Главная / По типу материала / Дополнительное образование

Методическая разработка «Наполнение смыслом процесса обучения, концентрация внимания и слуховой контроль»

Скачать
13.57 КБ, 1119392.zip Автор: Рапецкая Лариса Викторовна, 7 Июн 2015

Управление образования Добрянского муниципального района
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей
«ДОБРЯНСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

«Наполнение смыслом процесса обучения, концентрация внимания и слуховой контроль»

Методическая разработка.

Преподаватель 1 квалификационной категории

Рапецкая Лариса Викторовна.

г. Добрянка
2010г.

«Работать надо так, чтобы не было необходимости исправлять уже сделанное и бороться с неправильными привычками»

А. Гольденвейзер

Цель – воспитание музыканта-исполнителя, развитие творческих способностей и эстетического вкуса.

Задачи:

-активизация всей эмоционально-слуховой сферы;
-сочетание образно-эмоционального и логически-смыслового восприятия;
-интенсивное техническое развитие с освоением всех видов фортепианной фактуры.

Рассматривая задачу, как наполнить смыслом, процесс работы и развить длительную концентрацию внимания ребенка, следует остановиться на одном из главных условий. Это условие как бы перебрасывает мост между музыкальным развитием ученика и практикой работы за инструментом; оно помогает донести яркое ощущение музыкального образа до конечного этапа исполнения, не теряя силы при разучивании. Это условие заключается в том, чтобы научить разбирать музыку. В правильном разборе заключено не менее половины всей работы над произведением. Главное заключается в том, чтобы как можно быстрее перейти от разрозненного процесса складывания отдельных звуков к слитному процессу исполнения (хотя бы небольшого отрывка). Только в условиях связного и цельного исполнения формируется художественно-музыкальная задача, которая определяет пути дальней шей работы. Достижение связного процесса (без ошибок и остановок) должно быть целью первого этапа в разучивании произведения, а не заключительного.
Велика роль мышления в решении поставленных задач.

Музыкальное мышление – сложный эмоциональный сенсорно-интеллектуальный процесс познания и оценки музыкального произведения.
Истоки музыкального мышления восходят к ощущению- переживанию интонации. «Музыка- интонация» - гласит лаконичная формула Б.В. Асафьева. Понимая широко, интонация есть главный проводник музыкальной содержательности, музыкальной мысли; она же носительница художественной информации, эмоционального заряда, душевного движения и т.д.

Все в искусстве звуковых образов – богатство выразительно-изобразительных средств, многообразие элементов музыкальной речи – имеет интонационную основу.

Звуковая выразительность является важнейшим исполнительским средством для воплощения музыкально-художественного замысла. Работа над звуком должна занимать центральное место в процессе обучения. Главное условие успешного решения этой проблемы заключается в развитии способности слушать музыкальную ткань.

Первые уроки, на которых начинается общение с инструментом, вводят ребенка в мир мелодических образов. Если прочтение литературного текста ассоциируется с уже приобретенными понятиями, то при первом прочтении даже самой простой мелодии зарождение музыкально-образных связей происходит не столь непосредственно. Чем ближе ученику интонационный строй мелодии, тем увлеченнее и быстрее он охватывает и исполняет ее. Основой образного содержания мелодии является живая мелодическая интонация. Уже в самой короткой, двузначной ритмо-интонации (музыкальном слове) ощущается ее образный смысл. Например, в размеренно-спокойной нисходящей ритмо-интонации малой терции (соль-ми) ясно слышится голос кукушки: «ку-ку», а в восходящей, более протяжной квартовой ритмо-интонации можно услышать: «ау-ау». Настройка слуха ученика на осмысленное восприятие мелодических интонаций способствует эмоционально яркому исполнению мелодии.

