Занятие по теме: «Интонация в различных видах искусства»
Занятие по теме: «Интонация в различных видах искусства».
Цель: расширить представление детей о единой основе музыки, литературы, живописи-интонации, как воплощение /в широком смысле/ художественного образа в музыкальных звуках, звуках речи, звучащих картинах.
Оборудование: фортепиано, магнитофон, фоно-хрестоматия, портреты А.С. Пушкина, Н.А. Римского-Корсакова, таблица с песней «Ах, по морю», таблички «музыка», «литература», «живопись», «интонация», таблица инструментов симфонического оркестра.
1. Вступление
Педагог. Сегодняшнее занятие, ребята, я позволю себе начать со слов известнейшего и любимого многим русского поэта, современника Михаила Ивановича Глинки – Александра Сергеевича Пушкина: «Он был, о море, твой певец!»
- Как вы думаете, о чем мы будем сегодня беседовать? /О музыке, изображающей море./
- Прочтите это высказывание выразительно, с интонацией. /Дети импровизируют, делая акценты на разные слова, фразы «он», «море», «твой», и наконец «певец» и приходят к совместному с учителем выводу о том, что разговор будет о прославлении красоты морской стихии человеком, а почувствовать и понять это мы смогли благодаря правильному, почти музыкальному прочтению пушкинского стиха, в интонационной основе которого дети услышали колокольность./
- А теперь подумайте, какие виды искусства будут присутствовать на сегодняшнем занятии. / Музыка, литература, изобразительное искусство./
/По ходу ответом на доску прикрепляются таблички./
Язык Пушкина – это нетленная сокровищница поэтической красоты и чистоты русского языка. Именно его поэтическая интонация станет проводником в сегодняшнее занятие. Вслушайтесь еще раз внимательно: «Он был, о море, твой певец!»
2. Экспозиция
Опираясь на личный опыт детей, выявить, насколько они представляют, что такое море. Настроить их на восприятие музыки Римского-Корсакова. Распевание с помощью элементов фонопедического метода развития голоса В.В. Емельянова. Через импровизацию способствовать освоению языка музыки как «искусства интонируемого смысла».
- Ребята, а кто из вас видел море? Какое оно? Какое чувство охватило вас, когда вы первый раз увидели его? Какие у него характер, настроение, цвет? Как они меняются? /Импровизированные ответы детей с использованием жестов, мимики./
- А теперь помогите почувствовать море тем ребятам, которые его никогда не видели и, главное, не слышали. Как звучит море?
Игра «Как звучит море». Пластикой рук изображаются набегающие волны, добавляется одновременный вдох и звук «ш», затем «ф». Дети выбирают, какой из звуков более, по их мнению, соответствует шуму морской волны, и повторяют упражнение несколько раз, а учитель на их фоне пропевает мелодию русской народной песни «Ах, по морю». Затем один куплет песни разучивается по нотной записи на таблице, и в процессе исполнения к нему подключается «шум» морской волны, для этого класс делится на две группы. Группы меняются ролями, и шум волны заменяется на слог «ле», выступающий в роли органного пункта.
- Ребята, в роли кого мы сейчас с вами побывали, изображая море? / Дети приходят к выводу, что не только в роли исполнителя, но и композитора, т.к. не просто исполнили песню, но и приукрасили ее./
- А теперь мы поменяем настроение песни. Как нам это сделать? / Импровизация с изменением лада, темпа, громкости, ритма и «цвета» музыки./
- А сейчас в роли кого вы побывали? / В процессе размышления подвести детей к выводу о том, что сейчас они были художниками (в широком понимании этого слова), т.е. творцами. А пощником им в этом была музыкальная интонация./
3. Разработка
Помочь ощутить общность выразительных средств музыки и живописи.
- Вот мы побывали с вами композиторами, исполнителями. И сейчас отправляемся в плавание вместе с известным мореплавателем, выпускником морского кадетского корпуса города Петербурга. Догадались, о ком идет речь? /О Николае Андреевиче Римском-Корсакове./
- Вслушайтесь, какое чувство охватило вас? /Звучит вступление к опере Н.А. Римского-Корсакова «Садко». «Океан – море синее»./
- Что вы ощутили? Какое впечатление появилось, а может быть целая картина? /Дети подбирают слова для выражения своих чувств, впечатлений, смены цветовой гаммы. Подбирают названия произведению./
- Но благодарю чему мы ощутили все это? В чем здесь секрет?
/Дети отмечают сиренево-синий, густой голос низких струнных инструментов, которые в сочетании с высокими деревянными духовыми создают ощущение величавой и полной жизни морской стихии./
- Правы ли мы? Давайте проверим. Приготовьте свои руки. Сейчас мы руководители оркестра и выражаем настроение моря пластикой рук, мимикой.
4. Кульминация
С помощью пластического интонирования попробовать изобразить, выразить настроение и характер, образ. Повторное слушание. Пластическое интонирование.
- Молодцы, ребята. Но у меня остался один вопрос. Эта музыка была сказочная или реальная, из нашей с вами жизни? / Вначале реальная, а потом сказочная./
- Почему так решили? /Потому, что появились сказочные интонации./
Вы правы. Музыкальная интонация, она, как речь. Если научиться ее слушать и слышать, то можно многое понять, почувствовать без слов. И сейчас вы совершенно верно определили, что попали в сказочный мир оперы Н.А. Римского-Корсакова. И сейчас я обращаюсь к юным музыковедам.
- В какой опере этого композитора новгородский гусляр оправляется в плавание по «океан-морю синему»? /Садко./
- А что же художники? С какой интонацией они с нами говорят? /Предлагаются пейзажи И. Айвазовского. Дети определяют настроение, причем используют выражения: пейзаж с лирической интонацией, грозная речь, бурный рассказ …/
- И если мы вновь вернемся к нашим табличкам «музыка», «литература» и «живопись», то каким словом объединим эти виды искусства?
Схема приобретает следующий вид:
МУЗЫКА
ЛИТЕРАТУРА
ЖИВОПИСЬ
музыкальные
звуки
звуки
речи
звучащие
картины
ИНТОНАЦИЯ
впечатления, ощущения, настроение
Значит, мы еще раз убедились, что именно интонация играет большую роль в искусстве, благодаря ей мы можем не только чувствовать настроение произведения, но и понять его смысл, содержание.
5. Реприза. Логическое выстраивание всех этапов занятия в схему.
Итак, ребята, мы убедились в том, что основой искусства является интонация. Но если прислушаться, присмотреться к окружающему миру, то мы почувствуем, что интонацией насыщена вся наша жизнь, да и мы с вами тоже. О чем думаем, как говорим, общаемся, ходим, что слышим, видим, как реагируем – все имеет свою интонацию.
6. Подведение итогов
- А закончить сегодняшнее занятие мне хочется словами Маленького принца из повести Антуана де Сент-Экзюпери «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь».
Всем спасибо. Всего вам доброго.
Автор: Лис Надежда Анатольевна