Главная / По типу материала / Дополнительное образование

Тема по самообразованию

Скачать
272.81 КБ, 1219187.jpg Автор: Семерханова Елена Николаевна, 15 Окт 2015

Муниципальное казённое образовательное учреждение

дополнительного образования детей

ДОД «Дом детского творчества Отчет по самообразованию по теме: Возрастные особенности дошкольников На занятиях хореографического кружка «Акварельки»

педагог дополнительного образования руководитель кружка «Акварельки»

Семерханова Елена Николаевна

Тема :возрастные особенности дошкольников

Цель: воспитание здорового ребенка

Задачи: изучения возрастных особенностей детей 5-6лет и развитие двигательных функций ребенка

Возрастные особенности дошкольников

Конечно, не все дети в течение занятия одинаково активны и эмоциональны, но необходимо добиваться, чтобы не было равнодушных и безучастных. И здесь уже не столь важно, каким принципом пользуется педагог. Какой бы метод он ни выбирал, главное, чтобы ребенок занимался с удовольствием, уходил с занятия счастливым и с нетерпением ждал новой встречи с музыкой и танцем.

Здорового ребенка легче воспитывать. Это общеизвестно. У него быстрее устанавливаются все необходимые умения и навыки, он лучше приспосабливается к смене условий и воспринимает предъявляемые ему требования. Поэтому именно здоровье - важнейшая предпосылка правильного формирования характера, развития инициативы, воли, дарований и природных способностей.

А что же делать, чтобы ребенок рос здоровым? Сейчас каждый знает, что двигательная активность полезна для здоровья. Что же касается роли движений в физическом и психическом развитии ребенка, то об этом говорится почти во всех книгах, брошюрах, статьях о воспитании детей.

Развитие двигательных функций ребенка — сложный процесс, который определяется, с одной стороны, поэтапным созреванием центральной нервной системы, а с другой — многообразными влияниями окружающей среды. Важную роль в этом процессе играет и генетическая программа развития. Современные нейропсихологии доказали, что для каждого этапа психического развития ребенка в первую очередь необходима готовность комплекса определенных мозговых образований к его обеспечению, но, с другой стороны, должна быть востребованность извне (от социального окружения), необходимость постоянного наращивания зрелости и силы того или иного психологического фактора. Если в окружении ребенка отсутствует эта востребованность, наблюдаются искажение и торможение психогенеза в разных вариантах, влекущие за собой вторичные функциональные нарушения на уровне мозга. Кроме того, доказано, что на ранних этапах онтогенеза социальная депривация приводит к дистрофии мозга на нейронном уровне. Это относится и к развитию двигательных функций ребенка. Следовательно, стимулировать двигательную активность ребенка надо с первых же дней его жизни, но делать это необходимо правильно: придерживаясь определенных законов развития движений, обусловленных развитием мозга.

Развитие и совершенствование движений начинается от головы, потом затрагивает верхние, а затем и нижние конечности. Координация двигательных навыков развивается по этому же принципу, поэтому контроль за положением головы формируется раньше, чем за положением ног.

Развитие двигательных функций происходит от проксимального к дистальному направлению, т. е. движения частей тела, расположенных ближе к средней линии тела, совершенствуются раньше, чем движения более удаленных частей. Например, контроль над положением и движением плеч устанавливается раньше, чем контроль над движениями пальцев рук. Эти принципы прямо влияют на методику работы с детьми по развитию (или коррекции) движений. Известно, что если у ребенка недостаточно развита крупная моторика, то и мелкая моторика в отдельности не может быть достаточно сформирована. Например, если во время рисования (или письма) у ребенка напряжена шея и «зажаты плечи», работа кисти рук и пальцев будет затруднена и, соответственно, пострадают результаты труда. Значит, прежде чем улучшать качество результата через тренировку мелкой моторики, необходимо «поработать» с крупной. «...Если двигательные нагрузки отсутствуют или они незначительны, то объем информации, поступающий из рецепторов мышц, уменьшается, что ухудшает обменные процессы в тканях мозга и приводит к нарушениям его регулирующей функции (Ю. Эмановский).

Как показал многолетний опыт работы, дети, занимающиеся основами хореографии, к моменту поступления в школу владеют достаточно прочным запасом двигательных навыков и умений, обладают хорошей памятью, вниманием, фантазией. Для них характерна правильная осанка, высокая работоспособность, целеустремленность и, что не менее важно, интерес к познанию. Все это помогает ребятам быстрее адаптироваться к новым требованиям, которые предъявляются в учебной деятельности.

