Главная /
По типу материала /
Общепедагогические технологии
Театрально-игровая деятельность, как средство развития речи ребёнка
Скачать
1.4 МБ, 1321040.pdf Автор: Стукалова Светлана Николаевна, 7 Дек 2015
Тема: Театрально-игровая деятельность, как средство развития речи ребёнка. Работаю учителем-логопедом в Синарском детском доме 12 лет. В нашем учреждении воспитываются дети разного возраста и разными образователь-ными потребностями. В последние годы в наш детский дом приходят всё больше детей с нарушением интеллекта и системным недоразвитием речи. Как показывает практика, любое недоразвитие речи отражается на дея-тельности и поведении ребёнка. Дети с речевыми нарушениями, понимая свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными, замкнутыми. Если их не понимают они раздражаются и замыкаются в себе. Другие же дети, которые не критично относятся к своему дефекту проявляют инертность, непонимание, а порой и безразличие. Кроме того у большинства детей присутствуют вторичные отклонения в ведущих психических процес-сах (низкий уровень восприятия, внимания, памяти; отсутствие воображе-ния). Занимаясь с детьми разного уровня речевого развития, я вижу основ-ные недостатки мешающие обучению детей это, плохая восприимчивость ко всему новому; недостаточная познавательная активность; трудности в целенаправленной деятельности; невозможность заучивания или припоминания чего-либо. Но с другой стороны всем нашим детям свойственно любопытство, проявление пусть даже поверхностного интереса. Каждый ребёнок желает принять участие в игре. Поэтому, считаю, что любая деятельность на занятии должна быть эмоционально окрашена и вызывать у них живой интерес, необходимо строить занятия таким образом, чтобы дети жили на них есте-ственной, радостной жизнью. Для этого я обратилась к театрализованной деятельности и, выбрала социально-игровой стиль педагогической деятельности. Моя роль, в органи-зации и проведении таких игр, очень велика. Эту работу можно представить в виде пирамиды, где основанием является сам ребёнок, а вершина – то, чего он может достичь. Так вот, чем продуманнее и слаженнее будет работа на за-нятии, тем крепче и устойчивее будет пирамида. Виды театрализованных игр, которые я, использую на занятии разно-образны. Для удобства все театрализованные игры я разделила на две груп-пы: режиссёрские и игры-драматизации. К режиссёрским играм относится: Настольный театр игрушек; Стендовые игры театр на фланелеграфе театр на магнитной основе «Магнитные истории») Такие игры я ввожу в соответствии с тематическим планом работы и использую их при обучении нового материала или повторении пройденного. Здесь ребёнок сам или с помощью взрослого создаёт сценарий, играет роль игрушечного персонажа (объёмного или плоскостного). Преобладающими средствами выражения является звукоподражание, интонация, мимика. Составляем предложения по Вызывание образа звука путём игры картинкам, рассказываем сказку Мишка по лесу идёт с помощью фланелеграфа Громко песенку поёт: «Э-э-э-э Подпевай Кирюша мне» Данные игры используются на занятии при составлении предложений и рас-сказов по картинкам, сериям сюжетных картин; при формировании умения произносить звуки, слоги, слова Например: формирование артикуляционного праксиса у детей с нарушением интеллекта имеющими системное недораз-витие речи I уровня следует проводить опосредованным путём, т.к. у них отмечается задержка в формировании контроля и управления органами ар-тикуляции. Ребёнок не ощущает положения языка, губ, челюсти при произ-несении того или иного звука. Поэтому артикуляционная гимнастика долж-на проводиться не по прямой словесной инструкции взрослого как предложе-но во многих методиках, а опосредованным путём, путём вызывания образа того или иного артикуляционного движения, позы или звука, путём игры. Такая опосредованная методика предполагает широкое применение в рабо-те игрушек, сказочных масок, трафаретов, звукоподражаний, фонограмм, воображаемых ситуаций (движений предметов), игр (настольных, ролевых), текстов-рифмовок, сказок, инсценировок. Таким образом, я не принуждаю к выполнению артикуляционных дви-жений, поз, а побуждаю к выполнению их опосредованным путём. Вершиной творчества является, когда дети, выступая в роли режиссёра, сочиняют исто-рию и затем, используя фигурки настольного театра её разыгрывают. Например: Кирил придумал, собрал и рассказал свою магнит-ную историю «Как вести себя в городе и правильно переходить дорогу» Или на основе услышанной сказки «Как чуть не погиб крабик» Ваня сочинил историю «Как кра-бик дом искал» и рассказал её при помощи магнитных фигурок. «Жил был крабик в море. Был он маленький ноги как спички, а клешни как щипчики. Жил он где придётся. А когда вырос, стал дом искать. Поищу себе дом там, где глубоко, вот здесь на самом дне, в песочке рассыпчатом мягко и светло. Плывёт мимо акула и говорит, славная добыча, краб аппе-титный на дне лежит, сейчас пообедаю им. Услышал краб, думает надо ноги уносить. Видит пещерка. Какая светлая и просторная пещерка, спрячусь здесь. Плывёт мимо скат, увидел крабика и напал на него, еле ноги унёс крабик. Увидел дельфин, как обижают краби-ка, и дал ему совет, что дом должен быть, безопасным. Плывёт крабик дальше, видит девочка на берегу играет: красивые камушки собирает и в море кидает. Подплыл крабик поближе выбрал для се-бя камушек красивый, забрался в щель ёрзает, ёрзает, эх не найти мне лучше жилища чем под камнем на мелководье. Вот где хорошо! Никто меня здесь не найдёт и не обидит. Спасибо тебе девочка за камень красивый, а тебе дельфин за совет». Игры-драматизации Здесь дети – артисты. В зависимости от темы занятия ребёнок приме-няет на себя и проигрывает различные социальные роли. Например: тема «Овощи - фрукты», здесь дети знакомятся и проигрывают роли садовода, фермера, продавца, покупателя, повара. Они учатся взаимо-действовать с друг другом. Учатся задавать вопросы, отвечать, вести диалог. Причём выбор сюжета, последовательность событий распределение роли предлагают сами дети, а я как педагог лишь корректирую и ненавязчиво ру-ковожу процессом. Ведь драматизация – не цель, а средство реализации тех или иных коррекционных (и не только) задач, стоящим перед педагогом. Например: проигрывая сказки «Теремок» и «Рукавичка» мы учимся сравни-вать эти сказки – по сюжету, главным героям, последовательности событий т.е. формируем умение проводить анализ произведения, что так необходимо при дальнейшем обучении ребёнка в школе. Успешности использования театрализованных игр в моей работе способству-ет организация предметно-игровой среды. Для этого необходим различный дидактический материал. На занятиях используется различное оборудование: - настольная ширма; - плоскостные деревянные, пластиковые, тканевые, магнитные фигурки персонажей сказок; - декоративные украшения; - наборы кукол для пальчикового театра; - элементы костюмов, маски персонажей сказок, рассказов. - игровые модули для разыгрывания социально-ролевых игр; К сожалению, предложенные игры в специальной литературе для моих детей трудны. Поэтому пришлось многое переделать, придумать заново в со-ответствии с речевыми возможностями детей. Конечно, вся эта кропотливая деятельность является работой только для пе-дагога, а для детей это прежде всего - ИГРА. И если сначала она протекает организованно, то потом, становится самостоятельной деятельностью детей
Автор: Стукалова Светлана Николаевна
Автор: Стукалова Светлана Николаевна
Похожие материалы