"Кимрский модерн"
В прошлом году мы были с 10 классом на настоящей автобусной экскурсии по городу Кимры. С 9 классом заочно путешествовали по старинным улочкам и улицам, названным в честь знаменитых кимряков, по достопримечательностям и предприятиям.
Итогом этой работы стало написание учащимся 9 класса Бравовым Михаилом реферата, представленного на городской ученической конференции "Шаг в будущее", "Город Кимры в годы Великой отечественной войны".
Сегодня мы будем восхищаться архитектурой нашего города.
На экране вид из космоса.
Где-то среди лесов, на берегу великой русской реки Волга затерялся небольшой, но очень самобытный, с богатой историей городок.
Облик Кимр необычен и неповторим. Именитые богатые владельцы села привносили новые европейские веяния в архитектуру сапожной столицы.
В середине XVIIIв. графом Воронцовым, одним из владельцев села был выстроен Гостиный двор с 30-ю каменными лавками.
XIXв. определил новую городскую планировку торгового села с ровными улицами, разбивающими город на кварталы с каменными 2-х и 3-х этажными особняками в центре.
Когда доходы от ремесла позволили кимрякам выступать заказчиками, обнаружился их вкус, главное в котором - поразить. И было чем. Большие заказы обуви для армии, особенно в связи с войнами Крымской (1853-1856гг.), русско-турецкой (1877-1878гг.), Первой мировой войной, способствовали быстрому развитию Кимр. Последняя волна архитектурного прилива оставила в Кимрах россыпь особнячков, общее у которых, пожалуй, только определение архитектурного стиля - деревянный модерн.
Причудливые башенки, большие полукруглые окна, фантазия в декоре - все эти элементы выявили индивидуальность владельцев и придали столице сапожного царства сказочный вид.
Такое количество построек в стиле "Модерн" вряд ли где еще встретишь в глубинке.
Кимры, наверно, единственный город провинциального русского "модерна", одновременно яркий, неповторимый, тихий и уютный.
А что это за стиль и откуда узнали о нем кимряки?
Прежде чем любоваться бесспорными шедеврами этого стиля в нашем городе, давайте узнаем сначала о самом стиле, изящном и вычурном стиле серебряного века.
Модерн - направление в европейском и американском искусстве конца XIX - начала XX вв.
"Модерн" - в переводе на русский язык значит "современный"; его часто называли также "новым стилем".
Русская архитектура начала XX в. переживает последний короткий, но яркий период своего расцвета, связанный с появлением стиля "модерн". Его создатели стремились максимально учесть те возможности, которые предоставляют новые строительные конструкции и материалы, и в то же время эстетически осмыслить их.
Характерный черты модерна:
1. Использование новых технико-конструктивных средств.
Железо (его свойства: ковкость, твердость, извилистость и способность полироваться) - материал для украшения зданий. Решетки, балконы, козырьки над входами в здания.
2. Свободная планировка объема ( закругленные углы стен).
3. Свободный архитектурный декор.
Объемные мозаики, пано, витражи, орнаменты.
4. Гибкие, извивающиеся, текучие линии, асимметрия, искривленность привычных очертаний.
5. Стилизованный растительный узор.
6. Различные рисунки оконных проемов.
Самый массовый тип сооружений - доходный дом. Фасады словно очищаются от украшений (колон, пилястр, наличников).
На первый план выступают функциональные элементы: окна, подъезды, балконы, карнизы, козырьки над подъездами - они становятся декоративными элементами.
Крупнейшим представителем модерна в Москве был Ф.О.Шехтель, во многом определивший характер архитектуры Москвы конца XIX - начала XX вв. Он пректировал самые разные сооружения - особняки (Дом Дом Рябушинского, дом Дерожинской),
вокзалы (Ярославский вокзал), типографии (типография П. П. Рябушинского «Утро России» в Большом Путинковском переулке), здания банков (банк «Товарищества мануфактур» П. М. Рябушинского на Биржевой площади) - все то, что составляло Москву, развивававшуюся в те годы невиданно быстрыми темпами.
Выдающимся мастером модерна в Петербурге был Ф.И.Лидваль. Работы Лидваля стали играть значительную роль в архитектуре Санкт-Петербурга в 1900-е годы (Азовско-Донской Банк, Гостиница "Астория" на Исаакиевской площади).
В городе Кимры Тверской области модерн, как архитектурный стиль утвердился в 1913-1916 гг. в связи с общим экономическим ростом промышленности в 1913 г., и поставками обуви в армию в 1914г. начинается бурное развитие застройки. В облике мелких лавок и крупных магазинов, жилых особняков господствуют новые формы модерна с его причудливыми текучими линиями. С этого времени модерн становится на многие годы стилем определяющим лицо Кимр.
Здания в стиле модерн в Кимрах:
1. Дом №40 по ул.Урицкого. Построен в 1915-1916 гг. Владелец дома - торговец обувью Тихомиров - разбогател на поставках солдатских сапог в Первую мировую войну. Двухэтажное здание имеет облик торгово-жилого дома в формах рационалистического модерна.
В нем сохраняется характерная для лавок композиция: вход по главной оси с двумя окнами-витринами по сторонам. Репрезентативность фасаду, облицованному глазурованной плиткой, придает эркер второго этажа и пирамидальная кровля в шашку, напоминающая по силуэту завершение гостиного двора Торговой площади.
2. Но особенно любопытны в Кимрском модерне небольшие домики и дома-лавки. Именно они создают тот неповторимый колорит, который определяют облик города до настоящего времени. Среди них особенно запоминается деревянный домик-теремок в стиле модерн на ул.Кирова, принадлежавший основателю фабрики "Якорь" Н.А. Столярову.
3. Сдержанно-величественный жилой дом в стиле переходном от модерна к неоклассике, стоит и на главной площади города (ул.Урицкого, 4-6)
4. Вот дом на углу улицы Володарского (бывшей Большой) и Октябрьской (бывшей Соборной) площади, построенный в начале ХХ века. Здание принадлежало двум владельцам. Половиной владел купец С.И.Горбылев, который сдавал помещения в аренду отделению Азовско-Донского коммерческого банка и нескольким магазинам. Другую половину владелец Д.Н.Зайцев отдавал в аренду под гостиницу.
Автор: Покудина Светлана Станиславовна