Потребность в двигательной активности у детей дошкольного возраста настолько велика, что врачи и физиологи называют этот период «возрастом двигательной расточительности». И именно занятия хореографией помогают творчески реализовать эту
потребность, ибо бесконечное разнообразие движений позволяет развивать
не только чувство ритма, укреплять скелет и мускулатуру, но и стимулирует
память, внимание, мышление и воображение ребенка.

Нужно отметить, что дети, занимающиеся хореографией, гораздо реже болеют, чем их сверстники. И если к тому же занятия ведутся грамотно, педагогически продуманно и заинтересованно, то обязательно вызывают у ребят положительные эмоции. Педагог же, конечно, должен контролировать двигательную нагрузку своих воспитанников с учетом их индивидуальных особенностей , предупреждать случаи гипердинамии и перевозбужденности; активизировать тех, кто предпочитает «сидячие» игры.

Момент, с которого начинается осмысление собственных движений, у каждого ребенка свой. Исследователи анатомо-физиологических и психологических особенностей детей отмечают, что их рост и развитие идут непрерывно, но темпы этих процессов не совпадают, В некоторых возрастных периодах преобладает рост, в других — развитие. Проанализировав особенности в развитии дошкольников и учитывая явление акселерации, коснувшееся этого периода, мы пришли к выводу, что лучший возраст для начала занятий хореографией — пять лет. В настоящее время показатели развития двигательных навыков и физических качеств у детей в возрасте пяти лет выше, чем у их сверстников 1950-х годов. Отмечаются более ранние изменения и некоторых функциональных показателей сердечно-сосудистой системы. Так, если прежде у детей пяти лет средняя частота пульса составляла 98-100 ударов в минуту, то в настоящее время 97 ударов (исследования Н. Аршавской и В. Розановой).

К пяти годам размеры сердца у ребенка (по сравнению с новорожденным) увеличиваются в 4 раза. Интенсивно формируется и сердечная деятельность, но процесс этот не завершается на протяжении всего дошкольного детства. Упомянутые выше авторы рекомендуют начинать занятия как можно раньше, утверждая, что высокая пластичность нервной системы в данном возрасте способствует лучшему и быстрому освоению новых упражнений, иногда даже сложных.

Развитие опорно-двигательной системы (скелет, суставно-связочный аппарат, мускулатура) к пяти годам еще не закончено. Каждая из 206 костей продолжает меняться по размеру, форме, строению. Не завершено окостенение позвоночника, грудной клетки, таза, конечностей. Позвоночник гибок и податлив, чувствителен к деформирующим воздействиям. Значит, педагогу нужно быть очень чутким, осторожным и бережным по отношению к своим воспитанникам.

Особое внимание следует обратить на движения, способствующие укреплению скелетной мускулатуры. Необходимо знать и то, что в пятилетнем возрасте диспропорционально формируются некоторые суставы. Например, сумка локтевого сустава у ребенка в период до пяти лет растет быстро, кольцеобразная же связка, удерживающая в правильном положении головку лучевой кости, оказывается слишком свободной. Поэтому резкие движения рук могут привести к подвывиху. А укрепляющие упражнения очень полезны.

У детей 5-7 лет наблюдается незавершенность строения стопы. В связи с этим важно предупредить появление и закрепление плоскостопия. И именно хореография обладает большим арсеналом движений, укрепляющих и формирующих стопу, ее свод.

Считается, что рост мускулатуры становится заметным только после пяти лет. К шести годам у ребенка будут уже хорошо развиты крупные мышцы туловища и конечностей, если он занимается регулярно. Старший дошкольник способен дифференцировать свои мышечные усилия, а это означает, что он может и умеет выполнять упражнения с различной амплитудой, переходить от медленных к более быстрым движениям, то есть менять темп. Но если не уделять должного внимания мелким мышцам и не развивать их специальными упражнениями, то они останутся по-прежнему слабыми. Особенно кисти рук.

Детям относительно легко даются ходьба, бег, прыжки, но они испытывают трудности при выполнении упражнений, связанных с работой мелких мышц. И опять же, именно в хореографии мы найдем большое количество упражнений для пальцев рук. Это, в частности, могут быть элементы среднеазиатских танцев и многие другие движения, которые являются одновременно мощным стимулирующим фактором развития и совершенствования речи в дошкольном возрасте.

