Разработка сценария занятия в поэтическом клубе
Разработка сценария занятия в поэтическом клубе
«Стихотворение – стихов творенье»
Цель:повторение основных стиховедческих понятий, с которыми знакомы учащиеся; проверка умения кружковцев определять стихотворный размер, способ рифмовки; расширение представления о взаимосвязи видов искусства , работа над техникой стиха в произведениях
Задачи:
- развитие умения рассуждать, закрепление коммуникативные навыков ребят;
- развитие творческих способностей учащихся;
- закрепление навыка работы в творческих группах;
- развитие навыка выразительного чтения.
Форма проведения: литературный журнал.
Ход занятия
Учитель. Ребята, сегодня у нас необычное занятие: мы будем листать страницы литературного журнала, совершим путешествие по карте Поэтической страны, повторим сведения о ритмообразующих элементах стихотворной речи, попадем в творческую лабораторию юных поэтов, попробуем себя в качестве- поэтов- песенников. В этом нам помогут сами поэты, наша поэтическая копилка, некоторые игровые задания. Конечно же поэзия не живет без музыки и живописи, они нам тоже сегодня пригодятся.
Учитель. Ну, а нам пора начинать. Я прочитаю вам стихотворение Р.Гамзатова, а вы должны назвать строчку, которая станет темой нашего урока. Вспомните, в какой форме проходит наше занятие и какая цель поставлена перед вами.
Стихотворение – стихов творенье.
Такого ремесла на свете нет.
А что же есть? Есть горы в отдаленье,
Дожди и снегопады, тьма и свет.
На свете есть покой и есть движенье,
Есть смех и слезы – память давних лет,
Есть умиранье и возникновенье,
Есть истина и суета сует.
Есть жизни человеческой мгновенье
И остающийся надолго след.
И для кого весь мир, все ощущенья
Поэзия – тот истинный поэт.
Но как же пишутся стихотворенья?
На сей вопрос я сам ищу ответ.
Ученики называют первую строчку стихотворения, Учитель соглашается, говоря о том, что речь действительно пойдет об элементах стихотворчества.
Но не показалось ли детям, что в этом стихотворении присутствует какое-то противоречие?
Ученица. Так может сказать талантливый поэт, которому при написании произведения нет необходимости думать о выборе стихотворного размера,
о каких-то других технических моментах : лирическая душа, вдохновение сами подсказывают нужную форму. У большого поэта всегда есть чувство ритма, он уже прошел период ученичества.
Учитель. Совершенно верно. А сейчас послушайте стихотворение К.Бальмонта о том, как он писал свои стихи. Один из заранее подготовленных учеников читает:
Рождается внезапная строка,
За ней встает немедленно другая,
Мелькает третья, ей издалека
Четвертая смеется, набегая.
И пятая, и после, и потом,
Откуда, сколько – я и сам не знаю,
Но я не размышляю над стихом
И право, никогда не сочиняю.
Учащиеся говорят о близости стихотворений Р.Гамзатова И К.Бальмонта.
Подтверждается мысль, высказанная ученицей чуть ранее.
Итак, тему вы определили точно, и мы можем отправляться в путь. Чтобы мы не заблудились, нам поможет карта ( слайд)
И наша первая остановка « Цех ремесла».
На этом этапе занятия мы повторим кое- что из основ стихосложения.
Сначала учащиеся отвечают на вопросы учителя :
– Что такое стих? (организованная речь).
– Как называется в стихе сочетание ударного и безударного (безударных) слогов?
( ритм)
– Как называются стопы по количеству слогов?( двусложные, трехсложные)
– Какие стопы являются двусложными?( ямб и хорей)
– Какие стопы являются трехсложными? ( дактиль, амфибрахий, анапест)
- Какие вам известны ритмообразующий элементы? ( концевые ударения, рифмы- концевые созвучия, число слогов- силлабика, концевые и внутренние паузы, внутренние рифмы, строфы)
- Что мы относим к поэтической фонетике? ( аллитерация, ассонанс, анафора, звукоподражание)
Учащимся раздается дидактический материал – стихи или отдельные строфы из стихов, где ученики будут находить указанные термины из поэтической лексики на примерах.
А) Белеет парус одинокий в тумане моря голубом.
( эпитет, инверсия)
Б) Белая березы под моим окном
Принакрылась снегом, точно серебром( эпитет , сравнение)
Ель рукавом мне тропинку завесила( олицетворение)
В) Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид..( анафора)
Г) Вечер. Взморье. Вздохи ветра.
