторически сложилось, что места расселения татар располагались на путях торговых связей. Отчасти благодаря этому, у татар издревле существовали культурные и экономические связи с арабами, народами Средней Азии, Ирана и других восточных стран, что обогащало татарскую идеологию и культуру. Благодаря этим связям не только Татарстан, но и Россия обогатилась новыми мыслями и философией Востока.

Став зависимым от России в XVI веке, Татарстан был для Российского государства очень важным источником знаний по вопросам Востока. В силу своего географического и политического положения (Россия стоит на стыке двух цивилизаций: традиционной Восточной и Западно-Европейской) ей невозможно было игнорировать Восток. Именно это обстоятельство заставило Россию ослабить политику христианизации и русификации, и тем самым косвенно способствовать развитию просветительского движения среди татарского народа.

Находясь в составе России, татары продолжали развивать свою культуру, сохраняя свое самосознание. Огромную роль в этом сыграли татарские просветители. Хронологически этот период можно отнести ко второй половине XVIII и началу XIX веков. Фактически, это наступление эпохи Нового времени для татарской национальной

культуры. Тогда в татарскую философскую мысль начинают проникать русские и Западно-Европейские идеи. Носителями этих идей были выпускники мектебе и медресе, возродившихся в этот период. Наиболее значительными среди которых были мужская и женская гимназии.

Сейчас, в условиях развития демократических отношений, не возможно не учитывать, что история России не есть история только русского народа. В этих условиях изучение просветительского движения татарского народа, как этапа в становлении татарской нации становится наиболее актуальным. Данная работа вскрывает лишь часть просветительства, а именно - развитие образования в Татарстане до революции.

Из истории татарского образования

Еще в конце IX - начале X вв. в городах и селах Волжской Булгарии, по сообщению арабского ученого, географа Ибн Русте, были «мечети и начальные школы с муэдзинами и имамами». В XII - XIV вв. в Булгарии имелась разветвленная сеть мектебе и медресе, которые готовили деятелей, способных развивать национальную культуру на уровне передовых цивилизаций своего времени. В последней четверти XIV в. и в начале XV в. материальное и духовное наследие бывшей Волжской Булгарии переходит к ее преемнику - Казанскому ханству, представлявшему собой мощный экономический и политический центр. В книге татарского историка X. Муслими «История Булгар» (1584) приводится длинный перечень, селений Казанского ханства, отмеченных мектебе и медресе, известным учителями-наставниками и проповедниками. В самой Казани, например, при главной мечети, имелось крупное медресе высшего типа, руководимое видным педагогом, сеидом Кул Шарифом.

Процесс культурного развития, принимавшего все более существенные светские черты, был прерван завоеванием Казани войсками Ивана IV 2 октября 1552 г. и опустошеньем края в течение нескольких последующих лет. Поскольку татарское просветительство, как и просветительское движение среди других народов, явилось порождение складывающихся в России и Татарстане, как ее неотъемлемой части, капиталистических отношений, то в нем нашли отражение того времени.

Этот период совпадает с правлением Петра I. Политика Петра ориентировалась на Запад. Он стремился в своем развитии приблизиться к западным государствам, используя вся ресурсы, как сырьевые, так и людские. Петру Великому нужны инженеры, ученые, строители независимо от национальной принадлежности того или иного самородка. Важным было стремление и способность получать знания и применять их на практике. С целью привлечения нерусского населения на открываемых Петром мануфактурах вводится изучение местных языков, в том числе и татарского.

Политика Екатерины II, ориентированная более на Восток, наилучшим образом способствовала этносоциальному возрождению. Проводя политику просветительского абсолютизма, особое внимание она уделяла российским мусульманам. Относясь к ним с определенным доверием, она, вероятно, была уверена, что татары могут оказаться полезными в деле налаживания отношений с соседними мусульманскими государствами.

В условиях обострения классовой борьбы и развертывания национально-освободительного движения угнетенных народов царское правительство вынуждено было несколько ослабить гонения на веру и национальную культуру, делать ставку на более утонченные формы ассимиляции и денационализации. При Екатерине II учреждается духовное управление мусульман, разрешается строить мечети и открывать медресе при них. В 70 - 80-х гг. XVIII в. в Казани возникают медресе Ахундовское и Апанаевское, а также медресе при доме Амирхановых. В конце столетия в полный голос заявляют о себе медресе в деревнях: Кшкар, Менгер, Сатыш, Саба, Бурундук, Стерлибаш, Мачкара, Ташкичу, Шырдан, а также в Уфе, оренбургском предместье Каргалы и др. Немецкий ученый, путешественник Г. И. Георги, автор «Описания всех обитающих в Российском государстве народов» (1799 г.) отмечает, что у татар во всякой деревушке имеется «особливая молебна» «храмина и школа». Он же пишет, что «в казанских слободах и в больших деревнях есть подобные сим девичьи школы».