Деятельность скелетной мускулатуры в этот период имеет жизненно важное значение. Ведь известно, что у растущего организма восстановление затраченной энергии характеризуется не только возвращением к исходному уровню, но и его превышением. Поэтому в результате хореографических упражнений происходит не трата, а приобретение энергии. В процессе занятий основами хореографии показатели сохранения устойчивого равновесия у ребенка повышаются. Нужно отметить, что при выполнении этих заданий девочки имеют некоторое преимущество перед мальчиками. В целом, в старшей группе детям по-прежнему легче даются движения, где имеется большая площадь опоры. Но возможны и недлительные упражнения, требующие опоры на одну ногу.

Благодаря целенаправленным занятиям улучшается координация движений, и ребята в пять-шесть лет хорошо подпрыгивают на двух ногах, на одной ноге как на месте, так и с продвижением. Если они продолжают заниматься, то в возрасте шести-семи лет им становится доступно выполнение куда более разнообразных и сложных упражнений на равновесие.

Размеры и строение дыхательных путей дошкольников отличаются от таковых у взрослых. Они значительно уже, поэтому так важна правильная организация двигательной активности, ибо, если ее недостаточно, чаще случаи заболевания органов дыхания.

Вентиляция легких при выполнении хореографических движений увеличивается в 2—7 раз, а при беге, прыжках — еще больше.

Приблизительно с пяти лет деятельность сердечнососудистой и
дыхательной систем переходит на более экономичный и эффективный
уровень. Исследования, проводимые М. Антроновой и М. Кольцовой, подтверждают, что резервные возможности сердечно-сосудистой и дыхательной систем у детей пятилетнего возраста довольно высоки. Возьмем такой пример: авторы утверждают, что лишь одни прыжки дети могут выполнять в течение длительного времени, а именно 13—15 минут. Уже в пять лет ребята обладают достаточно высоким уровнем психического развития. Особенно ярко выражены эмоциональность и непосредственность; внимание относительно устойчиво, но именно в силу этой относительности дети на занятиях быстро теряют темп, ритм, Что следует учесть педагогу в своей работе. По мнению Известного физиолога академика Н. И. Красногорского, условные рефлексы в этом возрасте вырабатываются быстро, но закрепляются не сразу, и навыки вначале весьма непрочны.

Память пятилетнего дошкольника обычно развита хорошо, особенно
двигательная и эмоциональная, поэтому он легко запоминает то, что его
сильно взволновало или заинтересовало. И если в 3-4 года малыш не
способен на точное воспроизведение движения по слову или даже по показу
педагога, то в пять лет он может адекватно реагировать на слово или слово,
сочетающееся с показом. В хореографии требуется обязательный личный
показ движений педагогом с их объяснением.

У 5-б-летнего ребенка созревают лобные доли мозга, благодаря чему ему удается управлять своими движениями, действием, поведением. Одновременно совершенствуются основные нервные процессы: возбуждение и особенно торможение. Задания, основанные на торможении, следует разумно дозировать, так как выработка тормозных реакций сопровождается изменением частоты сердечных сокращений, дыхания, что свидетельствует о значительной нагрузке на нервную систему.

Характер в этом возрасте только складывается, но дети уже обладают некоторой настойчивостью в достижении желаемого, способны ставить перед собой определенные цели. Они осваивают право- и леворукость и могут ориентироваться в направлении движений: вниз, вверх, влево, вправо. При правильной физической нагрузке старший дошкольник в состоянии без особого напряжения заниматься в течение 30—35 минут. Л. П. Толстой, вспоминая о своем детстве, писал: « ...От пятилетнего ребенка до меня только шаг, а от новорожденного до пятилетнего страшное расстояние...» Все приведенные выше аргументы оказались для нас убедительными, чтобы, как уже было сказано, определить возраст пяти лет как наиболее оптимальный для начала занятий основами хореографии.

