Главная /
Старшие классы /
История
Концерт музыки барокко в исполнении знаменитого контратенора Макса Эмануэля Ченчича на фестивале Earlymusic в Санкт-Петербурге 29.09.2013.
Лучше всего культуру эпохи барокко постигать через произведения этого времени. В Петербурге для этого есть уникальная возможность - особый фестиваль музыки (преимущественно барокко), который проходит раз в год в сентябре-октябре. Макс Эмануэль Ценчич — выдающийся оперный певец, контратенор, меццо-сопранист. Родился 21 сентября 1976 года в Загребе (Хорватия). Обучался вокалу с детства. В возрасте шести лет впервые выступил публично, исполнив арию Царицы Ночи из «Волшебной флейты» В.А.Моцарта. В дальнейшем принимал участие в различных концертах и оперных постановках в Загребской опере. С 1987 по 1992 гг. пел в Венском хоре мальчиков, после чего занялся сольной карьерой. После возрастной ломки голоса продолжил петь в сопрановом регистре. До 1997г. успешно концертировал в Японии, США и Европе, принимал участие в многочисленных оперных постановках на произведения К.В.Глюка, Б.Галуппи, Н.Йомелли и Г.Ф.Генделя. В конце 90-х гг. завершил карьеру сопраниста и ушёл в творческий отпуск, по завершении которого в 2000 году с успехом вернулся на сцену уже как меццо-сопрановый контртенор. За исполнение партии Нерона в опере К.Монтеверди «Коронация Поппеи» в Базеле (Швейцария) Ценчич был признан немецким журналом «Opernwelt» («Оперный Мир») «Лучшим молодым певцом 2003 года». С тех пор он активно участвует в оперных постановках по всему миру (Великобритания, США, Япония, Франция, Германия, Нидерланды, Италия, Австрия, Португалия и др.), собирая разнообразные престижные награды. Помимо участия в оперных постановках, Ценчич успешно выступает как концертный певец. В его репертуаре, в основном, светская и духовная музыка барокко и классицизма. В Санкт-Петербурге он выступал впервые. Кто не знает, контртенор (или контратенор) - мужчина, поющий женским (сопрано или меццо-сопрано) голосом. Диапазон некоторых певцов от "до " малой октавы до «си» второй. До недавнего времени таких певцов готовили сравнительно редко, сейчас они получают всё большее распространение. Как правило, контратеноры исполняют партии героев-мужчин, изначально написанные для кастратов в эпоху барокко (например, Юлий Цезарь и Ринальдо в одноимённых операх Генделя) или несколько позже, в эпоху раннего классицизма(юный Моцарт и даже Россини), мужские партии, написанные для женских голосов, а также фольклор, в частности английский. Композиторы XX века, в частности, Бриттен, стали писать партии специально для контратеноров. Весьма распространено заблуждение, что контртенор — это некий уникальный, крайне редко встречающийся высокий мужской голос, своеобразная аномалия, «каприз природы», благодаря которому мужчина может петь в традиционно женской тесситуре. На самом деле голосовой аппарат подавляющего большинства контртеноров благополучно мутировал после завершения подросткового возраста, и их певческие голоса являются результатом развития природного потенциала верхнего голосового регистра, который часто называют фальцетным регистром или «головным голосом» («head voice»), в то время как тенора, баритоны и басы развивают и используют преимущественно нижний («грудной») регистр. При пении в верхнем регистре задействуются лишь части голосовых связок, что позволяет им вибрировать быстрее и извлекать более высокие звуки, чем при пении в нижнем регистре, который многие контртеноры также используют в той или иной степени. Иногда певцы даже меняют специализацию, «переключаясь» с контртенора на тенор, баритон или бас и наоборот, или используют оба регистра поочерёдно.
Автор: Хлопов Михаил Владимирович
Автор: Хлопов Михаил Владимирович
Похожие материалы