Мектебы и медресе сыграли огромную роль в развитии татарской национальной культуры, прежде всего в широком распространении грамотности среди татар. И поэтому не без оснований писал о татарах в 1844 г. профессор Казанского университета Карл Фукс: «Всякому заезжему без сомнения странным покажется найти в казанских татарах, говоря вообще, народ более образованный, нежели даже некоторые европейские. Татарин, не умеющий читать и писать, презирается своими земляками и как гражданин не пользуется уважением».

В середине XIX в. только в Казанском крае насчитывалось 430 мектебе и 57 медресе. В начале XX в. их число перевалило за тысячу. Кроме того, тысячи мектебе и медресе имелось в Уфимской, Оренбургской, Симбирской, Вятской, Астраханской и других губерниях, т. е. на этнической территории татарской нации.

Тетюшская русско-татарская школа. 1909-1910 гг.

Говоря о дореволюционной татарской школе: надо четко разграничивать кадимистские (старометодные) и джадидистские ( новометодные) медресе.

Кадимизм и джадидизм.

Кадимистские медресе повсеместно функционировали вплоть до 90-х гг. XIX столетия, сохранились и в начале XX в. В кадимистском медресе основное место отводилось богословским дисциплинам, оно было подвержено схоластике, механическом" заучиванию предметов, ориентировалось главным образом на постижения средневековых наук. Однако старая школа имела и стойкие элементы светского образования, имеющие жизненно важное значение для татар в течение столетий (синтаксис арабского языка, трактат по логике Аристотеля, арифметика, сведения о браке, продаже, барыше, о закладке вещей и т. д.) Инспектор Казанского учебного округа В. В. Радлов в 1872 г. отмечал: «Умственное развитие шакирдов довольно значительно и, несмотря на всю односторонность их знаний, шакирды стоят умственно гораздо выше наших учителей приходских городских школ». А Исхак Казаков в своей статье "На новых путях писал: "В курс медресе входила математика в таком скромном объеме, что шекерди за все время обучения не уходили дальше таблицы умножения. Господство арабского языка делало излишним занятие родным языком, который в качестве "уличного языка" признавался предметом пустым и легким, которым каждый может выучиться сам собою, Ярый защитник старого метода Мулла Гиляз Эль-Сардави в свой брошюре - "Аннасулул-Хадида" пишет: "Детей татар учить по-татарски, это все равно, что учить утят плавать". Равным образом школы эти считали ниже своей задачи занятия новыми предметами вроде естествоведения и прочее."1 Но не следует забывать, что выдающиеся татарские просветители, общественные деятели, историки, писатели Ш. Марджани, К. Насыри, X. Фаизханов. X. Амирхан. М. Акмулла, Г. Махмудов, Г. Ильяси, Р. Фахрутдинов, Г. Баруди, Ф. Карими. Р. Ибрагимов и многие другие представители интеллектуальной элиты вышли из кадимистских медресе. В них обучались или начинали образование Г. Исхаки, Г. Камал, Г. Тукай, Ф. Амирхан, С. Рамйев, М.Гафури, Ш. Камал, Г. Ибрагимов и другие представители татарской демократической культуры. Идеи и деятельность татарских просветителей подготовили почву для возникновения джадидизма (название движения произошло от арабского джадид - новое). Начало этому движению было положено в 80-х гг. XIX в. Его идеологами стали Исмаил Гаспринский (1851-1914), Галимджан. Баруди (1857-1921), Ризаэтдин Фахретдин (1859-1936), некоторые другие представители татарской либеральной интеллигенции.

1.ЦГА ИПД РТ. Ф.ЗО. Оп. 12. Д. 9. Л. 6

Вскоре после открытия школы И. Гаспринского в Бахчисарае (Крым) новометодная школа появляется в г. Касимове. А в Казани основу такого учебного заведения заложил Галимджан Баруди, сыгравший существенную роль в развитии татарской общественной мысли. Работа его учебного заведения, получившего впоследствии название медресе «Мухаммадия», имела большой резонанс в жизни нации. Первые сведения об этом учебном заведении содержатся в секретном донесении казанского полицмейстера Панфилова. Как указывается в донесении, первые шаги к открытию этого медресе делаются уже в 1885 г. А в письме Казанского учебного округа департаменту народного просвещения указывается, что в этом медресе впервые начало вестись преподавание светских дисциплин, мулла-джадидист «пригласил в медресе по-новому мыслящих преподавателей и ввел новый, звуковой метод обучения».

Инспектор Казанской учительской школы Ахмаров в брошюре «Кое-что о казанском мусульманстве», изданной в 1893 г., так описывает деятельность Галимджана Баруди: «Один из теперешних имамов Казани, сын богатого коммерсанта и имеющий лично значительное состояние, блестяще образованный по части мусульманских наук, подает большие надежды на пути стремления к самостоятельности в преподавании. Он ввел у себя в медресе новый метод обучения детей грамоте, не прочь постепенно вводить и другие улучшения и вообще установить порядок в жизни учебного заведения; он сам составляет учебники, разрабатывает и популяризует необходимые для мусульманства положения в издаваемых им брошюрах. Его бывшие ученики, сделавшись муллами, являются исполнителями идей своего учителя и проводят в жизнь и практику те же начала, которые они восприняли, будучи учениками этого имама».