При исполнении более развитых мелодических построений интонационные связи должны ощущаться несколько иначе. Здесь необходимо слышать не только слияние отдельных звуков друг с другом, но и ощущать развитие мелодии к ее кульминации. Выразительности исполнения мелодии во многом способствует разъяснение авторских и редакторских указаний, содержавшихся в нотном тексте. Особенно следует отметить важность своевременного слухового осознания учеником артикуляционных штрихов, помогающих ему оттенить тоньше в исполнении интонационные подробности мелодии. Для детских пьес, отличающихся элементами танцевальности, наиболее типичны сочетания штрихов: шестнадцатые на стремительном легато, восьмые на стаккато, четвертные преимущественно на тенуто. Например, «Менуэт» И.Гайдна, «Шарманка» Д.Шостаковича. Артикуляционные штрихи как бы подсказывают ученику пути выразительного интонирования мелодии. Работа в этом направление повышает интерес к самому процессу работы за инструментом, наполняя его смыслом и содержанием.

Воспитание элементов полифонического мышления и навыков исполнения полифонии является одним из важнейших условий развития пианиста. По сути, вся фортепианная музыка многословна, полифонична. Переход от одноголосной мелодии к двухголосной, является важной вехой в музыкальном развитии ребенка. Наиболее сложной для слухового усвоения является имитационная полифония. Естественной подготовкой к ее изучению может стать работа над пьесами, в которых имитационные приемы совмещаются с контрастным и подголосочным изложением. При изучении постепенно усложняющейся ткани подголосочной и контрастной полифонии вслушивание в раздельно исполняемые голоса и выявление их интонационных и ритмических красок может дополняться вокальным произнесением более сложных прослушиваемых эпизодов.

Другой ступенькой в овладении полифонии является знакомство с характерными для Баха структурами однотипного движения голосов и контрастным голосоведением. «Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах».

Следующим этапом изучения имитационной полифонии является знакомство с инвенциями, фугеттами, маленькими фугами. В отличие от контрастного двухголосия здесь каждая из двух полифонических линий часто обладает устойчивой мелодико-интонационной образностью. Уже при работе над образцами такой музыки слуховой анализ направлен на раскрытие как структурной, так и выразительной стороны тематического материала. После исполнения произведения педагогом необходимо перейти к кропотливому разбору полифонического материала. Расчленив пьесу на небольшие отрывки (чаще всего исходя их 3-х частной структуры) следует преступить к расчленению музыкально-смысловой и синтаксической сути темы и противосложения в каждом разделе, а также к интермедиям. В исполнительском раскрытии интонационной образности темы и противосложения решающая роль принадлежит артикуляции. Известно, как тонко найденные артикуляционные штрихи помогают раскрыть выразительные богатства голосоведения в произведениях Баха. Педагог, изучающий в классе инвенции Баха, может много найти поучительного в редакциях Бузони, Ландсгофа.

Изучение полифонических произведений является отличной школой слуховой и звуковой подготовки ученика к исполнению произведений любых жанров.

Итак, концентрация внимания и слуховой контроль исключительно важная роль в самом начальном периоде обучения, когда закладывается фундамент для формирования как общемузыкальных, так и профессиональных наклонностей ребенка. Творческая и методическая подготовка педагога к учебным занятиям тем полноценнее, чем глубже и доступнее он может раскрыть ученику образное содержание произведений, выразительность их музыкального языка, чем быстрее поможет найти целесообразные пути преодоления исполнительских трудностей. В процессе плодотворных занятий крепнет искусство педагога и успехи ученика. Разная степень восприимчивости ребенка, неодинаковая способность к закреплению нового исполнительского задания могут существенно влиять на характер и форму проводимого урока. Однако необходимыми качествами любого педагога является творческая настроенность, доброжелательное отношение к ученику любых возможностей, разумная требовательность. Залогом продуктивной работы педагога и ученика является общая заинтересованность в совместном творческом труде.

Литература:

Г.М.Цыпина. Психология музыкальной деятельности.
Б. Милич. Воспитание ученика-пианиста.
А.В.Малинковская. Искусство фортепианного интонирования.



