Обучение чтению нот с листа на баяне
Введение
Лучший способ научиться
быстро читать –
это как можно больше читать.
И.Гофман
Сто лет назад чтение с листа являлось нормой домашнего музицирования, излюбленным времяпровождением. Не будучи профессионалами, любители музыки обладали высоким уровнем знаний в области искусства. Они же и составляли основу русской интеллигенции.
За последние двадцать-тридцать лет среди пианистов заметно ухудшился навык хорошего чтения нот с листа. И это не смотря на то, что профессиональный виртуозно-исполнительский уровень, по сравнению с прошлым, вырос.
Причин множество – это отсутствие конкурсного отбора при зачислении ребёнка в ДМШ и ДШИ, в упавшем интересе учащихся к самостоятельному музицированию, к значительному сокращению молодёжи, желающей связать будущее с этой профессией…
О пользе чтения с лита было известно с давних пор. Об этом писали в своих трактатах Ф.Э.Бах, Х. Шуберт, А.Гензельт. Во второй половине 19 века требования по чтению нот с листа содержались в программных документациях почти всех авторитетных учебных заведений, как в России, так и за рубежом.
В учебном плане детских музыкальных школ по классу баяна на чтение нот с листа отводится по 0,5 часа в неделю на каждого учащегося во 2, 3 и 4 классах. Между тем основным условием формирования и развития навыков чтения нотного текста является систематичность, повседневность данной работы. Отсутствует и последовательная хрестоматийная литература по чтению нот с листа. Поэтому работа с учащимися в этом направлении ведется в музыкальных учебных заведениях зачастую формально, не отвечает задачам воспитания музыканта.
Если сравнивать уровень профессиональной подготовки учащихся классов баяна и фортепиано на любой студии обучения, то в отношении чтения нот с листа сравнение будет в большинстве случае не в пользу баянистов.
Конечно, сам баян обладает целым рядом конструктивных особенностей, которые усложняют освоение чтения от с листа. Остановимся на трёх особенностях инструмента:
1. Наличие двух клавиатур, звуки которых находятся в разных звуковысотных соотношениях: в правой клавиатуре – хроматический звукоряд, построенный зигзагообразно в трёх рядах клавиш; в левой – звуки располагаются по кварто-квинтовому кругу. Вследствие двух различных систем расположения звуков на баяне, мышление баяниста должно выработать два вида условно-рефлекторных связей, которые управляют движениями пальцев.
2. « нелогичность» построения клавиатур баяна по сравнению с « рояльной» клавиатурой. Это в значительной степени затрудняет образование у учащихся- баянистов музыкально-слуховых представлений, связанных с передвижением пальцев по клавиатуре. Нетрудно заметить, что расположение звуков на « рояльной» клавиатуре отсутствует логике нотной записи высоты звуков, чем расположение звуков на клавиатуре баяна.
3. « Невидимость» клавиатур баяна для исполнителя. Эта особенность весьма существенна для детей, обучающихся игре на баяне, которые при правильных посадке и положении инструмента лишены возможности видеть обе клавиатуры. Взрослые баянисты – исполнители имеют некоторую возможность видеть лишь правую клавиатуру, причем в очень неудобном ракурсе: линия взгляда исполнителя почти параллельна рядам клавиши и чрезвычайно удалена от линии взгляда на ноты.
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ НОТ С ЛИСТА
Как и в процессе познания вообще, в основе процесса восприятия, осмысления и исполнения баянистом нотного текста должны иметь место три стадии: «от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике…»
Одно из главных условий, обеспечивающих правильный процесс чтения нот с листа, заключено в умении смотреть вперед и предслышать. М.Н.Баринова охарактеризовала это явление « разведка глазами». Формула процесса такова: « вижу – слышу – играю». Учащийся охватывает глазами небольшой отрывок текста, запоминает его, и только после этого начинает играть. В это же время его глаза уже заняты следующим отрывком. Чем опытные читающий, тем больше развит его внутренний слух, тем дальше он смотрит вперед при игре. « У лиц с высокоразвитым слухом, - пишет Б.М.Теплов в книге
« Пихология музыкальных способностей», - имеет место непосредственное « слышание глазами», превращение зрительного восприятия текста в зрительно-слуховое восприятие.
1. Освоение нотной графики.
Получить ответ на вопрос « как читать?» - значит, описать сам процесс чтения нот на данном этапе обучении, т.е. между формирования этого навыка и последовательность его развития.