Урок в медресе «Мухаммадия» (1882—1917). Начало XX в.

Вскоре в Казани начинает работать второе джадидское медресе — «Усмания». Джадидские учебные заведения появляются и в других районах Российской империи, где проживают татары. Среди них особой популярностью пользуются медресе - Хусаиння» I Оренбург». «Усмания» и «Га-лия» (Уфа), «Расулия» (Троицк). Иж-Бубинское (нынешний Агрызский район Республики Татарстан) и др.

В джадидской школе также сохранялись религиозные предметы, продолжалось обучение этическим нормам ислама. В то же время в них шаг за шагом упрочивали свои позиции и светские дисциплины. Правда, процесс этот шел с большим трудом. Ибо в первое время не было и учителей, имеющих соответствующей подготовки по светским дисциплинам, и учебников по ним. К тому же становление джадидских учебных заведений шло в условиях сильнейшего сопротивления консервативных мулл-кадимистов, с одной стороны, и репрессивного аппарата царского самодержавия - с другой. Так, на совещании, проведенном в апреле 1908 г. Казанским учебным округом и посвященном проблемам просвещения инородцев, профессор Казанского университета Н. Ф. Катанов обвиняет выпускников джадидских медресе в том, что они проводят в Урало-Поволжском регионе работу по татаризации населения, а сторонники новометодного обучения «религиозность дополняют идеями национального самоопределения при совокуплении идеи мусульманства с идеей национальной».

Казанский вице-губернатор в письме, направленном директору народных училищ, писал: «Центральное правительство, учитывая поступающие данные о развивающейся среди мусульманского населения просветительской деятельности, проводимой главным образом через посредство мусульманских школ... признает необходимым принять соответствующие меры, направленные на своевременное предотвращение вредных последствий национализации мусульманской школы и посему озабочено собиранием необходимых материалов относительно фактического положения дел в новометодных мектебе и медресе». Далее вице-губернатор указывает и на желательные меры по пресечению «вредной» деятельности новометодных школ.

Несмотря на препятствия такого рода, во всех уголках царской России, где проживали татары, начали функционировать джадидские школы и для юношей, и для девушек. Наглядный пример, говорящий о значимости деятельности джадидистов, - расширение сетей мектебов и медресе, заметное увеличение обучающихся в них. С 1895 г. по 1912 г. число татарских школ в Казанской губернии увеличилось с 647 до 1088, а число обучающихся в них - с 33 тысяч до 85 тысяч. Но самое главное - благодатные изменения произошли в содержании, качестве обучения в них. Эти изменения в лучшую сторону были вынуждены признать и правительственные чиновники. Так, работник Министерства просвещения Н. Бобровников, хорошо знакомый с состоянием обучения среди татар, пишет, что утверждение, будто мусульманские школы полностью конфессиональны, уже не соответствует действительности. Даже в школах, работающих в самых дальних уголках России, можно найти азбуки, нацеленные на обучение по новому, звуковому методу, а также книги для чтения по светским наукам, везде преподается арифметика, во многих случаях и история, проводятся уроки пения. «В медресе,— пишет он,— наряду с мусульманскими предметами преподаются многие светские науки, так что мектебы по курсу в той или иной степени приближаются к русским средним школам»1.

Джадидские школы сыграли важную роль в ознакомлении татар с достижениями мировой цивилизации и современной культурой, в проникновении в их повседневную жизнь бытового уклада, характерного для передовых наций. В начале XX века около 80 процентов татарского населения края владело грамотой на родном языке.

__________________________________________________________________________________________

1. Очерки истории татарской общественной жизни. Татарское книжное издательство. Казань 2000. Л. 152.

Первая Казанская мужская гимназия

С XVIII в. в крае стали создаваться русские религиозные и светские учебные заведения. Это - Казанская архиерейская славяно-латинская школа, цифирная школа, Первая Казанская мужская гимназия.

Первым светским начальным учебным заведением в Казанской губернии стала цифирная школа. Она была открыта в 1718 г. при Адмиралтействе с целью обучения рабочих, занятых на строительстве судов, чтению, письму, арифметике и основам геометрии. Цифирная школа просуществовала немногим более четверти столетия.

В 1723 г. была создана славяно-латинская школа. Здесь обучали букварю, славянской грамматике. Школа готовила церковнослужителей, давала также общее начальное образование. В нее принимали детей русского духовенства, крещеных татар, чувашей, мордвы. Через десять лет школа была преобразована в Казанскую духовную семинарию - среднее духовное учебное заведение православной церкви.

Важным событием в культурной жизни края стало открытие Казанской гимназии, первой провинциальной гимназии в России.

21 июля 1758 года вышел Высочайший указ Правительствующему Сенату об учреждении в Казани гимназии с двумя отделениями: дворянским и разночинским, а 21 января следующего года прошло торжественное открытие ее директором, назначенным из асессоров Московского университета, Михаилом Ивановичем Веревкиным.

