Влияние возрастной специфики обучаемых на формирование репертуара для ансамблей и хоров в детском дошкольном учреждении
Влияние возрастной специфики обучаемых на формирование репертуара для ансамблей и хоров в детском дошкольном учреждении.
Автор музыкальный руководитель О.Г.Попова.
Методические основы в работе с детским хором или ансамблем имеют определённую специфику.Основой является то, что необходимо обратить пристальное внимание на возраст дошкольников, а так же их интересы на данном этапе развития. Работая с детьми дошкольного возраста, музыкальный руководитель обращает внимание на психические и физические особенности детей. Необходимо руководителю создать такое общение, в котором при выполнении исполнительских задач над репертуаром поддерживался бы обязательно энтузиазм малышей, присутствовал бы особый стержень, соответствующий выполнению творческих задач. Ансамблевое и хоровое пение являются коллегиальным видом исполнения, работа воспитывает в ребятах дисциплину, желание с радостью поделиться творчеством, в аспектах совместной работы со слушателями.
Первым условием верного вокально- хорового изучения считается эмоционально- эстетическое настроение хора , то есть существенным является непосредственно обстановка, сочетающая труд с интересным творчеством, собственно активизация энтузиазма, любознательности малышей. Следует такое настроение сохранять на протяжении всей работы. Вся творческая работа строится на развитии звуковысотного мелодического, гармонического, полифонического ладового, динамического, тембрового слуха. Музыкальный руководитель понимает специфику детского голоса, который в отличии от уже сформировавшегося взрослого находится в неизменном развитии. Пение способствует развитию голосовых связок, правильного дыхания, чёткой дикции. Для успешного освоения песенного репертуара необходим ряд установок.
1.Певческая установка.
2.Дирижёрский жест.
внимание
дыхание
начало и завершение пения.
3. Дыхание и паузы. Преподаватель обязан обучить детей овладеть техникой дыхания - еле слышный маленький вдох, опора дыхания и постепенное его расходование. На наиболее поздних шагах изучения овладеть техникой цепного дыхания. Дыхание воспитывается равномерно, потому на исходном шаге преподавания в репертуар необходимо включать репертуар с небольшими фразами, разделёнными паузами. Для работы над развитием дыхания больше всего подходит фольклор.
4. Звукообразование.
Атака звука. Помощь могут оказать упражнения, такие как пение по слогам. Итог работы - выработка у детей общей манеры пения.
5. Дикция. Чёткое произношение согласных, происходит работа артикуляционного аппарата.
6. Строй, ансамбль. Работа над чистотой и точностью интонирования в пении. Учиться слушать и слышать рядом стоящих товарищей. Для развития интонации необходимы упражнения на ладовое восприятие, а капелла. «Ансамбль» означает «согласие», т.е. необходимость добиваться гармонии в тексте, мелодии, темпе, динамике. В хоре важны согласованность в звукообразовании, произношении, дыхании.
В своей работе я так же применяю видеозапись, где дети, как бы со стороны могут послушать и посмотреть на свою работу. Делятся впечатлениями, по сделанным выводам исправляют ошибки.
Особую радость приносят концерты воспитанников ДМШ, где дети слушают музыкальные произведения в исполнении старших ребят.
На каждом празднике или развлечение дошкольники выступают на базе детского сада с соответствующим репертуаром. Большой вклад оказывают родители, которые принимают активное участие во всех творческих начинаниях детей. В этом году мы приняли участие в районном мероприятии – театральный фестиваль, где выступили с мюзиклом « Волк и семеро козлят»,были отмечены, в номинации « Лучшее музыкальное оформление», так же приготовили для родителей отчётный концерт «Любимые песни», репертуар которых составлен мною на основе известных песен мультфильмов и детских фильмов.
Автор: Попова Ольга Георгиевна