С чего же начинается формирование навыков чтения нот с листа?
Конечно же, со знакомства музыкального алфавита.
Многие думают, что музыкальный алфавит – это семь нот по порядку: ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ. Но это не верно, так как в музыке движение идёт не только вверх, но и вниз. Поэтому правильно называть алфавит: ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ СИ ДО СИ ЛЯ СОЛЬ ФА МИ РЕ ДО. И ещё, в музыке каждая из семи нот может являться первой, поэтому ученик должен знать семь нотных последовательностей. Все эти последовательности в комплексе и составляют музыкальный алфавит.
Первый круг алфавита:
До Ре Ми Фа Соль Ля Си До - До Си Ля Соль Фа Ми Ре До
Ре Ми Фа Соль Ля Си До Ре – Ре До Си Ля Соль Фа Ми Ре
Ми Фа Соль Ля Си До Ре Ми – Ми Ре До Си Ля Соль Фа Ми
Фа Соль Ля Си До Ре Ми Фа – Фа Ми Ре До Си Ля Соль Фа
Соль Ля Си До Ре Ми Фа Соль– Соль Фа Ми Ре До Си Ля Соль
Ля Си До Ре Ми Фа Соль Ля – Ля Соль Фа Ми Ре До Си Ля
Си До Ре Ми Фа Соль Ля Си – Си Ля Соль Фа Ми Ре До Си
Можно устроить между учениками соревнования на скороговорку алфавита, чтобы добиться быстроты. Скорость реакции – главное в музыкальном чтении, и умение быстро проговаривать алфавит – основа для скоростного чтения нот с листа.
Второй круг музыкального алфавита образуют ноты, которые располагаются через ступень – «терциевые» последовательности:
До Ми Соль Си Ре Фа Ля До – До Ля Фа Ре Си Соль Ми До
Ми Соль Си Ре Фа Ля До Ми – Ми До Ля Фа Ре Си Соль Ми
Соль Си Ре Фа Ля До Ми Соль – Соль Ми До Ля Фа Ре Си Соль
Си Ре Фа Ля До Ми Соль Си– Си Соль Ми До Ля Фа Ре Си
Ре Фа Ля До Ми Соль Си Ре – Ре Си Соль Ми До Ля Фа Ре
Фа Ля До Ми Соль Си Ре Фа – Фа Ре Си Соль Ми До Ля Фа
Ля До Ми Соль Си Ре Фа Ля – Ля Фа Ре Си Соль Ми До Ля Фа
Этот круг помогает видеть и прочитывать ученику нотный стан, где все ноты располагаются либо на линейках, либо между линейками. Здесь заложена также структура трезвучий и септаккордов, и читать их намного проще.
Ноты могут располагаться через две ступени. Эти «квартовые» последовательности дают нам третий круг:
До Фа Си Ми Ля Ре Соль До – До Соль Ре Ля Ми Си Фа До
Фа Си Ми Ля Ре Соль До Фа – Фа До Соль Ре Ля Ми Си Фа
Си Ми Ля Ре Соль До Фа Си – Си Фа До Соль Ре Ля Ми Си
Ми Ля Ре Соль До Фа Си Ми – Ми Си Фа До Соль Ре Ля Ми
Ля Ре Соль До Фа Си Ми Ля – Ля Ми Си Фа До Соль Ре Ля
Ре Соль До Фа Си Ми Ля Ре – Ре Ля Ми Си Фа До Соль Ре
Соль До Фа Си Ми Ля Ре Соль – Соль Ре Ля Ми Си Фа До Соль
Знание этого круга помогает читать скачкообразные мелодии и обращения аккордов. Намного проще запомнить «кварто-квинтовый» круг тональностей, расположение бемолей и диезов. Все остальные сочетания звуков – производные от этих последовательностей, именуемые в музыковедении обращениями.
Как видим, разучивание музыкального алфавита, даже без пропевания - важная опора музыкального развития. Алфавит – основа для скоростного чтения нот с листа, каркас для понимания теории музыки. Разучивать алфавит можно по карточкам. Все три круга нужно заучить до автоматизма.
2. Музыкальное зрение
Самую важную часть работы во время чтения текста выполняет зрение.
Вот главные трудности при чтении нот:
1. Неспособность отличить поступенное движение от скачков через ступень. Ученик не может мгновенно отличить ноты на линейках и между ними.