Расположилась гимназия в доме "лейб-гвардии Измайловского полка адъютанта князя Василия Голицина". Ко времени открытия всех желающих поступить набралось только 14 человек и, несмотря на очень широкую официальную программу, обучение ограничивалось, по словам одного из первых воспитанников, Г.Р. Державина, чтением и письмом. Вот что пишет в своих воспоминаниях поэт: "Нас учили тогда вере без катехизиса, языкам без грамматики, числам и измерению без доказательств, музыке без нот". Количество же учеников в течение последующих семи месяцев возросло до 111 человек.

Несмотря на то, что ни в Высочайшем указе, ни в указе Правительствующего Сената, данном Московскому университету 21 июля 1758 года об учреждении в Казани гимназии, она не называется императорской, этот титул встречается во всех документах 2-й половины XVIII - начала XIX века. Вероятно, он был дан гимназии "казанскими гражданскими губернаторами", вследствие 'того, "что она прежде составляла отдельную часть Императорского Московского университета". Официально этот титул был отменен в 1829 году, хотя отдельные документы от имени Казанской императорской гимназии встречаются еще и в более поздний период. Гимназия имела также собственную печать, на которой изображался щит, разделенный на две половины, на первой изображен был герб Российской Империи, а на другой - Казанской губернии.

Заключенная в нескольких тесных комнатах наемного дома гимназия зачастую нуждалась в самом необходимом для поддержания своего жалкого существования, директор был принужден неоднократно обращаться с просьбой о высылке денег к Московскому университету, а зачастую и к меценатам.

В 1764 году директором был назначен секретарь юстиц-коллегии Юлий Иванович фон Каниц. Именно благодаря его заботам удалось значительно улучшить материальное обеспечение гимназии. Однако вследствие событий лета 1774 года (восстание Пугачева), в результате которых все имущество гимназии было разграблено, она окончательно обнищала, а 11 марта 1790 года совершенно закрылась "...по недостатку средств к ея дальнейшему поддержанию...". Вновь гимназия была открыта лишь указом императора Павла I, данным во время пребывания в Казани 29 мая 1798 года.

Гимназия за все время своего существования пользовалась покровительством царствующих монархов. Помимо денежных даров, царский дом заботился и о духовной пище питомцев учреждения. Так, в 1797 году по указу императора Павла I в Казанскую гимназию была переведена хранившаяся в Новороссийске библиотека князя Потемкина, а в 1798 году - гимназии была пожертвована библиотека князя Г. Полянского.

14 февраля 1804 года последовало открытие Казанского университета, который первые 9 лет своего существования был неразрывно соединен с гимназией: они помещались в одном здании, управлялись одним общим советом, директор гимназии являлся одновременно ректором университета, преподаватели университета занимали преподавательские места и в гимназии.

Отличительной чертой Казанской императорской гимназии являлось также и то, что в ней преподавался татарский язык. 12 мая 1769 года был издан указ императрицы Екатерины II губернатору А.Н.Квашнину-Самарину об открытии татарского класса в гимназии: "...учредить единожды навсегда при Казанской гимназии для охотников того языка и определить учителем оно'го старой и тамошней адмиралтейской конторы толмача Сагита Хальфина, которого, жаловав в переводчики чином и жалованьем против Губернского переводчика, как его самого, так и детей его...".

Занятия татарского языка начались в гимназии 5 октября 1769 года. Кроме татарского, преподавались также греческий, арабский, персидский, турецкий, монгольский, китайский, еврейский и армянский языки. Преподавание восточных языков сохранялось в гимназии вплоть до 1857 года, до перевода факультета восточных языков из Казанского университета в Санкт-Петербургский. В гимназии был оставлен для преподавания "...по уважению обстоятельств края..." лишь татарский язык. Преподавателями татарского языка длительное время была семья педагогов Хальфиных. В гимназии преподавали: в 1769-1785 годах Сагит Хальфин, в 1785-1780 Исхак Хальфин, в 1800-1828 Ибрахим Хальфин. Велика была забота первого татарского преподавателя Сагита Хальфина об уровне преподавания языка. Неоднократно им посылались прошения в Москву о высылке необходимой литературы. Вследствие отсутствия методических разработок и элементарной азбуки, Хальфин самостоятельно берется за их составление, о чем свидетельствуют документы архива. В 1774 году азбука Сагита Хальфина была отпечатана в типографии Московского университета и переправлена в Казань в количестве 100 экземпляров.

Татарскому языку обучались все желающие учащиеся, обязательной программы не было. Кроме русских учеников, имелись и мусульмане. Так, преподаватель университета В. Владимиров в своей "Исторической записке" сообщает, что в период с 1800 по 1866 года гимназию закончили 31 человек магометанского вероисповедания, первым из которых стал учитель Тащ Магомет Сейфуллин, окончивший гимназию в 1834 году.