Муниципальное казённое образовательное учреждение

дополнительного образования детей

ДОД «Дом детского творчества Отчет по самообразованию по теме: Возрастные особенности дошкольников На занятиях хореографического кружка «Акварельки»

педагог дополнительного образования руководитель кружка «Акварельки»

Семерханова Елена Николаевна

Тема :возрастные особенности дошкольников

Цель: воспитание здорового ребенка

Задачи: изучения возрастных особенностей детей 5-6лет и развитие двигательных функций ребенка

Возрастные особенности дошкольников

Конечно, не все дети в течение занятия одинаково активны и эмоциональны, но необходимо добиваться, чтобы не было равнодушных и безучастных. И здесь уже не столь важно, каким принципом пользуется педагог. Какой бы метод он ни выбирал, главное, чтобы ребенок занимался с удовольствием, уходил с занятия счастливым и с нетерпением ждал новой встречи с музыкой и танцем.

Здорового ребенка легче воспитывать. Это общеизвестно. У него быстрее устанавливаются все необходимые умения и навыки, он лучше приспосабливается к смене условий и воспринимает предъявляемые ему требования. Поэтому именно здоровье - важнейшая предпосылка правильного формирования характера, развития инициативы, воли, дарований и природных способностей.

А что же делать, чтобы ребенок рос здоровым? Сейчас каждый знает, что двигательная активность полезна для здоровья. Что же касается роли движений в физическом и психическом развитии ребенка, то об этом говорится почти во всех книгах, брошюрах, статьях о воспитании детей.

Развитие двигательных функций ребенка — сложный процесс, который определяется, с одной стороны, поэтапным созреванием центральной нервной системы, а с другой — многообразными влияниями окружающей среды. Важную роль в этом процессе играет и генетическая программа развития. Современные нейропсихологии доказали, что для каждого этапа психического развития ребенка в первую очередь необходима готовность комплекса определенных мозговых образований к его обеспечению, но, с другой стороны, должна быть востребованность извне (от социального окружения), необходимость постоянного наращивания зрелости и силы того или иного психологического фактора. Если в окружении ребенка отсутствует эта востребованность, наблюдаются искажение и торможение психогенеза в разных вариантах, влекущие за собой вторичные функциональные нарушения на уровне мозга. Кроме того, доказано, что на ранних этапах онтогенеза социальная депривация приводит к дистрофии мозга на нейронном уровне. Это относится и к развитию двигательных функций ребенка. Следовательно, стимулировать двигательную активность ребенка надо с первых же дней его жизни, но делать это необходимо правильно: придерживаясь определенных законов развития движений, обусловленных развитием мозга.

Развитие и совершенствование движений начинается от головы, потом затрагивает верхние, а затем и нижние конечности. Координация двигательных навыков развивается по этому же принципу, поэтому контроль за положением головы формируется раньше, чем за положением ног.

Развитие двигательных функций происходит от проксимального к дистальному направлению, т. е. движения частей тела, расположенных ближе к средней линии тела, совершенствуются раньше, чем движения более удаленных частей. Например, контроль над положением и движением плеч устанавливается раньше, чем контроль над движениями пальцев рук. Эти принципы прямо влияют на методику работы с детьми по развитию (или коррекции) движений. Известно, что если у ребенка недостаточно развита крупная моторика, то и мелкая моторика в отдельности не может быть достаточно сформирована. Например, если во время рисования (или письма) у ребенка напряжена шея и «зажаты плечи», работа кисти рук и пальцев будет затруднена и, соответственно, пострадают результаты труда. Значит, прежде чем улучшать качество результата через тренировку мелкой моторики, необходимо «поработать» с крупной. «...Если двигательные нагрузки отсутствуют или они незначительны, то объем информации, поступающий из рецепторов мышц, уменьшается, что ухудшает обменные процессы в тканях мозга и приводит к нарушениям его регулирующей функции (Ю. Эмановский).

Как показал многолетний опыт работы, дети, занимающиеся основами хореографии, к моменту поступления в школу владеют достаточно прочным запасом двигательных навыков и умений, обладают хорошей памятью, вниманием, фантазией. Для них характерна правильная осанка, высокая работоспособность, целеустремленность и, что не менее важно, интерес к познанию. Все это помогает ребятам быстрее адаптироваться к новым требованиям, которые предъявляются в учебной деятельности.

Потребность в двигательной активности у детей дошкольного возраста настолько велика, что врачи и физиологи называют этот период «возрастом двигательной расточительности». И именно занятия хореографией помогают творчески реализовать эту
потребность, ибо бесконечное разнообразие движений позволяет развивать
не только чувство ритма, укреплять скелет и мускулатуру, но и стимулирует
память, внимание, мышление и воображение ребенка.