2. Неспособность быстро определять, где какая линейка и промежуток между линейками. Это вызвано тем, что линеек и пространств между ними на нотном стане больше 7 и зрительное восприятие «вязнет» в этом «зрительном лесу».
3. Несоответствие между «право-лево» (клавиши) и «верх-низ» (ноты). Нотный ряд или аккорд «поставлен на уши» относительно клавиатуры. До тех пор пока навык «право-вверх, влево-вниз» не сформировался, чтение нотного текста почти невозможно: ребёнок тратит внимание, чтобы каждый раз «повернуть» ноты.
4. Неспособность читать одновременно два ключа.
5. Нет координации рук при считывании двух ключей одновременно.
6. Нет развитого «музыкального глазомера» - точного видения расстояний между нотами (клавишами). Иначе говоря, не развита способность считывать и тут же проигрывать скачки в мелодии и сложные аккорды.
Чтобы помочь ученикам справиться с этими трудностями, я использую дополнительную графику, а именно – цветовые превращения нотного стана, с помощью карточек и письменных упражнений.
Графика ритма в нотной записи выглядит более ярко и запоминается лучше, чем графика высоты нот. И ученик упускает главное: высоту звуков.
Вот почему умение различать ноты по высоте должно идти впереди ритмических навыков.
Этого же требует и естественное развитие координации.
Обучаясь исполнять, ученик должен пройти четыре последовательных стадии развития:
1. Координация. Ученик извлекает звуки в правильной последовательности музыкального текста. Упражнения «бусы».
Цель – игра без текстовых ошибок.
2. Ритмическая организации. Отработка ритмической картины текста. В идеале – игра без запинок и пауз.
3. Метрическая организация. Ученик отрабатывает темп, пульс музыки, стараясь играть без остановок. Теперь передвижение в пространстве становится более осознанным и организованным и скорость собственных шагов осознанно «просчитывается» сознанием.
4. Исполнительство. Шлифовка динамики и нюансов музыкального образа. Освоив базовые навыки передвижения в пространстве, ребенок готов к «творчеству» - он с удовольствием начинает учиться.
3. Навык чтения нот с листа
Навык как известно, всегда развивается от простого к сложному. А отсюда следует, что на каждом этапе обучении имеет место соответствующая степень развития навыка чтения нот с листа. Самым первым и наиболее простым навыком является процесс чтения отдельно взятой ноты. При освоении правой клавиатуры одновременно развивается навык и чтения нот, записанных в скрипичном ключе, т.е. правой рукой, затем левой, когда осваивается басовая клавиатура, и только после этого, когда учащийся переходит к игре двумя руками вместе, одновременно развивается и навык чтения нот, записанных на двух нотоносцах. В дальнейшем навык развивается постепенным усложнением читаемого материала в зависимости от степени совершенства игровых навыков.
Известно, что учащийся общеобразовательной школы первоначально учится читать буквы, затем слоги, слова и , наконец, целые предложения. Но что главное – каждая стадия не является обособленной, наоборот, как только выучены необходимые буквы, сразу же составляются слоги и слова, а затем и предложения.
Нечто подобное должно быть и в методике формирования и развития навыка чтения нот с листа: отдельная нота, такт, фраза, предложение ( независимо от того, читается ли текст однострочный или двухстрочный.) Нота, такт, мотив, фраза – это смысловые объекты ( смысловые единицы) внимания учащегося. Но каждый из них может быть охвачен вниманием только на определенном этапе формирования рассматриваемого навыка. Эта поэтапная тренировка навыка есть не что иное, как расчленение навыка чтения нот с листа на более простые навыки и постепенный переход от более простых к более сложным.
Формирование навыков чтения нот с листа требует от педагога тщательного соблюдения дидактического принципа доступности материала и последовательности его изложения: нотный текст, назначаемый для чтения с листа, должен быть гораздо легче и доступнее основного материала индивидуального плана учащегося.
Первые одноголосные мелодии для исполнения правой рукой должны отвечать следующим требованиям:
· Они должны быть написаны в мажорном ладу, в тональности без знаков или с одним знаком;
· Содержать в себе гаммообразные последования ( без скачков);
· Диапазон мелодии должен охватить звукоряд не более 3-4 звуков;
· Мелодия должна начинаться и заканчиваться тоникой;
· Включать в себя не более двух видов длительностей ( например, половинных и четвертных, четвертных и восьмых и т.п.)