24 июня 1802 года для напечатания учебной литературы на татарском языке при гимназии была учреждена типография. Просуществовала она, однако, недолго и уже в 1829 была присоединена к университетской. Что касается самого Сагита Халъфина, то обязанности его заключались не только в преподавании татарского языка, но и в оказании услуг переводчика. Так, в 1774 году он был востребован следственной комиссией, учрежденной в Симбирске после Пугачевского бунта, для перевода писем и грамот. Несколько раз Сагита Хальфнна вызывали в Московский университет, предлагая ему должность короектора при университетской типографии с назначением высокого жалованья, одновременно он должен был преподавать желающим студентам татарский язык. Однако Хальфин не смог уехать из Казани, отослав вместо себя учителя Ильяса Арсланова.

Многие ученики гимназии впоследствии стали выдающимися деятелями российской науки и культуры. Среди них наиболее известны писатель Сергей Аксаков, ректор Казанского университета Николай Лобачевский, историк Михаил Рыбушкин. попечитель казанского учебного округа Михаил Николаевич Мусин - Пушкин. профессор Петербургского университета Михаил Навроцкий, профессор Казанского университета Александр Бутлеров, филолог Михаил Покровский и др. Для многих Первая Казанская мужская гимназия была лишь начальной ступенью обучения, ведь многие ее выпускники стали студентами Казанского университета.

В приложении приведены документы, относящиеся к этой странице истории образования.

Развитие женского образования

В 1859 году в Казани была открыта Мариинская женская гимназия, призванная "доставить ученицам религиозное, нравственное и умственное образование, которого должно требовать от каждой женщины, в особенности же от будущей матери семейства".

Мариинскую гимназию называли "единственным рассадником женского образования" не только в Казани, но и во всем Среднем Поволжье. Родители стремились определить своих дочерей именно в это учебное заведение, к которому относились с большой симпатией и доверием. "Лица среднего сословия в губернских и уездных городах лишены средств, дать дочерям своим необходимое образование, соответственное скромному их быту, - писал в год открытия Мариинской гимназии казанский губернатор директору училищ Казанской губернии. - Между тем от этого зависит как развитие правильных понятий об обязанностях каждого, так и все возможные улучшения семейных нравов и вообще всей гражданственности".

В первые годы своего существования Мариинская гимназия ощущала сильный недостаток материальных средств. Большую заботу о судьбе гимназии проявляли различные общественные учреждения, а также частные лица. Документы рассказывают об их благотворительности и бескорыстии. Так, казанский купец первой гильдии Измаил Апаков пожертвовал Мариинской гимназии 600 рублей серебром на покупку физического и естественного кабинетов. А казанский купец А.Г. Мясников подарил учебные книги и другие принадлежности пяти беднейшим ученицам гимназии. От казанского губернского предводителя дворянства П.Г. Осокина поступило 200 рублей на устройство библиотеки.

Долго не имела гимназия даже своего собственного помещения. И только в начале 70-х годов XIX века благодаря поддержке, оказанной Казанским городским общественным управлением, перешла в дом в Петропавловском переулке (ныне здание общеобразовательной школы N 6 г. Казани по ул. Рахматуллина).

Но, несмотря на недостаток средств, учебные занятия не прекращались в гимназии, ни на один день. Ежегодно происходили переводные экзамены и успешно их выдержавшие ученицы награждались книгами и похвальными листами.

В гимназии преподавались обязательные предметы: закон божий, русский язык, арифметика и понятия об измерениях, география, история, естественная история, чистописание, рукоделие. Кроме того, по желанию можно было научиться рисованию, пению, танцам, музыке, немецкому и французскому языкам.

Среди воспитанниц гимназии были дочери известных в Казани дворянских фамилий Казембек, Загоскиных, Молоствовых, купеческих семей Стахеевых, Свешниковых.

Интересно, что в Мариинской гимназии обучались также и дочери татар-магометан. К 1900 году уже три ученицы магометанского вероисповедания учились в гимназии. Совет гимназии не остался равнодушным к просьбам родителей об освобождении их детей от изучения церковно-славянского языка и в 1902 год> принял постановление о приглашении вероучителя для учениц-магометанок. Положительное решение этого вопроса способствовало увеличению числа учениц-магометанок, обучающихся в Мариинской женской гимназии.

Девушки, окончившие курс 8 классов, получали диплом учительниц. Став домашними учительницами или домашними наставницами, они передавали свои знания ученикам. Они учили их не только чтению и письму, но самое главное - доброте, отзывчивости. Тем человеческим ценностям, в которых во все времена нуждалось и нуждается общество.

С "Отношением управляющего Казанским учебным округом об открытии Мариинской гимназии" и весьма любопытной "Выпиской из правил для учениц Казанской Мариинской женской гимназии" можно ознакомиться в приложении к работе.