Нужно отметить, что дети, занимающиеся хореографией, гораздо реже болеют, чем их сверстники. И если к тому же занятия ведутся грамотно, педагогически продуманно и заинтересованно, то обязательно вызывают у ребят положительные эмоции. Педагог же, конечно, должен контролировать двигательную нагрузку своих воспитанников с учетом их индивидуальных особенностей , предупреждать случаи гипердинамии и перевозбужденности; активизировать тех, кто предпочитает «сидячие» игры.

Момент, с которого начинается осмысление собственных движений, у каждого ребенка свой. Исследователи анатомо-физиологических и психологических особенностей детей отмечают, что их рост и развитие идут непрерывно, но темпы этих процессов не совпадают, В некоторых возрастных периодах преобладает рост, в других — развитие. Проанализировав особенности в развитии дошкольников и учитывая явление акселерации, коснувшееся этого периода, мы пришли к выводу, что лучший возраст для начала занятий хореографией — пять лет. В настоящее время показатели развития двигательных навыков и физических качеств у детей в возрасте пяти лет выше, чем у их сверстников 1950-х годов. Отмечаются более ранние изменения и некоторых функциональных показателей сердечно-сосудистой системы. Так, если прежде у детей пяти лет средняя частота пульса составляла 98-100 ударов в минуту, то в настоящее время 97 ударов (исследования Н. Аршавской и В. Розановой).

К пяти годам размеры сердца у ребенка (по сравнению с новорожденным) увеличиваются в 4 раза. Интенсивно формируется и сердечная деятельность, но процесс этот не завершается на протяжении всего дошкольного детства. Упомянутые выше авторы рекомендуют начинать занятия как можно раньше, утверждая, что высокая пластичность нервной системы в данном возрасте способствует лучшему и быстрому освоению новых упражнений, иногда даже сложных.

Развитие опорно-двигательной системы (скелет, суставно-связочный аппарат, мускулатура) к пяти годам еще не закончено. Каждая из 206 костей продолжает меняться по размеру, форме, строению. Не завершено окостенение позвоночника, грудной клетки, таза, конечностей. Позвоночник гибок и податлив, чувствителен к деформирующим воздействиям. Значит, педагогу нужно быть очень чутким, осторожным и бережным по отношению к своим воспитанникам.

Особое внимание следует обратить на движения, способствующие укреплению скелетной мускулатуры. Необходимо знать и то, что в пятилетнем возрасте диспропорционально формируются некоторые суставы. Например, сумка локтевого сустава у ребенка в период до пяти лет растет быстро, кольцеобразная же связка, удерживающая в правильном положении головку лучевой кости, оказывается слишком свободной. Поэтому резкие движения рук могут привести к подвывиху. А укрепляющие упражнения очень полезны.

У детей 5-7 лет наблюдается незавершенность строения стопы. В связи с этим важно предупредить появление и закрепление плоскостопия. И именно хореография обладает большим арсеналом движений, укрепляющих и формирующих стопу, ее свод.

Считается, что рост мускулатуры становится заметным только после пяти лет. К шести годам у ребенка будут уже хорошо развиты крупные мышцы туловища и конечностей, если он занимается регулярно. Старший дошкольник способен дифференцировать свои мышечные усилия, а это означает, что он может и умеет выполнять упражнения с различной амплитудой, переходить от медленных к более быстрым движениям, то есть менять темп. Но если не уделять должного внимания мелким мышцам и не развивать их специальными упражнениями, то они останутся по-прежнему слабыми. Особенно кисти рук.

Детям относительно легко даются ходьба, бег, прыжки, но они испытывают трудности при выполнении упражнений, связанных с работой мелких мышц. И опять же, именно в хореографии мы найдем большое количество упражнений для пальцев рук. Это, в частности, могут быть элементы среднеазиатских танцев и многие другие движения, которые являются одновременно мощным стимулирующим фактором развития и совершенствования речи в дошкольном возрасте.

Деятельность скелетной мускулатуры в этот период имеет жизненно важное значение. Ведь известно, что у растущего организма восстановление затраченной энергии характеризуется не только возвращением к исходному уровню, но и его превышением. Поэтому в результате хореографических упражнений происходит не трата, а приобретение энергии. В процессе занятий основами хореографии показатели сохранения устойчивого равновесия у ребенка повышаются. Нужно отметить, что при выполнении этих заданий девочки имеют некоторое преимущество перед мальчиками. В целом, в старшей группе детям по-прежнему легче даются движения, где имеется большая площадь опоры. Но возможны и недлительные упражнения, требующие опоры на одну ногу.