Величавый возглас волн. ( аллитерация)
Д) Стало в комнате темно.
Заслоняется окно.
Или это снится сон?
Дин- дон. Динь- дон.( ассонанс)
Е)Учитель. Сяду я за стол да подумаю:
Как на свете жить одинокому?
Нет у молодца молодой жены,
Нет у молодца друга верного( белые стихи, без рифмы)
З) А вот еще отгадайте загадку.
Кто когда бродил в тумане
Ночью, в холоде, во мгле,
Иль в людском земном обмане,
Гордо знает, что земле-
Альфа света, солнце знаний.
Какая форма стиха помогла нам найти ответ? ( акростих)
А пробовал ли кто- либо из вас написать подобное.
Звучат стихи ребят.
Ямал- наш общий дом.
Любя его, на нем живем.
Юлить и лгать теперь не в силах-
Бежит ямальская кровь в жилах.
Летит здесь время незаметно,
Юлой кружась, скрывается бесследно.
Тут наций и народностей немало,
Есть дружная семья Ямала.
Бытуют ненцы, ханты и селькупы.
Я тоже проживаю тут.
Ягель, оленей, Севера Сиянье
Мы любим- это наше достоянье.
А также газ, пушнина, нефть,
Лес, рыба- все есть здесь!
Сияет ночью лента чудесной красоты.
Её цветной наряд
Ваш завораживает взгляд.
Её конец или начало вовек не сыщешь ты.
Раскинулось из неоткуда
Ночи прекрасное явленье
Осветит красками строенья.
Его увидят отовсюду.
Севера Крайнего символ чудесен!
Иллюминаций лучше и гирлянд,
Ярче сияет, чем бриллиант.
Народы много про него сложили песен.
И если вдруг увидишь ту ленту красоты,
Её сиянье чудное навек запомнишь ты.
Учитель. Вы успешно справились с этим заданием, убедились в том, чтобы написать хорошие стихи, надо очень много о них знать, надо просто любить стихи Я напомню вам высказывание поэта М.Кольцова о том, что стихи, как и женщины, должны одеваться красиво.
Одежда стихотворения – его форма. Но подобрать рифму, оказывается, не очень-то просто, особенно поэту начинающему.
Станция Театральная.( слайд)
Трое учеников разыгрывают сценку, главным героем которой является совсем юный поэт, решивший написать родителям письмо из лагеря отдыха в стихах.
Жора: – Слушай, Сашок, что это ты уже два часа пишешь?
Саша: – Домой письмо пишу.
Жора: – Письмо? Да я за 15 минут написал.
Саша: – Ты – простое, а я пишу в стихах, понял?
Жора: – В стихах?
Саша: – В них самых.
Жора: – Сашок, прочитай хотя бы один куплет.
Саша: – Темнота! Куплеты – в песне, а в стихах – строфы.
Жора: – Ну прочитай одну строфу.
Саша: – Я еще первую не закончил. Никак не могу рифму подобрать. Может, ты поможешь?
Здравствуй, папа, мама, баба,
Здравствуй, дедушка моя!
Стал я здесь, как баобаба… а вот четвертую строчку еще не придумал.
Жора: – А с какой это ты бабой здороваешься?
Саша: – Баба – это бабушка. Я ее с двух лет так зову.
Жора: – Хорошо! А почему «дедушка моя»?
Саша: – Не твоя, а моя…
Жора: – Ну, конечно, твоя…Тьфу, совсем запутался. Ведь «дедушка» мужского рода…
Саша: – Понимаешь, у нас у поэтов, все не так, как у вас. Если я напишу «мой», то трудно будет подобрать рифму.
Жора: – А почему «баобаба»? Ведь «баобаб» – существительное мужского рода.
Саша: – А я считаю, женского. Да и с бабой хорошо рифмуется.
Здравствуй, папа, мама, баба, Хорошо!
Здравствуй, дедушка моя… Неплохо!
Стал я здесь, как баобаба…. Сойдет!
Жора: – А у вас был дубом я…
Саша: – Кем я был?
Жора: – Ну извини, извини. Я ведь не поэт.
Саша: Здравствуй, папа, мама, баба,
Здравствуй, дедушка моя!
Стал я здесь, как баобаба…
Жора: До свидания, друзья.
Саша: – Вот Федька дал. Теперь у меня и «здравствуй» и «до свидания» в одной строфе уместились…
Жора: – И баба с баобабой, и дедушка твоя. (смеется).