· Исполняться в медленном или умеренном темпе.
·
Усложнение материала в дальнейшем должно происходить постепенно, но всесторонне:
1. Появление минорного лада, тональностей с большим количеством знаков, отклонения, модуляции;
2. Появление скачков на тонику, затем – более далеких скачков на другие ступени тональности;
3. Расширение диапазона мелодии;
4. Начало мелодии с любой ступени тональности;
5. Усложнение ритмического рисунка, появление длительностей с точкой;
6. Исполнение мелодий в более быстрых темпах.
4.Техника ускоренного восприятия нотного текста
Текст баянной музыки имеет как горизонтальное, так и вертикальное измерение. Поэтому, целесообразно разделить проблему ускоренного охвата текста на два самостоятельных вопроса: восприятие по горизонтали и восприятие по вертикали.
Наблюдения и экспериментальные данные показывают, что охват текста по горизонтали даётся более легко в связи с привычкой читать словесный текст. Восьми-девятилетние дети, читая, охватывают взглядом целую группу слов.
Американский педагог и исследователь Сидней Лоуренс экспериментально установил, что взрослому человеку, чтобы прочесть предложение из шести слов, требуется в среднем 3 секунды.
Распускалась черёмуха, кусты дикой смородины позеленели.
Если эти шесть слов записать вертикально, то на их чтение тратится примерно 12 секунд.
Если расположить это предложение на линейках, напоминающих нотный стан и прочитать его, то потребуется уже 21 секунда, то есть в семь раз больше, чем для чтения текста по горизонтали.
С помощью специальных упражнений можно развить навык быстрого охвата нотного текста.
Например:
1. Исполнять аккордовую последовательность в форме гармонической фигурации, начиная с баса.
2. Играть аккордами текст, изложенный в виде гармонической фигурации. Это упражнение вырабатывает умение быстро определять гармоническую логику арпеджированного текста, ускоряя восприятие «развёрнутой вертикали».
Предпосылкой ускоренного восприятия нотной записи по горизонтали является и умение быстро расчленять текст на синтаксические единицы (повторность построений, ритмические остановки и паузы, контрастные построения, вопросно-ответные соотношения и другое).
Среди упражнений, развивающих навык ускоренного восприятия текста, не маловажную роль играет так называемое фотографирование. Для этого, ученику показывается какой-то отрезок текста (мотив, фраза, предложение), который он должен запомнить, мысленно представить в звучании и сыграть. В момент исполнения ученик читает и запоминает уже следующий фрагмент. В начале, такое упражнение выполняется с остановками, но постепенно у ребёнка увеличивается скорость восприятия и объём запоминания фрагментов.
4. Анализ нотного текста на уроке.
Никогда не нужно торопиться начинать играть незнакомую мелодию. Надо внимательно изучить ноты глазами пару минут, чтобы обратить внимание на основные моменты, прежде чем приступить к чтению нот с листа. А именно:
· Ключевые слова.
· Размер.
· С какой ноты начинается. Какая нота самая низкая, какая самая высокая.
· Какие длительности встречаются.
· Мелодия идет плавно, по гамме или скачками.
· Вначале без инструмента – назвать ноты в правой, потом в левой руке.
· Простучать ритм со счетом вслух.
· Попросить ученика спеть ноты, можно с педагогом, одновременно дирижируя.
· Сыграть ноты, желательно в ритме.
· При чтении с листа темп должен быть спокойным и удобным
Заключение
Формирование навыка быстрого разбора и чтения нотного текста тесно взаимосвязано с общим музыкальным развитием ребёнка.
Наилучшие результаты навыка чтения нот с листа достигаются тогда, когда этот навык формируется с первых шагов обучения баяниста.
Умение свободно читать с листа нотный текст благоприятно влияет на ход учебного процесса и, в итоге, на конечный результат воспитания музыканта. Чтение с листа помогает ученикам серьезно пополнить и углубить знания музыкальной литературы, расширить свой музыкальный кругозор.
Опыт показывает, что даже слабые учащиеся, систематически играя с листа, двигаются вперед значительно быстрее и увереннее. У них появляется интерес к игре на инструменте. Педагог должен использовать все имеющиеся возможности для того, чтобы привить своим ученикам любовь к чтению с листа, самостоятельному музицированию.
Автор: Жевалкин Владимир Иванович