Автор: Рапецкая Лариса Викторовна
Похожие материалы
Тип Название материала Автор Опубликован
разное Методическая разработка «Наполнение смыслом процесса обучения, концентрация внимания и слуховой контроль» Рапецкая Лариса Викторовна 7 Июн 2015
документ «Игровые упражнения, направленные на развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия. Коррекционная работа с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР» Шевченко Мария Викторовна 31 Мар 2015
документ Урок обучения грамоте 1 класс Учебник «Азбука» В.Г. Горецкий Тема: Буква «Я,я» и ее звуковое наполнение. Занудина Любовь Николаевна 31 Авг 2015
документ Методическая разработка «Подготовка лыжных трасс для учебного процесса по разделу «Лыжная подготовка»» Овчинников Сергей Иванович 21 Мар 2015
документ Методическая разработка «Организационное сопровождение учебного процесса по разделу «Лыжная подготовка»» Овчинников Сергей Иванович 13 Мая 2015
разное Методическая разработка по теме: «Развитие технологического мышления и построение технологического процесса изготовления деталей по профессии станочник» Сандалов Сергей Николаевич 31 Мар 2015
документ Методическая разработка для учителей-логопедов по теме:«Развитие мышления, внимания и ФВ на занятиях по грамоте» (обобщающее выпускное занятие) с детьми подготовительного дошкольного возраста . Тур Марина Николаевна 11 Апр 2016
документ Методическая разработка по теме "АКТИВИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ЭЛЕМЕНТАМ БАСКЕТБОЛА НА ОСНОВЕ САМООЦЕНКИ УЧАЩИХСЯ" Мавричев Сергей Владимирович 31 Мар 2015
документ Методическая разработка «Основные приемы обучения большому теннису младших школьников: «Школа мяча» и развитие координации». Осмоловская Надежда Владимировна 20 Ноя 2015
документ Методическая разработка по сенсорному развитию на тему:"Планирование по развитию зрительного восприятия и внимания у детей 2-3 года обучения". Ионычева Елена Владимировна 31 Мар 2015
документ МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА ПО ДИСЦИПЛИНАМ «МЕНЕДЖМЕНТ» И «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ» С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ Потемкина Анастасия Васильевна 27 Апр 2015
документ Методическая разработка «Влияние загадки, как жанра народного творчества, на развитие внимания, воображения, памяти, речи у детей начальных классов» Лебедева Татьяна Алексеевна 24 Янв 2016
документ МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА урока производственного обучения по профессии продавец, контролёр-кассир Тема урока «Организация продажи чая и чайных напитков». Гусева Татьяна Викторовна 20 Мар 2015
разное Методическая разработка открытого урока с использование современных средств обучения по информатике на тему: «Возможности динамических (электронных) таблиц» Обухова Ирина Николаевна 21 Мар 2015
документ Методическая разработка раздела учебной программы дисциплины «Физическая культура»Техника обучения плаванию Аверьянова Ирина Борисовна 21 Мар 2015
документ Методическая разработка «Музыкальные способности: музыкальность и её развитие у младших школьников в процессе обучения игре на фортепиано» Петрова Ольга Александровна 4 Ноя 2015
разное «Формирование и контроль техники плавания на первом году обучения» Юсупов Игорь Борисович 21 Мар 2015
разное Конспект и презентация к уроку обучения грамоте "Упражнение в чтение. Наблюдение над смыслом слов в предложении" Зубкова Елена Александровна 1 Сен 2015
разное Методическая разработка урока производственного обучения Тема: Изготовление конструкции ландшафтного дизайна «Вазон» Безбородов Николай Викторович 20 Мар 2015
документ Методическая разработка для преподавателей физической культуры по теме: «Развитие физической подготовленности студентов на основе индивидуализации и активных форм и методов обучения» ПИСКУНОВА ТАМАРА СТЕПАНОВНА 27 Сен 2015