Благодаря целенаправленным занятиям улучшается координация движений, и ребята в пять-шесть лет хорошо подпрыгивают на двух ногах, на одной ноге как на месте, так и с продвижением. Если они продолжают заниматься, то в возрасте шести-семи лет им становится доступно выполнение куда более разнообразных и сложных упражнений на равновесие.

Размеры и строение дыхательных путей дошкольников отличаются от таковых у взрослых. Они значительно уже, поэтому так важна правильная организация двигательной активности, ибо, если ее недостаточно, чаще случаи заболевания органов дыхания.

Вентиляция легких при выполнении хореографических движений увеличивается в 2—7 раз, а при беге, прыжках — еще больше.

Приблизительно с пяти лет деятельность сердечнососудистой и
дыхательной систем переходит на более экономичный и эффективный
уровень. Исследования, проводимые М. Антроновой и М. Кольцовой, подтверждают, что резервные возможности сердечно-сосудистой и дыхательной систем у детей пятилетнего возраста довольно высоки. Возьмем такой пример: авторы утверждают, что лишь одни прыжки дети могут выполнять в течение длительного времени, а именно 13—15 минут. Уже в пять лет ребята обладают достаточно высоким уровнем психического развития. Особенно ярко выражены эмоциональность и непосредственность; внимание относительно устойчиво, но именно в силу этой относительности дети на занятиях быстро теряют темп, ритм, Что следует учесть педагогу в своей работе. По мнению Известного физиолога академика Н. И. Красногорского, условные рефлексы в этом возрасте вырабатываются быстро, но закрепляются не сразу, и навыки вначале весьма непрочны.

Память пятилетнего дошкольника обычно развита хорошо, особенно
двигательная и эмоциональная, поэтому он легко запоминает то, что его
сильно взволновало или заинтересовало. И если в 3-4 года малыш не
способен на точное воспроизведение движения по слову или даже по показу
педагога, то в пять лет он может адекватно реагировать на слово или слово,
сочетающееся с показом. В хореографии требуется обязательный личный
показ движений педагогом с их объяснением.

У 5-б-летнего ребенка созревают лобные доли мозга, благодаря чему ему удается управлять своими движениями, действием, поведением. Одновременно совершенствуются основные нервные процессы: возбуждение и особенно торможение. Задания, основанные на торможении, следует разумно дозировать, так как выработка тормозных реакций сопровождается изменением частоты сердечных сокращений, дыхания, что свидетельствует о значительной нагрузке на нервную систему.

Характер в этом возрасте только складывается, но дети уже обладают некоторой настойчивостью в достижении желаемого, способны ставить перед собой определенные цели. Они осваивают право- и леворукость и могут ориентироваться в направлении движений: вниз, вверх, влево, вправо. При правильной физической нагрузке старший дошкольник в состоянии без особого напряжения заниматься в течение 30—35 минут. Л. П. Толстой, вспоминая о своем детстве, писал: « ...От пятилетнего ребенка до меня только шаг, а от новорожденного до пятилетнего страшное расстояние...» Все приведенные выше аргументы оказались для нас убедительными, чтобы, как уже было сказано, определить возраст пяти лет как наиболее оптимальный для начала занятий основами хореографии.


