Выбор репертуара в ДМШ
В настоящее время в музыкальную школу стали принимать детей без вступительных экзаменов, организовали подготовительные классы для детей раннего возраста (3-5 лет), из репертуарной программы были извлечены многие произведения, в программу обучения введены новые специализации и т.д. На фоне произошедших нововведений хочется обратить особое внимание на необходимость поиска методических пособий, которые смогут помочь сделать процесс приобщения к музыке и овладения навыками игры на аккордеоне доступными ребенку с самыми обычными данными. Часто возникает ситуация, когда при общепринятом подходе изучения нотной грамоты, у детей пропадает желание заниматься музыкой.
С точки зрения психологов все многообразие человеческой деятельности сводится к трем основным видам – игре, учебе и труду. Ведущим из них является тот, в ходе которого происходит в данный период основное развитие психологических функций и способностей. Так, для дошкольников ведущей деятельностью является игра. Именно в процессе игры у ребенка формируется внимание, воображение, управление своим поведением. Если ребенка в 5-6 лет лишить игры и полностью включить в трудовую деятельность, то это может привести к задержке его развития, либо к однобокому развитию.
Для детей школьного возраста ведущей деятельностью становится учеба. Но они по-прежнему много и охотно играют. При поступлении в школу происходит смена ведущего вида деятельности. Игра уступает место учебе. Значит, ребенок, не желающий учиться, сопротивляется и протестует против смены ведущей деятельности. Мы должны понять ребенка, войти в его ситуацию. Понять, почему он не хочет учиться. Потому, что ему трудно, не совсем понятно, недостаточно интересно.
Как сделать интересными и любимыми занятия на аккордеоне? Этому могут способствовать то, что будит воображение – музыкальный материал, рисунок, текст песенок, произведения современного репертуара. Большую роль могут сыграть и родители, помогающие ребенку дома.
При выборе репертуара необходимо учитывать не только исполнительские и музыкальные задачи, но и черты характера ребенка: его интеллект, артистизм, темперамент, душевные качества, наклонности. Если вялому и медлительному ребенку предложить эмоциональную и подвижную пьесу, вряд ли можно ожидать успеха. Но
проигрывать с ним такие вещи в классе стоит, на концерт же лучше выносить более спокойные. И наоборот: подвижному и возбудимому надо рекомендовать более сдержанные, философские произведения.
Необходимо поддерживать стремление детей играть то или иное произведение, даже не соответствующее уровню их музыкального развития и техническим возможностям. Если ученик хочет сыграть какое-то произведение, значит — оно отвечает его эмоциональному состоянию. Ясно, что такие пьесы не надо прорабатывать в классе и тем более готовить их для концерта. Но предоставить свободу выбора нужно. Высокий репертуарный уровень побуждает к творческим поискам художественных образов. А серый репертуар, не соответствующий уровню интеллекта, снижает стремление заниматься музыкой.
В последнее время возрос интерес к эстрадной, популярной музыке исполняемой на академических инструментах (скрипка, баян, аккордеон, ансамбли различных составов) под фонограмму. Баян и аккордеон раскрылись с новой стороны, о чём свидетельствуют выступления П. Дранги, В.Ковтуна, дуэта «Баян – mix» и т. д. Это послужило популяризации инструментов. Интерес со стороны детей и родителей объясняется тем, что они приходят в музыкальную школу в класс баяна, аккордеона, чтобы играть, как великие артисты. Поэтому по возможности необходимо подбирать интересный репертуар.
- Почему детям нравится исполнять произведения под фонограмму. Потому что они звучят ярче, сочнее. Любая пьеса превращается в яркий концертный номер, игра на инструменте в сопровождении собственного эстрадного оркестра.
- Почему исполнение под фонограмму современно? В наше современное время с экранов телевизоров мы слышим, в основном, только эстрадное исполнение, отсюда следует, что слушателю это знакомо и легче воспринимается.
Процесс обучения игре под фонограмму состоит из нескольких этапов. Сейчас мы рассмотрим каждый этап по отдельности:
Первый этап – обучение игре в ансамбле (репертуар составляют простые песенки, даже на одной ноте).
