Методическая разработка по предмету "ЧТЕНИЕ НОТ С ЛИСТА" Диск
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Дополнительного образования детей
«ЯМАЛЬСКАЯ ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА»
Мыскаменское отделение
ЕРМОЛОВИЧ Л.Г.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
по предмету "ЧТЕНИЕ НОТ С ЛИСТА"
Мыс Каменный
2013 год
ФОРМУЛА ЧТЕНИЯ НОТ С ЛИСТА «ВИЖУ, СЛЫШУ, ИСПОЛНЯЮ»
«Лучший способ научиться читать - это
как можно больше читать».
И.Гофман
Несколько веков назад чтение с листа являлось нормой домашнего музицирования, излюбленным времяпровождением. Не будучи профессионалами, любители музыки обладали высоким уровнем знаний в области искусства. Они же и составляли основу русской интеллигенции. За последние несколько десятилетий среди учащихся музыкальных школ, заметно ухудшился навык хорошего чтения нот с листа. И это несмотря на то, что профессиональный уровень, по сравнению с прошлым, вырос.
Причин множество:
• это отсутствие конкурсного отбора при зачислении ребёнка в ДМШ
• в упавшем интересе учащихся к самостоятельному музицированию
• к значительному сокращению молодёжи связать будущее с этой профессией
Чтобы как то исправить данное положение в своем классе, формированию навыка чтения с листа я решила уделить особое внимание.
Существует два основных вида исполнения по нотам незнакомого произведения - разбор и чтение нот с листа.
1. Разбор.
Это медленное проигрывание пьесы с остановками, с замедлениями для более тщательного изучения текста. Внимание может быть направлено поочерёдно на различные элементы текста для повторения той или иной фразы, для подбора удобной аппликатуры и т.д.
2. Чтение с листа.
Это исполнение незнакомой пьесы в темпе и характере, задуманной композитором без предварительного фрагментального проигрывания. Такое исполнение должно быть непрерывным с осмысленной фразировкой и выполнением всех авторских указаний. При развитом навыке игры с листа тесно взаимодействуют зрение, слух, моторика. При активном участии внимания, воли, памяти, интуиции и творческого воображения исполнителя.
Таким образам, воспитание навыков хорошего разбора и чтения с листа должно быть в центре внимания педагога. Важно, чтобы преподаватель воспитывал в учениках осмысленное отношение к тексту, приучал не только видеть все обозначения, но и слышать в них музыкальное содержание.
Ошибки учащихся при чтении нот с листа :
-элементарное незнание нот и типовых ритмических рисунков
-игнорирование на протяжении всего произведения ключевых знаков
-потактовое чтение, т.е. остановка после каждого такта
-невнимательность к динамическим знакам
-пренебрежение знаками агогики
Существует музыкальный алфавит, без которого невозможно представить себе обучение музыкой. Музыкальный алфавит можно сравнить с алфавитом русского языка. Человек, не знающий буквы (алфавит) не сможет прочесть какой-либо текст. Так и в музыке – не зная музыкального алфавита (нот) невозможно сыграть то или иное произведение.
Музыкальный алфавит
Многие думают, что музыкальный алфавит- это семь нот по порядку: до, ре, ми, фа, соль, ля, си . Но это не верно, так, как, в музыке идёт движение нот не только вверх, но и вниз. Поэтому, правильно называть алфавит: до, ре, ми, фа, соль, ля, си, до, до, си, ля, соль, фа, ми, ре, до. И, ещё в музыке каждая из семи нот может являться первой, поэтому ученик должен знать семь нотных последовательностей. Все эти последовательности и составляют музыкальный алфавит.
Первый круг алфавита:
До, Ре, Ми, Фа, Соль ,Ля, Си, До –
До, Си, Ля, Соль, Фа, Ми, Ре, До.
Ре, Ми, Фа ,Соль, Ля, Си, До, Ре –
Ре, До, Си, Ля ,Соль, Фа, Ми, Ре.
Ми, Фа, Соль, Ля, Си, До ,Ре, Ми –
Ми, Ре, До, Си, Ля, Соль ,Фа, Ми. и т.д.
Можно устроить между учениками соревнования на скороговорку алфавита, чтобы добиться быстроты. Скорость реакции - главное, в музыкальном чтении и умение быстро проговаривать алфавит - основа для скоростного чтения нот с листа.
Второй круг музыкального алфавита образуют ноты, которые располагаются через ступень - "терциевые "последовательности:
До, Ми, Соль, Си, Ре, Фа, Д о –
До, Ля, Фа, Ре, Си, Соль, Ми, До.
Ми, Соль, Си, РЕ, Фа, Ля, До, Ми –
Ми, До, Ля, Фа, Ре, Си, Соль, Ми. и т.д.
Этот круг помогает видеть прочитывать ученику нотный стан, где все ноты располагаются либо на линейках, либо между линейками. Здесь заложена также структура трезвучий и разных аккордов, и читать их намного проще.