Естественно, женское образование не ограничивалось деятельностью Мариинской гимназии. Видя зависимость будущего нации от женщины-матери, джадидисты проявили большую заинтересованность в открытии специальных учебных заведений для девочек. Фактически каждая татарская женщина XIX века, ступившая на стезю общественной жизни, образование получала лишь благодаря урокам родителей или родственников, а также слушая украдкой занятия шакирдов. Воспитание и обучение женщин, предоставление им широких возможностей для повышения уровня образования и культуры, по мнению реформаторов - одно из необходимых условий преодоления отсталости и обеспечения прогресса нации, Как писал Габдулла Буби в своем рукописном сочинении "Женщины", нацию, женская половина которой остается невежественной, можно сравнить с наполовину парализованным человеком. К тому же, женщина - первый и главный воспитатель детей. Именно она влияет на формирование личности ребенка.1 Эта заинтересованность дала свои плоды. Инспектор народных училищ А.В. Горячкин подчеркивал в своем донесении от 12 октября 1909 года: "Удивительно быстро развивается новометодное направление и среди женского мусульманского населения! И в то время, когда мы еще и не задумывались над образованием мусульманской женщины, сами мусульмане успели создать такую прочную организацию в лице женских новометодных мектебов, с которою теперь в интересах русского дела чрезвычайно трудно будет бороться" В Казани отличаются своей активностью школы Аитовой и Лябибы-ханум. Школы для девушек-татарок появляются также в Альметьевске и Чистополе. Стараниями Губайдуллы и Габдуллы Буби при Иж-Бубинском медресе начинает работать школа для девушек. Эти школы наиболее крупные и признанные. Инспектор народных училищ Сарапульского уезда Н.Меньшиков, в 1903 году ознакомившийся с этим учебным заведением, сделал вывод, что "по общей постановке

1НА РТ. Ф.92. Оп.2. Д. 10735. Л.53 об.-54.

медресе в Иж-Бобье стоит значительно выше, почему учителя русско-татарских школ сравнивают его с магометанской академией"1

Многие из девушек, окончивших эти школы, впоследствии сами становились учителями, и в результате во многих городах и селах появились женские школы.

Правда, процесс этот шел с большим трудом. С одной стороны, этому делу всячески препятствуют кадимисты, а с другой стороны - правительственные органы. В 1913 г. в Казани поднимается вопрос об открытии татарской женской гимназии. Одним из инициаторов этого движения был известный имам Галимджан Баруди. Шовинистическими кругами эта инициатива оценивается как проявление сепаратизма и властям рекомендуется не допускать открытия подобной гимназии.

_________________________________________________________________________________________

1Отдел рукописей и редких книг Научной библиотеки им. Лобачевского (ОРРК НБЛ). № 208т. 1 том. Л.45-193

Вместо заключения

Завершить работу хочется прекрасными словами стихотворения Габдуллы. Тукая "В саду знаний", написанном им в 1905 году.

В цветнике науки, братья, не пора ли нам гулять,

Чтоб людей и даже духов наших счастьем удивлять?!

Чтоб народа светлый разум до восьмого неба мог

Вознестись и нас навеки осчастливил грозный бог?!

Будем каяться, татары! Долгий сон прервется пусть.

Мы должны вступить, о братья, на прогресса мудрый путь.

В список диких и отсталых пусть никто нас не внесет,

И в порыве, благородном будем двигаться вперед.

Есть у нас права, о братья, так скорей докажем их!

Только доводами можно в этом убедить других.

Пусть поверят все народы в то, что есть булгар земля,

Пусть от зависти бледнеют, наши доблести хваля!

Мы, усилья умножая, будем книги выпускать,

Побеждая светлой силой темную, слепую рать.

Пусть растут труды науки с каждым днем — во много раз,

Пусть на ниве просвещенья увенчает слава нас!

Чтение газет полезно — это знают все давно,

Так давайте жить как люди — и достойно и умно!

Только знанья правят миром, им не правят дети тьмы.

Прочь невежество и спячка! Пробуждаемся и мы.

Вас, друзья, благословляю, дети века своего,

Века знания питомцы и хозяева его.

Наши юные герои за перо взялись уже,

И следов былого горя не найти в моей душе.

Список литературы

1. Габдулла Тукай. Избранное. - М: Изд-во "Советская Россия". 1974.

2. Васильев Д. Краткая историческая записка об Императорской Казанской
гимназии. -Казань: Литотипография Л.П. Антонова, 1890.

3. Владимиров В. Исторические записки о 1-йо Казанской гимназии. XVIII
столетие. - Казань: Университетская типография, 1867. Часть 1.

4. Журналы "Гасырлар авазы - Эхо веков". - 1998, - № 3/4. - 1999, - № 1/2.

5. История Татарстана. Учебное пособие для основной школы. - Казань:
"Тарих",2001.

6. Национальный архив РТ (НА РТ). Ф. 92. Оп. 2. Д. 10735. Ф.87. Оп 1 Д.
45,51.0. 125. Оп. 1. Д. 277.

7. Очерки истории татарстанской общественной мысли. - Казань: Татарское
кн. изд-во, 2000.