презентация, документ Методическая разработка урока теоретического обучения по профессии «Мастер столярно-плотничных и паркетных работ» по теме «Макроскопическое строение древесины». Косякова Елена Витальевна 20 Мар 2015
документ Методическая разработка раздела дополнительной образовательной программы детского музыкального театра «Вдохновение» «Формирование детского голоса. Речевые игры и упражнения» 1-й год обучения Жбанова Юлия Константиновна 21 Дек 2015
документ Методическая разработка урока обучения грамоте по теме « Звук [г] и буква Г,г» (УМК «Школа России» 1 класс) кононенко татьяна викторовна 8 Апр 2016
документ Методическая разработка Организация педагогического процесса на уроках «Народно-сценического танца» для детей с ОВЗ Гаврилова Резида Венеровна 31 Мар 2015
документ Методическая разработка на тему: «Психологическая поддержка педагога как фактор психологической комфортности образовательного процесса» Емельянова Елена Леонидовна 4 Июл 2015
презентация Cтатья «Особенности развития детей с нарушенной слуховой функцией и направления коррекционно-педагогической работы». Твердунова Татьяна Викторовна 31 Мар 2015
документ «Совершенствование образовательного процесса на основе развивающих технологий обучения» 1.Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершен­ствования учебно-воспитательного процесса. 2.Условия формирования ведущей Криворотова Александра Николаевна 15 Окт 2015
документ Методическая разработка тема: «Контроль качества усвоения знаний учащимися на уроках ОБЖ» Чистякова Лидия Федоровна 20 Мар 2015
разное Методическая разработка комплекса занятий «Многообразие эмоций. Контроль над эмоциями» Кассис Светлана Николаевна 12 Апр 2015
документ ОПТИМИЗАЦИЯ УЧЕБНО–ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА. СПЕЦИФИКА ВЫПОЛНЕНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ПРЫЖКУ «КАЗАК» В СПОРТИВНОЙ АЭРОБИКЕ. Красношеина Светлана Борисовна 28 Сен 2015
документ Урок математики в 6-м классе по теме "«Процентная концентрация растворов»." Антонова Ольга Леонидовна 1 Апр 2015
документ Рабочая программа учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» СОГЛАСОВАНО ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Информационное обеспечение обучения 4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины Контроль и оценка результатов освоения дис Семченко Ольга Витальевна 20 Мар 2015
документ МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА урока производственного обучения по профессии «Токарь-универсал» по теме «Обработка цилиндрических отверстий» Жданов Анатолий Алексеевич 20 Мар 2015
документ Методическая разработка Тематический классный час «Доброе сердце» в классе «Особый ребенок – 12 год обучения» Карамышева Наталья Игоревна 30 Мар 2015
презентация, документ Методическая разработка урока по курсу «Основы шахматной игры».Тема урока: «Матовые комбинации. Тема блокировки» (второй год обучения) Сазонова Руфина Мунировна 4 Ноя 2015
документ Методическое сообщение по теме:«Планирование процесса обучения,методика преподавания урока фортепиано и организация домашней работы ученика» . Костина Алла Борисовна 20 Мар 2015
документ «Особенности сценирования образовательного процесса в рамках компетентностно-контекстной модели обучения и воспитания» Кизельбашева Ирина Владимировна 21 Мар 2015
презентация Презентация проекта «Здоровьесберегающие технологии как фактор повышения эффективности процесса обучения и воспитания в начальной школе» Сиско Елена Викторовна 30 Мар 2015
документ Обобщение опыта по теме: «Развитие произвольного внимания младших школьников в процессе обучения через использование учебно-дидактических игр в урочной и в неурочной деятельности». Астафьева Наталья Владимировна 15 Окт 2015
документ Методическая разработка урока по биологии на тему "Слуховой анализатор" 8 класс Шкурат Флюра Ягфаровна 21 Мар 2015