Ноты могут располагаться и через две ступени. Эти "квартовые" последовательности дают нам
Третий круг:
До, Фа, Си, Ми, Ля, Ре, Соль, До, Фа –
Фа, До, Соль, Ре, Ля, Ми, Си, Фа.
Фа, Си, Ми, Ля, Ре, Соль, До, Фа –
Фа, До, Соль, Ре, Ля, Ми, Си, Фа.
Знание этого круга помогает читать скачкообразные мелодии. Намного проще запомнить "кварто-квинтовый" круг тональностей, расположение диезов и бемолей.
Расположение диезов и бемолей можно заучить скороговоркой:
Диезы - фа, до, соль. Ре, ля. Ми, си
Бемоли – (с точностью наоборот)-си, ми, ля, ре. соль, до,фа
Как видим, разучивание музыкального алфавита, даже без пропевания - важная опора музыкального развития.
Алфавит - основа для скоростного чтения нот с листа, каркас для понимания теории музыки.
Разучивать алфавит можно по карточкам. Все три круга нужно заучить до автоматизма.
Музыкальное зрение
Самую важную часть во время работы чтения текста выполняет зрение.
Вот главные трудности при чтении нот :
--- Неспособность отличить поступенное движение от скачков через ступень. Ученик не может мгновенно отличить ноты на линейках и между ними.
--- Неспособность определять, где какая линейка и промежуток между линейками. Это вызвано тем, что линеек и пространств между ними на нотном стане больше семи и, зрительное восприятие "вязнет в этом зрительном лесу".
--- Несоответствие между "право- лево" (для пианистов – клавиши; для гитаристов - гриф) и верх-низ (ноты). Нотный ряд или аккорд "поставлен не понятно как" относительно клавиатуры (для пианистов), грифа (для гитаристов). До тех пор, пока навык "право-верх, лево - низ" не сформировался, чтение нотного текста почти невозможно. Ребёнок тратит внимание, чтобы каждый раз "повернуть" ноты.
--- Неспособность читать сразу два ключа (для пианистов)
--- Нет координации рук
--- Нет развитого "музыкального глазомера"- точного видения расстояний между нотами (клавишами –для пианистов; ладами -для гитаристов). Иначе говоря, не развита способность считывать и тут же проигрывать скачки в мелодии и сложные аккорды. Чтобы помочь ученикам, можно использовать цветовые превращения нотного стана с помощью карточек. Графика ритма в нотной записи будет выглядеть более ярко и запоминается лучше, чем графика высоты нот. И, ученик упускает главное-высоту звуков.
Вот почему умение различать ноты по высоте должно идти впереди ритмических навыков. Этого же требует и естественное развитие координации.
Обучаясь исполнять, ученик должен пройти четыре последовательных стадии развития координации:
1. Координация. Ученик извлекает звуки в правильной последовательности музыкального текста. Упражнение "Бусы". Цель - игра без текстовых ошибок.
2. Ритмическая организация. Отработка ритмической картины текста. В идеале - игра без запинок и пауз.
3. Метрическая организация. Ученик отрабатывает темп, пульс музыки, стараясь играть без остановок. Теперь, передвижение в пространстве становится более осознанным и организованным , и скорость собственных шагов осознанно "просчитывается" сознанием.
4. Исполнительство. Шлифовка динамики и нюансов музыкального образа.
Освоив базовые навыки передвижения в пространстве, ребёнок готов к «творчеству"- он с удовольствием начинает учиться.
Высшие навыки строятся на основе - низших. Тем не менее, нужно учитывать: пока не отработана предыдущая стадия, требование следующей - грубое нарушение постепенности. Пока ученик не читает высоту нот, он не может сыграть нотную последовательность. А пока он не играет последовательность нот, у него нет координации.
Требовать в это время ритмику или динамику - значит вводить ученика в замешательство. Этим мы перечёркиваем все свои усилия приобщить ребенка к инструменту.
Нужно сделать так, чтобы высота нот стала хорошо видимой. Для этого как раз можно и использовать цвет. Близко стоящие нотные кружочки немедленно приобретут контрастность, благодаря цветовому коду.
Можно ноты на линейках раскрасить красным цветом - и назвать их "девочками", а между линейками - голубым цветом, и назвать их "мальчиками". Дети быстро откликаются на такую ассоциацию. С первых шагов новичок получает важную установку для зрительного восприятия - установку на различение нот по их расположению. Позже этот навык на порядок ускорит чтение, разучивание интервалов и аккордов.
Музыкальный алфавит на но нотоносце
Глядя на ноты, новичок часто не отличает низкие ноты от высоких, скрипичного ключа от басового. А к этому прибавляется ещё неразбериха с левой и правой рукой. Далеко не все дети связывают "вправо" и "влево" с собственными руками. И опять разницу поможет усвоить цвет.