Автор: Семерханова Елена Николаевна
Похожие материалы
Тип Название материала Автор Опубликован
документ Тема по самообразованию Солдатова Майя Федоровна 20 Мар 2015
документ Тема по самообразованию Борк Анна Сергеевна 17 Мая 2015
документ Тема по самообразованию Горчакова Анна Григорьевна 17 Мая 2015
документ Тема по самообразованию. Вознюк Марина Петровна 14 Сен 2015
презентация Тема по самообразованию Галина Ивановна Першина 14 Сен 2015
документ Тема по самообразованию Петрова Людмила Васильевна 9 Янв 2016
документ План по самообразованию План по самообразованию на 2015-2016 уч.год Тема: «Использование занимательного математического материала с дошкольниками» Григоревская Ольга Павловна 17 Фев 2016
документ Тема по самообразованию по воспитательной работе. Петрова Ольга Феликсовна 1 Апр 2015
разное РАБОТА ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ТЕМА: «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» Хавшабо Елена Ивановна 21 Мар 2015
документ Методическая тема по самообразованию Лоханкина Ольга Александровна 30 Мар 2015
документ Тема по самообразованию Рекстон Наталья Николаевна 4 Апр 2015
документ Тема по самообразованию Верна Анжела Ивановна 31 Мар 2015
документ план по самообразованию. тема: грамматический строй речи Чернявская Наталья Андреевна 31 Мар 2015
документ Тема по самообразованию 3 Верна Анжела Ивановна 31 Мар 2015
документ Тема по самообразованию 2 Верна Анжела Ивановна 31 Мар 2015
документ тема по самообразованию Абраменкова Наталья Михайловна 15 Окт 2015
разное Тема по самообразованию Семерханова Елена Николаевна 15 Окт 2015
документ Тема по самообразованию Бадулина Татьяна Сергеевна 20 Ноя 2015
документ Тема по самообразованию Бадулина Татьяна Сергеевна 20 Ноя 2015
презентация Тема по самообразованию "Рефлексия" Авдеева Людмила Сергеевна 3 Мар 2016
документ Отчёт по самообразованию. Тема: «Экологическое воспитание» Светлана Бандурко 17 Фев 2016
документ Тема по самообразованию формирование коммуникативной компетентности Григорьева Елена Николаевна 8 Дек 2015
документ Тема по самообразованию Миникеева Лариса Сергеевна 19 Мар 2016
План работы по самообразованию Тема: «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста» Пискарева Ольга Владимировна 13 Сен 2017
План работы по самообразованию Тема: «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста» Пискарева Ольга Владимировна 13 Сен 2017
документ План работы по самообразованию Тема по самообразованию: «Правовое воспитание детей дошкольного возраста». Направление: Социально-личностное. Образовательная область: Социально – коммуникативное развитие. Шадрина Александра Александровна 31 Мар 2015
документ тема по самообразованию: «Изучение компьютерных программ по работе с цифровым и аналоговым звуком» Роабеш Ульяна Николаевна 20 Мар 2015
документ План работы по самообразованию воспитателя по изодеятельности, тема: "Конструирование из бумаги методом оригами". Юмашева Антонина Михайловна 31 Мар 2015
документ Тема по самообразованию «Система коррекционно-логопедической работы по преодолению фонетико-фонетических нарушений речи у детей с дизартрией» Павлова Ирина Юрьевна 31 Мар 2015
документ ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Тема: «Декоративное рисование по мотивам Дымковской росписи» Шатило Елена Анатольевна 9 Апр 2015
документ Индивидуальный план работы по самообразованию. Тема «Освоение дошкольниками алгоритма по созданию рифмованных текстов» Горина Наталья Владимировна 15 Ноя 2015
документ План по самообразованию Тема: «Взаимодействие ДОУ и семьи по вопросам здоровьесбережения детей старшего дошкольного возраста» В работе представлен план по самообразованию воспитателя «Взаимодействие ДОУ и семьи по вопросам здоровьесбере Дианова Ирина Викторовна 31 Мар 2015
документ Тема по самообразованию: «Личностно-ориентированный подход в системе музыкального образования». Коломиец Елена Дмитриевна 20 Мар 2015
документ Тема по самообразованию "Здоровьесберегающие технологии на уроках музыки" Москалева Елена Михайловна 20 Мар 2015
документ Содоклад по самообразованию. Тема: «Использование здоровьесберегательных технологий в организации учебной деятельности Шайхутдинова Надия Mифтаховна 20 Мар 2015
документ Тема по самообразованию "Внедрение в учебный процесс систем информационного обеспечения занятий" Красюкова Наталия Ивановна 20 Мар 2015
документ Тема по самообразованию. Работа с текстом, как одно из средств повышения качества образования (формирования ключевых компетенций) Кобаса Елена Владимировна 21 Мар 2015
документ АНАЛИЗ собственной деятельности по самообразованию Тема: «Обогащение словарного запаса, как ступень речевого развития детей» Похомцева Галина Петровна 30 Мар 2015
документ План воспитателя по самообразованию. Тема: «Изучение народных промыслов России с целью развития художественных способностей детей дошкольного возраста» Хлебникова Ирина Александровна 30 Мар 2015
документ Тема по самообразованию: « Развитие речи старших дошкольников средствами малых форм фольклора» Зотеева Ирина Александровна 30 Мар 2015