Конспект занятия «Краски пасмурного дня. Серый цвет с оттенками»
Конспект разработали:
педагог дополнительного образования:
Егорова Светлана Анатольевна
методист ЦДТ «Царицыно»
Некрасова Елена Николаевна
Занятие было проведено в коллективе изобразительного творчества «Колорит».
Педагог дополнительного образования Егорова С.А.
Группа первого года обучения.
Возраст: 7-9 лет.
Тема: «Краски пасмурного дня (+серый цвет). Серый цвет с оттенками (из 3-х основных цветов)».
Цель: Познакомить с новым способом получения серого цвета (из трёх основных цветов) и его оттенков. Использовать оттенки серого в пейзаже пасмурного дня и изображении воздушной среды (неба).
Задачи:
Ø Повторить основной способ получения серого цвета из смешения чёрного и белого цветов.
Ø Закрепить теоретические знания (цветоведение, основные понятия в рисунке, виды изобразительного искусства).
Ø Показать варианты тонального перехода - от черного к белому цвету (и с разными оттенками серого).
Ø На примере картин К. А. Коровина познакомить с выразительными свойствами серого цвета и его оттенков, переходами цвета от холодного к тёплому, а также показать контрастность при переходе планов от близкого к дальнему (к линии горизонта).
Ø Показать технику мазков при изображении неба, земли, травы и т.д.
Ø Продолжать обучать умениям и навыкам технике работы с гуашью.
Ø Развивать цветовое и тональное восприятие, колористическое цветовое видение.
Ø Развивать глазомер, наглядно-образное мышление, пространственную ориентацию.
Ø Передавать цветом (и оттенками) настроение, состояние в природе.
Ø Выполнять художественную работу с учётом принципов и законов композиционного построения и технологических этапов (последовательности).
Ø Воспитывать интерес к окружающему миру.
Ø Воспитывать аккуратность, работоспособность, культуру оформления работы.
Ø Воспитывать объективность самооценки, тактичность и доброжелательность в оценке чужой деятельности.
Структура занятия.
I этап. Организационный – 5 минут.
· Подготовка рабочего места.
II этап. Основной – 1 час 40 минут.
· Объяснение темы занятия.
· Беседа.
· Выполнение практической работы (1 часть).
· Перерыв.
· Выполнение практической работы (2 часть).
III этап. Заключительный – 15 минут.
· Мини-выставка.
· Обсуждение итогов занятия.
· Уборка рабочего места.
Необходимые материалы и оборудование:
· Бумага.
· Карандаш.
· Ластик.
· Набор кисточек.
· Краски гуашь.
· Стакан для воды.
· Тряпочка х/б.
· Мольберты.
· Наглядное пособие – цветовые карточки тональных переходов.
· Репродукции картин К. А. Коровина.
· Детские работы по теме.
Методы обучения:
o наглядные;
o словесные.
Литература.
1. Иванова О., Аллахвердова Е. «Акварель. Практические советы». Москва. АСТ. Астрель, 2001.
2. Арнхейм Р. «Искусство и визуальное восприятие». БГК им. И. А. Бодуэна де Куртенэ, 2000.
3. Киселёв М. Ф. «Константин Алексеевич Коровин». Москва. Изд. Искусство, 1971.
Ход занятия
I. Организационный этап.
Подготовка рабочего места.
II. Основной этап.
Объяснение педагога. Как правило, этюды пейзажей пишут на пленере, т. е. на природе, под открытым небом. Перед тем как отправиться на пленер, необходимо узнать некоторые правила в работе над пейзажем.
Настроение в картине передается через цвет. Значит, главный акцент в пейзаже - это колорит, общая колористическая гамма. Однако работу над этюдом следует начинать с выбора мотива и точки зрения, которая определяет композиционный центр пейзажа.
Мы сегодня нарисуем пейзаж, в котором передадим краски пасмурного дня.
Смотрим репродукции картин.
Выясняем, что основной цвет - серый.
Педагог. Однако серый цвет везде имеет разные оттенки.
Мы знаем, что серый цвет можно смешать из черной и белой краски, меняя соотношения красок мы получим нюансы - от светло-серого до темно-серого. Теплый или холодный серый можно получить, добавив теплые или холодные цвета.
Показ «Цветовых карточек тональных переходов. Приложение № 1.
Но есть еще один способ получения серого цвета - можно смешать 3 основных цвета (красный, синий, желтый). Добавив белый цвет можно изменить тональность цвета.
Смешивая краски таким способом, цвета получаются несколько разными: то чуть теплее, то чуть холоднее. Чередуя мазки, изображая небо, плоскость листа зрительно исчезает, т.е. теплые цвета ощущаются ближе (приближаются), а холодные удаляются. Вибрация цвета дает ощущение воздушной среды и очень подходит для изображения неба.
Рассматривают репродукции К. Коровина. Приложение № 2.
Для изображения земли, выбираем нужные цвета (повторение пройденного материала). Яркие, насыщенные цвета (земли, травы) будут вблизи, т.е. внизу пространства листа.
Удаляясь, а значит, приближаясь к линии горизонта на цвет земли заметно влияние цвета неба.
Таким образом, добавив краски неба в краски земли вдали, мы создаем воображаемое пространство в картинной плоскости, решая проблему колорита, колористической гаммы, цветового единства в пейзаже.
При написании деревьев необходимо обращать внимание на размер, образ дерева, его очертание, строение и наклон веток, цвет стволов.
Чтобы вписать в заданное пространство любые изображения, следует использовать уже имеющиеся краски неба.
III. Заключительный этап.
Организация мини-выставки готовых работ. Приложение № 3.
Обсуждаем удачные моменты в рисунках и над чем еще можно работать.
Уборка рабочего места.
Автор: Светлана Анатольевна Егорова