Представим музыкальную систему в форме «ДЕРЕВА».
Выбор красок в обучении очень важен. Нужен такой пример из зрительного опыта, где разные краски были бы продолжением одного целого. Идеальным образцом и послужит ДЕРЕВО. Ствол и земля - коричневые, а крона - зелёная. Аналогия с деревом - хорошая цветовая опора для понимания нотного стана. Дерево отражает и единство нотной системы, и суть расположения звуков по регистрам, ладам. Низкие звуки (для пианистов басовый ключ), пишутся с помощью добавочных линек - это "корни" дерева. Нижний регистр "твёрд", глубок и богат звучанием обертонов - это "ствол" дерева. Средний регистр постепенно становится всё "воздушнее"- это ветки и листья. Наконец он перерастает в самый высокий регистр, выше которого только "птицы"- верхние добавочные линейки.
Развитие техники восприятия и воспроизведения нотного текста
Действия, связанные с моторикой, являются наиболее элементарным звеном формирования навыка чтения нот с листа. И развивать его нужно тщательно и направленно. В ходе специальных упражнений у учащегося развивается осязательная ориентировка на клавиатуре. Формированием такой ориентировки развитием зрительного представления фортепианной клавиатуры, грифа гитары начинается в процессе исполнения гамм и упражнений. Их можно начинать со второго месяца обучения. Гамму разучивают простыми приемами (фо-но – «нон легато», гитара – «апояндо») в одну октаву, и затем играют разными штрихами, не глядя на руки. Всё внимание ученика должно быть направлено на звучание и артикуляцию. Лучше всего выбрать мажорные гаммы с малым количеством знаков, а позже - минорные.
Аналогичную роль выполняют технические упражнения в одной позиции, но различными штрихами.
Конечно же, зрительный контроль за движением рук и пальцев, не может быть устранён полностью, особенно в пьесах со скачками и широкими ходами.
Аппликатурная техника
Быстрота и точность моторной реакции на исполняемый текст зависит от аппликатурной техники. Аппликатура как «художественная», так и техническая опирается на общие закономерности, на прочно усвоенные типовые формулы проследования пальцев.
Аппликатурные упражнения дают наибольший эффект, если их сочетать с работой по освоению клавиатуры и грифа гитары «слепым» методом.
1. На трёх поступенно - расположенных клавишах (на фо-но), ладах (на гитаре) с обязательным включением полутонов, 1, 2, 3 пальцами во всех комбинациях. Выбор ритмической фигуры можно предоставить самому ученику: (для пианистов каждой рукой отдельно и, на конец обеими руками одновременно в параллельном противоположном движениях (п.р.- вверх, л.р.- вниз).
2. Мотив из трёх звуков в объёме квинты. В работу включаются 4 и 5 пальцы.
3. Мотивы строятся на четырёх звуках в объёме квинты с усложнённым ритмическим рисунком.
4. Пятизвучные мотивы с самостоятельным выбором ученика ритмического рисунка.
Цель этих упражнений заключается в воспитании мгновенной реакции пальцев на мотив из трёх - пяти звуков в одной позиции.
С помощью специальных упражнений можно развить навык быстрого охвата нотного текста.
Например:
1) Исполнять аккордовую последовательность в форме гармонической фигурации, начиная с баса.
2) Играть аккордами текст, изложенный в виде гармонической фигурации.
Это упражнение вырабатывает умение быстро определять гармоническую логику арпеджированного текста, ускоряя восприятие «развёрнутой вертикали».
Среди упражнений, развивающих навык ускоренного восприятия текста, немаловажную роль играет так называемое фотографирование. Для этого, ученику
показывается какой-то отрезок текста (мотив, фраза, предложение), который он должен запомнить, мысленно представить в звучании и сыграть.
Упражнение выполняется с остановками, но постепенно у ребёнка увеличивается
скорость восприятия и объём запоминания фрагментов.
Планирование навыка быстрого разбора и чтения нотного текста тесно взаимосвязаны с общим музыкальным развитием ребёнка. Наилучшие результаты навыка чтения нот с листа достигаются тогда, когда навык формируется с первых шагов обучения ребенка. Умение свободно читать с листа нотный текст, благоприятно влияет на ход учебного процесса и, в итоге, на конечный результат воспитания музыканта.
Чтение с листа помогает ученикам серьёзно пополнить и углубить знания музыкальной литературы, расширить свой музыкальный кругозор.
Занимаясь с учеником чтением нот с листа, мы увидим, что даже слабые учащиеся, систематически играя с листа, двигаются вперёд значительно быстрее и увереннее. У них появляется интерес к игре на инструменте. Педагог должен использовать все имеющиеся возможности для того, чтобы привить своим ученикам любовь к чтению с листа, самостоятельному музицированию.
Автор: Ермолович Лариса Герасимовна