Учитель Какое впечатление произвела на вас эта сценка и что вы думаете о юном поэте. Учащиеся отмечают, что Саше знакомо понятие ритма, его письмо-стихотворение написано складно, он имеет представление о рифме, поэтому так мучительно ищет нужное слово, чтобы завершить четверостишие. Но в угоду рифмам он допускает немыслимые грамматические ошибки и делает это умышленно, искусственно меняя род существительного или местоимения. Не лишен поэтического чутья и Жора, который предлагает четвертую строку в которой потешается над незадачливым поэтом.
Мы славно потрудились, можем и поиграть.
Станция « Игротека»
Далее на занятии используется и такой интересный прием, как подборка рифм.
Брюки Варенье Шагаю Знаем
Косы Иду Корова Линейка
Курица Морозы Пшеница Веселиться
Калина Худой Дружок Метели
Дело Красивый Хоккей Туман
Учащиеся должны восстановить текст стихотворения Н.Рубцова, вставить в местах пропусков нужные слова.
Слава тебе, поднебесный
Радостный кроткий покой!
Солнечный блеск твой ………. ( чудесный)
С нашей играет …….. .( рекой)
С рощей играет багряной,
С россыпью ягод в сенях,
Словно бы праздник ………( нагрянул)
На златогривых …….. .( конях)
Учитель. Я не могу ложиться спать, утеряна заветная тетрадь
В тетради той любимые стихи, они мне дороги , вроде, неплохи.
Что ж надо непременно отыскать мою подруженьку, заветную тетрадь
И снова буду я стихи писать, вот только вновь я не смогу ложиться спать
Эти строки напоминают нам о том, что мы перевернули страницу журнала, которая называется «Поэзия в тебе. Простые чувства…»
Давайте послушаем стихи ребят.
Манякина Влада
Ко мне с неба в ладошку упала звезда,
Упала, спросила : « Ну, как дела?»
А ей в ответ, как есть:
« Друзей у меня- не счесть,
Родители любят меня.
И, значит, счастливая я»
Моргнула звезда: « Ну что ж,
Мне тоже домой пора.
Меня ждет моя семья.
Так я полечу?- лети!
Но в гости ко мне приходи.
Ты ярко свети всегда,
Подружка моя- звезда!
Лавринович Алексей
Мне хочется стихами говорить
О Родине моей прекрасной.
Мою страну я воспевать, хвалить
Готов всю жизнь свою так страстно.
. . .
Мороз обжигает сильно
Снега выпадают обильно
Позёмка под ноги стелется
Эх, разгулялась метелица!
. . .
О, как ты прекрасен, могуч,
Край снега, ветров и туч.
Я влюблен в свой Ямал
Хоть я не велик, а мал.
Ордак Кирилл
Предчувствую тебя, мелодия любви,
Что в ритме сердца заиграла.
Моя звенящая мелодия любви,
Вся музыка к твоим ногам упала.
Предчувствую тебя и жду,
Я только о тебе мечтаю.
Услышать ноты радости хочу,
Сонату будущего осмысляя.
Хранить и вечно помнить буду я
МузЫки той чудесное звучанье.
Во мне звучит мелодия моя,
Продлись, продлись очарованье.
Чаусенко Александра
Наивный, немного детский
Стих я хочу написать,
Слегка романтической пьески
Мотив на нём будет лежать.
Мотив романтической пьески,
Где будут любовь и мечты,
И будут слова здесь не резки,
По- девичьи наивны, просты.
Нет, так я писать не умею:
Наивность- черта не моя.
Про чью- то прогулку в аллеях
Писать уже буду не я..
Наверно, чуть- чуть я влюбилась,
Мне надо об этом кричать.
Итак, моя тайна раскрылась
Теперь я не в силах молчать.
Кривошеин Иван.
Предчувствую тебя, творений моих Муза.
Зову тебя, любя, нет, ты мне не обуза.
Являешься ко мне во снах и наяву,
Совсем- совсем не знаешь, как я тебя люблю.
Не сыщешь краше в свете слова, что даришь ты.
Ты за меня в ответе, царица красоты.
Подольше будь со мною, мне помоги в трудах,
Чтобы звучали сладко слова в моих стихах.
Стой рядом в изголовье, когда я сочиняю.
А это вот творенье тебе я посвящаю
Захарова Катя
Замечательную книгу прочитала
О сражениях, героях, о любви.
Но меж строк, конечно, я искала
Описание девичьей красоты.
Маша капитанской дочкой была,
В Петрушу Гринёва она влюблена.
Слов хороших немало найду для неё
Вспомню про доброе сердце её.
Героиня была и скромна, и нежна.
Многим очень хотелось быть как она.