8. Центральный государственный архив историко-политической
документации РТ (ЦГА ИПД РТ). Ф. 30. Оп. 12. Д.

Приложение

1758 июля 21.

Указ Правительствующего Сената об учреждении гимназии в г.Казани.

Правительствующий Сенат, по доношению Московскаго Университета, коим объявляет: что де для размножения наук в Империи необходимо надобно учредить, кроме Москвы и Петербурга, гимназии, из которых бы молодые люди, оказующие успехи своего понятия и учения, могли выходить в Московский Университет и Петербургскую Академию для обучения наук, получив в том месте первыя основании; если де Правительствующий Сенат заблагорассудить изволит, чтобы из Московскаго Университета приказать, отобрав несколько учителей, послать в Казань и там учредить Гимназию, то испрашивается, чтобы ведено было там изготовить пристойный к тому дом и дозволить Дворянам и разночинцам учиться с такими же выгодами, как и в Московском Университете, и чтобы той учрежденной Гимназии от тамошнего Губернатора должное вспоможение по обстоятельствам делано было; ежели Правительствующий Сенат сие доношение опробовать изволит, то учители скоро посланы будут, жалованье же им производиться будет из суммы Университетской, получаемой от откупщиков Таможенных, и какое при первом случае учреждение сделано будет, о том университет правительствующему сенату немедленно донесет; Приказали: для размножения наук, о учреждении в Казани гимназии ко обучению Дворян и разночинцев с такими же выгодами, как и в Московском Университете, и об отправлении туда из онаго Университета учителей, и о бытии им на сумме Университетской, быть по тому Московскаго университета представлению; и для того Казанской Губернской Канцелярии велеть, для показанной Гимназии приискать немедленно каменный, а буде нет, то деревянный дом, в котором бы не менее десяти покоев было, а буде такого не сыщется, то хотя б оное число покоев двух, а по крайней уже необходимости в трех домах было; и ежели казенных не отыщется, то из партикулярных на первый случай за наем и какую цену просить будут, о том неукоснительно в Правительствующий Сенат рапортовать; и что