Наиболее серьезной проблемой в ансамблевой игре, в том числе и в игре под фонограмму, считается синхронность звучания, то есть точное совпадение во времени сильных и слабых долей такта, всех длительностей участников ансамбля. Как правило, в коллективе исполнитель первой партии кивком головы показывает начало пьесы, замедление, снятия аккорда, окончание
произведения. При игре под фонограмму от ученика требуется предельная концентрация внимания, так как нужно точно совпадать с записанным сопровождением. Нужно контролировать игру, не допуская расхождения с фонограммой.
Такой вид работы позволяет развивать самостоятельность, так как есть возможность разучивать произведение и дома, а не только в классе с педагогом.
Примером вышеизложенного материала могут служить пьесы Р. Бажилина из альбома пьес для начальных классов ДМШ «Учимся играть на аккордеоне» - Одним из важных компонентов при игре является метроритм. Именно он позволяет играть ученику синхронно с записью. При нарушении метроритма рушится все исполнение. Также метроритм способствует техническому развитию ученика.
Второй этап - игра под фонограмму (соло), репертуар усложняется.
1.Репертуар на этом этапе различен. В последние годы появился подходящий репертуар (Р. Бажилин «Учимся играть на аккордеоне» часть 2; А. Новосёлов «Играем с удовольствием»; Ю. Шадёркин «В современных ритмах»). Такой репертуар несомненно, дополняет, расширяет содержание музыкального образования, способствует активизации учебного процесса. Играя под такой аккомпанемент, юный музыкант уже на начальном этапе сможет ощутить себя маленьким артистом, и это будет стимулировать его занятия на инструменте.
Примерный репертуар:
Во время исполнения, перед учеником поставить определенные задачи:
- точность в темпе, ритме
-штрихи должны соответствовать характеру произведения
- динамические оттенки не должны конфликтовать с фонограммой, а должны быть выразительны.
Третий этап – обучение игре под фонограмму унисоном или ансамблем (унисон – сложная, интересная и незаслуженно забытая форма обучения на баяне, аккордеоне, когда несколько инструментов играют одну и ту же мелодию).
При игре в ансамбле каждый участник может учить свою партию одновременно с партнером и по мере продвижения работать над отдельными частями произведения.
Разучивая произведение с фонограммой, нужно уже знать текст¸ играть в нужном темпе, с динамическими оттенками штрихами.
В изложении важен темп. Именно верно выбранный темп способствует точной передаче характера музыки. Ученик должен четко представлять, в каком темпе он сможет сыграть, попадать в нужный темп, контролировать
свою игру, не допуская расхождения с партнером в ансамбле и с фонограммой.
Для чего нужно играть под фонограмму?
Игра под фонограмму значительно расширяет музыкальный кругозор учеников, развивает умение слушать и слышать записанный аккомпанемент. Такой вид исполнения вовлекает ученика в активную форму музицирования. Ведь исполняя самые простые мелодии, дети приобщаются к творческому процессу. Играть под фонограмму следует на протяжении всего времени обучения в школе.
Игра под фонограмму воспитывает у исполнителя ряд ценных профессиональных качеств: ритмическая дисциплина, ощущение темпа, способствует развитию музыкальности, исполнительской выразительности, слуха.
Такой способ исполнения доставляет ученикам истинное удовольствие и приносит неоспоримую пользу, раскрепощает его, снимает зажатость, страх публичных выступлений.
Любому преподавателю важно увлечь маленьких музыкантов, ведь играя под фонограмму, он ощущает себя настоящим артистом, играющим в сопровождении целого коллектива.
Такой вид работы, расширяет творческие способности, помогает закладывать основы для слухового внимания, развития гармонического слуха, способствует ритмической дисциплине, развивает самостоятельность.
В воспитании музыканта - будущего исполнителя и педагога, в формировании его творческой индивидуальности и в совершенствовании мастерства решающую роль играет тот репертуар, над которым он работает в процессе обучения. Личность музыканта складывается из взаимосвязанных развивающихся компонентов: художественного вкуса, мышления, эмоционального строя, технического мастерства. И естественно, чем шире круг музыкальных образов, чем разнообразнее стилистические особенности, язык исполненных произведений и, наконец, чем глубже они изучены, тем больше условий для разностороннего развития будущего музыканта.
Автор: Лукоянова Наталья Николаевна