Марья на помощь решила прийти,
Жениха из неволи сумела спасти .
От чистого сердца хочу вам сказать :
Повести Пушкина надо читать!
Шкляева Дарья и Купрова Евгения
Подражание Дельвигу.
Не часто к нам слетало вдохновенье,
не часто Муза посещала нас.
За то что муха села на варенье,
Не полететь Пегасом на Парнас!
Писал шедевр, а написал – в корзину.
И муки творчества опять приходят вновь.
Порой тянули часто мы резину,
Ругая рифму, ритм, к поэзии любовь.
Порой бродили мы под небесами,
Поэзией взлетая в облака.
Но мы всё больше понимали сами,
Что творчества дорога нелегка.
Кущенко М.
Плачет дождь за окном,
А я плачу в квартире.
И прошу об одном:
Ты вернись ко мне, милый.
Плачет дождь, плачу я
И стихи мои плачут.
Не вернуть мне тебя,
А могло быть иначе.
Мы б гуляли вдвоем,
Ты дарил бы мне песни,
Эти песни о том,
Как нам жить интересно!
Учитель Поскольку прозвучало предложение о пении, открываем следующую страницу журнала«Музыка нас связала»
Давайте споем песню, мелодия всем известна ( к/ф « Синяя птица»), а слова когда- то переделали уже покинувшие нашу школу ребята из клуба.
Песня.
По дороге, поманившей нас
В поэтический, наверно, час,
Пока стихи из сердца рвутся,
Иди, не опуская глаз.
Припев.
Если с вами вдруг такое приключится
Вас поэзия поманит Синей птицей
Лети за ней, иди за ней, за ней, за ней…
Учитель. Вам, конечно, понятно, что завершать нашу встречу уже пора, но мне бы хотелось, чтобы вы показали свое умение не только переделывать песни, но и написать свою. На последнем занятии клуба мы попросили Дениса подобрать нам лирическую мелодию для того, чтобы первоцветовцы написали к ней слова. Вот что у них вышло.( сначала мелодия, потом слова, потом песня)
Она.
Я с тобой, и рука в руке
Не хочу больше жить в тоске.
Приезжай, будем мы вдвоем,
Песню вновь мы с тобой споем.
Припев.
О той любви и о ночах без сна,
И снова наша к нам придет весна.
Родной мой, милый, только приезжай.
Для нас тогда наступит май.
Он.
Вновь сентябрь, снова льют дожди
У окна ты меня не жди.
Я к тебе больше не вернусь.
Нет любви, и на сердце грусть.
Припев:
Прости меня, я ухожу к другой.
Поверь, мне было хорошо с тобой.
Пройдут дожди, уйдет твоя печаль.
Прости меня, мне очень жаль
Учитель. Ну вот и все. Хотелось бы быть уверенной, что то вдохновение, которое вы получили от сегодняшней нашей встречи, долго не покинет вас. Вас не оставит поэзия, не оставит желание творить. Вот что об этом сказали вам великие, те, кто, как и вы знали, что
С Т И Х О Т В О Р Е Н Ь Е - С Т И Х О В Т В О Р Е Н Ь Е
( озвученные слайды)
Разберите стихи на слова,
Отбросьте бубенчики рифм,
Ритм и размер,
Даже мысли отбросьте.
Провейте слова на ветру.
Если же останется что- то,
Это и будет поэзия.
Л. Фелипе
Я кончил книгу и поставил точку.
И рукопись перечитать не мог.
Судьба моя сгорела между строк,
Пока душа меняла оболочку.
А.Тарковский
Раскройте вы книгу мою, раскройте её для полета!
Развяжите ей жесткие крылья,
Разглядите её , как звезду.
М.Луконин
То ли мёд, то ли горькая чаша,
То ли адский огонь, то ли храм…
Всё, что было его,- нынче ваше.
Всё для вас. Посвящается вам.
Б.Окуджава
А ответит великим наша ученица.
Листок в руке, за ухом ручка.
Ты строчки вновь и вновь читаешь.
С лицом угрюмым, словно тучка,
Всё ритм и рифу подбираешь.
Они то вылетают сразу,
То просто не идут никак.
Тогда ты заменяешь фразу,
Слова меняешь так и сяк.
По капле мысль перетекает
Через чернила на листок.
Тут образ зримый возникает,
И всё пускается в поток.
Уже осталась только строчка!
Едва хватает вдохновенья.
Ну вот и всё. Ты ставишь точку.
А на листе- стихотворенье!.
Автор: Ивасюк Клара Расуловна