принадлежать будет до учреждения означенн
Автор: Калинина Любовь Владимировна

Похожие материалы
Тип Название материала Автор Опубликован
документ «Развитие образования в Татарстане до революции» Калинина Любовь Владимировна 21 Мар 2015
разное «Организация развивающей предметно - пространственной среды группы в соответствии с ФГОС ДО и основной образовательной программой дошкольного образования (ООП ДО) ДОО » Морина Наталья Ивановна 8 Фев 2016
документ Занятие по обучению детей русскому языку на тему: "Дружно живем в Татарстане" Вахитова Гузелия Харисовна 26 Апр 2015
презентация, документ «Особенности коррекционной работы и инклюзивного образования в ДОО в соответствии с требованиями ФГОС ДО» Руссу Наталья Закиевна 4 Апр 2015
презентация, документ «Обеспечение качества музыкального образования детей старшего дошкольного возраста в музыкально – театрализованной деятельности в соответствии с ФГОС ДО» Кузнецова Ирина Николаевна 26 Окт 2015
документ Календарно-тематическое планирование литературы 11 класс     Обзор русской литературы 20-х годов. Тема революции и Гражданской войны в прозе 20-х годов Тема революции и Гражданской войны в «Конармии» И.Бабеля, «Разгроме» Лаури Наталья Михайловна 20 Мар 2015
документ Семинар «Проблемы преемственности дошкольного и начального школьного образования в русле реализации ФГОС ДО» с участием педагогов ДОУ и педагогов начального школьного образования Курчинская Марина Дмитриевна 4 Апр 2015
документ Комплексно - тематическое планирование на 2015-2016 учебный год в соответствии с примерной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» ДЕПАРТАМЕНТ  ОБРАЗОВАНИЯ  ГОРОДА  МОСКВЫ Е.В. Лебедева 27 Сен 2015
документ «Роль школьного музея в реализации стратегии развития петербургского образования до 2020 года» анжелика александровна войт 20 Мар 2015
документ Памятка для педагогов «Реализация образовательной программы дошкольного образования средствами игровой деятельности в соответствии с ФГОС ДО» Павловская Светлана Владимировна 30 Мар 2015
документ Программа дополнительного образования дошкольников (в возрасте с 6 до 7 лет) «Каблучок» Моденова Евгения Сергеевна 31 Мар 2015
презентация Проектная работа. «Обновление дошкольного образования в контексте государственного образовательного стандарта ДО»  Исаева Светлана Аркадьевна 9 Мар 2016
документ Семинар для педагогов «Ключевые компетенции проектирования нового качества дошкольного образования на пути реализации ФГОС ДО» в форме проведения «проблемного диалога» и «системного оператора ТРИЗ» Филина Марина Ивановна 20 Ноя 2015
презентация Статья «Сравнение разделов «Физическое развитие» общеобразовательных программ дошкольного образования «Истоки» и «От рождения до школы». Орлова Галина Михайловна 25 Мая 2015
документ Творческий отчет на тему "Воспитание гражданственности на основе национальных культур" организованная образовательная деятельность на тему "Удмуртская гостья в Татарстане" Вечканова Любовь Николаевна 30 Мар 2015
документ Развивающая предметно – пространственная среда в соответствии с ФГОС ДО с учетом примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Радуга», «Детский сад 2100» Воронина Валентина Филипповна 11 Мая 2015
документ Развивающая предметно – пространственная среда в соответствии с ФГОС ДО с учетом примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Радуга», «Детский сад 2100» Янбердина Лилия Тимергазимовна 20 Дек 2015
разное «Политический кризис накануне революции 1917 года». Едомина Галина Николаевна 21 Мар 2015
документ Презентация "Национальная образовательная доктрина«Наша новая школа» и Федеральная целевая программа «Развитие образования на период до 2015 (2020) года» Манешина Лариса Николаевна 6 Дек 2015
презентация Презентация «Познавательное развитие» в свете ФГОС ДО Токарева Эльвира Фаридовна 7 Дек 2015
документ Рабочая программа (приложение к основной общеобразовательной программе дошкольного образования, реализуемой в МБДОУ) образовательной области «Музыка» Все возрастные группы (от 2 до 7 лет) Ковшова Анна Александровна 31 Мар 2015
документ Рабочая программа (приложение к основной образовательной программе дошкольного образования, реализуемой в МБДОУ) образовательной области «Художественное творчество». Группа старшего дошкольного возраста от 5 до 6 лет. Фарносова Лариса Владимировна 1 Апр 2015
документ Рабочая программа (приложение к основной образовательной программе дошкольного образования, реализуемой в МБДОУ) образовательной области «Музыка» Все возрастные группы (от 2 до 7 лет) Ковшова Анна Александровна 28 Апр 2015
документ Экологическая ситуация в Татарстане и Алексеевском районе. Ягудина Лилия Рамилевна 21 Мар 2015
разное День города в Татарстане отличился ярмаркой даров природы! Габдрахманова Василя Гумаровна 13 Ноя 2015
разное Внеклассное мероприятие: «К 72 - летию парада 7 ноября 1941 г. по случаю 24-й годовщины Октябрьской революции в городе Куйбышеве» Фролова Наталья Ивановна 4 Мая 2015
документ Занятие по обучению детей русскому языку на тему: "Дружно живем в Татарстане" Занятие по обучению детей русскому языку на тему: "Дружно живем в Татарстане" Газизова Рамзия Кавиевна 30 Мар 2015
документ «Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования».«Пути формирования у детей 5-6 лет представлений о государственных символах России в условиях введения ФГОС ДО» Провоторова Людмила Михайловна 11 Апр 2016
документ Мастер-класс «Лекарственные комнатные растения» (проектная деятельность учащихся детского объединения «Мир растений»), Цыганкова Ю.О., педагог дополнительного образования, МБОУ ДО «Центр дополнительного образования детей им. цыганкова юлия олеговна 18 Апр 2015
документ Мастер-класс «Лекарственные комнатные растения» (проектная деятельность учащихся детского объединения «Мир растений»), Цыганкова Ю.О., педагог дополнительного образования, МБОУ ДО «Центр дополнительного образования детей им. цыганкова юлия олеговна 18 Апр 2015
документ Рабочая образовательная программа для детей старшей группы МБДОУ детский сад №100 «Маячок» комбинированного вида (по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ»./ Под ред. Н.Е. В Чернова Надежда Сергеевна 6 Окт 2015
документ «Инновационные подходы к реализации современного образования в школе, организациях профессионального и дополнительного образования» Тема: «Развитие связной речи дошкольников посредством моделирования» Гумерова Резеда Халидовна 18 Янв 2016
документ Организация деятельности воспитателя в образовательной области «Речевое развитие» в условиях введения ФГОС ДО Шолмова Елизавета Викторовна 30 Мар 2015
документ Родительское собрание в ранней группе с 2 до 3 лет «Улыбка». Тема: «Движение и речь». Миникаева Елена Николаевна 30 Мар 2015
документ Методическая разработка «Темы недели. Образовательная область «Физическое развитие» (в соответствии с ФГОС ДО)». Васильченко Светлана Александровна 7 Апр 2016
документ Развитие института дошкольного образования в социализации детей в возрасте от 1,5 до 3 лет Демянчук Светлана Леонидовна 30 Мар 2015
документ «Политический кризис накануне революции 1917 года». Едомина Галина Николаевна 21 Мар 2015
документ План работы по теме "Разнообразие подходов в решение задач современного дошкольного образования в контексте ФГОС ДО» Латина Елена Владимировна 15 Окт 2015
документ Развитие речи в первой младшей группе с 2 до 3 лет. Тема: «Подарки с грядки» Мутто Ирина Андреевна 30 Мар 2015
документ «Развитие коммуникативных навыков у дошкольников с ОНР в условиях реализации ФГОС ДО.» Протвень Елена Анатольевна 14 Сен 2015